Технологическая карта урока для 3 класса на тему: «Непроизносимые согласные в корне слова»
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)
Тип урока: открытие нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_antukova_e.n.docx | 522.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Антукова Елена Николаевна | |||
ОУ: ГБОУ СОШ №270 Красносельского района Санкт-Петербурга имени А.Е.Березанского | |||
Класс: 3 «Г» | |||
УМК: «Школа России» | |||
Предмет: Русский язык | |||
Тема: «Непроизносимые согласные в корне слова» | |||
Тип урока: Открытие нового знания | |||
Цель урока: Создать условия для ознакомления обучающихся с правописанием слов с непроизносимыми согласными в корне слова. | |||
Задачи: 1. Познакомиться с понятием непроизносимые согласные в корне слова. 2. Наблюдать над произношением и написанием слов с непроизносимыми согласными в корне слова. 3. Развивать умение подбирать проверочные слова. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные
с непроизносимыми согласными в корне
с непроизносимыми согласными в корне | Метапредметные Познавательные УУД:
в устной и письменной форме
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
для взаимодействия в парах при выполнении учебных заданий
в диалог, уметь выражать свои мысли
| Личностные
к родному русскому языку
и личностный смысл учения
| |
Ресурсы урока: Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, колонки), презентация, учебник по русскому языку В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого УМК «Школа России» 1 часть, словарь С.И. Ожегова, карточки с заданиями, рабочие тетради, планшеты, сигнальные карточки | |||
Ход урока: | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Организационный момент | |||
Ребята, начинаем урок русского языка. Поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей. Прошу проверить готовность к уроку. На парте: учебник, тетрадь, планшет, дневник, пенал, конверт с заданиями, сигнальные карточки. Мы готовы начать урок. Присаживайтесь. Проверьте посадку. | Приветствуют учителя и гостей. Проверяют готовность к уроку. Проверяют посадку. | ||
Мотивация к деятельности | |||
Учитель открывает презентацию. - Обратимся к высказыванию великого философа. Посмотрите на экран. Учитель читает высказывание: «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж. Ж. Руссо) (слайд 1) -Подберите однокоренные слова к слову «талантливые». -Предположите, что обозначает слово «талант»? -Давайте проверим ваши предположения в толковом словаре. Талант – это выдающиеся врождённые качества, особые природные способности. -Наше предположение оправдалось. -Есть дети, талантливые от природы, а есть те, талант которых сразу трудно заметить. Как вы думаете , какой человек знает своего ребёнка лучше остальных? Кто смог первым рассмотреть ваш талант? -Разумеется, мама! *Играет музыка, на экране картина. (слайд 2) -Ребята, какой праздник напоминает об уважении и любви к маме? -Сегодня мы с вами окунёмся в этот волшебный день – День матери. | Обучающиеся смотрят на экран, видят текст. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Делают предположения. Читают определение слова «талант» в толковом словаре С.И. Ожегова. Отвечают на вопросы. Смотрят на экран, слушают мелодию. Отвечают на вопрос. | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
Минутка чистописания. Словарная работа. | |||
-Откройте тетради. Запишите число. Классная работа. Я тетрадь свою открою и наклонно положу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь. -Наши мамы очень любят цветочные орнаменты. Давайте создадим красивый орнамент в нашей тетради. -Подготовьте планшет. Элемент какой буквы не дописан? Покажите на планшете. -Посмотрите на слайд. Здесь, помимо буквы «вэ», есть другие буквы. Цветочек рассыпался. Соберите его скорее. (слайд 3) -Что за слово у вас получилось? Запишите его на своих планшетах. -Ребята, а какие чувства вы испытываете к своей маме? -Произнесите наше новое словарное слово. -Какой звук мы не слышим? Запишем новое словарное слово в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните согласный звук, чтобы он больше не терялся. -Составьте предложение со словом «чувство». (слайд 4) -Запишите предложение в тетрадь. -Найдите в этом предложении слова, в которых теряются при произношении согласные звуки. Подчеркните буквы, обозначающие эти звуки. Каждый выполните это задание самостоятельно. Будьте внимательны. -Сравните работу с образцом. Если вы нашли согласные в обоих словах, значит, задание выполнено в полном объёме. На полях нарисуйте цветочек, закрашенный зелёным цветом. Если нашли согласный в одном слове, то жёлтый цветок. Если совсем не смогли найти, цветок закрашиваем красным цветом. -Покажите нашим гостям с помощью сигнальной карточки, как вы справились с этим заданием. | Записывают дату в тетради, указывают вид работы. Проверяют посадку. Работают над чистописанием в тетради. Замечают, что «в». Записывают на планшете. Показывают. Смотрят на экран. Видят буквы: в, ч, с, т, о, в, у. Составляют слово «чувство». Записывают на планшетах. Показывают. Отвечают на вопрос. Произносят хором. Понимают, что «в», отвечают. Работают в тетради. Видят отдельные слова, составляют предложение: «Чувством любви я поделюсь с мамой в праздничный день.» Записывают предложение в тетрадь. Подчёркивают «в» в слове «чувством» и «д» в слове «праздничный». Проверяют себя, оценивают. Сигнализируют. | ||
Организация познавательной деятельности | |||
Тема урока. Целеполагание. | |||
Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Что же делать, как нам быть? Как проблему-то решить? -Как вы думаете, какая тема урока? -Чему мы научимся? -Где сможем применять полученные знания? -Вспомните изученные нами орфограммы. Что необходимо сделать, чтобы грамотно написать слова с безударным гласным? Парным согласным в корне слова? -Как вы думаете, что надо сделать, чтобы правильно написать слова с непроизносимым согласным в корне слова? Подойдут ли такие же способы проверки? -Проверим ваши предложения. Откройте учебник на странице 118. Прочитайте правило. Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук, - это орфограмма. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо. (слайд 5) -А кто ещё может предложить другой способ проверки согласного? -Запомните, чаще всего непроизносимые согласные встречаются в сочетаниях здн (праздник), лнц (солнце), вств (здравствуй), рдц (сердце) и являются звуками в, д, т, л и др. (слайд 6) -Когда в слове встречаются сразу три или четыре согласных, один из них может не произноситься. Однако буквой эти звуки обозначаются. Это надо запомнить. | Слушают, настраиваются на дальнейшую работу. Отвечают на вопросы. Вспоминают правила, изученные ранее. Высказывают предположения. Работают с учебником, читают правило. Предлагают произнести слово ласково. Или предлагают изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук или звонкий согласный. Смотрят на слайд, запоминают. | ||
Физкультминутка (слайд 7) | |||
Работа по теме урока | |||
-Наши мамы – большие сладкоежки. Я предлагаю поработать в парах и собрать для мам сладкие подарки. Перед вами две корзины. Сложите в одну только те конфеты, на которых записаны слова с непроизносимыми согласными в корне. Остальные конфеты положите в другую корзину. Соедините конфеты с корзинками стрелочками. (слайд 8) -Кто готов, покажите. -Проверим работу. (слайд 9) -Что объединяет эти слова? К кому обращены слова, записанные на конфетах? -Кто хочет подарить такие комплименты своей маме? Поднимите руку. Но чтобы дарить комплименты, важно уметь их правильно писать. -Что надо сделать, чтобы грамотно написать слова с непроизносимыми согласными? -Перед вами конфеты. Попробуйте подобрать однокоренные проверочные слова к нашим словам. Запишем пары слов: проверочное-проверяемое. Начинаем запись с проверочного слова. Выделим корни в этих словах. Наш непроизносимый согласный находится в корне слова. Подчеркнём его. В проверочном слове я чётко слышу согласный, подчёркиваю его двумя чертами. Слышу громко, слышу чётко! -Со словом «счастливая» поработайте самостоятельно. -Проверьте работу. Оцените на полях цветками зелёного, жёлтого или красного цвета. Работа выполнена полностью, частично или столкнулись со сложностью. -Покажите при помощи сигнальной карточки, как вы справились с заданием. | Работают в парах. Кладут в одну корзину слова: «счастливая», «прелестная», «честная». Все остальные в другую корзину. Показывают готовность, соединяя руки «домиком». Сравнивают с образцом. Отвечают на вопросы. Поднимают руку. Обращаются к словам правила, что надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо. Выполняют задание у доски и в тетрадях. Записывают слова парами: прелесть-прелестная честь-честная Выделяют орфограмму. Выполняют задание без подсказки на доске. Сравнивают свою работу с образцом. Сигнализируют. | ||
Физкультминутка (слайд 10) | |||
Самостоятельная работа. Закрепление. | |||
-А сейчас мы поработаем по учебнику. Выполним упражнение 225. Продолжаем записывать слова парами. Выделяем корень. Подчёркиваем букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву в проверочном слове. Ребята первого варианта работают со словами первого столбика, второй вариант выполняет второй столбик. -Предлагаю поменяться с соседом тетрадями. Проверьте качество выполнения работы. Нарисуйте на полях цветок зелёного, жёлтого или красного цвета. -Покажите при помощи сигнальной карточки, как вы справились с заданием. Во время выполнения упражнения 225 учитель просматривает классную работу обучающихся, которые принимали активное участие в ходе урока: знают правила, отвечали на вопросы, работали у доски. Оценивает на полях. Аргументирует. | Работают самостоятельно в тетради. Взаимопроверка. Сигнализируют. | ||
Итог урока. Рефлексия . | |||
-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? -Чему мы научились ? -Как проверить написание непроизносимого согласного в корне слова? -Вернёмся к высказыванию, с которого начался наш урок. «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж. Ж. Руссо) (слайд 11) -Каждый из вас проявил сегодня свой талант: - кто-то с лёгкостью составил предложение из слов, -кто-то быстро и чётко подбирал однокоренные проверочные слова, -кто-то правильно рассуждал. Подведём итог вашей работы. Посмотрите, цветочков какого цвета на полях оказалось больше. Если зелёного, значит, все задания были ясны и выполнены верно. Тема урока усвоена в полном объёме. Преобладает жёлтый цвет, будь внимательнее и разбери ошибки. Если есть цветочки красного цвета, надо подойти к учителю и разобрать то, что было непонятно. Главное, не огорчайтесь! Следуйте совету из высказывания, постоянно работайте над собой, ставьте новые цели для стремления к их достижению. -Покажите гостям с помощью сигнальной карточки, что у вас получилось. (слайд 12) | Отвечают на вопросы. Смотрят на экран, видят текст. Рефлексия. Сигнализируют. | ||
Домашнее задание | |||
-Открываем дневник. Записываем домашнее задание. Учебник с.118 выучить правило. Запомнить правописание нового словарного слова. | Записывают в дневник домашнее задание. | ||
-Творческое задание: предлагаю вам применить знания, полученные на уроке, в жизни, а также проявить свой талант! На уроке технологии мы с вами изготовили открытки. Вам необходимо дописать пожелание для наших дорогих и любимых мамочек и дома вклеить в свою открытку. В тексте пропущены слова с непроизносимыми согласными в корне. Обязательно поделитесь с мамой чувством любви в праздничный воскресный день! (слайд 13) Дорогая мамочка, поздравляю тебя с ____( праздником)! Пусть _____(солнце) светит ярко, а ______(сердце) бьётся от радости! Дарю тебе эти _____(прелестные) цветы! Будь_____(счастлива), моя родная! -Урок окончен. Вы свободны. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе по теме "Непроизносимые согласные в корне слова"19.12.22
Урок русского языка в 3 классе по УМК "Школа России"...
Урок русского языка в 3 классе по теме "Непроизносимые согласные в корне слова" ОС"Школа 2100"
Методическая разработка урока с применением деятельностного метода с указанием деятельности учителя и учащихся. Имеется презентация и ссылка на электронный ресурс....
Конспект урока русского языка по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова», 3 класс.
Развитие умений наблюдать за орфограммами – буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание....
Урок русского языка во 2 классе по теме "Непроизносимые согласные в корне слов"
Урок введения новых знаний. Соответствует ФГОС НОО. Умк "начальная школа 21 века".Автор Иванов С.В., Кузнецова М. И....
Урок русского языка в 3-м классе по теме"Непроизносимые согласные в корне слова"
Познакомить детей с непроизносимыми согласными;учить находить непроизносимую согласную в словах; воспитывать интерес к русскому языку и чтен...
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме «Непроизносимые согласные в корне слова»
Презентация, помогающая раскрыть тему урока, развить интерес учеников к предмету...
конспект урока по русскому языку 3 класс по теме:Непроизносимые согласные в корне слова.
увлекательный урок с использованием ИКТ...