Технологическая карта урока для 3 класса на тему: «Непроизносимые согласные в корне слова»
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: Создать условия для ознакомления обучающихся с правописанием слов 
с непроизносимыми согласными в корне слова.
Задачи: 1. Познакомиться с понятием непроизносимые согласные в корне слова.
2. Наблюдать над произношением  и написанием слов с непроизносимыми согласными 
в корне слова.
3. Развивать умение подбирать проверочные слова.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_antukova_e.n.docx522.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Антукова Елена Николаевна

ОУ: ГБОУ СОШ №270 Красносельского района Санкт-Петербурга

имени А.Е.Березанского

Класс: 3 «Г»

УМК: «Школа России»

Предмет: Русский язык

Тема: «Непроизносимые согласные в корне слова»

Тип урока: Открытие нового знания

Цель урока: Создать условия для ознакомления обучающихся с правописанием слов

с непроизносимыми согласными в корне слова.

Задачи: 1. Познакомиться с понятием непроизносимые согласные в корне слова.

2. Наблюдать над произношением  и написанием слов с непроизносимыми согласными

в корне слова.

3. Развивать умение подбирать проверочные слова.

Планируемые результаты

                 Предметные

  • распознавать слова

с непроизносимыми согласными в корне

  • подбирать проверочные слова, используя правило
  • правильно писать слова

с непроизносимыми согласными в корне

Метапредметные

Познавательные УУД:

  • учить выделять и формулировать познавательную цель
  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, отнесения к известным понятиям
  • на основе анализа делать выводы, развивать умение рассуждать, доказывать, строить речевое высказывание

в устной и письменной форме

  • извлекать информацию из предложенного задания

Регулятивные УУД:

  • понимать и сохранять целевые установки урока
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами в ходе освоения приёмов работы
  • формулировать выводы из изученного материала
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Коммуникативные УУД:

  • учить инициативно сотрудничать с учителем и сверстниками
  • создать условия

для взаимодействия

в парах при выполнении учебных заданий

  • учить уметь слушать собеседника и вступать

в диалог, уметь выражать свои мысли

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Личностные

  • проявлять интерес

к родному русскому языку

  • понимать мотивы учебной деятельности

и личностный смысл учения

  • сознавать себя частью учебного коллектива

Ресурсы урока: Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, колонки), презентация, учебник по русскому языку В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого УМК «Школа России» 1 часть, словарь С.И. Ожегова, карточки с заданиями, рабочие тетради, планшеты, сигнальные карточки

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организационный момент

Ребята, начинаем урок русского языка. Поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей.

Прошу проверить готовность к уроку.

На парте: учебник, тетрадь, планшет, дневник, пенал, конверт с заданиями, сигнальные карточки.

Мы готовы начать урок. Присаживайтесь. Проверьте посадку.

Приветствуют учителя и гостей.

Проверяют готовность к уроку.

Проверяют посадку.

Мотивация к деятельности

Учитель открывает презентацию.

- Обратимся к высказыванию великого философа. Посмотрите на экран.

Учитель читает высказывание:

 «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»  

(Ж. Ж. Руссо)

(слайд 1)

-Подберите однокоренные слова  к слову «талантливые».

-Предположите, что обозначает слово «талант»?

-Давайте проверим ваши предположения в толковом словаре.

Талант – это выдающиеся врождённые качества, особые природные способности.

-Наше предположение оправдалось.

-Есть дети, талантливые от природы, а есть те, талант которых сразу трудно заметить. Как вы думаете , какой человек знает своего ребёнка лучше остальных? Кто смог первым рассмотреть ваш талант?

-Разумеется, мама!

*Играет музыка, на экране картина.

(слайд 2)

-Ребята, какой праздник напоминает об уважении и любви к маме?

-Сегодня мы с вами окунёмся в этот волшебный день – День матери.

Обучающиеся смотрят на экран, видят текст.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Делают предположения.

Читают определение слова «талант» в толковом словаре С.И. Ожегова.

Отвечают на вопросы.

Смотрят на экран, слушают мелодию. 

Отвечают на вопрос.

Актуализация необходимых знаний

Минутка чистописания. Словарная работа.

-Откройте тетради.

Запишите число.

Классная работа.

Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь.

-Наши мамы очень любят цветочные орнаменты. Давайте создадим красивый орнамент в нашей тетради.

-Подготовьте планшет. Элемент какой буквы не дописан? Покажите на планшете.

-Посмотрите на слайд.

Здесь, помимо буквы «вэ», есть другие буквы. Цветочек рассыпался. Соберите его скорее.

(слайд 3)

-Что за слово у вас получилось? Запишите его на своих планшетах.

-Ребята, а какие чувства вы испытываете

к своей маме?

-Произнесите наше новое словарное слово.

-Какой звук мы не слышим?

Запишем новое словарное слово в тетрадь.

Поставьте ударение, подчеркните  согласный звук, чтобы он больше не терялся.

-Составьте предложение со словом «чувство».

(слайд 4)

-Запишите предложение в тетрадь.

-Найдите в этом предложении слова, в которых теряются при произношении согласные  звуки. Подчеркните буквы, обозначающие  эти звуки. Каждый выполните это задание самостоятельно. Будьте внимательны.

-Сравните работу с образцом. Если вы нашли согласные в обоих словах, значит, задание выполнено в полном объёме. На полях нарисуйте цветочек, закрашенный зелёным цветом. Если нашли согласный в одном слове, то жёлтый цветок. Если совсем не смогли найти, цветок закрашиваем красным цветом.

-Покажите нашим гостям с помощью сигнальной карточки, как вы справились

с этим заданием.

Записывают дату в тетради, указывают вид работы.

Проверяют посадку.

Работают над чистописанием в тетради.

Замечают, что «в». Записывают на планшете. Показывают.

Смотрят на экран.

Видят буквы: в, ч, с, т, о, в, у.

Составляют слово «чувство».

Записывают на планшетах. Показывают.

Отвечают на вопрос.

Произносят хором.

Понимают, что «в», отвечают.

Работают в тетради.

Видят отдельные слова, составляют предложение: «Чувством любви я поделюсь с мамой в праздничный день.»

Записывают предложение в тетрадь.

Подчёркивают «в» в слове «чувством» и «д» в слове «праздничный».

Проверяют себя, оценивают.

Сигнализируют.

Организация познавательной деятельности

Тема урока. Целеполагание.

Иногда согласные играют с нами в прятки.

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Что же делать, как нам быть?

Как проблему-то решить?

-Как вы думаете, какая тема урока?

-Чему мы научимся?

-Где сможем применять полученные знания?

-Вспомните изученные нами орфограммы. Что необходимо сделать, чтобы грамотно написать слова с безударным гласным?  Парным  согласным в корне слова?

-Как вы думаете, что надо сделать, чтобы правильно написать слова с непроизносимым согласным в корне слова? Подойдут ли такие же способы проверки?

-Проверим ваши предложения. Откройте  учебник на странице 118. Прочитайте правило.

Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук, - это орфограмма. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.

(слайд 5)

-А кто ещё может предложить другой способ проверки согласного?

-Запомните, чаще всего непроизносимые  согласные встречаются  в сочетаниях  здн (праздник), лнц (солнце), вств (здравствуй), рдц (сердце) и являются звуками в, д, т, л  и др.

(слайд 6)

-Когда в слове встречаются сразу три или четыре согласных, один из них может не произноситься. Однако буквой эти звуки обозначаются.

Это надо запомнить.

Слушают, настраиваются на дальнейшую работу.

Отвечают на вопросы.

Вспоминают правила, изученные ранее.

Высказывают предположения.

Работают с учебником, читают правило.

Предлагают произнести слово ласково. Или предлагают изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук или звонкий согласный.

Смотрят на слайд, запоминают.

Физкультминутка (слайд 7)

Работа по теме урока

-Наши мамы – большие сладкоежки. Я предлагаю поработать в парах и собрать для мам сладкие подарки. Перед вами две корзины. Сложите в одну только те конфеты, на которых записаны слова с непроизносимыми согласными в корне. Остальные конфеты положите в другую корзину. Соедините конфеты с корзинками стрелочками.

(слайд 8)

-Кто готов, покажите.

-Проверим работу.

(слайд 9)

-Что объединяет эти слова? К кому обращены слова, записанные на конфетах?

-Кто хочет подарить такие комплименты своей маме? Поднимите руку. Но чтобы дарить комплименты, важно уметь их правильно писать.

-Что надо сделать, чтобы грамотно написать слова с непроизносимыми согласными?

-Перед вами конфеты. Попробуйте подобрать однокоренные  проверочные слова  к нашим словам. Запишем пары слов: проверочное-проверяемое. Начинаем запись с проверочного слова. Выделим корни в этих словах. Наш непроизносимый согласный  находится в корне слова. Подчеркнём его. В проверочном слове я чётко слышу согласный, подчёркиваю его двумя чертами. Слышу громко, слышу чётко!

-Со словом «счастливая» поработайте самостоятельно.

-Проверьте работу. Оцените на полях цветками зелёного, жёлтого или красного цвета. Работа выполнена полностью, частично или столкнулись со сложностью.

-Покажите при помощи сигнальной карточки,  как вы справились с заданием.

Работают в парах. Кладут в одну корзину слова: «счастливая», «прелестная», «честная». Все остальные в другую корзину.

Показывают готовность, соединяя руки «домиком».

Сравнивают с образцом.

Отвечают на вопросы.

Поднимают руку.

Обращаются к словам правила, что надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.

Выполняют задание у доски и в тетрадях.

Записывают слова парами:

прелесть-прелестная

честь-честная

Выделяют орфограмму.

Выполняют задание без подсказки на доске.

Сравнивают свою работу с образцом.

Сигнализируют.

Физкультминутка (слайд 10)

Самостоятельная работа. Закрепление.

-А сейчас мы поработаем по учебнику. Выполним упражнение 225. Продолжаем записывать слова парами. Выделяем корень. Подчёркиваем букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву в проверочном слове. Ребята первого варианта работают со словами первого столбика, второй вариант выполняет второй столбик.

 -Предлагаю поменяться с соседом тетрадями. Проверьте качество выполнения работы. Нарисуйте на полях цветок зелёного, жёлтого или красного цвета.

-Покажите при помощи сигнальной карточки,  как вы справились с заданием.

Во время выполнения упражнения 225 учитель просматривает классную работу обучающихся, которые принимали активное участие в ходе урока: знают правила, отвечали на вопросы, работали у доски. Оценивает на полях. Аргументирует.

Работают самостоятельно в тетради.

Взаимопроверка.

Сигнализируют.

Итог урока. Рефлексия .

-Какую цель мы ставили перед собой

 в начале урока?

-Чему мы научились ?

-Как проверить написание непроизносимого согласного в корне слова?

-Вернёмся к высказыванию, с которого начался наш урок.

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»  

(Ж. Ж. Руссо)

(слайд 11)

-Каждый из вас проявил сегодня свой талант:

- кто-то с лёгкостью составил предложение из слов,

-кто-то быстро и чётко подбирал однокоренные проверочные слова,

-кто-то правильно рассуждал.

Подведём итог вашей работы. Посмотрите, цветочков какого цвета на полях оказалось больше.

Если зелёного, значит, все задания были ясны и выполнены верно. Тема урока усвоена в полном объёме.

Преобладает жёлтый цвет, будь внимательнее и разбери ошибки.

Если есть цветочки красного цвета, надо подойти к учителю и разобрать то, что было непонятно. Главное, не огорчайтесь! Следуйте совету из высказывания,  постоянно работайте над собой, ставьте новые цели для стремления к их достижению.

-Покажите гостям с помощью сигнальной карточки, что у вас получилось.

(слайд 12)

Отвечают на вопросы.

Смотрят на экран, видят текст.

Рефлексия.

Сигнализируют.

Домашнее задание

-Открываем дневник. Записываем домашнее задание.

Учебник с.118 выучить правило. Запомнить правописание нового словарного слова.

Записывают в дневник домашнее задание.

-Творческое задание: предлагаю вам применить знания, полученные на уроке, в жизни, а также проявить свой талант! На уроке технологии мы с вами изготовили открытки. Вам необходимо дописать пожелание для наших дорогих и любимых мамочек и дома вклеить в свою открытку. В тексте пропущены слова с непроизносимыми согласными в корне. Обязательно поделитесь с мамой чувством любви в праздничный воскресный день!

(слайд 13)

Дорогая мамочка, поздравляю тебя

с ____( праздником)!

Пусть _____(солнце) светит ярко, а ______(сердце) бьётся от радости!

Дарю тебе эти _____(прелестные) цветы!

Будь_____(счастлива), моя родная!

-Урок окончен. Вы свободны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме "Непроизносимые согласные в корне слова" ОС"Школа 2100"

Методическая разработка урока с применением деятельностного метода с указанием деятельности учителя и учащихся. Имеется презентация и ссылка на электронный ресурс....

Конспект урока русского языка по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова», 3 класс.

Развитие умений наблюдать за орфограммами – буквами непроизносимых согласных в корне слова,  находить в словах эту орфограмму и объяснять написание....

Урок русского языка во 2 классе по теме "Непроизносимые согласные в корне слов"

Урок введения новых знаний. Соответствует ФГОС НОО. Умк "начальная школа 21 века".Автор Иванов С.В., Кузнецова М. И....

Урок русского языка в 3-м классе по теме"Непроизносимые согласные в корне слова"

Познакомить детей с непроизносимыми согласными;учить находить непроизносимую согласную в словах;        воспитывать интерес к         русскому языку и чтен...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме «Непроизносимые согласные в корне слова»

Презентация, помогающая раскрыть тему урока, развить интерес учеников к предмету...