Конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Светлана Анатольевна Стрельцова

Знакомит с признаками однокоренных слов; развивает умение сравнивать слова, подбирать однокоренные; учить выделять общую часть родственных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе.

Тема урока: «Общее понятие об однокоренных словах».

Цели урока: ознакомить с признаками однокоренных слов; развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные; учить выделять общую часть родственных слов.

Оборудование:

презентация «В царстве корней», плакаты к уроку, таблица «Состав слова», опорные слова, индивидуальные карточки учащихся, учебник «Русский язык — 2 класс» (автор: Т.Г.Рамзаева)

Литература:

Т.Г.Рамзаева «Русский язык. 2 класс» «Дрофа» М. 2009 г.

Г.Александрова «Русский язык. Нескучный учебник», «Тригон» СПб 1998 г.

О.И.Дмитриева, О.В.Казакова «Поурочные разработки по русскому языку»

М. «Вако» 2009 г.

Ход урока.

  1. Сообщение темы и целей урока.
  • Громко прозвенел звонок –
    Начинается урок.
    Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
    Работаем старательно, слушаем внимательно.
  • Ребята, сейчас у нас урок родного языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
  • Сегодня мы совершим путешествие в лесное царство корней.
  • Слайд № 1.

2. Чистописание (Слайд № 2)

  • Отгадайте загадку: «Весной веселит, летом холодит,
    Осенью питает, зимой согревает».
  • Какие названия пород деревьев имеют непроверяемые безударные
  • гласные?

Дд дд дерево берёза осина

Дерево живет корнями, а человек друзьями.

3. Работа по теме урока.

  • Слайд № 3
  • значение слова «корень»:

подземная часть растения,

часть волоса, зуба, ногтя,

начало, источник чего-либо.

«Так же как и у кустов, корень слова есть у слов».

  • Что же такое корень? Послушайте сказку:

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.

  • Слайд № 4. Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными
  • Учебник стр. 155.
  • Слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. “Смотри в корень” или “зри в корень”. Это означает: “Выдели самое главное”. Слов без корня не бывает. Это центр слова. Чем чаще употребляют корень в жизни, тем больше у него родственников, однокоренных слов.
  • Работа по учебнику: упр. 291.
  • Какие слова называются родственными?
  • Как называется общая часть?
  • Какие слова называются однокоренными?

  • Слайд № 5: «Как растут слова»:

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

  • Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.

4. Физкультминутка.

5. Закрепление изученного материала.

  • А сейчас мы подошли к лесной речке. Слайд № 6.
  • Найдите однокоренные слова на картинке и запишите: «Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить».
  • Слайд № 7. Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянул на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
  • Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
  • Почему гости не сразу приметили чужака?
  • Не поможете ли вы ему найти родственников?

(Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).

  • Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».
  • Слайд № 8. «Какое слово лишнее?»

Списать однокоренные слова, выделить корень.

Лес, лесной, лестница, лесник.

Гора, гореть, горный, пригорок.

Тепло, теплица, тёплый, жаркий.

Гриб, грибок, грибной, грибница.

  • Слайд № 9. Выписать однокоренные слова, выделить корень.

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает: гусята гуляют гуськом;

Тот же, кто близко знаком с гусаком,

К ним не рискнет подойти босиком.

Гусята, гуськом, с гусаком.

Родня ли Гусеница Гусю?

  • Слайд № 10. Найти семью родственных слов.

Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж
И его ежиха.

Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребенок был у них -
Очень тихий ежик.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

6. Итог урока.

  • Какие слова называются родственными?
  • Что такое корень слова?
  • Какие слова называются однокоренными?
  • Домашнее задание: упр. 293.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...