Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_orfograficheskoy_zorkosti_na_urokah.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости на уроках

русского языка.

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры.

Основы правописания закладываются в начальных классах. Русская начальная

школа накопила богатый опыт обучения правописанию , нашедший отражение

в трудах К.Д.Ушинского , Н.А. Корфа, Д.И.Тихомирова, В.А.Флёрова .

В начальных классах мы видим три линии овладения правописанием: обучение

правописанию на основе соотнесения звука и буквы, на основе фонематического

слуха учащихся;

обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного

состава , на основе проговаривания и списывания , использования словарей;

обучение правописанию на основе проверки орфограмм с применением правил,

то есть путём решения грамматико - орфографических задач.

Орфография- это совокупность (система) правил , обеспечивающих единообразие написаний . Важно, чтобы дети поняли, что правописание слов почти всегда мотивировано.

Например, заглавная буква позволяет отличать имена и фамилии от других слов;

корень в родственных словах пишем одинаково, чтобы не исказить его значение,

чтобы понятнее было родство слов.

Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти областях

письма:

а) правила правописания безударных гласных в корнях слов, приставках, окончаниях;

звонких и глухих согласных в слабых позициях – также в корнях слов, приставках и суффиксах;

б) при выборе слитного или раздельного написания слов;

в) при употреблении прописных букв в начале предложения и в именах собственных;

г) при переносе частей слов с одной строки на другую;

д) при сокращении слов и их сочетаний.

Есть в русском языке слова, которые пишутся так, как принято: либо в соответствии

с традицией родного языка: «калач», «собака», «корова», либо сохраняют написание

по языку источнику: «касса», «магазин». Эти слова усваиваются запоминанием,

а проверяются с помощью орфографического словаря.

Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, служит орфограмма, то есть написание, требующее проверки. Орфограммой может быть отдельная буква, сочетание букв, морфема, стык морфем, позиция между словами, место разделения слова при переносе на другую строку. В орфограмме всегда есть не менее двух предполагаемых написании; один из этих вариантов выбирает пишущий.

Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если школьник её замечает. По данным обследований, более чем у 30% учащихся умение видеть орфограмму (так называемая орфографическая зоркость) формируется стихийно. Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звуко-буквенного анализа слов.

Школьники не всегда видят орфограмму: их орфографическая зоркость в начальных

классах ещё слабо развита. Для обучения распознаванию орфограмм существенное

значение имеют опознавательные признаки орфограмм. Главный опознавательный

признак орфограммы- это несовпадение буквы и звука, написания и произношения.

Выявлению и запоминанию таких несовпадений способствует звуко-буквенный анализ

и синтез, постоянно проводимые в нач. классах с самых ранних этапов обучения.

Общие опознавательные признаки орфограмм: первая группа признаков- расхождение

между звуком и буквой, между произношением и написанием; вторая группа – «опасные

звуки и звукосочетания, буквы и буквосочетания; третья группа- выделение морфем

прогнозирование орфограмм в них.

Практическая работа учащихся над орфограммами в большинстве случаев опирается

на правила, которые эффективны лишь в случае их точного, уместного и быстрого применения. Малейшая неточность в знании и применении правил, их замедленное применение приводит к ошибкам.

В начальных классах используются в орфографической работе правила следующих типов:

1.Правило- указание или запрещение. Оно не требует рассуждения и сложного действия. Пример такого правила – правописание гласных после шипящих: «жи», «ши», «ча», «ща», «чу», «щу». Данное правило не имеет своего алгоритма, точнее , его алгоритм состоит всего из одного действия- «шага». Примеры правил – запрещений:

«В сочетаниях «чк», «чн» мягкий знак не пишется: «почка», «сочный»;

«Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую»

«Буква й при переносе не не отделяется от гласной: «лей-ка», «мой-ся»;

«При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится: «касс-са», «длин-ный».

2.Правило – указание для выбора написания из двух предполагаемых написаний.

Для выбора необходимы рассуждения, нужна опора либо на значение, либо на разбор слова, на грамматический или фонетический анализ. Правило имеет свой алгоритм- не менее двух действий- «шагов». Примеры таких правил:

«Имена, отчества, фамилии пишутся с большой буквы». Алгоритм: 1-й шаг: Прочитать предложение. О ком или о чём в нём говорится? 2-й шаг: Назвать имя, отчество или фамилию. Какая первая буква в имени? отчестве? фамилии?

3. Правило – результат наблюдения над языком. Обычно оно носит грамматико-орфографический характер, соединяет в себе и грамматическое , и орфографическое

наблюдения. Пример правила: «Общая часть родственных слов называется корнем. Общая часть родственных слов (корень) пишется одинаково». В этом правиле отражено самое первое знакомство с написанием безударных гласных и звонких/глухих согласных в корне слова.

4. Грамматические правила (определения). Такие правила орфографических указаний не содержат , но создают грамматическую основу для орфографии. Обычно после них даётся орфографическое правило.

5.Правило-предписание к выполнению действий. Само правило не указывает написания или его вариантов, а только подсказывает приём проверки. Примеры-правила проверки безударных гласных и звонких/глухих согласных в корне слова, правописания безударных окончаний имён существительных, прилагательных, личных окончаний глагола и т.п.

Алгоритмы правил 5-й группы наиболее сложны, например по проверке безударной гласной в корне : 1-й шаг: проверить, в какой части слова находится проверяемая гласная буква. 2-й шаг: ещё раз проверить, безударный ли звук она обозначает (найти в слове ударяемый слог). 3-й шаг: подобрать к слову несколько родственных слов или изменить форму этого слова. Подбирать до тех пор, пока проверяемая гласная не окажется под ударением. 4-й шаг: сравнить проверяемое слово и проверочное. Определить правильное написание. 5-й шаг: написать слово, проверить написанное (вслух или про себя).

Естественно, что правило с более усложнёнными алгоритмами усваивается труднее, с простыми - легче.

Работа с орфографическими правилами способствует умственному развитию учащихся, ибо она требует постоянного анализа и синтеза, сопоставлений и противопоставлений, обобщения и конкретизации, рассуждений и доказательств.

Методика обучения правописанию младших школьников направлена на деятельность учащихся. Её цель- обеспечить высокую познавательность активность детей, понимание ими материала, который изучается, и тех приёмов работы, которыми они пользуются.

Для выбора методов и приёмов учителю очень важно знать, как происходит овладение грамотным письмом.

Орфография своим содержанием малопривлекательна для детей, усваивается она нелегко. У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку ставится только за орфографическую грамотность, другие стороны предмета «русский язык» - знание грамматики, богатство словаря, речь- во внимание не принимаются.

Из-за боязни ошибок школьник теряет веру в себя. Отрицательные эмоции переносятся на весь предмет «русский язык ».

Мотивация орфографической работы реализуется через:

а) возбуждение, развитие, углубление познавательных интересов;

б) использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;

в) чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;

г) повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

д) положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;

е) введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки знаний, умений и навыков.

Каждый из этих путей имеет свои средства, свои приёмы.

Занимательные занятия и игры.

Основные формы занимательных занятий:

а) использование художественных текстов, загадок, пословиц и поговорок, юморесок в качестве дидактического материала (упражнения письменного и устного характера); хоровое и индивидуальное проговаривание, скандирование; декламация небольших стихотворных отрывков, содержащих слова с орфограммами:

В январе, в январе Были бы у ёлочки ножки,

Много снегу на дворе. Побежала бы она по дорожке.

Снег- на крыше, на крылечке, Заплясала бы она вместе с нами,

Солнце в небе голубом. Застучала бы она каблучками

В нашем доме топят печки (К. Чуковский)

В небо дым идёт столбом.

(С. Маршак)

Систематическое, ежеурочное использование подобных поэтических материалов, шуток, потешек, юмора повышает эмоциональный уровень работы учащихся, снимает напряжённость, предупреждает утомление, способствует успеху обучения.

б) элементы соревнования, постоянные небольшие задания: «Кто подберёт больше слов с приставкой «по-»,

«Кто подберёт больше родственных слов с корнем –говор-, с корнем –лёт-(лететь), с корнем –ход- (ходить) и пр.»

«Кто за 5 минут спишет больше текста, не сделав при этом ни одной ошибки» и т.п.;

сюда же можно отнести конкурсы на лучшее сочинение, на примеры к тому или иному орфографическому правилу, на отгадывание загадок;

в) языковые игры, имеющие значение для орфографии,- словарное лото, кроссворды, шарады, ребусы, «колесо приставок», подбор слов с заданным сочетанием (например, на «-ло »: помело, масло и т.д. ), слова-омонимы, омофоны («лес» и «лез», «рос» и «роз»);

г) внеклассные занятия по языку: утренники; игры; выпуск газет, плакатов; беседы; кружки родного языка (формы внеклассных занятий могут быть организованы в группах продлённого дня ).

Важна опора на чувственное восприятие единиц языка- на слух и зрительно: использование красочных плакатов и картин, цветных мелков, экранных пособий, использование компьютерной техники для обучения родному языку

Учитель должен на каждом уроке проводить работу, направленную на предупреждение ошибок. Перед диктантом проводится словарно-орфографическая работа. То же перед сочинением, изложением; во время письма письма последних следует разрешать пользоваться словарём, обращаться к учителю за помощью.

Орфографическая зоркость.

Орфографическая зоркость- это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие). Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий: языкового анализа и синтеза- выделения звуков и букв, морфем (корня, приставки, суффиксов, окончаний) , при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями.

Орфографическая зоркость опирается и на запоминание буквенного состава слов, что вырабатывается с помощью зрительных диктантов, различных видов списывания. Зоркость требует развитого внимания: школьник должен видеть(и представлять на основе «внутреннего зрения») все буквы в слове.

Орфографическая зоркость создаёт основу успешной самопроверки письменных работ учащимися. Самостоятельно сделанные учащимися исправления не должны приводить к снижению оценки за письменную работу; наоборот, эти умения должны поощряться.

Развитию навыков самопроверки способствуют различные памятки и указания, например:

Проверь!

  1. Не пропустил ли ты буквы?
  2. Правильно ли ты написал безударные гласные? парные звонкие и глухие согласные?
  3. Не уверен- спроси у учителя!

Проверь написанное!

  1. Не пропустил ли ты буквы?
  2. Проверь написание коней слов!
  3. Проверь предлоги и приставки!

По мере прохождения новых тем памятки дополняются, вводятся такие напоминания: « Проверь безударные окончания существительных!»;

«Правильно ли ты разделил запятыми однородные члены предложения (перечисления)?»;

«Трудные слова проверь по словарику!»

Сознательная, осмысленная работа является главной в усвоении правописания. Но учитель должен постоянно помнить и о других факторах усвоения орфографии:

Зрительном- списывание, зрительные диктанты, плакаты с трудными словами, цветные мелки для выделения орфограмм и т. п. ;

Слуховом- проговаривании, диктанты слуховые и т. п.;

Речедвигательном- запоминание движения органов речи;

Рукодвигательном- запоминание движений руки.

Каллиграфия. Аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются школьниками. Нечёткое написание букв неизбежно приводит к ошибкам; привычка к неаккуратному письму снижает уровень запоминания. Неаккуратное написание приводит к ошибке в тех случаях, когда нет орфограммы и ошибка, казалось бы, не вызывается языковыми причинами: пропуск букв- «мшина» вместо «машина» ; замена букв- «золопой» вместо «золотой» и т.п.. Кроме того, в начальных классах часты ошибки в начертании букв: вместо ш- и (две палочки с загибом вместо трёх), вместо д- а и т.п..

Занятия каллиграфией приучают школьников писать с максимальным вниманием к графической стороне письма, заботиться об аккуратности, разборчивости, писать не спеша, сосредоточенно.

Дидактические материалы.

  1. Слова с сочетанием «жи, ши, ча, ща, чу, щу» и «же, ше»

груши расскажи часы чуть-чуть

лыжи потуши чайник чаща

живёт шевелить часовой роща

жилка живой часто пуща

живот животные чашка щавель

положи жирный качать щурить

кружится жираф начало щучий

гаражи желание рычали навстречу

жестянка положить саранча не пущу

сторожить сушить свеча грущу

сушить тишина чужой не плачу

шило шелестит чулок решил задачу

шина сшили чучело ладоши

шишка шерстяной кувшин в шелках

выше крыши широко уши

  1. Слова с ъ и ь.

больной любить бурьян

букварь очень въезжать

пальто осень вьюга

возить письмо гостья

вратарь ночь здоровье

голубь речь лисья (шуба)

гость соль объехал

деньги скатерть варенье

дождь тьма подъехал

ель шаль с солью

здесь шить съел, съест

карусель щель шитьё

кисель пять яблонь щучья пасть

коньки ничья (сыграли вничью).

Словарик: слова со звонкими /глухими согласными на конце.

хлеб флаг рассказ

гриб пробег водолаз

сугроб визг тормоз

герб творог витязь

голубь хирург связь

прорубь юг совхоз

скрип рыбак надпись

тулуп кулак рысь

степь парад голос

цепь сад этаж

морковь мёд сторож

обувь род ложь

рукав пароход молодёжь

лев грудь карандаш

чернослив изгородь тишь

клюв водопровод ёрш

телеграф свет чиж

шарф салат камыш

Словарик: слова со звонкими / глухими согласными в корне.

грибки ветвь холод матрос

скрипка червь детсад связка

краб жираф ответ сказка

ястреб шкафчик захватчики повязка

ошибка рычаг городской близкий

насыпь универмаг площадка мышка

морковка плуг мореход рубеж

дробь василёк поезд падеж

коробка пенёк проезд упряжь

бородка круг невод указчик

птицелов сельдь привязь заказчик

заливчик селёдка обоз лесовоз

много слив водопроводчик союз возчик

посев гвоздь класс массаж

3.Словарик слов с непроизносимыми согласными.

звёздный местность радостным известный

местный свистнул поздний грустный

окрестность тростник ненастный лестница

счастливый чувство устный участвовать

прелестный честный доблестный постный

солнце частное злостный яростный

4. Словарик.

помощь упряжь королевич фарш

мощь дрожь царевич душ

вещь рожь Иванович оборвыш

тушь ложь Ильич ландыш

сушь трубач москвич малыш

глушь богач клич камыш

пустошь рогач кирпич выигрыш

брошь тягач кулич плюш

роскошь бородач светоч гуляш

тишь ловкач завуч корж

брешь циркач сургуч морж

полночь ткач сыч саквояж

мелочь калач ключ багаж

дичь усач шалаш пейзаж

течь лихач ералаш экипаж

речь меч мякиш страж

печь бич марш репортаж

чертёж чиж нож манеж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектное исследование. Формирование интереса к родному языку и развитие орфографической зоркости в развивающей системе Л. В. Занкова.

Проектное исследование, в котором предложена  модель формирования интереса к родному языку и развитие орфографической зоркости в развивающей системе Л.В. Занкова, позволяющая  воспитыв...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

Из опыта работы Рожковой Ирины Николаевны,  учителя начальных классов первой квалификационной категории, гимназии №75 города Казани           О...

Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма

Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...

Русский язык. Сообщение.Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Приёмы и методы работы для правильного и безошибочного письма....

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...