Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

Из опыта работы

Рожковой Ирины Николаевны,

 учителя начальных классов

первой квалификационной категории,

гимназии №75 города Казани

          Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Лингвисты, психологи, методисты подчёркивают зависимость результатов обучения орфографии от её первоначального этапа, от того на сколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит задача учителя начальных классов – формировать орфографическую зоркость учащихся.

           Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи. Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Рожковой Ирины Николаевны,

 учителя начальных классов

первой квалификационной категории,

гимназии №75 города Казани

          Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Лингвисты, психологи, методисты подчёркивают зависимость результатов обучения орфографии от её первоначального этапа, от того на сколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит задача учителя начальных классов – формировать орфографическую зоркость учащихся.

           Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи. Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

          Урок: русский язык

          Класс: 2

          Тема: Закрепление. Упражнение в написании корня слова.

           Птицы – наши друзья.

          Цель: 

1. Закрепить понятие «орфограмма», умение детей практически пользоваться орфографическими правилами

2. Развивать умение устанавливать в  деформированном тексте  предложения по смыслу, развивать орфографическую зоркость

3. Воспитывать в детях любовь к родной природе  через изучение  русского языка

Ход урока

  1.  Психологический настрой

-Учитель предлагает детям сюжетную картину на тему «Игра по правилам».

Вопросы для обсуждения:

  1. Кто из героев играет по правилам, а кто нарушает?                
  2. Нужно уважать того, с кем играешь? и т. д.  
  1. Постановка темы и задачи урока

- На уроке русского языка мы тоже используем правила. Как они называются? (орфографическое правило).

- Сегодня мы с вами вспомним и закрепим изученные орфографические правила. Нам будут помогать схемы-модели.

- Дети анализируют схемы, называя «орфограмму», «орфографическое правило» и стих – помощник. Например:

  1. «Проверяемая безударная гласная в корне слова»

«Если гласный звук вызвал у тебя сомнение,

Ты его немедленно поставь под ударение!»

  1. «Звонкие и глухие согласные в конце слова»

«Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!»

  1. «Непроверяемая безударная гласная в корне слова»

«Если слово тебе  трудно записать,

Нужно его в словаре отыскать»

  1. «Правописание сочетаний  ЧК – ЧН»

«ЧК – ЧН живут дружно,

Мягкий знак им не нужен!»

  1. «Правописание сочетаний ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЖИ, ШИ»

«Знаем твердо ЧА,ЩА пиши с буквой А!

Знаем твердо ЧУ,ЩУ пиши с буквой У!

Знаем твердо ЖИ,ШИ пиши с буквой И!»

  1. «Разделительный мягкий знак»

  1. Словарная работа

На доске: с…л…вей, с…рока, в…рона, в…р…бей

Задание:

  1. вставьте пропущенную букву; назовите орфограмму (непроверяемая безударная гласная - «словарные» слова)
  2. запишите слова в тетрадь; подчеркните вставленные буквы
  3. из данных слов составьте другие слова  (соло, сорок, рок, вор, он, бей, лов, сор)
  4. вспомните для этих слов обобщающее слово (птицы)

    4. Минутка чистописания

 - На какой звук начинается слово «птица»? [п]

 - Что вы можете сказать об этом звуке? (согласный, глухой, парный, может быть твердым или мягким)

 - Какой буквой обозначается на письме этот звук?

 - Вспомним запись букв и сочетание: П п пе пел  пет

 - Вспомните названия птиц, которые имеют сочетания  «пел» и «пет» (пеликан,   петух)  

- Запишите названия этих птиц; разделите данные слова на слоги; определите ударение.

    5. Закрепление. Орфограмма «Проверяемая безударная гласная»

- Сейчас мы с вами послушаем песню, в которой главный герой пытается ответить на вопрос «Кто такие птички?». Ваша задача запомнить те признаки о птицах, которые он перечисляет? (летают, поют,  гнезда вьют, несут яички)

Вариант: учитель может прочитать стихотворение или записать текст на доске.

Текст песни: «Надо узнать, что я за птица?

                        Помню, помню, птицами считают

                        Только тех, которые летают…

                        Знаю, знаю, птичек узнают,

                        Потому что птички песенки поют…  

                        Птички песенки поют

                        И даже гнезда вьют…

                        Кто же такие птички?

                        Те, которые несут яички.

                        Если ты знаешь, что ты за птица?

                       Это тебе всегда пригодится!»

 На доске: л…тают -                  анализ  орфограммы «Проверяемая безударная 

                  п…ют-                                                         гласная»

                  гн…здо -                  слова для справки: нёс, несушка, гнёзда, гнездовой,

                  н…сут -                                                     пою, пой, летание, полёт

Образец записи в тетради: летают, летание – полёт

                                              поют, пою – пой и т. д.

 - Значит, птицы это те животные, которые летают, поют, строят гнезда, несут яички?  

 - Я хотела бы с вами поспорить, но сначала проведем «орфографическую и орфоэпическую минутку».

   6. Орфографическая и орфоэпическая минутка

- Учитель раздает каждому ребенку карточку со словами:

1.Страус (овый)

  Голова (ушка)

  Песок (чный)

2.Кузнечик (овый)

  Нога (жка)

  Ухо (шной)

3.Мышь (онок, шата)

4.Крокодил (овы)

  Слеза (ливый)

Задание:

  1. прочитать слова, изменяя окончания, четко проговаривая  (можно хором)
  2. найти орфограмму
  3. установить связь слов между собой. Например: Страус не прячет голову в песок. Ухо у кузнечика находится на ноге. Фразеологизм «крокодиловы слезы» - о лицемерном раскаянии.

                                                   Страус – птица, а не летает;

                                                    Кузнечик – «поет», а не птица;

                                                    Мышь-полевка – вьет гнезда;

                                                    Крокодил откладывает яйца;  

   7. Закрепление. Орфограмма «Разделительный мягкий знак»

 - Обратите внимание на слова: страус, кузнечик, мышь, крокодил. Итак: теперь  обещанный спор… 

  - Вывод: Птицы - это животные, которые покрыты пер…ями. (на доске)  

   - Назовите орфограмму и орфографическое правило. 

  8. Физминутка.

    Дети показывают характерные повадки таких птиц как «цапля, павлин,  воробей, страус».

  9.   Восстановление деформированного текста «Мальчик и снегирь».

      - Ребята, а теперь послушайте  описание птицы и попытайтесь вспомнить её   название:

Родина этих птиц – северные таежные леса.

В суровую зиму они прилетают к нам на зимовку.

На голове у этой птицы черная шапочка, а грудка – ярко-красная.

 (снегирь)

   - Полную информацию об этой птице вы сможете узнать из рефератов детей. Я, например, узнала, что снегиря называют русским попугаем. Но меня затронула одна история, послушайте: «Поймал Серёжа снегиря и посадил его в клетку.  Однажды мальчик забыл закрыть дверцу».

- Как вы думаете, что произошло дальше? (ответы детей)

- Что произошло дальше, вы узнаете, если восстановите текст «Мальчик и снегирь».

(у детей карточка с деформированным текстом)

Поймал Сережа снегиря и посадил его в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу…

Полетел снегирь к окошку и ударился о стекло. Птичка вылетела. Снегирь тяжело дышал. Поднял Сережа птичку. Сережа перестал ловить птиц. Скоро он умер.  

- Дети восстанавливают текст, анализируют, переписывают и доказывают орфограммы.

10. Итог урока.

- Чему вы сегодня научились?

- Что интересного вы сможете рассказать своим друзьям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему" Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"

В данной статье раскрывается проблема, которая волнует учителей как начальной, так и основной школы: слабая сформированнность орфографичесокй зоркости, что приводит к неумению учащихся замечать встрет...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка....

Материалы из опыта работы: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах».

Работа содержит доклад «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»; практические задания, направленные на формирование орфографической зоркос...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

В современной методике прочно утвердилось представление об орфографическом навыке как автоматизированном "правилосообразном" действии, предиологающим знание орфографических правил и умение применять и...

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"

Презентация к работе по обобщению опыта "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"...

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка». К проекту прилагается презентация....

Русский язык. Сообщение.Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Приёмы и методы работы для правильного и безошибочного письма....