Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме
Из опыта работы
Рожковой Ирины Николаевны,
учителя начальных классов
первой квалификационной категории,
гимназии №75 города Казани
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Лингвисты, психологи, методисты подчёркивают зависимость результатов обучения орфографии от её первоначального этапа, от того на сколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит задача учителя начальных классов – формировать орфографическую зоркость учащихся.
Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи. Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка. | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
Рожковой Ирины Николаевны,
учителя начальных классов
первой квалификационной категории,
гимназии №75 города Казани
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Лингвисты, психологи, методисты подчёркивают зависимость результатов обучения орфографии от её первоначального этапа, от того на сколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит задача учителя начальных классов – формировать орфографическую зоркость учащихся.
Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи. Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Урок: русский язык
Класс: 2
Тема: Закрепление. Упражнение в написании корня слова.
Птицы – наши друзья.
Цель:
1. Закрепить понятие «орфограмма», умение детей практически пользоваться орфографическими правилами
2. Развивать умение устанавливать в деформированном тексте предложения по смыслу, развивать орфографическую зоркость
3. Воспитывать в детях любовь к родной природе через изучение русского языка
Ход урока
- Психологический настрой
-Учитель предлагает детям сюжетную картину на тему «Игра по правилам».
Вопросы для обсуждения:
- Кто из героев играет по правилам, а кто нарушает?
- Нужно уважать того, с кем играешь? и т. д.
- Постановка темы и задачи урока
- На уроке русского языка мы тоже используем правила. Как они называются? (орфографическое правило).
- Сегодня мы с вами вспомним и закрепим изученные орфографические правила. Нам будут помогать схемы-модели.
- Дети анализируют схемы, называя «орфограмму», «орфографическое правило» и стих – помощник. Например:
- «Проверяемая безударная гласная в корне слова»
«Если гласный звук вызвал у тебя сомнение,
Ты его немедленно поставь под ударение!»
- «Звонкие и глухие согласные в конце слова»
«Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!»
- «Непроверяемая безударная гласная в корне слова»
«Если слово тебе трудно записать,
Нужно его в словаре отыскать»
- «Правописание сочетаний ЧК – ЧН»
«ЧК – ЧН живут дружно,
Мягкий знак им не нужен!»
- «Правописание сочетаний ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЖИ, ШИ»
«Знаем твердо ЧА,ЩА пиши с буквой А!
Знаем твердо ЧУ,ЩУ пиши с буквой У!
Знаем твердо ЖИ,ШИ пиши с буквой И!»
- «Разделительный мягкий знак»
- Словарная работа
На доске: с…л…вей, с…рока, в…рона, в…р…бей
Задание:
- вставьте пропущенную букву; назовите орфограмму (непроверяемая безударная гласная - «словарные» слова)
- запишите слова в тетрадь; подчеркните вставленные буквы
- из данных слов составьте другие слова (соло, сорок, рок, вор, он, бей, лов, сор)
- вспомните для этих слов обобщающее слово (птицы)
4. Минутка чистописания
- На какой звук начинается слово «птица»? [п]
- Что вы можете сказать об этом звуке? (согласный, глухой, парный, может быть твердым или мягким)
- Какой буквой обозначается на письме этот звук?
- Вспомним запись букв и сочетание: П п пе пел пет
- Вспомните названия птиц, которые имеют сочетания «пел» и «пет» (пеликан, петух)
- Запишите названия этих птиц; разделите данные слова на слоги; определите ударение.
5. Закрепление. Орфограмма «Проверяемая безударная гласная»
- Сейчас мы с вами послушаем песню, в которой главный герой пытается ответить на вопрос «Кто такие птички?». Ваша задача запомнить те признаки о птицах, которые он перечисляет? (летают, поют, гнезда вьют, несут яички)
Вариант: учитель может прочитать стихотворение или записать текст на доске.
Текст песни: «Надо узнать, что я за птица?
Помню, помню, птицами считают
Только тех, которые летают…
Знаю, знаю, птичек узнают,
Потому что птички песенки поют…
Птички песенки поют
И даже гнезда вьют…
Кто же такие птички?
Те, которые несут яички.
Если ты знаешь, что ты за птица?
Это тебе всегда пригодится!»
На доске: л…тают - анализ орфограммы «Проверяемая безударная
п…ют- гласная»
гн…здо - слова для справки: нёс, несушка, гнёзда, гнездовой,
н…сут - пою, пой, летание, полёт
Образец записи в тетради: летают, летание – полёт
поют, пою – пой и т. д.
- Значит, птицы это те животные, которые летают, поют, строят гнезда, несут яички?
- Я хотела бы с вами поспорить, но сначала проведем «орфографическую и орфоэпическую минутку».
6. Орфографическая и орфоэпическая минутка
- Учитель раздает каждому ребенку карточку со словами:
1.Страус (овый) |
Голова (ушка) |
Песок (чный) |
2.Кузнечик (овый) |
Нога (жка) |
Ухо (шной) |
3.Мышь (онок, шата) |
4.Крокодил (овы) |
Слеза (ливый) |
Задание:
- прочитать слова, изменяя окончания, четко проговаривая (можно хором)
- найти орфограмму
- установить связь слов между собой. Например: Страус не прячет голову в песок. Ухо у кузнечика находится на ноге. Фразеологизм «крокодиловы слезы» - о лицемерном раскаянии.
Страус – птица, а не летает;
Кузнечик – «поет», а не птица;
Мышь-полевка – вьет гнезда;
Крокодил откладывает яйца;
7. Закрепление. Орфограмма «Разделительный мягкий знак»
- Обратите внимание на слова: страус, кузнечик, мышь, крокодил. Итак: теперь обещанный спор…
- Вывод: Птицы - это животные, которые покрыты пер…ями. (на доске)
- Назовите орфограмму и орфографическое правило.
8. Физминутка.
Дети показывают характерные повадки таких птиц как «цапля, павлин, воробей, страус».
9. Восстановление деформированного текста «Мальчик и снегирь».
- Ребята, а теперь послушайте описание птицы и попытайтесь вспомнить её название:
Родина этих птиц – северные таежные леса.
В суровую зиму они прилетают к нам на зимовку.
На голове у этой птицы черная шапочка, а грудка – ярко-красная.
(снегирь)
- Полную информацию об этой птице вы сможете узнать из рефератов детей. Я, например, узнала, что снегиря называют русским попугаем. Но меня затронула одна история, послушайте: «Поймал Серёжа снегиря и посадил его в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу».
- Как вы думаете, что произошло дальше? (ответы детей)
- Что произошло дальше, вы узнаете, если восстановите текст «Мальчик и снегирь».
(у детей карточка с деформированным текстом)
Поймал Сережа снегиря и посадил его в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу… Полетел снегирь к окошку и ударился о стекло. Птичка вылетела. Снегирь тяжело дышал. Поднял Сережа птичку. Сережа перестал ловить птиц. Скоро он умер. |
- Дети восстанавливают текст, анализируют, переписывают и доказывают орфограммы.
10. Итог урока.
- Чему вы сегодня научились?
- Что интересного вы сможете рассказать своим друзьям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему" Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"
В данной статье раскрывается проблема, которая волнует учителей как начальной, так и основной школы: слабая сформированнность орфографичесокй зоркости, что приводит к неумению учащихся замечать встрет...
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка....
Материалы из опыта работы: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах».
Работа содержит доклад «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»; практические задания, направленные на формирование орфографической зоркос...
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.
В современной методике прочно утвердилось представление об орфографическом навыке как автоматизированном "правилосообразном" действии, предиологающим знание орфографических правил и умение применять и...
Презентация - обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"
Презентация к работе по обобщению опыта "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"...
«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка». К проекту прилагается презентация....
Русский язык. Сообщение.Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
Приёмы и методы работы для правильного и безошибочного письма....