"Предлог как часть речи"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Алена Александровна Мендель

Урок русского языка для 2 класса на тему "Предлог как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mendel_aa_sosh_1_1.docx562 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка

«Предлог как часть речи» для обучающихся 2 класса

Автор: Мендель Алена Александровна, учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 1 г. Советский

Аннотация

Данный методический материал разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Федеральной образовательной программой начального общего образования, учебно-методическим комплексом «Школа России».

Практическая направленность заданий и применение интерактивных цифровых образовательных ресурсов (сайт ) позволяют в полной мере достичь планируемых результатов и цели урока.

Методическая разработка может быть использована педагогами для организации образовательной деятельности обучающихся 2 класса по предмету «Русский язык».

Цель урока

Знакомство с понятием предлог, определение роли предлогов в предложении.

Программа

УМК «Школа России», авторы учебника В. П. Канакина, В. И. Горецкий.

Задачи урока

Образовательные:

– активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся;

– познакомить обучающихся с понятием предлог;

– определить роль предлогов в предложении.

Развивающие:

– формировать универсальные учебные действия;

– развивать творческое мышление учащихся, внимание, воображение;

– развивать интерес учащихся к данной теме и к русскому языку в целом.

Воспитательные:

– формировать навыки культуры группового общения, культуры поведения.

Планируемые
результаты

Предметные:

  • осознавать предлог как часть речи;
  • употреблять предлог только с именами существительными;
  • устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога;
  • применять правила правописания.

Метапредметные:

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Личностные:

  • положительная мотивация к получению новых знаний;
  • формирование культуры и норм поведения.

Место урока в общей системе уроков

Урок относится к разделу «Части речи».

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Методы и приемы

Проблемный диалог, беседа, демонстрация, создание ситуации успеха, схема-опора

Метапредметные связи

Литературное чтение

Материально-техническое обеспечение

Компьютер педагога, интерактивная доска, дидактический раздаточный материал (распечатанные карточки с заданиями, карточки красного и зеленного цвета), презентация, доступ к сети Интернет, ЦОР по ссылкам:

,

Этап урока/ цель этапа

Форма
работы

Деятельность учителя

Деятельность
обучающихся

Ууд

Мотивационный этап

Фронтальная

-Добрый день! Проверьте готовность к уроку. На столах должны лежать учебник, тетрадь и письменные принадлежности.

- Подготовим наши пальчики к письму.

Пальчиковая гимнастика

- Шел старик дорогою
идти пальчиками по стол
- Нашел козу безрогую.
показать пальчиками рога
- Давай, коза, попрыгаем,
постучать пальчиками по столу
- Ножками подрыгаем.
- А коза бодается,
снова показать рога
- А старик ругается.
(погрозить пальчиком)

- Молодцы! Откройте, пожалуйста, тетрадь и запишите число, классная работа, проверьте правильное ли у вас положение тела при письме.

-Сегодня предлагаю прописать одно сложное слово, в котором учащиеся часто могут сделать ошибку. Слово «шёл», что обозначает это слово? Верно, «шёл» значит двигался, передвигался, ступая ногами.

Кто назовет это слово по буквам, как мы его будем писать? Правильно, посмотрите на доску как записать слово и соединить все буквы, запишите его несколько раз и запомните.

Минутка чистописания.

- Проверяют.

- Записывают число, классная работа.

- Проверяют правильность посадки.

- Прописывают словарное слово.

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Личностные: включение в учебную деятельность.

Актуализация знаний

Фронтальная, индивидуальная

- Ребята, я предлагаю вам прогуляться по одной очень необычной улице с интересным названием «Морфология». Кто-нибудь знает, что это такое?

- Морфология – это раздел науки, изучающий части речи. Мы с вами уже начали изучать эту науку, давайте вспомним какие части речи мы уже знаем?

- Совершенно, верно. Посмотрите, какие прекрасные домики стоят на этой улице. 3 домика как раз имеют названия изученных нами частей речи, но вот беда! Жители этих домов «слова» немного заблудились и не могут найти свой дом, давайте поможем им.

Учитель демонстрирует на интерактивной доске задание:

- Для этого у каждого на парте лежит карточка № 1. С точь-в-точь такими же домиками и словами, попробуйте соединить слово с их частью речи. Приступайте! Удачи!

(Приложение 1)

- Пришло время проверить как вы справились с этим заданием. Для это я приглашаю по одному желающему к интерактивной доске с каждого ряда, вам необходимо переместить слово в соответствующий домик. Ученик с первого ряда заполоняет домик «Имя существительное», со второго ряда - «Глагол», с третьего ряда – «Имя прилагательное».

Ученики работают на интерактивной доске.

- Отлично, ребята, поднимите руку, кто согласен с ребятами у доски, давайте проверим.

Учитель нажимает кнопку проверки на интерактивной доске.

На обычной доске, учитель весит распечатанный дом, с закрытыми окошками белыми листочками. (Приложение 2)

- На нашей улице появился еще один домик, что это значит? Правильно, есть еще одна часть речи, которую мы с вами не изучали. Предлагаю её узнать, для этого на экране написаны 3 слова, из которых вы должны составить предложение, скажите получится ли у вас это сделать?

гуляли, лесу, дети

-А почему?

-Правильно, потому что не хватает слова «в». Мы поселим это слово в новый дом под названием предлог. Ребята, как вы думаете, что мы сегодня должны узнать на уроке?

-Молодцы! Верно, мы узнаем, что такое предлог и какая роль у него в предложении.

ФИЗМИНУТКА. Игра «Пожалуйста».

Учитель говорит сделать какое-то действие (поднять руку, присесть и т.д.), если учитель сказал «пожалуйста», то ученики выполняют действие, если не сказал, то не выполняют действие. Темп можно ускорять.

- Отвечают на вопросы учителя.

- Имя существительное, глагол и прилагательное.

- Выполняются задание самостоятельно и на доске.

- Отвечают на вопросы учителя.

- Формулируют тему урока.

П: повторить уже имеющиеся знания.

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности.

Открытие
нового знания

Фронтальная, индивидуальная, парная

- Жители этого дома спрятались от нас. Предлагаю их найти, но этот дом охраняет собака по имени Бум. Для того, чтобы он нас пустил нужно угостить его костью. Посмотрите на экран и определите расположение кости? Где она?

1 картинка. Кость у собаки. Определите предлог.

Правильно предлог «У». Поселим его в наш домик.

(с каждой картинкой дети находят по одному предлогу, педагог переворачивает карточки с предлогами на домике, а дети записывают его в свой домик на карточке)

- Посмотрите сколько предлогов мы нашли, как вы думаете, это все предлоги, которые есть в русском языке?

- На самом деле их очень много, около 200, но мы с вами узнали самые известные, которые будут встречаться чаще всего. Запишите их к себе в тетрадь через запятую.

- Мы с вами узнали, что предлогов очень много, а как вы думаете, для чего они нужны? И нужны ли они вообще?

- На карточке № 2 написано стихотворение С.Я. Маршака, но в нем пропущены предлоги. Прочитайте самостоятельно стихотворение сначала без предлогов, а потом спишите его к себе в тетрадь и вставьте подходящие. Подумайте, что изменилось?

Где обедал, воробей?
… зоопарке … зверей.
Пообедал я сперва
… решёткою … льва.

(Приложение 1)

- Итак, кто понял, что изменилось, когда появились предлоги? Правильно, слова как бы связались друг с другом. Попробуйте сформулировать ответ на вопрос «Для чего же мы используем предлоги в речи?»

- Предлоги служат для связи слов в предложении.

ФИЗМИНУТКА. Игра «Гномы-великаны»

Если учитель говорит «гномы» дети приседают, если говорит «великаны» дети встают на ноги.

- Ребята, а как вы думаете с какими словами предлог связан в предложении?

- Давайте проверим ваши ответы и посмотрим, кто оказался прав. На карточке № 3 написано еще одной четверостишье из стихотворения С.Я. Маршака. Работая в паре попробуйте найти и подчеркнуть в нем предлоги, а также найти слово, с которым он связан, определить часть речи.

Подкрепился у лисицы.

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

(Приложение 1)

- С какими частями речи связаны предлоги? Правильно, с именами существительными. Ребята, запомните, перед глаголами предлогов не бывает!

- Отвечают на вопросы учителя.

- Находят предлоги, записывают их в домик.

- Подбирают подходящие предлоги.

- Работают в паре, находят предлоги в предложениях, определяют часть речи связанных слов.

Л: Развитие самостоятельности и личной ответственности. навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Закрепление

Индивидуальная

- Мы сегодня с вами столько узнали про предлоги! Давайте, составим правило, что же такое предлог? Посмотрите на карточку № 4 на ней уже написано правило, но пропущено самое главное, то что мы сегодня узнали, попробуйте вставить слова, прочитай получившееся правило и проверь себя по учебнику стр. 109.

Предлог – это часть _______. Предлоги служат для _______ _______ в предложении. Перед _______ предлогов не бывает.

(Приложение 1)

А сейчас, давайте проверим как вы поняли тему урока, для этого возьмите карточки красного и зеленного цвета, на экране будет появляться вопрос, а вам нужно ответить либо «да» подняв зеленую карточку, либо «нет» подняв красную.

Задание на интерактивной доске:

- Вставляют пропущенные слова.

- Проверяют себя по учебнику.

П: обобщение и структурирование знаний

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Рефлексия

Фронтальная

- Предлагаю оценить свою деятельность, поднимите карточку зеленого цвета, если вы считаете, что на уроке вы не испытывали трудностей, тему усвоили. Красного цвета, если на уроке испытывали трудности и у вас остались вопросы по теме.

- Замечательно! Я вижу, что все справились.

- Оценивание. Домашнее задание.

- Оценивают свою деятельность

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, установление учащимися значения результатов своей деятельности.

Приложение 1

Карточка № 1. Соедини слово с частью речи.

Карточка № 2. Прочитайте самостоятельно стихотворение сначала без предлогов, а потом спишите его к себе в тетрадь и вставьте подходящие.

Где обедал, воробей?
… зоопарке … зверей.
Пообедал я сперва
… решёткою … льва.

Карточка №3. Работая в паре попробуйте найти и подчеркнуть в нем предлоги, а также найти слово, с которым он связан, определить часть речи.

Подкрепился у лисицы.

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Карточка №4. Написано правило, но пропущено самое главное, то что мы сегодня узнали, попробуйте вставить слова, прочитай получившееся правило и проверь себя по учебнику стр. 109.

Предлог – это часть ______________. Предлоги служат для _____________ ___________ в предложении. Перед ________________ предлогов не бывает.

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи»

laquo;Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи»...

Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании предлогов;·        развитие умения употреблять...

Конспект урока русского языка «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи;формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметные:з...

Конспект урока русского языка по теме: "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи."

Цели деятельности учителя: формирование представлений о предлогах и их роли в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое предлог; уметь его отличать от других частей речиЛичностные: проявля...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании предлогов; развитие умения употреблять предлоги в речи.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое предлог; какую роль играет пре...

Конспект урока русского языка:"Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи." ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.Цели деятельности учителя: формирование знаний о предлоге как части речи, формирование навыков написания предлогов; развитие умения употреблять пред...