"Волшебное перо"
рабочая программа по русскому языку (2, 3, 4 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебное перо" адресована обучающимся в возрасте 7-9 лет, детским коллективам начальной школы.Цель – научить детей писать правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки письма через различные методы и приёмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 38.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
«Волшебное перо»
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Срок освоения: 12 дней
Разработчики:
Ворончихина Вероника Юрьевна
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Волшебное перо» (далее – ДОП) - художественная направленность.
Адресат программы: программа адресована обучающимся в возрасте 7-9 лет, детским коллективам начальной школы.
Актуальность программы:
Каллиграфия – это искусство писать чётким красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым разом всё больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк.
Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические навыки в последующих классах. Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления ребёнка в школу.
Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин.
Формирование письма в начальной школе имеет большое общественное и педагогическое значение. Чтение рукописи, написанной небрежным, неразборчивым почерком, отнимает много времени и внимания читающего, ведёт к ошибочному прочтению текста. Каллиграфически правильное письмо учащегося способствует воспитанию аккуратности в выполнении любого задания.
Уровень освоения: общекультурный.
Объем и срок освоения – 36 часов, 12 дней.
Цель – научить детей писать правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки письма через различные методы и приёмы.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия каллиграфией и приёмами работы с ними;
- Обучить воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах, правильной расстановке слов на строке;
- Обучить отрывному, ритмичному и скорому письму;
- Научить соблюдать одинаковую высоту букв в словах на всей строке, пропорции строчных и заглавных букв.
Развивающие:
- Развивать творческие способности ребёнка в процессе работы;
- Учить индивидуальной работе;
- Учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- Cпособствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев;
- Развивать глазомер; орфографическую зоркость, связную речь.
Воспитательные:
- Воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремлённость, самодисциплину
- Сформировать у обучающихся интерес к письму как к акту творчества, способу самовыражения;
- Сформировать интерес к изучению родного языка, его истории, а также к новым способам письма.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- Обучающиеся сформируют интерес к письму и родному языку;
- Обучающиеся будут проявлять большую внимательность, аккуратность, целеустремлённость в работе и творческих проектах.
Метапредметные результаты:
- Обучающиеся научатся планировать и предвидеть результат своей работы;
- Усовершенствуют мелкую моторику и глазомер как универсальный навык, помогающий во всех учебных и творческих делах;
- Обучающиеся научатся находить варианты решения творческих задач, научатся создавать собственный текст на основе художественного произведения.
Предметные результаты:
- Обучающиеся получат знания и умения работы с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
- Обучающиеся сформируют умения определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы соединения букв;
- Обучающиеся научатся отрывному, ритмичному и скорому письму, орфографической зоркости;
- Обучающиеся научатся списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста, создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнять различные способы штриховки.
Организационно-педагогические условия реализации ДОП
Язык реализации – государственный язык РФ-русский.
Форма обучения – очная
Возможность обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов: программа предусматривает возможность обучения детей с ОВЗ — вариант 5.2 (обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи). Рекомендовано формирование отдельных групп для детей с ОВЗ.
Условия набора: принимаются все желающие на основе заявления.
Условия формирования групп: разновозрастная группа.
Формы организации и проведения занятий:
Формы проведения занятий: учебное занятие, дискуссия.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии: групповая, коллективная и индивидуальная.
Материально-техническое оснащение:
Технические средства обучения:
- персональный компьютер или ноутбук
- мультимедийный проектор на кронштейне
- экран для проектора с потолочным или настенным креплением.
Материалы для учащихся:
- Канцелярские письменные принадлежности
- Пособия по каллиграфии
Информационные источники
Список литературы для педагогов:
1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть1. – М.Просвещение, 2002
2. Васина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1994 г.
3. Васина В.В. Праздник числа. М., 1993 г.
4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать правильно и красиво. Академия развития, 2000 г.
5. Гуткина Н.И. Диагностика умственного развития детей. М., 2000 г.
6. Лысенко О.В. Методики интенсивного обучения. Каллиграфия / Методические рекомендации для учителя.
7. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Обучение грамоте: программа и тематическое планирование. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
8. Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011 и посл.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | В том числе | Форма контроля | |
теория | практика | ||||
1 | Вводное занятие. Диагностика определения уровня развития ручной умелости (мелкой моторики) | 6 | 1 | 5 | Входной контроль. Диагностика |
2 | Изучаем написание основных элементов букв | 6 | 1 | 5 | Наблюдение. Практическая работа |
3 | Отрабатываем написание форм букв по группам | 6 | 1 | 5 | Наблюдение. Практическая работа |
4 | Пишем правильно соединения букв | 6 | 1 | 5 | Наблюдение. Практическая работа |
5 | Упражнения для работы над формой отдельных букв | 6 | 1 | 5 | Наблюдение. Практическая работа |
6 | Подводим итоги | 6 | 1 | 5 | Конкурс по каллиграфии |
Итого | 36 | 6 | 30 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
«Волшебное перо»
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Разработчик – Ворончихина Вероника Юрьевна
Цель – научить детей писать правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки письма через различные методы и приёмы.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия каллиграфией и приёмами работы с ними;
- Обучить воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах, правильной расстановке слов на строке;
- Обучить отрывному, ритмичному и скорому письму;
- Научить соблюдать одинаковую высоту букв в словах на всей строке, пропорции строчных и заглавных букв.
Развивающие:
- Развивать творческие способности ребёнка в процессе работы;
- Учить индивидуальной работе;
- Учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- Cпособствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев;
- Развивать глазомер; орфографическую зоркость, связную речь.
Воспитательные:
- Воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремлённость, самодисциплину
- Сформировать у обучающихся интерес к письму как к акту творчества, способу самовыражения;
- Сформировать интерес к изучению родного языка, его истории, а также к новым способам письма.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел, темы | Теория | Практика | Контроль |
1. Вводное занятие. Диагностика определения уровня развития ручной умелости (мелкой моторики) | Введение. Понятие «каллиграфия». История возникновения и развития письменности. Гигиенические требования и нормы письма. Упражнения для осанки. Развитие мелкой моторики рук. Упражнения для развития свободных движений руки. Штриховка геометрических фигур. | Рассматривать рисунки и выбирать те, которые подходят для каждого ученика (леворукого, праворукого) с точки зрения посадки и положения ручки в руке; определять направление ручки при письме (вверх, чуть выше плеча). Создавать и поддерживать порядок на своём рабочем месте. Анализировать штриховку, сравнивать направления штриховки. Штриховать рисунки и геометрические фигуры, выбирать соответствующее направление штрихов. Выражать своё отношение к выполненной работе. | Входной контроль. Диагностика |
| Упражнения для движения пальцев и кисти. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнения для развития графомоторных навыков. | Письмо с проговариванием. Упражнения для работы над формой отдельных букв. Прием работы с калькой. Упражнения для работы над формой отдельных букв. Особенности написания элемента «шапочка». | Наблюдение. Практическая работа |
3. Отрабатываем написание форм букв по группам | Развитие навыка правильного написания соединений, букв. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Соревнование. | Отработка формы букв по группам. Каллиграфические упражнения для предупреждения фонетико- графических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под счёт. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. | Наблюдение. Практическая работа |
4. Пишем правильно соединения букв | Работа над формой букв. Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Игровая и творческая деятельность. | Анализ формы букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры рук. Штриховка. | Наблюдение. Практическая работа |
5. Упражнения для работы над формой отдельных букв | Формирование картины восприятия мира как порождение трудовой деятельности человека. | Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. | Наблюдение. Практическая работа |
6. Подведение итогов | Диктовка элементов букв и их соединений. Штриховка. Проблемные задания. Работа по образцам прописи. | Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки. | Конкурс по каллиграфии |
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- Обучающиеся сформируют интерес к письму и родному языку;
- Обучающиеся будут проявлять большую внимательность, аккуратность, целеустремлённость в работе и творческих проектах.
Метапредметные результаты:
- Обучающиеся научатся планировать и предвидеть результат своей работы;
- Усовершенствуют мелкую моторику и глазомер как универсальный навык, помогающий во всех учебных и творческих делах;
- Обучающиеся научатся находить варианты решения творческих задач, научатся создавать собственный текст на основе художественного произведения.
Предметные результаты:
- Обучающиеся получат знания и умения работы с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
- Обучающиеся сформируют умения определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы соединения букв;
- Обучающиеся научатся отрывному, ритмичному и скорому письму, орфографической зоркости;
- Обучающиеся научатся списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста, создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнять различные способы штриховки.
Календарно-тематический план
Раздел | Тема занятия. Краткое содержание | Количество часов | Дата планируемая | Дата фактическая | |
очно | |||||
план | факт | ||||
1.Вводное занятие. Диагностика определения уровня развития ручной умелости (мелкой моторики) | Теория. Введение. Понятие «каллиграфия». История возникновения и развития письменности. Гигиенические требования и нормы письма. Практика. Упражнения для осанки. Развитие мелкой моторики рук. Упражнения для развития свободных движений руки. Штриховка геометрических фигур. | 6 | |||
| Теория. Изучение способов штриховки. Практика. Упражнения для движения пальцев и кисти. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнения для развития графомоторных навыков. | 6 | |||
3. Отрабатываем написание форм букв по группам | Теория. Правильное написание соединений, букв. Практика. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Соревнование. | 6 | |||
4. Пишем правильно соединения букв | Теория. Виды соединений. Работа над формой букв. Практика. Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Игровая и творческая деятельность. | 6 | |||
5. Упражнения для работы над формой отдельных букв | Теория. Формирование картины восприятия мира как порождение трудовой деятельности человека. Практика. Упражнения для работы над формой отдельных букв | 6 | |||
6. Подведение итогов | Практика. Диктовка элементов букв и их соединений. Штриховка. Проблемные задания. Работа по образцам прописи. | 6 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы обучения:
1. Наглядный: использование каллиграфических материалов, различных приспособлений при объяснении; дидактическая игра.
2. Частично-поисковый (или эвристический) метод - приобщение обучающихся к творческой деятельности, Применение частично-поискового метода учит детей самостоятельно выполнять отдельные шаги в целостном процессе познания. Задача педагога при применении частично-поискового метода - научить детей самостоятельно применять знания, вести поиск новых. Этот метод применяется при опоре на уже имеющиеся у обучающихся знания и умения. Метод реализуется с помощью проблемных, творческих заданий, способ выполнения которых учащимся не известен.
3. Метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направлен на формирование эстетического вкуса.
5. Метод сотворчества с педагогом, мастером, художником, сверстниками.
6. Метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.
7. Демонстрационный метод. Детские работы в конце занятия показываются всей группе, при этом обязательно обращается внимание на наиболее удачные моменты. Учащиеся самостоятельно высказывают свое мнение о проделанной работе.
Педагогические технологии:
1. Технология индивидуализации обучения - организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;
2. Технология группового обучения - группа делится на подгруппы для решения конкретных учебных задач, каждая подгруппа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера подгруппы или педагога;
3. Технология коллективного взаимообучения - способ обучения, при котором обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого;
4. Технология развивающего обучения – активно - деятельностный способ обучения, заменяющий объяснительно-иллюстративный способ;
5. Технология проектной деятельности - в основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного курса. Его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность обучающихся – партнеров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой – либо проблемы, значимой для участников проекта. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом;
6. Коммуникативная технология обучения - представляет собой преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера. Это означает практическую ориентацию занятия. Научить говорить можно только говоря, слушать – слушая, читать – читая. Прежде всего это касается упражнений: чем упражнение больше подобно реальному общению, тем оно эффективнее;
7. Технология коллективной творческой деятельности - «такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе; деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям»;
8. Технология творческих мастерских - новые знания и новый опыт достигаются путем самостоятельного или коллективного открытия. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом обучающегося, с одной стороны, и педагогом, ученым, художником, явлением культуры в целом, с другой. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, но и сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. Мастерская состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из них определяющим является соответствующее учебное задание, которое направляет познавательную деятельность ребенка и вместе с тем предоставляет ему возможность выбора пути исследования, средств достижения цели, темпа работы;
9. Проектно–конструкторский метод - создание моделей, конструкций; конструирование игр, конструирование из бумаги; создание творческих работ: разработка сценариев спектаклей, праздников; художественное конструирование; создание произведений декоративно – прикладного искусства; проектирование деятельности, конкретных дел.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
О.Е. Жиренко, Т.М. Лукина «Тренажер по чистописанию. 1-4 класс - М., Вако, 2021
Илюхина В.А. Рабочая тетрадь: Чистописание 1, 2, 3, 4 кл.- М.Дрофа
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий контроль, итоговый контроль и самоконтроль.
Входной контроль – проводится на вводном занятии, направлен на выявление первоначальных умений ребёнка в области письма и каллиграфии.
Текущий контроль.
Прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
Пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
Рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
Контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Осуществляется по мере освоения теоретического и практического материала через практические задания, педагогическое наблюдение за взаимодействием детей в коллективе.
Итоговый контроль. Представлен в формах практической работы, творческих работ обучающихся, выставки.
Самоконтроль. Определение учеником границ своего «знания- незнания»,своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Уровни освоения программы
Выделяется 3 уровня освоения программы.
Соответствие практических знаний ребенка программным требованиям:
низкий уровень (объем усвоенных знаний составляет менее 1/2, предусмотренных рабочей программой);
средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 2/3);
высокий уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных рабочей программой за конкретный период).
Критериальный аппарат:
- Овладение навыками каллиграфии, соблюдение техники безопасности, умение пользоваться инструментами, правилами конструктивной групповой и индивидуальной работы.
- Умение выполнять каллиграфические упражнения по заданному образцу;
- Овладение навыками списывания с готового образца, с рукописного и печатного текста, умения работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
- Сформированный интерес к письму и родному языку;
- Приобретение ребёнком опыта самостоятельного социального действия: опыта самообслуживания, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
- Сформированное ценностное отношение ребёнка к родному Отечеству, его истории и народу, к труду.
Система контроля результативности обучения
Способы и средства выявления, фиксации результатов обучения: наблюдение, опрос, выполнение самостоятельных заданий (картотека игр, фотоотчеты).
Виды и периодичность контроля результативности обучения
Вид контроля | Формы/способы контроля | Срок контроля |
Предварительный | Фронтальный, опрос | 1 занятие |
Периодический | Фронтальный, индивидуальный, групповой, комбинированный | По ходу обучения |
Итоговый: Подведение итогов реализации программы – по окончании программы | Индивидуальный, групповой, комбинированный | 6 занятие
|
Виды и формы контроля
Контроль позволяет выявить уровень освоения учащимися программы и дать рекомендации для дополнительных занятий учащимся, слабо усвоившим материал. Результаты контроля служат основанием для внесения корректив в организацию учебного процесса.
Формы организации и контроля деятельности учащихся на занятии
Формы работы | Способы осуществления и контроля |
Наблюдение | Наиболее применимо во время учебного занятия и на практических занятиях. |
Совместное обсуждение результатов | Проводится под контролем педагога индивидуально с каждым в отдельности или в группе со всеми учащимися. |
Самоконтроль | Каждый учащийся самостоятельно оценивает динамику своих результатов, при желании может поделиться со всеми |
Творческая/проектная работа | Проводиться индивидуально, в парах, группах |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
12 | 12 | 36 | 1 раз в неделю по 3 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пробы пера
Дети любят придумывать, фантазировать, сочинять. На уроке чтения было дано задание придумать несколько строк об осени - противоречивом времени года, т.к. одни любят осень, за её яркость, другие считаю...
Урок ко Дню знаний по теме: «От пера до компьютера» для учащихся 3-4 классов.
Урок ко Дню знаний по теме: «От пера до компьютера». Категория: учащиеся 3-4 классов. Цели и задачи: -обогащать словарный запас детей; -учить мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать, делать ...
Перо жар- птицы
Урок рисования в 1 кл....
Урок по литературному чтению "Красна птица перьем, а человек уменьем". 3 класс
Урок по литературному чтению составлен по УМК "Школа России" для учащихся 3 классов. Цель:обобщить и закрепить изученный материал на тему: «Красна птица перьем, а человек уменьем»; с...
1 сентября День Знаний классный час \' От компьютера до пера\' 4 класс
Данный материал предназначен для учащихся "4 классов, обучающихся по системе \'Школа России\'.В ходе занятия дети знакомятся с основными историческими этапами развития знаний и способами их получе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ кружок «Служу Отечеству пером»
Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для учителей начальной школы (пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, тематическое планирование, список литера...
Рабочая программа « Волшебное перо» внеурочной деятельности для 3 класса
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая напра...