"Волшебное перо"
рабочая программа по русскому языку (2, 3, 4 класс)

Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебное перо" адресована обучающимся в возрасте 7-9 лет, детским коллективам начальной школы.Цель – научить детей писать правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки письма через различные методы и приёмы.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа38.02 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

«Волшебное перо»

Возраст обучающихся: 7-9 лет

 

Срок освоения: 12 дней

Разработчики:

Ворончихина Вероника Юрьевна

                                                             

Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Волшебное перо» (далее – ДОП) - художественная направленность.

Адресат программы: программа адресована обучающимся в возрасте 7-9 лет, детским коллективам начальной школы.

Актуальность программы:

Каллиграфия – это искусство писать чётким красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым разом всё больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк.

Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические навыки в последующих классах. Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления ребёнка в школу.

Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин.

Формирование письма в начальной школе имеет большое общественное и педагогическое значение. Чтение рукописи, написанной небрежным, неразборчивым почерком, отнимает много времени и внимания читающего, ведёт к ошибочному прочтению текста. Каллиграфически правильное письмо учащегося способствует воспитанию аккуратности в выполнении любого задания.

Уровень освоения: общекультурный.

Объем и срок освоения – 36 часов, 12 дней.

Цель – научить детей писать правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки письма через различные методы и приёмы.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия каллиграфией и приёмами работы с ними;
  • Обучить воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах, правильной расстановке слов на строке;
  • Обучить отрывному, ритмичному и скорому письму;
  • Научить соблюдать одинаковую высоту букв в словах на всей строке, пропорции строчных и заглавных букв.

              Развивающие:

  • Развивать творческие способности ребёнка в процессе работы;
  • Учить индивидуальной работе;
  • Учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
  • Cпособствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев;
  • Развивать глазомер; орфографическую зоркость, связную речь.

Воспитательные:

  • Воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремлённость, самодисциплину
  • Сформировать у обучающихся интерес к письму как к акту творчества, способу самовыражения;
  • Сформировать интерес к изучению родного языка, его истории, а также к новым способам письма.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • Обучающиеся сформируют интерес к письму и родному языку;
  • Обучающиеся будут проявлять большую внимательность, аккуратность, целеустремлённость в работе и творческих проектах.  

Метапредметные результаты:

  • Обучающиеся научатся планировать и предвидеть результат своей работы;
  • Усовершенствуют мелкую моторику и глазомер как универсальный навык, помогающий во всех учебных и творческих делах;
  • Обучающиеся научатся находить варианты решения творческих задач, научатся создавать собственный текст на основе художественного произведения.

Предметные результаты:

  • Обучающиеся получат знания и умения работы с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
  • Обучающиеся сформируют умения определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы соединения букв;
  • Обучающиеся научатся отрывному, ритмичному и скорому письму, орфографической зоркости;
  • Обучающиеся научатся списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста,  создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнять различные способы штриховки.

Организационно-педагогические условия реализации ДОП

Язык реализации – государственный язык РФ-русский.

Форма обучения – очная

Возможность обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов: программа предусматривает возможность обучения детей с ОВЗ — вариант 5.2 (обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи). Рекомендовано формирование отдельных групп для детей с ОВЗ.

Условия набора: принимаются все желающие на основе заявления.

Условия формирования групп: разновозрастная группа.

Формы организации и проведения занятий:

Формы проведения занятий: учебное занятие, дискуссия.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии: групповая, коллективная и индивидуальная.

Материально-техническое оснащение:

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер или ноутбук
  • мультимедийный проектор на кронштейне
  • экран для проектора с потолочным или настенным креплением.

           Материалы для учащихся: 

  • Канцелярские письменные принадлежности
  • Пособия по каллиграфии

Информационные источники

Список литературы для педагогов:

1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть1. – М.Просвещение, 2002

2. Васина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1994 г.

3. Васина В.В. Праздник числа. М., 1993 г.

4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать правильно и красиво. Академия развития, 2000 г.

5. Гуткина Н.И. Диагностика умственного развития детей. М., 2000 г.

6. Лысенко О.В. Методики интенсивного обучения. Каллиграфия / Методические рекомендации для учителя.

7. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Обучение грамоте: программа и тематическое планирование. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

8. Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011 и посл.

                                                                                   

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

В том числе

Форма контроля

теория

практика

1

Вводное занятие.

Диагностика определения уровня развития ручной умелости (мелкой моторики)

6

1

5

Входной контроль. Диагностика

2

Изучаем написание основных элементов букв

6

1

5

Наблюдение. Практическая работа

3

Отрабатываем написание форм букв по группам

6

1

5

Наблюдение. Практическая работа

4

Пишем правильно соединения букв

6

1

5

Наблюдение. Практическая работа

5

Упражнения для работы над формой отдельных букв

6

1

5

Наблюдение. Практическая работа

6

Подводим итоги

6

1

5

Конкурс по каллиграфии

Итого

36

6

30

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

«Волшебное перо»

Возраст обучающихся: 7-9 лет

Разработчик – Ворончихина Вероника Юрьевна

Цель – научить детей писать правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки письма через различные методы и приёмы.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия каллиграфией и приёмами работы с ними;
  • Обучить воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах, правильной расстановке слов на строке;
  • Обучить отрывному, ритмичному и скорому письму;
  • Научить соблюдать одинаковую высоту букв в словах на всей строке, пропорции строчных и заглавных букв.

              Развивающие:

  • Развивать творческие способности ребёнка в процессе работы;
  • Учить индивидуальной работе;
  • Учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
  • Cпособствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев;
  • Развивать глазомер; орфографическую зоркость, связную речь.

Воспитательные:

  • Воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремлённость, самодисциплину
  • Сформировать у обучающихся интерес к письму как к акту творчества, способу самовыражения;
  • Сформировать интерес к изучению родного языка, его истории, а также к новым способам письма.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел, темы

Теория

Практика

Контроль

1. Вводное занятие.

Диагностика определения уровня развития ручной умелости (мелкой моторики)

Введение. Понятие «каллиграфия». История возникновения и развития письменности. Гигиенические требования и нормы письма. Упражнения для осанки. Развитие мелкой моторики рук. Упражнения для развития свободных движений руки. Штриховка геометрических фигур.

Рассматривать рисунки и выбирать те, которые подходят для каждого ученика (леворукого, праворукого) с точки зрения посадки и положения ручки в руке; определять направление ручки при письме (вверх, чуть выше плеча). Создавать и поддерживать порядок на своём рабочем месте. Анализировать штриховку, сравнивать направления штриховки. Штриховать рисунки и геометрические фигуры, выбирать соответствующее направление штрихов. Выражать своё отношение к выполненной работе.

Входной контроль. Диагностика

  1. 2.Изучаем написание основных элементов букв

Упражнения для движения пальцев и кисти. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнения для развития графомоторных навыков.

Письмо с проговариванием. Упражнения для работы над формой отдельных букв. Прием работы с калькой. Упражнения для работы над формой отдельных букв. Особенности написания элемента «шапочка».

Наблюдение. Практическая работа

3. Отрабатываем написание форм букв по группам

Развитие навыка правильного написания соединений, букв. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Соревнование.

Отработка формы букв по группам. Каллиграфические упражнения для предупреждения фонетико- графических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под счёт. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.

Наблюдение. Практическая работа

4. Пишем правильно соединения букв

Работа над формой букв. Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Игровая и творческая деятельность.

Анализ формы букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры рук. Штриховка.

Наблюдение. Практическая работа

5. Упражнения для работы над формой отдельных букв

Формирование картины восприятия мира как порождение трудовой деятельности человека.

Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики.

Наблюдение. Практическая работа

6. Подведение итогов

Диктовка элементов букв и их соединений. Штриховка. Проблемные задания. Работа по образцам прописи.

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки.

Конкурс по каллиграфии

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • Обучающиеся сформируют интерес к письму и родному языку;
  • Обучающиеся будут проявлять большую внимательность, аккуратность, целеустремлённость в работе и творческих проектах.  

Метапредметные результаты:

  • Обучающиеся научатся планировать и предвидеть результат своей работы;
  • Усовершенствуют мелкую моторику и глазомер как универсальный навык, помогающий во всех учебных и творческих делах;
  • Обучающиеся научатся находить варианты решения творческих задач, научатся создавать собственный текст на основе художественного произведения.

Предметные результаты:

  • Обучающиеся получат знания и умения работы с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
  • Обучающиеся сформируют умения определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы соединения букв;
  • Обучающиеся научатся отрывному, ритмичному и скорому письму, орфографической зоркости;
  • Обучающиеся научатся списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста, создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнять различные способы штриховки.

Календарно-тематический план

Раздел

Тема занятия. Краткое содержание

Количество часов

Дата планируемая

Дата фактическая

очно

план

факт

1.Вводное занятие.

Диагностика определения уровня развития ручной умелости (мелкой моторики)

Теория.

Введение. Понятие «каллиграфия». История возникновения и развития письменности. Гигиенические требования и нормы письма.

Практика.

 Упражнения для осанки. Развитие мелкой моторики рук. Упражнения для развития свободных движений руки. Штриховка геометрических фигур.

6

  1. 2.Изучаем написание основных элементов букв

Теория.

Изучение способов штриховки.

Практика.

Упражнения для движения пальцев и кисти. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнения для развития графомоторных навыков.

6

3. Отрабатываем написание форм букв по группам

Теория.

Правильное написание соединений, букв. Практика.

Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Соревнование.

       6

4. Пишем правильно соединения букв

Теория.

Виды соединений. Работа над формой букв. Практика.

Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Игровая и творческая деятельность.

6

5. Упражнения для работы над формой отдельных букв

Теория.

Формирование картины восприятия мира как порождение трудовой деятельности человека.

Практика.

Упражнения для работы над формой отдельных букв

6

6. Подведение итогов

Практика.

Диктовка элементов букв и их соединений. Штриховка. Проблемные задания. Работа по образцам прописи.

6

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Методы обучения:

1. Наглядный: использование каллиграфических материалов, различных приспособлений при объяснении; дидактическая игра.

2. Частично-поисковый (или эвристический) метод - приобщение обучающихся к творческой деятельности, Применение частично-поискового метода учит детей самостоятельно выполнять отдельные шаги в целостном процессе познания. Задача педагога при применении частично-поискового метода - научить детей самостоятельно применять знания, вести поиск новых. Этот метод применяется при опоре на уже имеющиеся у обучающихся знания и умения. Метод реализуется с помощью проблемных, творческих заданий, способ выполнения которых учащимся не известен.

3. Метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направлен на формирование эстетического вкуса.

5. Метод сотворчества с педагогом, мастером, художником, сверстниками.

6. Метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.

7. Демонстрационный метод. Детские работы в конце занятия показываются всей группе, при этом обязательно обращается внимание на наиболее удачные моменты. Учащиеся самостоятельно высказывают свое мнение  о проделанной работе.

Педагогические технологии:

1. Технология индивидуализации обучения - организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;

2. Технология  группового  обучения - группа делится на подгруппы для решения конкретных учебных задач, каждая подгруппа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера подгруппы или педагога;

3. Технология коллективного взаимообучения - способ обучения, при котором обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого;

4. Технология развивающего обучения – активно - деятельностный способ обучения, заменяющий объяснительно-иллюстративный способ;

5. Технология проектной деятельности - в основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.  Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного курса. Его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность обучающихся – партнеров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой – либо проблемы, значимой для участников проекта. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом;

6. Коммуникативная технология обучения - представляет собой преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера. Это означает практическую ориентацию занятия. Научить говорить можно только говоря, слушать – слушая, читать – читая. Прежде всего это касается упражнений: чем упражнение больше подобно реальному общению, тем оно эффективнее;

7. Технология коллективной творческой деятельности - «такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе; деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям»;

8. Технология творческих мастерских - новые знания и новый опыт достигаются путем самостоятельного или коллективного открытия. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом обучающегося, с одной стороны, и педагогом, ученым, художником, явлением культуры в целом, с другой. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, но и сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. Мастерская состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из них определяющим является соответствующее учебное задание, которое направляет познавательную деятельность ребенка и вместе с тем предоставляет ему возможность выбора пути исследования, средств достижения цели, темпа работы;

9. Проектно–конструкторский метод - создание моделей, конструкций; конструирование игр, конструирование из бумаги; создание творческих работ: разработка сценариев спектаклей, праздников; художественное конструирование; создание произведений декоративно – прикладного искусства; проектирование деятельности, конкретных дел.              

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

О.Е. Жиренко, Т.М. Лукина «Тренажер по чистописанию. 1-4 класс - М., Вако, 2021

Илюхина В.А. Рабочая тетрадь: Чистописание 1, 2, 3, 4 кл.- М.Дрофа

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий контроль, итоговый контроль и самоконтроль.

Входной контроль – проводится на вводном занятии, направлен на выявление первоначальных умений ребёнка в области письма и каллиграфии.

Текущий контроль.                                                                                                                               

Прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

Пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

Рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

Контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Осуществляется по мере освоения теоретического и практического материала через практические задания, педагогическое наблюдение за взаимодействием детей в коллективе.

Итоговый контроль. Представлен в формах практической работы, творческих работ обучающихся, выставки.

Самоконтроль.  Определение учеником границ своего «знания- незнания»,своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Уровни освоения программы

Выделяется 3 уровня освоения программы.

Соответствие практических знаний ребенка программным требованиям:

низкий уровень (объем усвоенных знаний составляет менее 1/2, предусмотренных рабочей программой);

средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 2/3);

высокий уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных рабочей программой за конкретный период).

Критериальный аппарат:

  • Овладение навыками каллиграфии, соблюдение техники безопасности, умение пользоваться инструментами, правилами конструктивной групповой и индивидуальной работы.
  • Умение выполнять каллиграфические упражнения по заданному образцу;
  • Овладение навыками списывания с готового образца, с рукописного и печатного текста, умения работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
  • Сформированный интерес к письму и родному языку;
  • Приобретение ребёнком опыта самостоятельного социального действия: опыта самообслуживания, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
  • Сформированное ценностное отношение ребёнка к родному Отечеству, его истории и народу, к труду.

                Система контроля результативности обучения

        Способы и средства выявления, фиксации результатов обучения: наблюдение, опрос, выполнение самостоятельных заданий (картотека игр, фотоотчеты).

Виды и периодичность контроля результативности обучения

Вид контроля

Формы/способы контроля

Срок контроля

Предварительный

Фронтальный, опрос

1 занятие

Периодический

Фронтальный, индивидуальный, групповой, комбинированный

По ходу обучения

Итоговый:

Подведение итогов реализации программы – по окончании программы

Индивидуальный,

групповой,

комбинированный

6 занятие

     

Виды и формы контроля

Контроль позволяет выявить уровень освоения учащимися программы и дать рекомендации для дополнительных занятий учащимся, слабо усвоившим материал. Результаты контроля служат основанием для внесения корректив в организацию учебного процесса.

Формы организации и контроля деятельности учащихся на занятии

Формы работы

Способы осуществления и контроля

Наблюдение

Наиболее применимо во время учебного занятия и на практических занятиях.

Совместное обсуждение результатов

Проводится под контролем педагога индивидуально с каждым в отдельности или в группе со всеми учащимися.

Самоконтроль  

 Каждый учащийся самостоятельно оценивает динамику своих результатов, при желании может поделиться со всеми  

Творческая/проектная работа

Проводиться индивидуально, в парах, группах

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Дата начала обучения по

программе

Дата

окончания обучения по программе

Всего

учебных

недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

12

12

36

1 раз в неделю по 3 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пробы пера

Дети любят придумывать, фантазировать, сочинять. На уроке чтения было дано задание придумать несколько строк об осени - противоречивом времени года, т.к. одни любят осень, за её яркость, другие считаю...

Урок ко Дню знаний по теме: «От пера до компьютера» для учащихся 3-4 классов.

Урок ко Дню знаний по теме: «От пера до компьютера». Категория: учащиеся 3-4 классов. Цели и задачи: -обогащать словарный запас детей; -учить мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать, делать ...

Перо жар- птицы

Урок рисования в 1 кл....

Урок по литературному чтению "Красна птица перьем, а человек уменьем". 3 класс

Урок по литературному чтению составлен по УМК "Школа России" для учащихся 3 классов.  Цель:обобщить и закрепить изученный материал на тему: «Красна птица перьем, а  человек уменьем»;  с...

1 сентября День Знаний классный час \' От компьютера до пера\' 4 класс

Данный материал предназначен для учащихся "4 классов, обучающихся по системе \'Школа России\'.В  ходе занятия дети знакомятся с основными историческими этапами развития знаний и способами их получе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ кружок «Служу Отечеству пером»

Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для учителей начальной школы (пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, тематическое планирование, список литера...

Рабочая программа « Волшебное перо» внеурочной деятельности для 3 класса

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая напра...