Конспект урока русского языка 2 класс "Прилагательные близкие и противоположные по смыслу"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Батомункуева Юлия Галсановна

Конспект урока русского языка 2 класс "Прилагательные близкие и противоположные по смыслу" УМК ШКОЛА РОССИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk_urok_russkiy_yazyk_prilagatelnye_blizhkie_i.docx35.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по русскому языку по теме "Прилагательные, близкие и противоположные по значению", 2 класс

Описание материала: Данная методическая разработка представляет собой технологическую карту урока по русскому языку 2 класс по программе «Школа России» тема «Прилагательные, близкие и противоположные по значению». Карта составлена с учетом ФГОС второго поколения. При разработке урока учитывались возрастные особенности детей младших классов. Технологическая карта разработана в помощь подготовки к уроку русского языка во 2 классе.

Тема урока: Прилагательные, близкие и противоположные по значению.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Прилагательные, близкие и противоположные по значению».

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Учащиеся научатся объяснять, что такое прилагательные – синонимы и прилагательные – антонимы;

Учащиеся получат возможность объяснять роль прилагательных, близких и противоположных по значению в тексте.

2. Учащиеся научатся подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу;

.

Метапредметные:

Регулятивные:

- Учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- Учащиеся получат возможность научиться планировать свои действия в соответствии поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

- Учащиеся научатся осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям, обобщать, осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации;

- Учащиеся получат возможность научиться строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

- Учащиеся научатся владеть диалогической формой речи;

- Учащиеся получат возможность научиться аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Личностные:

- У учащихся будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- У учащихся можете быть сформирована способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная.

Дидактические средства: «Русский язык», учебник для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2014, «Словарик синонимов и антонимов» М. Р. Львова, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова.

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Ход урока

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

Обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Личностные

  1. Мотивация учебной деятельности

Словесный

(диалог)

Наглядный

(демонстрация высказывания на слайде)

Минутка чистописания (каллиграфическая)

Приветствует обучающихся.

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня урок русского языка проведу я. Меня зовут Батомункуева Юлия Галсановна. Я учитель начальных классов Могсохонской СОШ.

- Прежде чем начать урок прошу вас подарите мне улыбку, подарите улыбку соседу, подарите улыбку гостям. Молодцы!

-Какое у вас настроение?

Сегодня на уроке я желаю вам, чтоб наш урок прошел отлично, а в конце урока вы все оставались с таким же отличным настроением и чтоб вы узнали много нового на уроке русского языка.

Предлагает открыть тетради, записать число, классная работа.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- А сейчас, ребята отгадайте загадку.

Быстро он по рельсам мчит
И колесами стучит.
Не газует, не дымит,
Просто весело звенит.
Ездят в нем и стар, и млад
На работу, в детский сад…
Остановка. Не зевай,
Поскорей садись в … .

- А вы когда ни будь ездили на трамвае?

- Ребята, а вы знаете какое сегодня число?

Да, верно, сегодня 6 апреля. А может кто ни будь знает, чем знаменательна сегодняшняя дата? Какие события происходили в этот день?

- в этот день 6 апреля в 1899 году было торжественное открытие Московского трамвая. Ровно 122 года назад, в столице нашей страны в городе Москва, появилось регулярное движение  

Трамвая.

- А сейчас откройте тетради и давайте запишем число и классная работа.

Какая первая буква в слове трамвай? Давайте пропишем букву заглавную и строчную букву Т т

Приветствуют учителя.

Хорошее, отличное!

Открывают тетради, записывают число, классная работа.

Трамвай

Да

Да, 6 апреля

Записывают число и вид работы.

И прописывают Т т

К: владеть диалогической формой речи.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действие.

Словесный

(беседа)

Частично - поисковый
(работа со словарем)

- Сегодня на уроке я предлагаю вам вместе со мной отправиться в интересную поездку, в которой мы узнаем много интересного и нового.

Отправимся мы с вами на нашем общественном транспорте трамвае.

- Поедем?

- А знаете, что трамвай делает каждую остановку для посадки и высадки пассажиров? И наш трамвай будет также делать остановки, где мы с вами будем повторять, закреплять и узнавать много нового правил русского языка.

Поехали!!! И наша 1 остановка. «Повторяйка».

Я вам читаю утверждения, а вы отвечаете да или нет да если утверждение верно, нет если утверждение не верное.

Имя существительное – это часть речи.

Имя существительное обозначает признак предмета.

Глагол – отвечает на вопросы кто? Что?

Имя прилагательное – обозначает предмет.

Имена прилагательные отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

Глагол обозначает действие предмета.

Имя прилагательное обозначает признак предмета.

- молодцы!

Да

Нет

Нет

Нет

Да

Да

Да

Р:принимать и сохранять учебную задачу;

К: владеть диалогической формой речи;

П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

3.Выявление места и причины затруднения.

Словесный

(беседа)

Наглядный

(демонстрация на слайде)

Едем дальше!

Остановка: «распредели»

(на доске раскиданы слова: трусливый, храбрый, робкий, мужественный, застенчивый,

Смелый, нерешительный, отважный)

- Ребята, какой части речи эти слова?

- распределите, эти слова на 2 группы: 1- хорошие качества человека

2 – плохие качество человека.

(распределяют слова на интерактивной доске)

- посмотрите, ребята, что мы может сказать о каждой группе слов?

- Как называются слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение?

Синонимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение. Они могут заменять друг друга по значению.

- а теперь посмотрите, если мы сравним хорошие и плохие качества человека какими они будут друг другу?

- Как называются противоположные слова?

Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположное значение.

Имена прилагательные

Хорошие: храбрый, мужественный, смелый, отважный

Плохие: трусливый, робкий, застенчивый, нерешительный

эти слова близки по смыслу, их можно заменять друг с другом.

Синонимы

Противоположные

Антонимы

подбирать к существительным прилагательные, близкие по смыслу;

К: владеть диалогической формой речи.

П: обобщать.

4.Самоопределение к деятельности

Словесный

(беседа)

Предлагает сделать вывод о прилагательных.

О каких прилагательных идет речь? 

Предлагает назвать тему урока.

Значит, какая тема сегодняшнего урока? Предлагает назвать цель и задачи урока.

Какова же цель нашего урока?

Какие задачи мы поставим перед собой?

Чему мы научимся сегодня на уроке?

Формулируют цель и задачи урока.

Познакомить с прилагательными близкими и противоположными по значению;

Узнать, как называются прилагательные близкие и противоположные по значению.

Уметь распознавать и правильно употреблять имена прилагательные;

5.Работа по теме урока

Словесный

(беседа)

Частично – поисковый

(работа с учебником)

Наглядный

(демонстрация на слайде)

Практический

Продолжаем нашу поездку Остановка «Синонимы»

Укажите имена прилагательные, близкие данным по значению и запишите в тетрадь.

(я работаю и пишу на интерактивной доске)

Крошечный (___________) котенок.

Весёлый (___________) мальчик

Мудрый (_____________) человек.

-как называются эти имена прилагательные? Подберите к ним походящие имена существительные.

Крошечный, маленький котёнок.

Весёлый радостный, громкий мальчик.

Мудрый, умный человек.

Выполняют упражнение в тетради.

Прочитать, записать, вставляя пропущенные подходящие по смыслу имя прилагательное близкое по значению

Р: планировать свои действия  в соответствии поставленной задачей и условиями её реализации;

К: владеть диалогической формой речи;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный

(беседа);

Практический

(упражнение)

Едем, дальше. Остановка «антонимы»

На доске картинки

(муравей и слон

Уголь и снег

Дорога и тропинка

перец, сахар

Камень и пух

Заяц и тигр)

- ребята, сравните предметы по вкусу, по ширине, по цвету, по весу, по величине, по смелости.

1.Муравей маленький, а слон большой. 2. Уголь чёрный, а снег белый. 3. Дорога широкая, а тропинка узкая. 4. Перец горький, а сахар сладкий.

1. Маленький - большой (обозначают признаки по величине).
2. Чёрный - белый (обозначают признаки по цвету).
3. Широкая - узкая (обозначают признаки по ширине).
4. Горький - сладкий (обозначают признаки по вкусу).

Антонимы.

Слова, противоположные по значению.

Синонимы.

подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу;

объяснять роль прилагательных, близких и противоположных по значению в тексте;

объяснять, что такое  прилагательные – синонимы и прилагательные – антонимы.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Р: осуществлять пошаговый контроль по результату

7. Физминутка

8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Частично - поисковый
(работа со словарем)

Остановка «________»

Выполним следующее задание на карточках. Внимательно прочитайте все задания и выберете тот уровень, который вам по силам.

1 уровень. Подбери к данным прилагательным противоположные по значению и запишите их парами.

Толстый - __________

Новый - ____________

Грустный - __________

Кривой - _____________

Здоровый - _____________________

Тяжёлый - _____________________

Мокрый - ____________________

Быстрый - __________________

 

2 уровень. Замени прилагательные синонимами (близкими по значению). Выбери нужные прилагательные из списка.

Грустный (____________) мальчик

Душистое (______________) мыло.

Увлекательный (_____________) мультфильм.

Большой (___________) сюрприз.

Мокрый (___________) платок.

Слова для справок: печальный, влажный, ароматное, интересный, огромный.

- а теперь, давайте проверим и оценим. Оцените друг друга.

(учащиеся выполнят взаимопроверку по образцу, в бальной системе по критериям)

Если все ответы правильные – 5 баллов, 4 правильных ответа – 4 балла, 3 ответа – 3 балла, 2 и менее – 2 балла.

5 баллов – «5»

4 балла – «4»

3 балла????????????



Толстый – тонкий

Новый – старый

Грустный – весёлый

Кривой – прямой

Здоровый – больной

Тяжёлый – лёгкий

Мокрый – сухой

Быстрый –медленный

Грустный печальный мальчик. Душистое ароматное мыло. Увлекательный интересный мультфильм. Большой огромный сюрприз. Мокрый, влажный платок.

П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, проводить классификацию по заданным критериям;

П:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей;

П: проводить классификацию по заданным критериям

Р: осуществлять итоговый контроль по результату;

П: слушать и понимать речь других;

8.Рефлексия учебной деятельности

Словесный

(беседа)

Метод контроля

(самооценка)

Организует обобщение урока, задает вопросы.

О каких прилагательных мы говорили сегодня на уроке? 

Достигли ли мы поставленной цели?

Какие прилагательные называются синонимами?

Какие прилагательные называются антонимами?

Организует рефлексию учебной деятельности обучающихся.

Расскажите по схеме,

чему научились на

уроке.

Что нового и интересного узнали на уроке…

Я узнал (а)…….
Я научился…..

Мне понравилось…..
Я бы хотел(а)….

У меня не получилось…

Новые знания мне пригодятся…

Домашнее задание……???????

 - Молодцы, ребята! Я бы хотела, чтоб вы всегда были добрыми отзывчивыми, смелыми и всегда знали, что имена прилагательные бывают…… МОЛОДЦЫ! Спасибо за урок!

- попрошу вас выбрать смайлик и прикрепить его на наш трамвай.

Зеленый смайлик – если вам урок понравился

Желтый смайлик, если

Красный смайлик, сели не понравился.

Отвечают на вопросы.

О прилагательных, близких и противоположных по смыслу.

Это прилагательные, близкие по значению.

Это прилагательные с противоположным значением.

Дополняют предложения, оценивают свою деятельность на уроке.

объяснять, что такое  прилагательные – синонимы и прилагательные – антонимы.

К: владеть диалогической формой речи;

П: обобщать;

Р: осуществлять самооценку деятельности.

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 1 классе. Тема "Слова, близкие и противоположные по смыслу.

Урок проведен в 1 классе по программе "Школа России".В конспекте много игровых моментов.  Конспект может пригодиться учителям начальных классов, работающих по любой программе....

Конспект урока русского языка «Прилагательные близкие и противоположные по значению» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Планируемые  результаты:Предметные:знать правила правописан...

Конспект урока русского языка "Прилагательные, близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - формирование представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи. Планируемые результаты: Предметные:  -знать понятия &laqu...

Конспект урока русского языка "Прилагательные, близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - углубление знаний об именах прилагательных, близких и противоположных по значению; Планируемые результаты: Предметные:  -знать понятия «антонимы»...

Конспект урока русского языка "Прилагательные близкие и противоположные по смыслу" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное, ка...

Конспект урока русского языка «Прилагательные, близкие и противоположные по значению»(УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представление об именах прилагательных- синонимах и именах прилагательных – антонимах и их роли в речи.Планируемые результаты:Предметные- знать: слова, бл...

Конспект урока русского языка "Прилагательные, близкие и противоположные по значению" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Планируемые результаты: Предметные:- знать роль прилагательных, близких...