Подробное обучающее изложение по рассказу Е. Чарушина «Кот Епифан»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Рамазанова Зульфия Ильдаровна

Конспект урока "Подробное обучающее изложение по рассказу Е.Чарушина"Кот Епифан"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Подробное обучающее изложение по рассказу Е. Чарушина «Кот Епифан»

Цели урока (планируемые результаты)

1. Познавательные (предметные результаты):

  1. познакомить обучающихся с биографией Е.Чарушина;
  1. познакомить обучающихся с творчеством Е.Чарушина;

2. Развивающие (метапредметные результаты):

  1. Развитие навыка написания подробного обучающего изложения.
  2. Развитие личности младшего школьника как читателя путём формирования основ правильной читательской деятельности;
  3. Развитие личности младшего школьника на основе формирования учебных универсальных действий на предметном материале;
  1. формирование универсального рефлексивного действия по осознанию границ знания при разграничении изученного и неизученного на этапе актуализации ранее изученных сведений, на этапе подготовительной беседы;
  2. формирование универсального логического действия анализа при выполнении следующих упражнений: деление текста Е.Чарушина на смысловые части, составление плана текста Е.Чарушина;
  3. формирование универсального логического действия синтеза при выполнении следующих упражнений: выразительное чтение, пересказ рассказа Е.Чарушина;
  4. формирование знаково-символических универсальных действий моделирование при составлении плана текста;
  5. формирование учебно-информационного умения извлекать информацию из текста при его чтении, ответах на вопросы по тексту Е. Чарушина;
  6. формирование коммуникативных универсальных учебных действий при организации учебного взаимодействия (умение слушать друг друга, учителя, умение задавать вопросы) на всём протяжении урока.

3. Воспитательные (личностные результаты):

  1. воспитание культуры общения с учителем во время учебного диалога;
  1. воспитание интереса к природе животного мира;
  1. воспитание культуры читателя.

Оборудование:

  1. Для учителя:
  • учебник русского языка 4 класс 1 ч. УМК «Школа России»;
  • презентация.
  1. Для ученика:
  • учебник русского языка 4 класс 1 ч. УМК «Школа России»;
  • рабочая тетрадь;
  • письменные принадлежности

План урока:

  1. Организация класса (5 минут)
  1. Приветствие 
  1. Эмоциональный настрой детей 
  1. Проверка готовности к уроку 
  2. Минутка чистописания 
  1. Постановка речевой задачи (2 минуты)
  1. Вступительное слово учителя  (5 минут)
  2. Выразительное чтение рассказа Е. Чарушина (2 минуты)
  1. Выяснение общего понимания текста (о чем говорится в тексте, кто главные герои) (5 минут)
  2. Вторичное чтение текста (по смысловым частям)  (7 минут)
  3. Беседа по смысловым частям (смысловой и языковой анализ)
  1. Вычленение частей
  2. Определение микротем (о чём говорится в этой части)
  3. Вопросы воспроизводящего характера
  4. Вопрос анализирующего характера
  5. Работа над средствами языковой выразительности
  1. Составление плана (3 минуты)
  2. Орфографическая подготовка (3 минуты)
  3. Устное изложение текста по плану на доске (1 минута)
  4. Написание текста изложения детьми (12 минут)

Ход урока:

  1. Организация класса (5 минут)

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Ну, теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Минутка чистописания

Кто удить не ленится, у того рыба ловится.

Учитель: Запишите пословицу в тетрадь. Как вы понимаете эту пословицу? О чём она? Что значит удить? Как вы думаете, почему на доске пословица именно про рыбалку? (Ответы детей)

  1. Постановка речевой задачи (2 минуты)

Учитель: Действительно, мы сегодня будем говорить о рыбалке. Откройте учебники на странице 39. Рассмотрите картинку. Что на ней изображено? (Ответы детей).

Учитель: Сегодня мы будем учиться писать подробное изложение. Изложение – это подробный письменный пересказ текста. В этом нам поможет текст Евгения Чарушина про рыбалку кота Епифана и старика.

  1. Вступительное слово учителя  (5 минут)

Учитель: Давайте познакомимся с автором текста:

«Евгений Иванович Чарушин родился 29 октября 1901 года в городе Вятка. Отец – Иван Аполлонович Чарушин, был главным губернским архитектором. Мама – Любовь Александровна Чарушина (Тихомирова), была из семьи врача и занималась домашним хозяйством. Родители с раннего детства привили любовь к рисованию и природе.

В 1927 году, после окончания училища, Евгений Иванович начинает работать в Детском отделе государственного издательства. Здесь он впервые выступает иллюстратором детской книги о животных Виталия Бианки «Мурзук». По совету Маршака, начинает писать рассказы для детей о жизни животных. Первая книга Евгения Ивановича Чарушина «Вольные птицы» выходит в 1929 году, иллюстрации к которой он нарисовал сам. Им было издано несколько десятков его книг «Медвежата», «Про Томку», «Тюпа, Томка и сорока», «Никита и его друзья» и другие.»

Учитель: В тесте Е.Чарушина нам могут встретиться неизвестные слова: удил, ёрш, на плотах. Давайте разберём значение этих слов.

Удить– ловить рыбу.

Ёрш - небольшая рыбка, очень похож на ершик, особенно когда его вынут из воды.

Плот - плавучее сооружение, конструкция из связанных совместно брёвен, предназначенная для перемещения людей и грузов.

  1. Выразительное чтение рассказа Е. Чарушина (2 минуты)

Учитель читает рассказ.

  1. Выяснение общего понимания текста (о чем говорится в тексте, кто главные герои) (5 минут)

Учитель: О чем этот рассказ? Назовите главных героев. Какой этот текст по типу? Давайте озаглавим текст. (Ответы детей)

  1. Вторичное чтение текста (по смысловым частям)  (7 минут)

Дети читают текст по абзацам.

Учитель: Сколько частей (абзацев) в этом тексте? (Четыре абзаца.) Можно сказать, что в каждом абзаце высказывается новая мысль?

  1. Беседа по смысловым частям (смысловой и языковой анализ)

Учитель: Давайте озаглавим первую часть. О чем в ней говорится? Что делал старик? Чем занимался в это время кот Епифан? Найдите это в тексте. Как вы думаете, почему старик маленькую рыбку всегда отдавал своему коту? (Ответы детей)

Дети: «Рыбаки вместе».

Учитель: Теперь вспомните, что произошло во второй части? Какое название можем дать? Какую рыбку вытащил старик? Куда делся Епифан? Найдите это в тексте. Можно ли заменить слово «выдернул» на другое? Приведите примеры. Почему кот оказался на плотах?)

Дети: «Рыбка для Епифана», «Епифан на плотах». (Вытащил, вытянул, вынул)

Учитель: Что случилось в следующей части? Что делал кот Епифан? Почему старик удивился? Дайте название третей части.

Дети: «Самостоятельный Епифан».

Учитель: Чем закончился рассказ? Как теперь проходит рыбалка старика и кота? Найдите это в тексте. Можно ли заменить слово «врозь» на другое? Приведите примеры. Давайте озаглавим четвёртую часть.

Дети: «Ловят рыбу врозь». (По отдельности, порознь, по-разному).

  1. Составление плана (3 минуты)

План выводится на слайд, так как по ходу беседы по смысловым частям дети озаглавили каждую часть.

  1. «Рыбаки вместе».
  2. «Епифан на плотах».
  3. «Самостоятельный Епифан».
  4. «Ловят рыбу врозь».
  1. Орфографическая подготовка (3 минуты)

Учитель: Обратите внимание на написание следующих слов: выдернул, протянул, девался, рыбка, удочка. Какие это орфограммы? Откройте свои словарики и запишите туда трудные слова. Подчеркните орфограмму.

Дети: Выдернул, протянул, девался – безударная гласная в корне слова, проверяем словами с ударной гласной (дёргать, тянет, делся), рыбка – непроизносимая согласная в корне слова (рыбак, рыбалка), а в слове удочка – нужно запомнить суффикс -очк.

  1. Устное изложение текста по плану на доске (1 минута)

Учитель: Давайте проговорим рассказ, чтобы вы вспомнили, о чем писать в изложении.

Дети проговаривают по цепочке по предложению.

  1. Написание текста изложения детьми (12 минут)

Дети пишут подробное изложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее изложение по рассказу С. Алексина «Первая газета» , 4 класс "Школа 2100"

Обучающее изложение по рассказу С. Алексина «Первая газета» из книги   «Сто рассказов из русской истории» Цели урока:Образовательная: обучать детей написанию изложения; учить самостоят...

К уроку русского языка "Обучающее изложение" по рассказу Н. Сладкова "Осенняя ёлочка"

К уроку русского языка "Обучающее изложение" по рассказу Н. Сладкова "Осенняя ёлочка"...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Обучающее изложение по рассказу К.Паустовского "Кот и куры"

Данная презентация поможет учителю , а главное детям легко справится с написанием изложения по тексту К.Паустовского...

Конспект урока «Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования» 4 класс УМК "Гармония"

laquo;Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования»...

Обучающее изложение по рассказу Е. Чарушина «Кот Епифан»

Обучающее изложениепо рассказуЕ. Чарушина  «Кот  Епифан»...