Конспект урока «Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования» 4 класс УМК "Гармония"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
«Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7marta.docx | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата:07.03.2018 Учитель: Тимофеева Н. И.
Класс: 4 Студентка: Искандярова К.А.
Конспект урока русского языка
Тема: «Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования»
Цели деятельности учителя: учить детей приёмам работы над подробным изложением текста-рассуждения с элементами повествования; формировать умение определять основную мысль, структуру, делить текст на части и озаглавливать их; развивать умение записывать текст соответственно данному плану.
Планируемые результаты:
Предметные: применять полученные знания при решении поставленной задачи.
Личностные: выполнять задания творческого и поискового характера.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Оборудование: учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. «Русский язык» 4 класс «гармония» Климанова Л.Ф., презентация.
Этап урока Методы и приемы | Время | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационный Приветствие учителя Создание положительного настроя на урок С.: слово учителя; ответы на вопросы | 1 мин | Здравствуйте, ребята! Проверьте правильность своей посадки, осанки и рабочего места. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, улыбнитесь друг другу и начинаем работать. | Принимать установку учителя | К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Сл.: учебный диалог Пр.:задание на слайде | 5 мин | Актуализация знаний по теме «Пожар»: - Что такое пожар? - Какие виды пожаров вы знаете? - Каковы причины пожаров? - Чем опасны пожары? | Отвечать на вопросы Рассуждать на тему | П: поиск и выделение необходимой информации. |
Решение частных задач Пр.: изложение | 5 мин | Знакомство с текстом Прослушайте текст. Пожары в лесу. Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят окурок, горящую спичку, оставят тлеющие угли костра. Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек лизнул сухую ветку, зажег и бежит по высохшей траве, прошлогодним листьям. Занялись ближайшие кусты и деревья. Бушует пламя. Густой дым ползет в небо. Начался лесной пожар. Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных жителей! Мечутся по лесу белки и зайцы. Лосенок прижался к матери. От хищного зверя защищает она его острыми копытами сильных ног. Против огня она бессильна. А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки! Много лет пройдет, пока снова вырастет живой лес. | Слушать чтение текста учителем Обращать внимание на слова для справок Выполнять письмо под диктовку | П: осуществлять анализ и синтез. К: оформлять свои мысли в письменной форме. |
Динамическая пауза | 1 мин | Встаньте со своих мест, повторяйте за действиями персонажа на слайде. Видеофрагмент. | Выполнять упражнения | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
Закрепление знаний и способов действий Пр.: упражнения по тексту Учебный диалог Мотивация учебной деятельности учащихся. Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Практич.: чтение текста Взаимопроверка. Практич.: выбор. списывание с грам. заданием. Практич.: фронтал. проверка. Практич.: письм. граммат.упр., проверьте по образцу на доске. Практич.: письм. граммат.упр. Взаимопроверка.. | 25 мин | Содержательно-композиционный и стилистический анализ текста:. -Какое настроение вызвал текст? Почему? (Настроение текста выражается в словах автора: «жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки) - Каково ваше отношение к происходящему? (Дети высказывают первые впечатления об услышанном.) -Определим тему текста. (Пожары в лесу.) Отражена ли тема в заглавии? (Да. Рассказ имеет такое же название.) - Почему рассказ назван «Пожары в лесу»? Какие ещё названия вы могли бы предложить? («К чему приводят лесные пожары?»; «Берегите лес от пожаров!») -Какова основная мысль рассказа? (Лес нужно беречь от огня). 4. Композиционно-типологический анализ текста. Составление плана. - К какому типу относится текст? (Это текст-рассуждение. Он отвечает на вопрос «почему?», содержит тезис, аргументы, вывод) - На сколько частей можно разделить текст? (Текст можно разделить на три части: 1 – тезис; 2 – основная часть (доказательства); 3 – заключение (вывод)). - На какой вопрос отвечает текст? (Почему возникают лесные пожары?) В какой части текста содержится ответ на этот вопрос? Прочитайте ее. (Дети читают первую часть рассказа). Это тезис данного текста, который мы и должны доказать. - Определите тему первой части, озаглавьте ее. (Причины пожаров) - Какие аргументы, доказательства, факты приводит автор, доказывая вред лесных пожаров? (1. Пожар развивается без участия человека. Ветер может стать виновником пожара в лесу. 2. В лесных пожарах гибнут растения и животные. 3. Лес после пожара – жуткое зрелище. 4. Много лет пройдет, пока вырастет живой лес.) Это основная часть рассказа. - На сколько частей, по количеству приведенных автором фактов, аргументов, доказательств можно разделить вторую часть? (вторую часть можно разделить на 4 части) - К какому типу речи относится вторая часть? (Вторая часть рассказа – это повествование. Он отвечает на вопрос: как это происходит? В нем говорится о развитии действия: что было вначале (завязка), развитие действия, кульминация (гибель растений и животных), развязка (гибель леса). - О чем говорится в первой части основной части рассказа, определите ее тему и озаглавьте? (В первой части говорится о том, как пожар развивается и превращается из синего огонька в бушующее пламя. Это завязка. Мы озаглавим часть - «Начало пожара».) - О чем говорится во второй части основной части рассказа? Определите его тему и озаглавьте. (В второй части говорится о последствиях лесных пожаров. Одно из них – гибель растений и животных. Это кульминация. Мы озаглавим часть - «Гибель растений и животных.».) - К каким еще последствиям приводят лесные пожары? Прочитайте третий аргумент автора. Определите его тему и озаглавьте третью часть основной части. (Лес после пожара – жуткое зрелище. Третью часть можно назвать – «Жуткое зрелище») - Прочитайте четвертый аргумент автора. Определите его тему и озаглавьте третью часть основной части. (Много лет пройдет, пока вырастет живой лес. Также можно назвать четвертую часть основной части.) - К какому выводу приходим, когда читаем рассказ? Сравните тезис и вывод. (Лес нужно беречь от лесных пожаров. Вывод соответствует тезису, потому что, если человек будет бережно относиться к лесу, он будет более ответственно относится к своему поведению в лесу и не будет оставлять в лесу тлеющий костер, бросать окурки и т.д.) - Озаглавьте заключительную часть. (Берегите лес.) Запишите у себя в тетради план, кто еще раз повторит нам его? (дети читают план, который написан на доске) Ребята, а посмотрите на текст, есть слова, в которых мы сможем допустить ошибку? Слова из текста выписаны на доске и разбиты на группы. Л.знул меч.тся хищ.ный Л.сёнок горящ.ю лист.ями Н.б.жал защ.щ.ет занялис. Л.сные уч.стки дерев.я В.зн.кают ж.вой скол.ко Бл.жайш.й сил.ный Ог.нёк Кто пойдет и вставит пропущенную орфограмму, а мы с вами проверим. Ребята, мы закончили подготовку к изложению, теперь вам осталось только еще пару раз прочитать текст, далее сдаем мне листочки, и начинаем писать по плану изложение, как запомнили ,соблюдая пунктуацию и орфограммы | Выполнять упражнения для самостоятельной работы Отвечать на поставленные вопросы учителя Определять тип и стиль речи,мысль,тему. Отвечать на поставленные вопросы учителя Высказывать и аргументировать свой ответ Вступать в диалог с учителем Находить ответы на поставленные вопросы Решение частных задач Вставить пропущенную орфограмму Самостоятельно выполнять задание Самостоятельное написание изложения | Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция. П: извлекают необходимую информацию из рассказа учи-теля, собственного опыта; осуществляют поиск необ-ходимой информации. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с уче-том выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные знания П: строят речевое высказывание П: осмысленно читают текст |
Рефлексия Сл.: учебный диалог | 5 мин | Подведение итогов урока. - Что, как вам кажется, получилось и что не получилось при написании изложения? Оцените свою работу на уроке, встаньте те: Красный смайл на слайде – всё понятно, интересно. Жёлтый – всё понятно, но не интересно. Зелёный – не понятна тема и не интересно. Спасибо за внимание. Урок окончен. | Принимать установку учителя Отвечать на вопросы учителя Выполнять самооценку | Л: смыслообразование. Р: контроль в форме сличения способа действия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования. "Пожары в лесу"
Урок развития речиАвтор: Зюзина Наталья Олеговна.Класс: 4....
Изложение текста-рассуждения
Материалы для дистанционной работы над изложением....
Конспект урока русского языка «Что такое текст-рассуждение?» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема: «Что такое текст-рассуждение?»Цели деятельности учителя: формирование обучающихся с особенностями текста-рассуждение; составление текст-рассуждения. Планируемые результаты:Предм...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Работа над ошибками. Что такое текст-рассуждение?" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности: ознакомление с текстом – рассуждение; развитие умения отличать его от других видов текста.Планируемые результаты:Предметные:Знать: чем отличается текст-рассуждение от других в...
Конспект урока русского языка "Текст-рассуждение" (УМК Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о понятии текст-рассуждение, его отличительныхпризнаках.Планируемые результатыПредметные:- уметь определять вид текста (описание, по...
Конспект урока по теме «Текст-рассуждение» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование понятия об отличительных признаках текста-рассуждения; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографическую зоркость; воспитание аккуратность в работе.Планир...
Подробное обучающее изложение по рассказу Е. Чарушина «Кот Епифан»
Конспект урока "Подробное обучающее изложение по рассказу Е.Чарушина"Кот Епифан"...