ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока русского языка во 2 классе по теме «Глагол как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Разработка урока по теме "Глагол как часть речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_glagol_2_klass.docx | 42.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 «Пеликан»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока русского языка во 2 классе
по теме «Глагол как часть речи»
Учитель: Корешкова Ю.Ю.
учитель начальных классов
Бердск- 2024 год
Технологическая карта изучения темы: ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Тема урока | Глагол как часть речи. |
УМК | «Школа России» 2 класс |
Цели деятельности учителя | познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками; создать условия для формирования умений ставить вопросы к глаголам. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Планируемые | Предметные научатся: распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Метапредметные : познавательные – умение использовать учебник, свой жизненный опыт, сравнивать, обобщать, оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником; регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, проявлять интерес к русскому языку. |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), системно-деятельностный подход;приёмы технологии критического мышления; самооценивание и взаимооценивание. |
Образовательные ресурсы | В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: учебник. – М: Просвещение, 2021, мультимедийная презентация к уроку, компьютер, проектор, поурочные разработки по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык 2 класс». |
Организация пространства | Фронтальная и самостоятельная работа, работа в парах. |
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся 1 мин | Слайд 1 -Здравствуйте, ребята! Вот и прозвенел звонок, Нужно нам начать урок. Встаньте прямо, подтянитесь И друг другу улыбнитесь. А теперь садитесь! – Проверьте готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на урок. (проверяют наличие учебника, тетради, пенала) | Личностные УУД – мотивация к целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные: самоконтроль. |
2.Актуализация знаний 5 мин | Слайд 2 1. Минутка чистописания Прежде чем перейти к работе в тетрадях нам надо, подготовить наши пальчики к работе, согреть их Давайте поиграем в снежки. Возьмите горсть снега, Слепите снежок, Сжимаем в левой руке, кидаем, Сжимаем в правой руке, кидаем. Ручки замёрзли — потрём ладошки. - Молодцы, подготовили свои пальчики к работе. Слайд 3 - А теперь открываем тетради. Не забывайте о посадке, правильном положении тетради на столе и о том, как нужно держать ручку. -Какое сегодня число? - Отступаем 2 линии вниз, в третьей пишем число, классная работа. Слайд 4 А написание какой буквы мы сегодня повторим, вы сами мне скажите, когда отгадаете загадку. Если букву потерять, - Посмотрите внимательно на сочетания букв и пропишите каллиграфическим подчерком. Поставьте точку под сочетанием букв, которые получились лучше всех. Слайд 5 2. Орфографическая минутка Вставьте недостающие буквы, запишите в тетрадь, обоснуйте ваш выбор. …б...зьяна, с…пог, м…рковь, т…вар…щ, ж…ть. - Контроль по словарю, исправление ошибок. -Как называются такие слова? | -Сегодня 14 марта (открывают тетради, записывают число , классная работа) -Буква Г - Повторяют действия за учителем -Дети высказывают свои версии, проверяют правильность своих суждений, выполненных заданий. - Открывают словарь в учебнике, находят слова, проверяют. (Самопроверка). -словарные, надо запомнить. | Коммуникативные УУД - умение общаться Предметные УУД: -закрепление знаний о каллиграфическом |
написании соединением букв. Личностные УУД: - обеспечить ценностно-смысловую ориентацию детей о правильном написании слов Предметные УУД: -закрепление знаний написания словарных слов. Регулятивные УУД: -осуществлять самоконтроль; Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено по теме, осознание качества и уровня усвоения. Личностные УУД: -определение собственных знаний и не знаний, умение слушать других. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - высказывать свое мнение (точку зрения); - анализировать и делать выводы; | |||
На какие вопросы отвечают эти слова ? - К какой части речи они относятся? - Какое слово лишнее? Почему? | -Кто? Что? -Имена существительные - Жить. Потому, что слова являются именами существительными, а слово «жить» относится к другой части речи, т.к отвечает на другой вопрос | ||
3. Целеполагание. Постановка цели и задач урока.4 мин | Слайд 6 - К какой части речи его можно отнести, и какая тема нашего сегодняшнего урока вы назовёте сами, когда соберете слово из букв, написанных на доске. ГАЛГЛО - Правильно, сегодня мы будем говорить о глаголе. - Попробуйте предположить, чему мы сегодня будем учиться? Какую учебную задачу перед собой поставим? -Послушайте грамматическую сказку. В стране «Части Речи» жили-были имена Существительные. Плохо им жилось, скучно. Трава. Кот. Машина. Все бездействовали. Но однажды все изменилось. Трава стала расти, зеленеть, цвести, пахнуть. Кот- бегать, спать, мяукать, охотиться. Что же произошло? Просто пришли слова, которые помогли оживить имена существительные. Они не могли больше смотреть на бездействие и заставили всех что-то делать. -Скажите, что стала делать машина? -Кто может сказать, что обозначают эти слова? -На какие вопросы они отвечают? | Собирают слово «Глагол»
-Что такое глагол? Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает? Будем учиться распознавать глаголы? -Ездить, сигналить, перевозить, буксовать, грузить - Действие предмета. - Что делать? Что сделать?
| Регулятивные УУД: - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. - планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке; - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - принимать и сохранять учебную цель и задачи; Коммуникативные УУД: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - формулировать свое мнение. - оформлять свои мысли в устной форме; - высказывать свое предположение; |
4. Совместное открытие новых знаний. 15 мин | Слайд 7 -Откройте учебник на с. 68, прочитайте тему урока? -Прочитайте учебную задачу? -Правильно мы предположили? -Выполним упр.116 на стр. 68 - Рассмотрите рисунки. Что делает мальчик? Назовите слова обозначающие действие предмета. - На какой вопрос отвечают эти слова? - К какой части речи они относятся? -Ребята, давайте мы попытаемся дать определение «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГЛАГОЛ?» -Какой раздел мы сейчас изучаем? -Значит, глагол-это? -На какие вопросы отвечает глагол? -Что обозначает? Слайд 8 - А теперь, сравним с правилом в учебнике (с.68), правильно ли вы дали определение? - Составим предложение по любому рисунку. - Давайте запишем предложение …. в тетрадь и подчеркнём главные члены предложения. -О чём(ком) говорится в предложении? - На какой вопрос отвечает данное слово? -Значит это какая часть речи? Как подчёркиваем? Какой частью речи выражено подлежащее? (сущ.) Какой частью речи выражено сказуемое? (гл.) -Молодцы, ребята. | -Глагол -Что такое глагол? -Да, правильно - МОЕТ, ПОЛИВАЕТ, СТИРАЕТ, ЧИТАЕТ -ЧТО ДЕЛАЕТ? -ГЛАГОЛУ -Части речи -Часть речи -Что делает? Что сделает? -Действия предметов -Читают правило в учебнике. Да, правильно дали определение - Предлагают свои варианты. -Лучший вариант записывают все дети, а один ученик работает у доски. -Мальчик моет посуду | Познавательные УУД: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Регулятивные УУД: - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; - осуществлять самоконтроль; Коммуникативные УУД: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
2 мин Физкультминутка | Слайд 9 По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге) И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге) По тропинке побежим, до лужайки добежим (бег на месте). На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки (прыжки на месте на обеих ногах) Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем (ходьба на месте). | Дети выполняют физ.минутку. | |
- Итак, что такое глагол? - На какие вопросы отвечают глаголы? - Что обозначают глаголы? - У кого есть предположения, как распознать глаголы в речи? - Давайте составим алгоритм. Что такое алгоритм? - Сейчас мы его составим. Слайд 10 Расположите карточки в нужном порядке. Выводится алгоритм на экран. Самопроверка. Вывод, оценка работы - А теперь немножко поиграем. Приготовьте ладошки, если услышите глагол - делаете хлопок. «…Дядюшка Глагол Глаголыч при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вымпел, зажёг, обжёг, флажок, дружок». - Вы, молодцы | - Часть речи - Что делает? Что сделает? Что будет делать? - Действие предмета - Пошаговое выполнение действий. Располагают карточки в нужном порядке. Зачитывают. Алгоритм 1.Читаю 2 Задаю к слову вопрос 3. Узнаю, что оно обозначает 4. Определяю часть речи | Регулятивные УУД: - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - работать по плану; - делать выводы по результатам работы; - действовать по алгоритму, правилу; Познавательные УУД: - извлекать необходимую информацию из; - ориентироваться в учебнике; - сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; | |
5. Первичное осмысление и закрепление знаний 6 мин | Слайд 11 Работа в парах -Выполните упр.119. с 69 -Прочитайте задание, что нужно сделать ? -Обратитесь к алгоритму. -Пары, которые готовы, покажите свою готовность.
-Какие глаголы записали? -Какое предложение придумали? | -Доказать, что это глаголы, поставить вопрос к глаголам, записать глаголы, которые отвечают на вопрос ЧТО СДЕЛАЛА?, придумать предложение с любым глаголом, записать, подчеркнуть в предложении сказуемое. -Работают в парах -Это глаголы, т.к отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЮТ-ЧИРИКАЮТ, ЛАЕТ-ЧТО ДЕЛАЕТ, СВЕРКНУЛА-ЧТО СДЕЛАЛА, ПРОГРЕМЕЛ-ЧТО СДЕЛАЛ, СВЕТИТ- ЧТО ДЕЛАЕТ, УЧИТЬСЯ- ЧТО ДЕЛАТЬ, МОРОСИТ- ЧТО ДЕЛАЕТ, ИГРАЛИ-ЧТО ДЕЛАЛИ, ЗАЗЕЛЕНЕЛА-ЧТО СДЕЛАЛА, СИЯЛО- ЧТО ДЕЛАЛО, РАЗГОВАРИВАЮТ-ЧТО ДЕЛАЮТ,ЧИТАЛИ-ЧТО ДЕЛАЛИ, РАБОТАТЬ- ЧТО ДЕЛАТЬ? -Записали глаголы СВЕРКНУЛА, ЗАЗЕЛЕНЕЛА, т.к отвечают на вопрос что сделала? -Воробьи весело чирикают. | Регулятивные УУД - Умение сохранять учебную задачу Умение работать в паре. |
6. Самостоятельное применение новых знаний.3 мин | Слайд 12 - Ребята, сейчас задание вы выполняли вместе, в парах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Слайд -- Прочитайте стихотворение. Тают сугробы. Утихли метели. В садовую рощу Грачи прилетели. -Выпишите из текста глаголы, опираясь на алгоритм, обменяйтесь тетрадями, проверьте: справился ли ваш товарищ с заданием. Оцените его работу. Вывод: - на какие вопросы отвечает глагол? Что обозначает? | - Тают, утихли, прилетели. -Взаимопроверка. Оценивание. | Проверка знаний. Умение работать самостоятельно. Регулятивные УУД: - осуществлять взаимоконтроль; |
7. Рефлексия 3 мин | Ребята, мы с вами ответили на вопрос урока «Что такое глагол?» -Вы узнали, что обозначает глагол? -На какие вопросы отвечает? -Научились распознавать глаголы ? Слайд 13 -Давайте составим СИНКВЕЙН (НЕБОЛЬШОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ, КОТОРОЕ СОСТОИТ ИЗ 5 СТРОК И ПИШЕТСЯ ПО ОПРЕДЕЛЕННЫМ ПРАВИЛАМ) Алгоритм написания синквейна. 1-я строка. Кто? Что? 1 существительное. 2-я строка. Какой? 2 прилагательных. 3-я строка. Что делает? 3 глагола. 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов. 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное. Слайд 14 Оцените свою работу -Что вам больше всего понравилось на уроке? Какие возникли затруднения? Над чем предстоит ещё поработать? Слайд 15 - Всё понятно (зеленый круг) ? – Есть некоторые ошибки (желтый круг) ! – Мне было трудно работать.(красный круг) Слайд 16 Домашнее задание с.68 правило, у 118 -Спасибо за работу. Урок окончен. Отдыхайте. | -Да. Глагол- это часть речи -Глагол обозначает действие предмета. -Что делать, что сделать, что делает, что сделает, что делал? -Да, для этого мы составили алгоритм (ЧИТАЮ, ЗАДАЮ ВОПРОС К СЛОВУ, УЗНАЮ, ЧТО ОНО ОБОЗНАЧАЕТ, ОПРЕДЕЛЯЮ ЧАСТЬ РЕЧИ) -Что? ГЛАГОЛ -Какой? ВАЖНЫЙ. ИНТЕРЕСНЫЙ? -Что делает? УЧИТ.ПОМОГАЕТ.ДЕЙСТВУЕТ. -ГЛАГОЛ ОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТОВ. -СКАЗУЕМОЕ(ДВИЖЕНИЕ, ДЕЙСТВИЕ) Поднимают кружок | Регулятивные УУД - Формирование умения осуществлять личностную рефлексию. Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные УУД: - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - соотносить цели и результаты собственной деятельности; - анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Самоконтроль. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи.
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи. Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи....
Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...
Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Предлог как часть речи. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о предлогах как части речи и их значении в тексте; формирование коммуникативных и прогностических умений.Планируемые результаты:Предметные:знать: ...
Методическая разработка. Технологическая карта урока русского языка. 4 класс." Имя существительное , как часть речи".
Методическая разработка. Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. "Имя существительное, как часть речи"....
Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор имени существительного как части речи»(УМК «Школа России, 4 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: совершенствование знаний о морфологическом разборе имени существительного как части речи, падежных окончаниях имён существительных.Задач...
Технологическая карта урока русского языка "Жизнь корня в составе разных частей речи", 3 класс, УМК "ПНШ"
Тема урока «Жизнь корня в составе разных частей речи» Тип урока: общеметодологической направленности Цель урока: создание условий для обобщения учебного материала,...
Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: "Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи". УМК «Школа России»
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении;Задачи урокаДидактические:1. учить распознавать личные местоим...