Технологическая карта урока русского языка "Жизнь корня в составе разных частей речи", 3 класс, УМК "ПНШ"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема урока «Жизнь корня в составе разных частей речи»
Тип урока: общеметодологической направленности
Цель урока: создание условий для обобщения учебного материала, обеспечение понимания обучающимися, что родственные слова могут относиться к разным частям речи.
Задачи урока
Дидактические:
- уметь делить слова на группы по разным признакам;
- уметь подбирать однокоренные слова из разных частей речи.
Развивающие:
- развивать устную речь;
- развивать логическое мышление;
- закреплять навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
- воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности;
- воспитывать уважение к мнению других учащихся.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 3 часть, авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л. (Перспективная начальная школа), рабочая тетрадь 2 часть, компьютер, проектор
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 02.03.21 Школа: МАОУ «МЛ №148» Класс: 3 «е» Урок: 3 Время: 9:50 - 10:30 Кабинет: 112 | Студент: Дудник Юлия Группа: 36 Учитель: Ляпина Оксана Валерьевна Методист: Кондратьева Ирина Ивановна |
Тема урока «Жизнь корня в составе разных частей речи»
Тип урока: общеметодологической направленности
Цель урока: создание условий для обобщения учебного материала, обеспечение понимания обучающимися, что родственные слова могут относиться к разным частям речи.
Задачи урока
Дидактические:
- уметь делить слова на группы по разным признакам;
- уметь подбирать однокоренные слова из разных частей речи.
Развивающие:
- развивать устную речь;
- развивать логическое мышление;
- закреплять навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
- воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности;
- воспитывать уважение к мнению других учащихся.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 3 часть, авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л. (Перспективная начальная школа), рабочая тетрадь 2 часть, компьютер, проектор, презентация.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: беседа | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку . 2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения. 3. Налаживание контакта с классом. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Павловна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь! - Сегодня нас ждет увлекательный урок. Взгляните на слайд. - Глазками прочтите число: Второе марта. - Классная работа. Словарь. Запишите в свои тетради, не забывая про орфограммы. | Показывают свою готовность. Ответное приветствие. Записывают число, классная работа, словарь. | Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 1, 2. | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Практический: распределительное списывание | Повторение по теме урока: 1. Повторение пройденного материала - Давайте выполним небольшую словарную работу. На слайде вы видите слова, вам нужно выписать эти слова в три столбика: существительные, прилагательные, глаголы. Выделить корни. Слова: Гроза, грозный, погрозить; цветной, цветёт, цвет; зеленеет, зелень, зелёный; побелка, белый, побелить; сторожить, сторож, сторожевой; чистый, чистота, почистить; удалить, даль, дальний; нижний, снизить, низина. - Подчеркните слова, которые являются проверочными друг для друга. - Давайте проведем проверку. Внимание на слайд. Посмотрите, у кого получилось по-другому? Почему? - Слова какой части речи в первом столбике, а во втором, а в третьем? Докажите. - Какие орфограммы встретились? - Как называется группа слов, записанных по-горизонтали? | Выполняют письменное задание в тетради. гроза грозный погрозить цвет цветной цветет зелень зелёный зеленеет побелка белый побелить сторож сторожевой сторожить чистота чистый почистить даль дальний удалить низина нижний снизить | Предметные: повторить уже пройденный материал. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайды № 3, 4, 5. | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: подводящий и формирующий диалог | 1. Формулирует вместе с детьми тему урока. 2. Подведение к формулировке темы и целей. - Вы заметили какую-нибудь особенность однокоренных слов? - Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Давайте откроем учебники на странице 64 и посмотрим, что же говорит нам Анишит Йокоповна по теме урока? - Абсолютно верно, какие цели мы можем поставить на сегодняшний урок, исходя из слов нашей героини? | Высказывают свое мнение, отвечая на вопросы учителя. Определяют тему и цель урока. - Жизнь корня в разных частях речи? - На уроке мы будем заниматься исследованием «семей» слов и подтверждать или опровергать сделанный вывод. | Предметные: уметь формулировать тему и цель урока Метапредметные: П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайды № 5, 6 Учебник. | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Практический: комментированное списывание, словообразовательный анализ. | 1. Открытие для учеников новых сведений. - Давайте с вами повторим, что такое родственные слова? - Родственные слова могут принадлежать только к одной части речи? - Приведите пример. - Сейчас посмотрите на странице 65 упражнение 73. - Теперь прочитаем задание к упражнению 73. - Что значит «формы слова»? - Какие слова будем записывать? - Запишите эти слова. Докажите, что они однокоренные? - Какие слова вы не выписали? Почему? - Какое слово вы подчеркнули? | Внимательно слушают. - Родственные слова - это слова близкие по смыслу, с одним и тем же корнем. - Нет, это слова всех разных частей речи, с разными приставками и суффиксами. - Белизна – существительное Белый – прилагательное Белить - глагол. - Это изменение одного и того же слова. - Снеговик, снежный, снег, Снегурочка, подснежник, снежинка, снеговой, снежиночка, снеговичок, снежок. - Это формы одного и того же слова. - Слово снег является исходным для образования остальных родственных слов. | Предметные: уметь самостоятельно добывать новые знания. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайды № 7, 8, 9. | |
- Какое слово вы выписали, подходящее к схеме? - Какие сложные слова у вас получились? - Какие проверочные слова записали в скобках. - Отлично, вы большие молодцы, прекрасно справились. Что мы закрепили этим упражнением? - А как отличить однокоренные слова от форм слова? - Все верно! - Предлагаю вам сейчас обратить внимание на упражнение74, на странице 66. Прочитайте задание. Будем разбирать слова по цепочке с объяснением. Например: краснота – это существительное, произошло от прилагательного красный. Посмотрите на слайд, вот так вы должны оформить запись в своей тетради: Краснота ← красный. Начинаем объяснение с первого ряда. - Есть замечания по ответам? У кого получилось по-другому? - Скажите, что мы научились делать, благодаря этому заданию? | - К приведенной схеме подходит слово под/снеж/ник/ - Снегоход (снег, ходить); снегопад (снег, падать). - Умение отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова. - Однокоренные слова имеют разные значение, основа отличается у разных слов. А у форм слова значение и основа одна. Изменяется только окончание. - воздушный ← воздух; - жадность ← жадный; - ходьба ← ходить; - домашний ← дом; - книжный ← книга. - Мы научились определять, от какого слова произошли однокоренные слова. | ||||||
Физминутка | Организация проведения физминутки — разминка для глаз, пальцев, рук. Мы читали, мы писали, Наши плечики устали. Чтобы плечики размять, Надо ручками махать. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.) А теперь давайте, братцы, За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты.) | Выполнение упражнений. | Учебная презентация: слайды № 10. | ||||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Практический: списывание с грамматическим разделением, подбор однокоренных слов Наглядный метод: презентация. Групповая работа. | 1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке. - Мы продолжаем закреплять наши знания. - Прочитайте задание упражнения 75. - Что нам нужно сделать в упражнении? - На каждой строчке должны быть записаны: существительное, прилагательное, глагол. - Давайте вспомним правила работы в парах. - Выполняем в парах, затем начнем проверку. - У кого есть, чем дополнить? - Что мы с вами закрепили этим упражнением? - Сейчас предлагаю вам посмотреть на экран, на нем вы видите словарные ряды, внимательно посмотрите на них. Ваша задача состоит в том, чтобы исключить третье лишнее слово из этого ряда, объяснить, почему именно оно лишнее. Подчеркните корень и поставьте ударение. Ранить, рана, ранний. Носатый, носить, носик. Горе, горный, горевать Водитель, вода, водяной. Сад, садовник, досада. Пахучий, запах, пахать. - Сейчас попрошу вас вспомнить правила работы в группе. - Разделитесь, пожалуйста, на шесть групп так, чтобы никому не мешать. Первая группа, берет ряд под номером 1, вторая под номером 2 и т.д. - Приступайте к работе, проверим, как все закончат. - Внимание на слайд. Проверяйте себя и свою группу. Поднимите руку, кто справился с заданием. - Что общего у слов каждой группы? - Можно ли их назвать однокоренными? Объясните почему? - Сколько признаков у однокоренных слов? | Внимательно случают учителя. - К каждому слову подобрать два однокоренных, чтобы они были другой части речи. Предположения детей. - рыба, рыбный, рыбачить; - Умение подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи. Предположения детей. Выполняют задание в группе. Проверка по эталону.
| Предметные: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 11, 12, 13, 14, 15. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: списывание с морфемным анализом. | 1. Начало самостоятельной работы учащихся. 2. Оказание индивидуальной помощи. 3. Организация взаимопомощи. 4. Конструктивная критика. 5. Поощрение. - Вы прекрасно справляетесь с заданиями. Откройте страницу 67 учебника. Упражнение 76. Прочитайте задание. Если вам понятно, можете начинать работать самостоятельно, после проверим - Начинаем проверку. Проверяем со слайда. - Поднимите руку, у кого все правильно. - Чему учило это упражнение? - Как вы находили исходные слова? | Приступают к самостоятельному выполнению задания. 1) луна - Выделять корень в родственных словах и определять исходное слово, которое дало жизнь другим однокоренным. | Предметные: уметь самостоятельно работать над заданиями. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 16. | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа | 1. Обобщение материала урока. 2. Вопросы на повторение теоретического материала. - Давайте повторим с вами об итогах этого урока. - Предлагаю вам пройти небольшой блиц-опрос. - Первый вопрос: какие слова называются однокоренными? - Второй: как найти корень слова. - Третий: Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова. - И какой вывод мы можем сделать, исходя из темы урока? 3. Организация анализа урока с точки зрения поставленных целей. - А какая тема сегодняшнего урока? - Какую цель мы ставили? - Достигли мы поставленной цели? | Ответы детей на вопросы учителя. | Предметные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 17, 18, 19. | |
Домашнее задание | - Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Тетрадь для самостоятельной работы, страница 37-38, задание № 38. | Записывают домашнее задание. | Учебная презентация: слайд № 20. | ||||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа | 1. Самооценивание. - Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями? - У кого возникли трудности? Какие трудности возникли? - Спасибо за урок. Вы отлично потрудились! | Выполняют самооценку своей деятельности на уроке. | Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 21. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка. Тема: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.
Дата: 20.02.2018 ...
Технологическая карта урока русского языка "Понятие о глаголе как часть речи" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока «Понятие о глаголе как части речи» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятии «глагол» как часть речиЗадачи ...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Местоимение как часть речи» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении; Задачи урокаДидактические:1) способствовать проду...
Технологическая карта урока русского языка «Контрольный диктант по теме «Части речи»» ( УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока «Контрольный диктант по теме «Части речи»»Тип урока: развивающего контроляЦель урока: формирование способов самоконтроля, проверка полученных умений и навыков по тем...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи" УМК "Школа России" 2 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о новой части речи - местоимении, ознакомление с его значением и употреблением в речи.Задач...