Технологическая карта урока русского языка "Жизнь корня в составе разных частей речи", 3 класс, УМК "ПНШ"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Дудник Юлия Павловна

Тема урока «Жизнь корня в составе разных частей речи»

 

Тип урока: общеметодологической направленности

 

Цель урока: создание условий для обобщения учебного материала, обеспечение понимания обучающимися, что  родственные слова могут относиться к разным частям речи.

 

Задачи урока

Дидактические:

  • уметь делить слова на группы по разным признакам;
  • уметь подбирать однокоренные слова из разных частей речи.

Развивающие:

  • развивать устную речь;
  • развивать логическое мышление;
  • закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 3 часть,  авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л. (Перспективная начальная школа), рабочая тетрадь 2  часть, компьютер, проектор

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 02.03.21

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс: 3 «е»

Урок: 3

Время: 9:50 - 10:30         Кабинет: 112

                         Студент: Дудник Юлия

                         Группа: 36

                         Учитель: Ляпина Оксана Валерьевна

                         Методист: Кондратьева Ирина Ивановна

Тема урока «Жизнь корня в составе разных частей речи»

Тип урока: общеметодологической направленности

Цель урока: создание условий для обобщения учебного материала, обеспечение понимания обучающимися, что  родственные слова могут относиться к разным частям речи.

Задачи урока

Дидактические:

  • уметь делить слова на группы по разным признакам;
  • уметь подбирать однокоренные слова из разных частей речи.

Развивающие:

  • развивать устную речь;
  • развивать логическое мышление;
  • закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 3 часть,  авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л. (Перспективная начальная школа), рабочая тетрадь 2  часть, компьютер, проектор, презентация.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку .

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

3. Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Павловна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь!

- Сегодня нас ждет увлекательный урок. Взгляните на слайд.

- Глазками прочтите число: Второе марта.

- Классная работа. Словарь. Запишите в свои тетради, не забывая про орфограммы.

Показывают свою готовность.

Ответное приветствие.

Записывают число, классная работа, словарь.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 1, 2.

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Практический: распределительное списывание

Повторение по теме урока:

1. Повторение пройденного материала

- Давайте выполним небольшую словарную работу. На слайде вы видите слова, вам нужно выписать эти слова в три столбика: существительные, прилагательные, глаголы. Выделить корни.

Слова: Гроза, грозный, погрозить; цветной, цветёт, цвет; зеленеет, зелень, зелёный; побелка, белый, побелить; сторожить, сторож, сторожевой; чистый, чистота, почистить; удалить, даль, дальний; нижний, снизить, низина.

- Подчеркните слова, которые являются проверочными друг для друга.

- Давайте проведем проверку. Внимание на слайд. Посмотрите, у кого получилось по-другому? Почему?

- Слова какой части речи в первом столбике, а во втором, а в третьем? Докажите.

- Какие орфограммы встретились?

- Как называется группа слов, записанных по-горизонтали?

Выполняют письменное задание в тетради.

гроза       грозный        погрозить  цвет        цветной        цветет  

зелень     зелёный        зеленеет  

побелка   белый           побелить

сторож   сторожевой  сторожить

чистота   чистый         почистить

даль        дальний        удалить  

низина    нижний       снизить

Предметные: повторить уже пройденный материал.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайды

№ 3, 4, 5.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: подводящий и формирующий диалог

1. Формулирует вместе с детьми тему урока.

2. Подведение к формулировке темы и целей.

- Вы заметили какую-нибудь особенность однокоренных слов?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Давайте откроем учебники на странице 64 и посмотрим, что же говорит нам Анишит Йокоповна по теме урока?

- Абсолютно верно, какие цели мы можем поставить на сегодняшний урок, исходя из слов нашей героини?

Высказывают свое мнение, отвечая на вопросы учителя. Определяют тему и цель урока.

- Жизнь корня в разных частях речи?

- На уроке мы будем заниматься исследованием «семей» слов и подтверждать или опровергать сделанный вывод.

Предметные: уметь формулировать тему и цель урока

Метапредметные:

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайды

№ 5, 6

Учебник.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практический: комментированное списывание, словообразовательный анализ.

1. Открытие для учеников новых сведений.

- Давайте с вами повторим, что такое

родственные слова?

-  Родственные слова могут принадлежать только к одной части речи?

-  Приведите пример.

- Сейчас посмотрите на странице 65 упражнение 73.

- Теперь прочитаем задание к упражнению 73.

- Что значит «формы слова»?

- Какие слова будем записывать?


- Запишите эти слова. Докажите, что они однокоренные?

- Какие слова вы не выписали? Почему?

- Какое слово вы подчеркнули?

Внимательно слушают.

- Родственные слова - это слова близкие по смыслу, с одним и тем же корнем.

- Нет, это слова всех разных частей речи, с разными приставками и суффиксами.

- Белизна – существительное

Белый – прилагательное

Белить - глагол.

- Это изменение одного и того же слова.

- Снеговик, снежный, снег, Снегурочка, подснежник, снежинка, снеговой, снежиночка, снеговичок, снежок.


- Это формы одного и того же слова.

- Слово снег является исходным для образования остальных родственных слов.

Предметные: уметь самостоятельно добывать новые знания.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайды

№ 7, 8, 9.

-  Какое слово вы выписали, подходящее к схеме?

- Какие сложные слова у вас получились?

- Какие проверочные слова записали в скобках.

- Отлично, вы большие молодцы, прекрасно справились. Что мы закрепили этим упражнением?

- А как отличить однокоренные слова от форм слова?

- Все верно!

- Предлагаю вам сейчас обратить внимание на упражнение74, на странице 66. Прочитайте задание. Будем разбирать слова по цепочке с объяснением. Например: краснота – это существительное, произошло от прилагательного красный. Посмотрите на слайд, вот так вы должны оформить запись в своей тетради: Краснота ← красный. Начинаем объяснение с первого ряда.

- Есть замечания по ответам? У кого получилось по-другому?

- Скажите, что мы научились делать, благодаря этому заданию?

- К приведенной схеме подходит слово под/снеж/ник/

- Снегоход (снег, ходить); снегопад (снег, падать).

- Умение отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.

- Однокоренные слова имеют разные значение, основа отличается у разных слов. А у форм слова  значение и основа одна. Изменяется только окончание.

- воздушный ← воздух;

- жадность ← жадный;

- ходьба ← ходить;

- домашний ← дом;
- серость ← серый;

- книжный ← книга.

- Мы научились определять, от какого слова произошли однокоренные слова.

Физминутка

Организация проведения физминутки — разминка для глаз, пальцев, рук.

Мы читали, мы писали,

Наши плечики устали.

Чтобы плечики размять,

Надо ручками махать.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.)

А теперь давайте, братцы,

За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты.)

Выполнение упражнений.

Учебная презентация: слайды № 10.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический: списывание с грамматическим разделением, подбор однокоренных слов

Наглядный метод: презентация.

Групповая работа.

1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

- Мы продолжаем закреплять наши знания.

- Прочитайте задание упражнения 75.

- Что нам нужно сделать в упражнении?

- На каждой строчке должны быть записаны: существительное, прилагательное, глагол.

- Давайте вспомним правила работы в парах.

- Выполняем в парах, затем начнем проверку.

- У кого есть, чем дополнить?

- Что мы с вами закрепили этим упражнением?

- Сейчас предлагаю вам посмотреть на экран, на нем вы видите словарные ряды, внимательно посмотрите на них. Ваша задача состоит в том, чтобы исключить третье лишнее слово из этого ряда, объяснить, почему именно оно лишнее. Подчеркните корень и поставьте ударение.

Ранить, рана, ранний.

Носатый, носить, носик.

Горе, горный, горевать

Водитель, вода, водяной.

Сад, садовник, досада.

Пахучий, запах, пахать.

 - Сейчас попрошу вас вспомнить правила работы в группе.

- Разделитесь, пожалуйста, на шесть групп так, чтобы никому не мешать. Первая группа, берет ряд под номером 1, вторая под номером 2 и т.д.

- Приступайте к работе, проверим, как все закончат.

- Внимание на слайд. Проверяйте себя и свою группу. Поднимите руку, кто справился с заданием.

- Что общего у слов каждой группы?

- Можно ли их назвать однокоренными? Объясните почему?

- Сколько признаков у однокоренных слов?

Внимательно случают учителя.

- К каждому слову подобрать два однокоренных, чтобы они были другой части речи.

Предположения детей.

- рыба, рыбный, рыбачить;
- бег, беговой, бегать;
- белизна, белый, белеть

-  Умение подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи.

Предположения детей.

Выполняют задание в группе.

Проверка по эталону.

 

Предметные: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 11, 12, 13, 14, 15.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: списывание с морфемным анализом.

1. Начало самостоятельной работы учащихся. 

2. Оказание индивидуальной помощи.

3. Организация взаимопомощи.

4. Конструктивная критика.

5. Поощрение.

- Вы прекрасно справляетесь с заданиями. Откройте страницу 67 учебника. Упражнение 76. Прочитайте задание. Если вам понятно, можете начинать работать самостоятельно, после проверим
6. В ходе работы с данным упражнением учитель выясняет у детей, известны ли им значения всех
этих слов. Если какое-то из слов ребенку непонятно, необходимо дать его толкование.

- Начинаем проверку. Проверяем со слайда.

- Поднимите руку, у кого все правильно.

- Чему учило это упражнение?

- Как вы находили исходные слова?

Приступают к самостоятельному выполнению задания.

1) луна
2) друг
3) синий
4) ходить
5) рука

- Выделять корень в родственных словах и определять исходное слово, которое дало жизнь другим однокоренным.

Предметные: уметь самостоятельно работать над заданиями.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 16.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

1. Обобщение материала урока.

2. Вопросы на повторение теоретического материала.

- Давайте повторим с вами об итогах этого урока.

- Предлагаю вам пройти небольшой блиц-опрос.

- Первый вопрос: какие слова называются однокоренными?

- Второй: как найти корень слова.

- Третий: Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова.

- И какой вывод мы можем сделать, исходя из темы урока?

3. Организация анализа урока с точки зрения поставленных целей.

- А какая тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы ставили?

- Достигли мы поставленной цели?

Ответы детей на вопросы учителя.

Предметные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 17, 18, 19.

Домашнее задание

- Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Тетрадь для самостоятельной работы, страница 37-38,  задание № 38.

Записывают домашнее задание.

Учебная презентация: слайд № 20.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

1. Самооценивание.

- Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями?

- У кого возникли трудности? Какие трудности возникли?

- Спасибо за урок. Вы отлично потрудились!

Выполняют самооценку своей деятельности на уроке.

Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд

№ 21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Понятие о глаголе как часть речи" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Понятие о глаголе как части речи» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятии «глагол» как часть речиЗадачи ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Местоимение как часть речи» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование  представления о местоимении как части речи, его роли в предложении; Задачи урокаДидактические:1) способствовать проду...

Технологическая карта урока русского языка «Контрольный диктант по теме «Части речи»» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока «Контрольный диктант по теме «Части речи»»Тип урока: развивающего контроляЦель урока: формирование способов самоконтроля, проверка полученных умений и навыков по тем...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о новой части речи - местоимении, ознакомление с его значением и употреблением в речи.Задач...