Развитие орфографической зоркости у обучающихся с ОВЗ
консультация по русскому языку

Мустаева Алевтина Михайловна

Достижение высокого качества орфографического навыка – одна из наиболее актуальных и сложных задач у обучающихся с ОВЗ. Частая причина неуспеваемости в школе таких учащихся— несформированность определённых структур головного мозга, в результате чего ребёнок просто не справляется с этой задачей. Решить эту проблему помогут нейропсихологические упражнения с детьми по развитию орфографической зоркости.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                   Мустаева А.М., учитель высшей категории

                                                                                                   МБОУ «СОШ №33 с углубленным  

                                                                                                   изучением английского языка» НМР РТ

Развитие орфографической зоркости у обучающихся с ОВЗ

   Дети с нарушением развития нуждаются в особом внимании и помощи со стороны учителей и родителей.

Во время обучения таких детей, имеющих ЗПР, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  2. Предотвращать наступление утомления, используя разнообразные средства (чередование видов деятельности, преподнесение знаний небольшими частями, использование интересной и красочной наглядности и т. д.);
  3. Использовать методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развить их речь и сформировать у них необходимые навыки;
  4. Предусмотреть проведение занятий, обеспечивающих подготовку детей к усвоению различных разделов программы, а также обогащение их знаниями об окружающем мире;
  5. Уделять внимание коррекции деятельности детей.

 Достижение высокого качества орфографического навыка – одна из наиболее актуальных и сложных задач у обучающихся с ЗПР. Частая причина неуспеваемости в школе таких учащихся— несформированность определённых структур головного мозга, в результате чего ребёнок просто не справляется с этой задачей. Решить эту проблему помогут нейропсихологические упражнения с детьми по развитию орфографической зоркости.
 Одной из трудностей в русском языке является «неучитывание» правил русского языка при написании.

При коррекции проводятся нейропсихологические упражнения, которые помогут развить орфографическую зоркость.

Помимо правил русского языка с ребёнком отрабатываются контроль за собственной деятельностью и процессы внимания.

  1. Лишние буквы

 Развитие зрительного внимания, отработка образа слова.

Приготовьте распечатки стихов, в которые вставлены лишние буквы. Степень искажения может быть разной. Ребёнок должен найти лишние напечатанные буквы в стихотворениях, вычеркнуть их, а затем прочитать текст. В тексте, который приведён ниже, нужно найти лишние буквы Р и Ж.

Боржья кожровржка,

Улежти нар жнебор,

Прринежси нам жхлержбар,

Чежрнорго и белоргож,

Тролькжо неж гжорежлогро.

А в этом тексте найти лишние буквы В и Н.

Сивнинчка, свининичнка,

 Вонробьвю снествричнка,

Вноровбенй-ворнриншнка

Завлевз в амвнбаришнко

Клневанть пронсо

Тувпынм новсонм.

  1. Услышь букву

Развитие слухового внимания, скорости реакции.

Взрослый достаточно медленно читает текст. Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит слово с условленной буквой, и назвать слово, в котором он её услышал. Более сложный вариант включает работу над переключением, например: «На М хлопни, на Л топни».

  1. Перепиши без ошибок

Развитие зрительного внимания.

Является хорошей подготовкой к школьным работам по списыванию, так как набор букв абсолютно бессмысленный. Это заставляет чаще смотреть на образец, вместо того чтобы записывать по памяти, что может привести к неправильному додумыванию.

            Нужно правильно переписать бессмысленный набор букв или сложные слова / тексты.

Вариант 1

АЛШЩМВУЛ            ШДМКВР            АТЬДЗ         СВВРОЛЖЖ           ЯЦЪУСЖЭ           ФЛЦУЬСЧИМЕ         ГБЮЙДОЩ        ВУЛОАКТС

Вариант 2.

   Ребёнку нужно переписать сложные слова. Слова желательно подбирать такие, которые ребёнок не знает и не сможет додумать смысл.

 Например: рекогносцировка       дисцикуляторный 

Вариант 3.

  Каждый день списывать по 2 предложения (2-3 строчки) с малознакомыми словами. Можно предложить ребёнку переписывать отрывок из «Слова о полку Игореве». Этот текст также хорошо давать для преодоления угадывающего чтения, так как слова довольно сложные, незнакомые и трудно быстро их читать.

  1. Придумай окончание рассказа

Преодоление аграмматизмов и развитие речи.

Ребёнок должен вставить пропущенные окончания в словах и придумать концовку рассказа.

     Родился рыженьк... бельчонок в зелен... чаще. Он был очень маленьк... Гораздо меньше других бельчат. Вот бельчата подросли и стали выползать из дупла. До земли далеко... Страшно. Страшнее всех было сам... маленькому бельчон... Выглянул он и увидел рядом ветку. Хочется прыгну..., да страшно.

  1. Чепуха

Развитие внимания отработка образа слова, улучшение звукобуквенного анализа.

 Предложите ребёнку посмотреть внимательно, всё ли правильно написано. Некоторые буквы в словах поменялись местами. Ребёнок должен изменить неправильный порядок букв в слове и записать слово правильно. Например: екдий (едкий).

Догора, чуденсый, ратва, кушвин, моколо, покчи, слотяр, бувка, цтевок, кржука, сотл, тефолен, квароть, рчука, деворе, тевизолер, бемогет, порфетль, слакдий, блонкот.

Нейропсихологические упражнения помогают развивать способность к произвольному планированию своих действий, а также их регулировке и контролю. Позволяют повысить концентрацию внимания, улучшают память, учат управлять своими психическими процессами.

То, что нужно для успешной учебы!

Используемая литература.

  1. Праведникова И.И., «Нейропсихология. Игры и упражнения», 2017;
  2. Сек Л. С., статья, https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/05/23/trudnosti-v-obuchenii-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие орфографической зоркости обучающихся начальной школы"

Для обучения ребят грамотному письму очень важно проводить на уроках работу по развитию орфографической зоркости учащихся. В данном материале я поделилась методикой работы над данной темой....

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Дидактический материал по развитию орфографической зоркости у обучающихся 3 класса.

Материал предназначен учителям, родителям и обучающимся начальной школы и может быть использован в работе по совершенствованию навыков правописания безударной гласной в корне слова как на уроке, так и...

"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у обучающихся начальной школы"

Тренировочные упражнения для развития орфографической зоркости у обучающихся 4 классов...

Мастер – класс «Развитие орфографической зоркости обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» обучающихся 4 класса

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами орфографической зоркости на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание мастер-класса чер...

Обогащение лексического запаса и приёмы формирования и развития орфографической зоркости в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с задержкой психического развития

Выпускник научится:¢применять правила правописания;¢определять написание слова по орфографическому словарю;¢безошибочно списывать текст объёмом 80-90 слов;¢писать под диктовку текс...