Дидактический материал по развитию орфографической зоркости у обучающихся 3 класса.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)
Материал предназначен учителям, родителям и обучающимся начальной школы и может быть использован в работе по совершенствованию навыков правописания безударной гласной в корне слова как на уроке, так и во внеклассной работе с целью повышения познавательного уровня обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezudarnaya_glasnaya.docx | 908.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ПО РАЗВИТИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССОВ
Размышления учителя, пытающегося с помощью нестандартных, дифференцированных заданий сделать обучение более доступным, радостным, интересным. Материал предназначен учителям, родителям и обучающимся начальной школы и может быть использован в работе по совершенствованию навыков правописания безударной гласной в корне слова как на уроке, так и во внеклассной работе с целью повышения познавательного уровня обучающихся.
Проверяемая безударная гласная корня слова – одна из самых сложных орфограмм для обучающихся, несмотря на внешнюю лёгкость правила, регулирующего её написание. Ошибки на правописание безударных гласных в корне слова – самые распространённые в начальной школе.
Данный материал содержит упражнения, направленные на формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова, орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Работа над данной проблемой начинается с умения находить безударную гласную в слове, а далее - развитие умения проверять безударную гласную, используя алгоритм проверки безударного гласного в корне.
Материал позволит систематизировать знания обучающихся, формировать грамотность письма, учить анализировать, выделять главное, развивать познавательное мышление, коммуникативные навыки, расширять словарный запас, прививать навыки самоконтроля.
Надеюсь, что этот материал поможет учителю организовать свою работу так, чтобы она была ещё более интересной, доступной, чтобы школа стала для детей по-настоящему школой радости.
Как проверить безударные гласные в корне слова
(алгоритм)
- Прочитай слово.
- Поставь ударение.
- Определи корень.
- Подбери проверочное слово:
- измени слово так, чтобы гласный стал ударным;
- подбери однокоренное слово так, чтобы проверяемый гласный стал ударным.
- Запиши слово, выдели орфограмму.
Средний уровень
Карточка С - 1.
Списать, объяснить написание выделенных букв.
На берегу растёт сосна,
А рядом с нею сосны.
Горит прекрасная звезда,
А рядом с нею звёзды.
Карточка С - 2.
Списать, подчеркнуть в словах безударные гласные в корне слов, которые можно проверить.
Зеленеет луг весёлый,
А за лугом дремлют сёла:
Хатки, словно невидимки,
В серебристой тонут дымке,
Тополя на вольной воле
Шумно спорят с ветром в поле.
Облетели листья клёна.
Клён от холода дрожит.
На дорожках у балкона
Золотой ковёр лежит.
Карточка С - 3.
Списать по образцу, вставить безударные гласные в корне.
один много
лист листы
__________ с(а,о)ды
__________ кр(о,а)ты
__________ пл(о,а)ды
__________ ст(о,а)лы
сестра сёстры
в(е,и)сна ___________
з(е,и)ма ___________
в(о,а)лна ___________
с(о,а)сна ___________
Карточка С - 4.
Из данных слов составить пары, в которых одно слово было бы проверяемым, второе – проверочным. Вставить пропущенные буквы. Орфограмму подчеркнуть.
Г…ра, росы, ст…на, травы, р…ка, стены, стр…на, зимы, з…ма, страны, реки, тр…ва, горы, р…са.
Карточка С - 5.
Списать слова, записывая первым проверочное слово. Подчеркнуть безударные гласные в корне слова.
Водичка, водяной, вода, водный.
Лесок, лесной, лесник, лесочек, лес.
Бегун, побежать, беговая (дорожка), пробежка.
Лисичка, лиса, лисица, лисья.
Цветы, цветочный, цвет, цветёт.
Карточка С - 6.
Списать, вставить слова по образцу.
Образец: Корм – (глагол, что делать?) кормить.
Ночь – (имя прилагательное, какая?) … .
Скрип – (глагол, что делают?) … .
След - (глагол, что делает?) … .
Косит – (имя существительное, что?) … .
Шалость – (глагол, что делал?) … .
Достаточный уровень
Карточка Д - 1.
Списать, вставляя безударные гласные в корне слова.
На горке
Обойди хоть все дв..ры – Не зевайте впереди,
Лучше не найти г..ры. Не вставайте на пути!
Осторожно! Берегись! По пр..мой, до поворота,
Д..твора несётся вниз, поз..ди остался кто-то!
Стоя, сидя, на коленках, Нал..тели на сугроб:
На картонках, на фанерках. Кто доехал, на бок – хлоп!
Карточка Д - 2.
Списать имена сказочных героев, вставляя пропущенные буквы.
К..за р..гатая, зайчик - поб..гайчик, л..сичка - с..стричка, бычок - с..ляной б..чок, лягушка - кв..кушка, мышка - н..рушка, петушок – з..лотой гр..бешок, в..лчок - серый б..чок.
Карточка Д - 3.
Выписать в первый столбик слова с безударной гласной Е в корне, во второй столбик – слова с безударной И в корне, в третий – слова с безударной Я в корне, устно подбирая проверочное слово.
П..тно, с..нева, б..ляк, т..жёлый, р..ды, уб..жал, з..мовать, гн..здо, шм..ли, пл..сать, кр..кун, з..лёный, зм..я, кл..новый, в..занка, гр..знуля.
Карточка Д - 4.
Исправить ошибки, списать.
Весело летом в лису. Мы идём по густой сочной трове. Кругом цвиты. На цвиток села пчила. У трапы кучка рыхлой зимли. Это нара крота.
Травка зилинеет,
Солнышко блистит,
Ласточка с висною
В сени к нам литит.
Карточка Д- 5.
Списать слова с проверяемой безударной гласной в один столбик, с непроверяемой гласной – в другой.
Берёза, стрела, мороз, свеча, помидор, дожди, заяц, пчела, яблоко, солёный, капуста, зерно, собака.
Карточка Д - 6.
Написать по памяти.
Зима недаром злится,
Прошла её пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Высокий уровень
Карточка В-1.
Написать слова, называющие предметы на рисунках.
Карточка В - 2.
Составить предложения, включая данные словосочетания.
К..рмушки для птиц
П..рнатые друзья
Сл..тались со всех сторон
Сп..шили скл..вать
Карточка В - 3.
Из букв составить слова.
Сёркбо, бокгри, страсе, лямзе, тоцвек, нёпек, рёзвек, жинснека.
Карточка В - 4.
Разгадать кроссворд, записывая слова.
1 | О | ||||||||
2 | Р | ||||||||
Ф | |||||||||
4 | О | ||||||||
5 | Г | ||||||||
6 | Р | ||||||||
7 | А | ||||||||
8 | М | ||||||||
9 | М | ||||||||
10 | А |
- Самка волка.
- Басня И.А.Крылова «… и Лисица»
- Маленький флаг, используемый при сигнализации или для украшения.
- Школьная принадлежность, на которой пишут мелом.
- Фигура в виде положенных друг на друга снежных комов.
- Музыкант, который играет на скрипке.
- Птица, символ мудрости.
- Название планеты, на которой мы живём.
- Время года, следующее за осенью.
- Ненастье с дождем, громом и молниями.
Карточка В - 5.
Сопоставить слова, подобрать проверочные.
Пос..деть от горя – пос..деть на стуле
Сп..ши на урок – сп..ши текст
Д..ю тетрадь – д..ю корову
Прим..рять костюм – прим..рять друзей
Пол..скать бельё – пол..скать ребёнка
Карточка В - 6.
Отгадать загадки, записывая отгадки.
Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собою унесла.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Есть в реке работники
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину -
Хоть пиши картину.
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерёт,
А лаптей не имеет.
Не прядёт, не ткёт,
А людей одевает.
Шубу дважды в год снимает.
Кто под шубою гуляет?
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
С елью стройной мы родня –
Обе зелены и колки,
Но длиннее у меня
И названье, и иголки.
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нём тогда таких, как я,
Будет целая семья!
Проверочная работа
по теме
« Правописание безударных гласных
в корне слова»
- вариант
- Выбрать правильный ответ.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно:
а) изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный;
б) изменить слово так, чтобы безударный стал ударным;
в) посмотреть в словарь.
2. Указать родственные слова к слову «вода»:
а) водный; б) водить; в) водичка.
3. Выбрать слова, в которых пропущена буква «о»:
а) .. кно ; б) п.. льто; в) тр.. ва; г) гр ..за; д) х ..лодный.
4. Отметить правильно подобранные проверочные слова:
а) скрипач – скрипка; б) зима – зимой; в) дома – домашний.
5. Выбрать проверочные слова, записать пары слов.
в .. лна (волнистый, вол, волны) з.. рно ( зернистый, зёрна, зерновой)
сн .. жок ( снегирь, снежный, снеговик) с.. довый ( посадить, сады, посадка)
- Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова:
ст .. на - ___________ п ..щать - ______________
п.. лезный - _____________ в.. ренье - ______________
7. Вставить пропущенные слова, указать проверочное слово.
Мама … (…) котёнка. Мама … (…) бельё.
(слова для справок: полоскала, поласкала)
- Петя: « Слово водитель можно проверить словом водный, поэтому пишу с буквой «о» : водитель». Петя правильно рассуждает?
- вариант
- Выбрать правильный ответ.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно:
а) изменить слово так, чтобы безударный стал ударным;
б) изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный;
в) посмотреть в словарь.
2. Указать родственные слова к слову «гусь»:
а) гусиный; б) гусеница; в) гусёнок.
3. Выбрать слова, в которых пропущена буква «а»:
а) стр ..на; б) п ..суда; в) гр.. чи; г) б ..бры; д) д.. лёкий.
4. Указать правильно подобранные проверочные слова:
а) зонты – зонтики; б) холмистый– холмы; в) лесок – лесной.
5. Выбрать проверочные слова для слов:
З.. лёные ( зеленеть, зелень, зелёнка); л..сной ( лесок, лесистый, лес)
Л.. са ( лисица, лисичка, лисий) с ..сна ( сосновый, сосёнка, сосны)
6. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова:
С.. лонка - ___________ х.. трец - ______________
г ..стить - _____________ д..брота - ______________
7. Вставить пропущенные слова, указать проверочное слово.
Мама …(…) дверь. Мама … (...) макароны.
(слова для справок: отварила, отворила)
8. Петя: « Слово водитель можно проверить словом водный, поэтому пишу с буквой «о»: водитель». Петя правильно рассуждает?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку, направленная на формирование орфографической зоркости у обучающихся, 3 класс
Данный материал расчитан на отработку умений писать слова с изученными орфограммами: безударные гласные в корне, проверяемые ударением; парные согласные на конце и в середине слова; непроизносимая сог...
Организация работы над орфографической зоркостью у обучающихся начальной школы
Методическая работа над орфографической зоркостью с 1 по 4 класс....
Дидактические игры по математике для обучающихся со сложной структурой дефекта «Дроби в мире профессий»
В презентации представлены варианты заданий, используемых при изучении дробей....
Педагогический проект:ОБОГАЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА
Предложенные игры и упражнения являются результатом отражения практической деятельности работы с детьми с ЗПР в условиях школьного логопункта....
«Дидактические игры в работе учителя начальных классов в коррекционной школе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для глухих обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью»
Игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей.С детьми с тяжёлой умственной отсталостью одним из эффективных м...
Статья "Развитие орфографической зоркости у обучающихся начальных классов с задержкой психического развития"
Развитие орфографической зоркости...
Развитие орфографической зоркости у обучающихся с ОВЗ
Достижение высокого качества орфографического навыка – одна из наиболее актуальных и сложных задач у обучающихся с ОВЗ. Частая причина неуспеваемости в школе таких учащихся— несформированн...