Дополнение к учебнику по русскому языку для 2 класса. Тема "Состав слова"
рабочие листы по русскому языку

Толстова Олеся Евгеньевна

Дополнение к учебнику по русскому языку для 2 класса. Тема "Состав слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx896.25 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнение к учебнику

Ученика(цы) __________  класса

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

20___ г.

Дорогие ребята!

Приглашаю вас в путешествие в страну слов. В нашем путешествии вы узнаете из каких частей состоят слова и научитесь разбирать слова по составу.

zeJDnhLvqMQ.jpgMZ2P10jcmrg.jpgMspkowAHZQ4.jpglkNya0cOGXU.jpgxCNG-G_8LWo.jpg

Содержание

  1. Корень слова
  2. Окончание
  3. Приставка
  4. Суффикс
  5. Разбор слов по составу.

MspkowAHZQ4.jpg

Чтобы найти корень слова,нужно:

1.Прочитать слово. Выяснить его смысл

2.Подобрать к слову родственные(однокоренные) слова

3. Сравнить родственные слова

4. Выделить общую часть- корень слова

1. Выпиши из данной группы слов только однокоренные слова:  Выдели корень.
Домашний, дом, домино, домовой.
Рот, ротик, ротище, ворота.
Вода, водитель, водный, водичка.


2. Подбери к данным словам однокоренные слова в таком порядке: предмет, действие, признак.
Холод -  ______________________________
Боль - ________________________________
Сад - _________________________________

3. Прочитай. Найди группы однокоренных слов. Каждую группу запиши с новой строки, выдели корень.
Платье, платный, расплата, платьишко, выплатить, зарплата, платьице.

4. Со словами грибной, гриб, грибники  составь и запиши предложения.

5. Выпиши из текста однокоренные слова,  выдели корень.
В курятнике живут куры. Там лежат куриные яйца. Скоро из них вылупятся маленькие курочки.

xCNG-G_8LWo.jpg

Окончание- это часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Окончание не служит для образования новых слов. 

Чтобы найти окончание нужно:

      1. Изменить слово

      2.Сравнить изменения слова

      3. Выделить изменившуюся часть     (окончание)

ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

1. Прочитайте. Назовите слова, с которыми связано по смыслу слово роща.

Зеленеет берѐзовая роща. Около рощи течѐт речка. К роще ведѐт узкая тропинка. Петя и Маша пошли в рощу. За рощей начинается густой ельник. В роще и ельнике дети нашли много грибов.

  • Выпишите слово роща из каждого предложения, выделите часть, которая изменяется, значком      .

2. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Выдели окончание.

С…рока – с…роки, б…рёза – берёзы, п…рог – п…роги, обл…ко – обл…ка, стр…на – ст…раны.

У слова может быть нулевое окончание. Например:  клён   , гриб    , город    .

3. Запишите составленные словосочетания. Выделите окончания в формах слова лиса.

Лиса.

Увидел (кого?) лис… , хвост (кого?) лис…, , охотился (за кем?) за лис… , подкрался (к кому?) к лис… , рассказал (о ком?) о лис ... .

4. Распредели слова в две группы: в первую – пары форм одного и того же слова, во вторую – однокоренные слова.

Земля – земли, загадка – загадки, изба – избушка, листы – листочки, сахар – сахарница, герб – гербы, берег – бережок, мороз – морозы, мороз – заморозки, карась – карасик, окунь – окуни.

ОКОНЧАНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

1. Допиши пропущенную часть слова в прилагательных. Выдели     .

смешн_________      котёнок

красив_________      цветок

беленьк________      зайчик        

сильн__________      метель

светл__________       небо

2. Найди и исправь ошибки в предложениях. Выдели окончания в именах прилагательных.

Стоит   чудесная   день.

Светит   яркий   солнце.

Блестит   серебристый   трава.

Стучит   весенное   капель.

Дует   свежая   ветерок.

3. В именах прилагательных определи число и выдели окончание.

Солнечный день, родные сестры, красивые цветы, холодный ветер, голубой колокольчик, лесная земляника, тонкая тетрадь.

4Какая часть слова изменяется в словах? Изменилось ли лексическое значение? Выдели окончание в именах существительных и именах прилагательных.

Колючий ёж, колючего ежа, колючему ежу, о колючем еже, колючие ежи.

ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ.

1. Прочитай. Что изменилось в словах? Выпиши и выдели  

Играю, играешь, играет, играем, играют, играете.

2.  Измени число глаголов, выдели окончания.

Стоит - … , летят - … , живут - … , учит - … , расцвела - … , знают - … , спит - … .

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676551911_gas-kvas-com-p-korova-kartinka-detskaya-risunok-49.png3.  Составь из слов предложения. Над словами подпиши часть речи. У глаголов выдели окончание.

Улице, на, дождь, идёт.

Саду, вишни, нашем, в, цветут.

На, коровы, гуляют, лугу.

4. Выпиши только глаголы, выдели окончания.

Молчит, молчание, думает, дума, говорит, разговор, рисует, рисунок, читает, читальный, ловишь, неуловимый, плывёт, плавание.

5. Спиши. В 3 предложении выдели грамматическую основу. У глаголов выдели окончание.

Братья.

Братья Гриша и Илья – большие друзья. Старший брат Илья помогает брату в ученье. В семье братья помогают старшим. Они носят сучья и прутья в сарай.


MZ2P10jcmrg.jpg

Перед корнем есть приставка.

Слитно пишется она.

И при помощи приставки

Образуются слова.

                Приставка

– это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Например, ходить – уходить.

Чтобы найти приставку, нужно:

1.Подобрать однокоренные слова

2. Выделить корень

3. Отметить часть слова перед корнем. Это приставка.

1. Спишите. Выделите корень.

Ход – выход, приход, уход, поход, переход.

Лёт – полёт, перелёт, вылет, отлёт.

Пуск – выпуск, запуск, отпуск.

Бег – побег, разбег, пробег, забег.

  • Выделите в словах ту часть, которая стоит перед корнем, значком      . Сравните однокоренные слова по смыслу. Есть ли различия? Почему?

2. В каждом ряду найди слово без приставки. Выпиши остальные слова, выдели корень и приставку.

Заяц, забег, записать.

Полка, помыть, починить, пояснить.

Обрубить, обувь, обставить.

Скушать, сшить, связать, свет.

Проплыть, прочитать, пробка, прозвенеть.

Долг, доехать, дочитать.

3. Образуй антонимы, изменив в словах приставки.

Вход - …, проигрыш - …, открытие - …, загадка - …,  прилёт - … .

https://otmechalka.com/i/articles/2020-03/think.png

  • Отличие приставки от предлога

Между приставкой и корнем невозможно вставить слово. Приставка пишется слитно со словом.

5. Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки. 

(С)вета (с)няла маленького котёнка (с)дерева. Муравей (под)полз (под) соломинку и (под)нял её. Щенок (со)гнал (со)скамейки воробьёв. Лена (на)клеила картинку (на)тетрадь.

6. Спиши только те предложения, где ПО является приставкой. Выдели приставку.

1) Машина едет (по)дороге.

2) Собака (по)бежала за мячом.

3) (По)небу гуськом тянулись птицы.

7. Спиши и выдели приставки.

Водиться, списать, заморозки, приезд, надставить, проветрить, промерз.

8. Спиши. Выдели грамматическую основу. Над словами подпиши часть речи. Найди слово с приставкой и выдели её.

Маша прочитала интересную сказку о волшебстве.

9. В один столбик выпиши слова с приставками, в другой – слова с предлогами.

(под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата,  (по)солил, (с)солью, (у)летел, (у)лётчика.

10. Напиши глаголы, от которого образованы эти глаголы с помощью приставок.

Наследил,  выследил, проследил - ________________ .

Придумал, выдумал, задумал - __________________ .

11. Составь два предложения. Найди грамматическую основу. Выдели в глаголах приставку.

c86a64a618c598c1d87e98eaa81f5830.png                       292226-kot-v-pryzhke-risunok-3.jpg

ПОДПРЫГИВАЕТ                                   СПРЫГИВАЕТ


lkNya0cOGXU.jpg

Суффикс всегда после корня идёт,
Новую форму словам придаёт.
Было огонь - стал огненный шар.
Пожарник без суффикса
- просто пожар.

      Суффикс -

это часть слова, находящаяся после корня и служащая для образования новых слов.

Например: ёж – ежонок .

Чтобы найти суффикс нужно:

 1. Выделить в слове окончание и основу

 2.Выделить корень

 3. Часть слова между корнем и окончанием будет суффиксом

1. Спиши и выдели ту часть слова(суффикс), которой отличаются слова.

барабан – барабанщик

река-речка

булка-булочка

лошадь – лошаденка

2. Прочитай. Найдите однокоренное слово из скобок к данному слову Спиши пары однокоренных слов и выдели суффиксы.

Страус (страусы, страусѐнок), фокус (фокусник, фокусы), осень (осина, осенний), пятно (пятна, пятнышко), снег (снежок, снегирь), калина (калины, калинка).

3. Прочитай. Чем отличаются слова? Какое значение имеет каждое слово? Спиши и выдели суффикс.

Лес, лесок, лесник, лесной, лесистый.

4. Спиши только ту строчку, в которой во всех словах есть суффикс. Выдели суффиксы.

  • дружок, львѐнок, листик;
  • лес, ель, вечер;
  • бег, друг, болтик;
  • танец, трава, зайчик.

5. Спиши, образовав с помощью суффиксов новые слова, выдели корень, суффикс, окончание.

Лес + ок, + ник. Трава + к, + ушк, + инк. Мост + ик, + ок.

Двор + ик, + ник. Гриб + ок, + ник, + ниц. Берёза + к, + оньк.

6. Спиши. Выдели в однокоренных словах корень. В выделенных словах обозначить суффиксы. 

У слонихи сын – слонёнок. За мамой-медведицей шёл медвежонок. Снежинки родились в снежных облаках высоко над землёй.

7. Подбери подходящие по смыслу суффиксы. Запиши полученные слова.

https://pdnr.ru/lektsianew/baza35/143252161905.files/image132.jpg

8.  Подбери к данным словам родственные слова.        

            Используй суффикс - к-.

     Рыба - ______________, берёза - _______________,

кровать -  _____________,   комната - ______________,

шуба - _____________, лошадь - ________________.

9. Употребляя необходимые суффиксы, назови эти же предметы, но только маленького размера. Запиши слова в тетрадь и выдели суффикс.

дом-________

лес-_________

кот-_________

торт-________

букет-_______

картина -  _____

Picture background                   Picture background

10.  Назовите эти предметы так, чтобы они стали большими. Какой суффикс вам помог? Запиши пары однокоренных слов. Выдели суффикс.

рука -           глаза -                 букет -                         дом –


ЗАКРЕПЛЕНИЕ

РАЗБОР СЛОВ ПО СОСТАВУ

1. Схематически покажи части слова.

Picture background

2. Распредели данные слова по группам родственных слов. Каждую группу записывай с новой строки.

Прибрежный, хохот, смешной, хохотушка, бережок, набережная, смешинка, берег.

а) Отметь корень.

б) Отметь суффикс, приставку.

3.  Разбери слова по составу.

Лесной, березка, цветочки, котик, ельник, беленький.

4. Придумай и запиши пять слов с суффиксом          –ник.

5. Прочитай. Подумай, какие в словах пропущены приставки. Вставь и выдели приставки.

Мама  ….. .шла с работы. Папа  ..….шёл утром на фабрику.

Ко мне  …...шли мои друзья. Мы  ..….шли вместе на улицу.

6. Спиши и разбери слова по составу:

Подорожник,   поход,   тропинка,   грибок, цветочки,    зимушка, школьный, городской,   соседская,   машинка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» 1 класс. ПЕРЕНОС СЛОВ.

Данный тест поможет педагогам организовать работу на уроке, а первоклассникам оценить уровень знаний по теме....

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Правописание Ё (Е) после шипящих в личных окончаниях глаголов», учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, автор Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов)

Цели деятельности учителя: Создание условий для усвоения нового знания; выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; формирование умения писать Ё (...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Число глаголов», учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: Создание условий для усвоения нового знания; выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; формирование умения изменять г...

Русский язык. 2 класс. Тема «Слова, слова, слова…» (урок развивающего контроля).

Русский язык. 2 класс. Тема «Слова, слова, слова…» (урок развивающего контроля). Урок построен в способе диалектического обучения (СДО) и связан с Днём снежного барса(23.10)...