Рабочая программа "Русский язык" 2 класс вариант 8.3
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Серафима Владимировна Кудрявцева

Рабочая программа по предмету "Русский язык" вариант 8.3 для обучающихся с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx810.64 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана в соответствии с:

  •  Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  •  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся о ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598)
  •  Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599)

Цели и задачи курса

В системе школы курс русского языка реализует познавательную, коррекционную и социокультурную цели:

- познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического и логического мышления учеников;

-        коррекционная цель обучения языку обусловливает его специфику и является практически значимой для социальной адаптации и реабилитации учащихся

-        - социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя культуры человека.

     Для достижения поставленных целей изучения русского языка  необходимо решение следующих практических задач:

-        уточнять и обогащать представления об окружающей действительности и овладевать на этой основе языковыми средствами (слово, предложение);

-        выработать элементарные навыки грамотного письма;

- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-        повышать уровень общего и речевого развития учащихся;

-        формировать нравственные качества.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.  

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно- познавательных мотивов.

Необходимо формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных базовых учебных действий необходимо формировать внутреннюю позицию школьника, адекватную мотивацию учебной деятельности, ориентировать учащихся на моральные нормы и их выполнение. В    сфере     регулятивных     базовых     учебных     действий

контролировать и оценивать свои действия. В сфере познавательных базовых учебных действий научатся использовать навыки устной и письменной речи, элементарные орфографические и пунктуационные навыки, приобретут ряд грамматических умений.

В сфере коммуникативных базовых учебных действий приобретут начальные умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с индивидуальным учебным планом Фёдорова Даниила, обучающегося _ «2» класса по АООП обучения с РАС, на изучение учебного предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 68 часа (2 час в неделю, 34 учебные недели).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе образования обусловлено тем, что это государственный язык Российской Федерации, родной язык русского народа, средство межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского языка и правилах речевого этикета.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты  обучения по другим школьным предметам.

Содержание учебного предмета

Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.

Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.

Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.

Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование навыков правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с педагогическим работником). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.

Формирование элементарных навыков письма.

Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши).

Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагогического работника и обучающихся. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы педагогического работника и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия.

Практические грамматические упражнения и развитие речи.

Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости — мягкости, звонкости — глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.

Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.

Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопросы «кто? и что?», расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов.

«Слова-друзья». «Слова-враги».

Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование с лов-действий со словами-предметами.

Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.

Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.

Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами.

Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц, площадей).

Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.

Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.

Предложение. Смысловая законченность предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.

Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.

               Планируемые результаты

Личностные результаты - включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:

 - принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с ними;  

- положительное отношение к школе;

- развитие мотивации к обучению;

- развитие элементарных представлений об окружающем мире;  

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);

- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

- развитие положительных свойств и качеств личности.

Минимальный уровень:

деление слов на слоги для переноса;

списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;

дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;

составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

выделение из текста предложений на заданную тему; участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Достаточный уровень:

списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

запись под диктовку текстов, включающих слова с изученными орфограммами (30-35 слов);

дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу (название предметов, действий и признаков предметов);

составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью педагогического работника, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); деление текста на предложения;

выделение темы текста (о чём идет речь), озаглавливание его; самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа..

                              Тематическое планирование  

Разделы курса

Основные виды дятельности

Количество часов

1

Повторение пройденного

 Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.

Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных.

2

2

Наша речь: слово, слог, как часть слова, предложение.

Изучение слов, обозначающих предметы: называние предметов и различение их по вопросам кто? Что?

называние одного предмета и нескольких одинаковых

- различение основных частей хорошо знакомых предметов

-сравнение двух предметов и определение признаков различения и сходства

- умение различать слова по их отношению к родовым категориям

Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.

Изучение слов, обозначающих действия: называние действий предметов по вопросам что делать? Что делают?

-группировка действий по признаку их однородности.

-различение предметов по их действиям

-умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.

-Знакомство с предлогом как отдельным словом Составление предложений из двух-трех слов.

17

3

Звуки и буквы.

Звуки гласные и согласные, их различение.

Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.

Слова с гласной э.

Слова с буквой и и й, их различение.

Слова с гласной и, е, ю, я в начале слова и после гласных.

Согласные звонкие и глухие, артикуляторно сходные (р – л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.

Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.

Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.

Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.

27

4

Письмо и чистописание.

-практическое знакомство с построением простого предложения.

-составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем.

-заканчивание начатого предложения.

- составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку.

- выделение предложения из текста.

- написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

22

Общее количество часов по программе

68

Поурочное планирование

урока

Тема урока

Кол-во часов

Всего

Контрольные

работы

Практические

работы

1

Повторение изученного материала.

1

2

Запись слогов с изученными буквами

1

3

Знакомство со строчной буквой ш.

1

4

Заглавная буква Ш.

1

5

Запись слогов и слов с изученными буквами.

1

6

Запись слов с изученными буквами

1

7

Дифференциация буква с – ш

1

8

Письмо слогов и слов.

1

9

Запись изученных слогов и слов под диктовку.

1

10

Самостоятельная работа.

1

11

Запись строчной буквы л..

1

12

Запись слогов

1

13

Знакомство с заглавной буквой Л.

1

14

Письмо слов с буквой л.

1

15

Запись слогов и слов с изученными буквами.

1

16

Запись слов с изученными буквами

1

17

Контрольное списывание

1

1

18

Письмо под диктовку изученных букв и слогов.

1

19

Письмо изученных слогов под диктовку

1

20

. Письмо слов с изученными буквами

1

21

Письмо слов и предложений с изученными буквами

1

22

Самостоятельная работа

1

23

Знакомство со строчной буквой ы.

1

24

Письмо слогов и слов с буквой ы.

1

25

Знакомство со строчной  буквой Н,н.

1

26

Знакомство с  заглавной буквой Н,н.

1

27

Закрепление строчной и заглавной букв Н,н.

1

27

Запись слогов под диктовку.

1

28

Письмо слогов с изученными буквами

1

29

Контрольное списывание

1

1

30

Письмо слов с изученными буквами.

1

31

Письмо предложений с изученными буквами.

1

32

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

33

Повторение. Письмо слов и предложений с изученными буквами

1

34

Письмо слов и предложений с изученными буквами

1

35

Знакомство со строчной буквой р.

1

36

Запись слогов и слов.

1

37

Заглавная буква Р.

1

38

Запись слов, предложений с изученными буквами

1

39

Дифференциация букв л – р.

1

40

Дифференциация букв л – р.

1

41

Письмо словс предварительным звуко – буквенным анализом.

1

42

Письмо слов и предложений с предварительным звуко – буквенным анализом

1

43

Знакомство со строчной буквой к.

1

44

Письмо слов и предложений

1

45

Знакомство с заглавной буквой К.

1

46

Письмо слов и предложений.

1

47

Знакомство со строчной и заглавной буквой П, п.

1

48

Знакомство со строчной и заглавной буквой П, п. Запись слов и предложений

1

49

Знакомство со строчной  буквой Т, т.

1

50

Знакомство  с заглавной буквой Т, т.

1

51

Контрольное списывание

1

1

52

Написание слов с изученными буквами.

1

53

Написание предложений с изученными буквами

1

54

Написание слов и предложений с изученными буквами

1

55

Знакомство со строчной  буквой  и.

1

56

Знакомство  заглавной буквой И

57

Знакомство со строчной и заглавной буквой И, и.

1

58

Повторение изученных букв.

1

59

Буква И как отдельное слово.

1

60

Запись слов с буквой и.

1

61

Самостоятельная работа.

1

62

Буква И – показатель мягкости согласных.

1

63

Буква И – показатель мягкости согласных.

1

64

Контрольное списывание за год.

1

1

65

Запись слогов и слов с буквами ш, и.

1

66

Запись слогов и слов с буквами ш, и.

1

67

Запись слогов и слов с буквами ш, и.

1

68

Повторение изученного материала

1

Итого: 68 ч

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно - методическое обеспечение

Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразоват. организаций,  реализующих  адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1

/ Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова.  –  М. :  Просвещение, 2018. – 95 с.

Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразоват. организаций,  реализующих  адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2

/ Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова.  –  М. :  Просвещение, 2018. – 95 с.

  1. Дидактический материал по обучению грамоте и русскому языку
  2. Учебно-наглядное пособие «Азбука подвижная»
  3. Демонстрационный материал по обучению грамоте
  4. Картинный словарь
  5. Комплект наглядных пособий для словарно – логических упражнений по русскому языку М., «Образование», 2003
  6. Электронные образовательные ресурсы
  7. Интерактивная доска, компьютер, документ- камера, принтер, ламинатор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированные рабочие программы, 2 класс, (вариант 7.1)

Адаптированные рабочие программы составлены в соответствии с требованиями ФГОС...

адаптированные рабочие программы,2 класс,вариант 1(индивидуальное обучение)

Адаптированные рабочие программы 2 класс,вариант 1,индивидуальное обучение....

Рабочие программы 1 класс (вариант 7.2.)

Адаптированные рабочие программы 1 класса...

Рабочие программы 1 класс (вариант 7.2.)

Адаптированные рабочие программы 1 класса...

Рабочая адаптированная программа по русскому языку в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс

Рабочая адаптированная программа по русскому языку в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс в рамках реализации ФГОС 2021...

Рабочая адаптированная программа по технологии в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс

Рабочая адаптированная программа по технологии в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021...

Адаптированная рабочая программа 2 класс, вариант 7.1

Пояснительная запискаАдаптированная рабочая программа по окружающему миру для учащихся 2 класса с задержкой психического развития разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона &l...