Рабочая программа "Русский язык" 2 класс вариант 8.3
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Рабочая программа по предмету "Русский язык" вариант 8.3 для обучающихся с РАС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 810.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся о ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598)
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599)
Цели и задачи курса
В системе школы курс русского языка реализует познавательную, коррекционную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического и логического мышления учеников;
- коррекционная цель обучения языку обусловливает его специфику и является практически значимой для социальной адаптации и реабилитации учащихся
- - социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка необходимо решение следующих практических задач:
- уточнять и обогащать представления об окружающей действительности и овладевать на этой основе языковыми средствами (слово, предложение);
- выработать элементарные навыки грамотного письма;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- повышать уровень общего и речевого развития учащихся;
- формировать нравственные качества.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно- познавательных мотивов.
Необходимо формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных базовых учебных действий необходимо формировать внутреннюю позицию школьника, адекватную мотивацию учебной деятельности, ориентировать учащихся на моральные нормы и их выполнение. В сфере регулятивных базовых учебных действий
контролировать и оценивать свои действия. В сфере познавательных базовых учебных действий научатся использовать навыки устной и письменной речи, элементарные орфографические и пунктуационные навыки, приобретут ряд грамматических умений.
В сфере коммуникативных базовых учебных действий приобретут начальные умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с индивидуальным учебным планом Фёдорова Даниила, обучающегося _ «2» класса по АООП обучения с РАС, на изучение учебного предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 68 часа (2 час в неделю, 34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе образования обусловлено тем, что это государственный язык Российской Федерации, родной язык русского народа, средство межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского языка и правилах речевого этикета.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Содержание учебного предмета
Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.
Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование навыков правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с педагогическим работником). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши).
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагогического работника и обучающихся. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы педагогического работника и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия.
Практические грамматические упражнения и развитие речи.
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости — мягкости, звонкости — глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопросы «кто? и что?», расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов.
«Слова-друзья». «Слова-враги».
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование с лов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.
Планируемые результаты
Личностные результаты - включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:
- принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с ними;
- положительное отношение к школе;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие элементарных представлений об окружающем мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- развитие положительных свойств и качеств личности.
Минимальный уровень:
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему; участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку текстов, включающих слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу (название предметов, действий и признаков предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью педагогического работника, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чём идет речь), озаглавливание его; самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа..
Тематическое планирование
№ | Разделы курса | Основные виды дятельности | Количество часов |
1 | Повторение пройденного | Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение. Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. | 2 |
2 | Наша речь: слово, слог, как часть слова, предложение. | Изучение слов, обозначающих предметы: называние предметов и различение их по вопросам кто? Что? называние одного предмета и нескольких одинаковых - различение основных частей хорошо знакомых предметов -сравнение двух предметов и определение признаков различения и сходства - умение различать слова по их отношению к родовым категориям Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных. Изучение слов, обозначающих действия: называние действий предметов по вопросам что делать? Что делают? -группировка действий по признаку их однородности. -различение предметов по их действиям -умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы. -Знакомство с предлогом как отдельным словом Составление предложений из двух-трех слов. | 17 |
3 | Звуки и буквы. | Звуки гласные и согласные, их различение. Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения. Слова с гласной э. Слова с буквой и и й, их различение. Слова с гласной и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Согласные звонкие и глухие, артикуляторно сходные (р – л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными. Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ. | 27 |
4 | Письмо и чистописание. | -практическое знакомство с построением простого предложения. -составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем. -заканчивание начатого предложения. - составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку. - выделение предложения из текста. - написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения. | 22 |
Общее количество часов по программе | 68 |
Поурочное планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||
1 | Повторение изученного материала. | 1 | ||
2 | Запись слогов с изученными буквами | 1 | ||
3 | Знакомство со строчной буквой ш. | 1 | ||
4 | Заглавная буква Ш. | 1 | ||
5 | Запись слогов и слов с изученными буквами. | 1 | ||
6 | Запись слов с изученными буквами | 1 | ||
7 | Дифференциация буква с – ш | 1 | ||
8 | Письмо слогов и слов. | 1 | ||
9 | Запись изученных слогов и слов под диктовку. | 1 | ||
10 | Самостоятельная работа. | 1 | ||
11 | Запись строчной буквы л.. | 1 | ||
12 | Запись слогов | 1 | ||
13 | Знакомство с заглавной буквой Л. | 1 | ||
14 | Письмо слов с буквой л. | 1 | ||
15 | Запись слогов и слов с изученными буквами. | 1 | ||
16 | Запись слов с изученными буквами | 1 | ||
17 | Контрольное списывание | 1 | 1 | |
18 | Письмо под диктовку изученных букв и слогов. | 1 | ||
19 | Письмо изученных слогов под диктовку | 1 | ||
20 | . Письмо слов с изученными буквами | 1 | ||
21 | Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 | ||
22 | Самостоятельная работа | 1 | ||
23 | Знакомство со строчной буквой ы. | 1 | ||
24 | Письмо слогов и слов с буквой ы. | 1 | ||
25 | Знакомство со строчной буквой Н,н. | 1 | ||
26 | Знакомство с заглавной буквой Н,н. | 1 | ||
27 | Закрепление строчной и заглавной букв Н,н. | 1 | ||
27 | Запись слогов под диктовку. | 1 | ||
28 | Письмо слогов с изученными буквами | 1 | ||
29 | Контрольное списывание | 1 | 1 | |
30 | Письмо слов с изученными буквами. | 1 | ||
31 | Письмо предложений с изученными буквами. | 1 | ||
32 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 | ||
33 | Повторение. Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 | ||
34 | Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 | ||
35 | Знакомство со строчной буквой р. | 1 | ||
36 | Запись слогов и слов. | 1 | ||
37 | Заглавная буква Р. | 1 | ||
38 | Запись слов, предложений с изученными буквами | 1 | ||
39 | Дифференциация букв л – р. | 1 | ||
40 | Дифференциация букв л – р. | 1 | ||
41 | Письмо словс предварительным звуко – буквенным анализом. | 1 | ||
42 | Письмо слов и предложений с предварительным звуко – буквенным анализом | 1 | ||
43 | Знакомство со строчной буквой к. | 1 | ||
44 | Письмо слов и предложений | 1 | ||
45 | Знакомство с заглавной буквой К. | 1 | ||
46 | Письмо слов и предложений. | 1 | ||
47 | Знакомство со строчной и заглавной буквой П, п. | 1 | ||
48 | Знакомство со строчной и заглавной буквой П, п. Запись слов и предложений | 1 | ||
49 | Знакомство со строчной буквой Т, т. | 1 | ||
50 | Знакомство с заглавной буквой Т, т. | 1 | ||
51 | Контрольное списывание | 1 | 1 | |
52 | Написание слов с изученными буквами. | 1 | ||
53 | Написание предложений с изученными буквами | 1 | ||
54 | Написание слов и предложений с изученными буквами | 1 | ||
55 | Знакомство со строчной буквой и. | 1 | ||
56 | Знакомство заглавной буквой И | |||
57 | Знакомство со строчной и заглавной буквой И, и. | 1 | ||
58 | Повторение изученных букв. | 1 | ||
59 | Буква И как отдельное слово. | 1 | ||
60 | Запись слов с буквой и. | 1 | ||
61 | Самостоятельная работа. | 1 | ||
62 | Буква И – показатель мягкости согласных. | 1 | ||
63 | Буква И – показатель мягкости согласных. | 1 | ||
64 | Контрольное списывание за год. | 1 | 1 | |
65 | Запись слогов и слов с буквами ш, и. | 1 | ||
66 | Запись слогов и слов с буквами ш, и. | 1 | ||
67 | Запись слогов и слов с буквами ш, и. | 1 | ||
68 | Повторение изученного материала | 1 | ||
Итого: 68 ч |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно - методическое обеспечение
Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1
/ Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М. : Просвещение, 2018. – 95 с.
Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2
/ Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М. : Просвещение, 2018. – 95 с.
- Дидактический материал по обучению грамоте и русскому языку
- Учебно-наглядное пособие «Азбука подвижная»
- Демонстрационный материал по обучению грамоте
- Картинный словарь
- Комплект наглядных пособий для словарно – логических упражнений по русскому языку М., «Образование», 2003
- Электронные образовательные ресурсы
- Интерактивная доска, компьютер, документ- камера, принтер, ламинатор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированные рабочие программы, 2 класс, (вариант 7.1)
Адаптированные рабочие программы составлены в соответствии с требованиями ФГОС...
адаптированные рабочие программы,2 класс,вариант 1(индивидуальное обучение)
Адаптированные рабочие программы 2 класс,вариант 1,индивидуальное обучение....
Рабочие программы 1 класс (вариант 7.2.)
Адаптированные рабочие программы 1 класса...
Рабочие программы 1 класс (вариант 7.2.)
Адаптированные рабочие программы 1 класса...
Рабочая адаптированная программа по русскому языку в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс
Рабочая адаптированная программа по русскому языку в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс в рамках реализации ФГОС 2021...
Рабочая адаптированная программа по технологии в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс
Рабочая адаптированная программа по технологии в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021...
Адаптированная рабочая программа 2 класс, вариант 7.1
Пояснительная запискаАдаптированная рабочая программа по окружающему миру для учащихся 2 класса с задержкой психического развития разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона &l...