Методическая разработка на тему "Письмо букв Э, э"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Методическая разработка представляет собой конспект дополнительного занятия по каллиграфии на тему "Письмо букв Э, э".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_no43_plan_pismo_e_e.docx115.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема №40

Письмо букв э, Э (2 часа)

Цель: повторить правильное написание букв э, Э.

Средства:

1. плакат «Правильно держи ручку при письме»

2. стр. 37 («э»), стр. 60 («Э») прописи Леонида Некина

3. аудиозаписи

4. проектор, компьютер, доска, маркер

Ход урока:

I. Тема, цель

Объявление цели. Совместное целеполагание (повторить правильное написание букв э, Э).

II. Проверка домашнего задания

III. Новый материал

1) Подготовка руки к письму: графический диктант

ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ «э»

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

Игра «Доскажите словечко».

• На большие расстояния

Мчится он без опоздания;

Пишется в конце два С,

Называется… (экспресс).

• К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество.

Это… (электричество).

• На лучинке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это? ... (Эскимо.)

• Угукало, агакало,

Аукало и плакало,

И рассыпалось смехом,

И называлось… (эхом).

– Что обозначают все эти слова? Найдите одинаковый звук в данных словах.

– Кто из вас был в лесу?

– Отгадайте загадку:

Живет без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видит,

А всякий слышит.

(Эхо.)

– Где еще можно услышать эхо?

Учитель читает стихотворение:

Над лугами в синеве

Пролетает буква Э.

Это ласточка весной

Возвращается домой.

В. Степанов

– На что еще похожа буква «э»?

– Сегодня на уроке будем учиться писать строчную букву «э», которая нужна нам для обозначения гласного звука [э], а также – заглавную букву «Э», которая нужна нам для обозначения гласного звука в первом слове предложения или в собственном имени.

III. Повторение звука [э], изученного на уроке чтения.

– Запомните слова со звуком [э], которые встретятся вам в шуточном стихотворении Б. Заходера.

ЭМУ

Я про страуса,

Про эму,

Написал бы вам

Поэму,

Но никак я не пойму:

Эму он

Или Эму?!

– Придумайте как можно больше слов со звуком [э]. (Эвкалипт, экватор, эскиз, эскимо.)

– Дайте характеристику звуку [э].

IV. Формирование зрительного образа строчной буквы «э» в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «э»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.

– Сравните малую печатную букву «э» и строчную письменную буквы «э».

– Чем они похожи? Чем отличаются?

– Назовите элементы, из которых состоит строчная буква «э». (Полоска в форме полуовала и полоска в форме плавной линии.)

V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания строчной буквы «э» на доске мелом.

Начинаем ниже верхней линейки. Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись верхней линейки (1). Ведем ее вниз (2), закругляем влево, коснувшись нижней линейки (3). На середине рабочей строки вправо пишем горизонтальную черточку, соединяем ее с полуовалом (4).

Слева направо (1), вниз (2), влево (3), вправо (4).

2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания строчной буквы «э» под счет.

3. Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц руки в процессе имитации написания буквы «э» под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 31).

Подготовка руки к письму.

ЗАЙЦЫ

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку – ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку – ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку – указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.

VI. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов и строчной буквы «э».

– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.

При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

Прочитайте соединение «аэ». Объясните, как выполнено письмо. Какой вид соединения букв используется? (Буква «э» – буква среднеплавного соединения.)

– При выполнении среднеплавного соединения линию от предшествующей буквы нужно провести через середину рабочей строки и плавно (без остановки) перейти к написанию первого элемента следующей буквы.

– Выполните письмо сочетания букв «аэ».

– Прочитайте соединение «оэ». Какой вид соединения букв используется?

– Выполните письмо сочетания букв «оэ».

VII. Работа в прописи

- пропись Горецкий

- стр. 37 Некин э

X. Итог урока.

ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ «Э»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Повторение звука [э], изученного на уроке чтения.

– Хлопните в ладоши один раз, когда услышите звук [э] в словах: ёлка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, щетка, если, этот, эхо.

– Дайте характеристику звуку [э].

IV. Формирование зрительного образа заглавной буквы «Э» в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу четырех форм букв «э»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.

– Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы «э».

– Чем они похожи? Чем отличаются?

– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит заглавная буква «Э».

V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образа начертания заглавной буквы «Э» на доске мелом.

Начинаем ниже дополнительной линейки. Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись дополнительной линейки (1). Ведем ее вниз (2), закругляем влево, коснувшись нижней линейки (3). На верхней линейке пишем горизонтальную черточку, соединяем ее с полуовалом (4).

Слева направо (1), вниз (2), влево (3), вправо (4).

2. Иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания заглавной буквы «Э» под счет.

3. Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц руки в процессе имитации написания буквы «Э» под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 31).

Подготовка руки к письму.

VI. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов и заглавной буквы «Э».

– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.

При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

VII. Работа в прописи

- Горецкий

- буквы в эскимо

- Некин, стр. 60

X. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Употребление заглавной буквы в словах" 2 класс

План - конспект урока "Употребление заглавной буквы в словах" во 2 классе...

Методическая разработка Тест "Большая буква" 1 класс

Данный тест разработан в системе "Знак" и проводился как итоговый по теме  " Большая буква" в 1 классе....

Методическая разработка и презентация урока по теме «Изучаем букву л, Л. Звуки [л\'], [л]. Чтение слогов, слов с буквой л».

Методическая разработка и презентация к уроку по теме   «Изучаем букву л, Л.  Звуки [л'], [л]. Чтение слогов, слов с буквой л». ...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока № 10:"Письмо буквы б. Закрепление написания букв 4-й группы: с е о а д б С О".

Сообщение темы и цели урока:- подготовка руки к выполнению движений, необходимых для написания буквы  б  : "обведение " росчерков - образцов- работа над формой, соединениями строчн...

Методическая разработка открытого урока "Буква Ж, звук [ Ж]".

Открытый урок для учащихся 1 класса по программе "Школа России"...