Правописание безударных гласных в окончаниях существительных 3 склонения
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема урока: «Безударные окончания существительных 3 склонения»
Цель: учить писать безударные падежные окончания существительных 3 склонения в единственном числе в 3 склонении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Малышева Ольга Николаевна
учитель начальных классов
МОУ «Лицей № 5»
г. Железногорска Курской области
Тема урока: «Безударные окончания существительных 3 склонения»
Цель: учить писать безударные падежные окончания существительных 3 склонения в единственном числе в 3 склонениии.
Личностные: способствовать формированию положительного отношения к учебному процессу.
Познавательные: формировать умение применять алгоритм при написании е безударных падежных окончаний имен существительных 3 склонения.
Регулятивные: под руководством учителя формулировать учебную цель; оценка своей деятельности и деятельности товарищей при выполнении заданий.
Коммуникативные: формирование умения договариваться и приходить к общему решению.
Оборудование: презентация, учебник русского языка М. Н. Каленчук , Н.А. Чуракова (часть3), карточки со словами, таблицы.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Учитель. Мне хотелось бы начать урок с притчи.
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Слайд 2. (Мудрец с бабочкой)
Учитель. Как вы поняли притчу? Что хотел сказать мудрец этими словами?
Учитель.
- Как эту притчу можно соотнести с уроком русским языком? (Сегодня на уроке мы будем изучать что-то новое, чтобы открыть новое на уроке нужно быть внимательным, собранным, думать и работать, т. е. все в наших руках)
2. Актуализация знаний
Учитель. Откройте учебник русского языка на стр. 54, № 56. Прочтите задание. Какое задание будем выполнять в упражнении? (Искать устойчивые выражения)
Учитель. Какие знания помогут выполнить задание? (вспомнить, что такое устойчивые выражения)
Слайд 3.
Слайд 3.
Учитель. Что такое устойчивые выражения? (Меткие слова и выражения, которые используются в речи людей). Как эти слова называют по-другому? (Фразеологизмы)
- Прочтите первые два предложения. Найдите фразеологический оборот и выскажите свое мнение. Записать фразеологический оборот в тетрадь.
- Прочтите вторую пару предложений. Найдите фразеологический оборот и выскажите свое мнение. Записать фразеологический оборот в тетрадь.
- Прочтите третью пару предложений. Найдите фразеологический оборот и выскажите свое мнение. Записать фразеологический оборот в тетрадь.
- Какие фразеологические обороты пригодятся нам на уроке? (работать засучив рукава, прикусить язык)
- Определите падеж и склонение у 2 и 3 фразеологических оборотов.
3. Постановка учебной задачи
- Для чего мы определяем падеж и склонение у имен существительных? (чтобы написать безударное окончание)
- В каком случае написание окончания не вызывает сомнений? (окончание ударное)
- Вспомните два способа написания безударных падежных окончаний? (1 способ: падеж, склонение, вспомнить окончание; 2 способ: склонение и опорное слово)
- Написание безударных падежных окончаний имен существительных каких склонений мы уже умеем объяснять? (1 и 2 склонения)
Учитель. Слайд 3.
Прочтите слова.
Тетрадь, степь, какао, соль.
- Прочтите слова. Какое слово лишнее? (Какао)
- Почему? (неизменяемое слово) Какие еще неизменяемые слова знаете? Приведите примеры.
- Что объединяет оставшиеся слова? (Существительные 3 склонения)
- Какие существительные относятся к третьему склонению?
Учитель. Кто сформулирует тему сегодняшнего урока? (Правописание безударных падежных окончаний в 3 склонении)
Учитель. Откройте учебник на стр. 51. Прочтите тему сегодняшнего урока? Подтвердились ваши предположения. Чему будем учиться? (писать безударные окончания, приводить примеры).
4. Открытие нового знания
Учитель. Предлагаю вам поработать в группах. Поставить существительные степь и соль в Р. П., Д. п., П.п. Каждая группа в свой падеж ставит имена существительные в свой падеж. Работать будете по плану .
Карточка
1. Запишите имена существительные в Р. П., Д. п., П.п.
2. Поставьте ударение.
3. Выделить окончания.
4. Сделать вывод.
Работу выполняют на листочках.
1 группа
- В каком слове вы написали окончание без затруднения? (степи)
- Почему? Докажите. (Окончание ударное)
- В каком слове написание окончания вызвало затруднение? (соли)
- Почему? Объясните. (Окончание безударное)
- Какой выход вы нашли из трудного положения? (Посмотрели на эти слова. У них склонение одинаковое, окончания – то же)
- Какой вывод вы смогли сделать? Сформулируйте вывод. (В Р. П. окончание и)
2 группа
- В каком слове написание окончания вызвало затруднение?
- Почему? Докажите. (Окончание безударное)
- Какой выход вы нашли из трудного положения? (Посмотрели на слово степь)
- Какой вывод вы смогли сделать? Сформулируйте вывод (В Д.п. – окончание и)
3 группа
- В каком слове написание окончания вызвало затруднение?
- Почему? (Окончание безударное)
- Какой выход вы нашли из трудного положения? (Посмотрели на слово подсказку - степь)
- Какой сделали вывод? (В П.п. – окончание и)
- Сделать общий вывод о написании безударных окончаний в Р.п., Д. п., П. п. в 3 склонении?
- Какое слово является опорным? Слайд 4.
5. Первичное закрепление
Учитель. Выполните задание на карточках. Работайте в паре.
Карточка.
Поставить слова в скобках в нужный падеж, используй предлоги. Выделить окончание. Определить падеж и склонение.
ветка (сирень)
писать (тетрадь)
идёт (лошадь)
Слайд 4.
ветка сирени – Р.п., 3 скл.
писать в тетради – П. п., 3 скл.
идёт к лошади – Д. п., 3 скл.
Ученики доказывают написание окончаний.
- Давайте подведем итог нашей работы.
- Какие окончания в Р.п., Д.п., П.п. имеют существительные 3 склонения?
- В каком склонении в Р. П. существительные имеют окончания и?
- Какое опорное слово в 3 склонении?
6. Самостоятельная работа
Учитель. Вспомните произведения каких жанров мы сейчас изучаем на уроках литературного чтения? (басни)
- Что изучаем вместе с баснями? (пословицы)
Учитель. Соберите пословицу.
Слайд 5.
Азбука к мудрост… тен… боится.
Трус своей ступенька.
- Запишите пословицу, которая вам понравилась. Выделите пропущенную орфограмму и докажите.
Слайд 6. Пословицы
Взаимопроверка.
- Какое окончание написали в словах? (Объясняют 2 ученика)
- Каким способом пользовались? Оцените работу товарища.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
- Итак, давайте ещё раз повторим, как правильно написать безударные окончания.
Вставить пропущенные окончания, объясняй выбор.
На доске:
По област___ (___________)
На крыш ____ (_____________)
Из морков___ (_____________)
В колыбел___ (_____________)
1 ученик у доски
8. Рефлексия.
Слайд 7.
Какие цели мы ставили? Выполнили мы поставленные цели? Чему вы сегодня научились? Составьте ответ, выбрав слово.
научился
Я понял
узнал
смогу
Урок окончен. Спасибо!
Литература
1. Каленчук М. Н., Чуракова Н. А. Русский язык, 4 класс. Издательство: Академкнига, 2015 г.
2. Чуракова Н. А. «Методические рекомендации по русскому языку». Издательство: Академкнига, 2015 г.
3. Уроки русского языка в 3 классе под редакцией Рыбаковой А. В. Чебоксары: «Клио», 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Программа "Школа-2100".Цели: познакомить учащихся с проверкой безударных окончаний имен прилагательных.Технологии: исследовательская;взаимного диалога;использование икт;оценивания....
Правописание безударных гласных в окончаниях имени прилагательного
Конспект урока по Образовательной системе "Школа 2100".Цель: выявить правило написания безударных гласных в окончаниях имён прилагательных и составить алгоритм....
Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных
Правописание безударных гласныхв окончанияхимен прилагательных для 4 класса...
Конспект урока "Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных в единственном числе"
Конспект урока...
Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных
Презентация к уроку русского языка в 3 классе...
Конспект урока на тему: Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных
Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных...
Правописание безударных гласных в окончании имен прилагательных
Развивать умение, проверять правописание безударных глассных в окончании имен прилагательных...