Правописание безударных гласных в окончаниях существительных 3 склонения
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тема урока: «Безударные окончания существительных 3 склонения»

Цель: учить  писать безударные падежные окончания существительных 3 склонения  в единственном числе в 3 склонении. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Малышева Ольга Николаевна

                                                             учитель начальных классов

МОУ «Лицей № 5»

              г. Железногорска  Курской области

 Тема урока: «Безударные окончания существительных 3 склонения»

Цель: учить  писать безударные падежные окончания существительных 3 склонения  в единственном числе в 3 склонениии.

 Личностные: способствовать формированию положительного отношения к учебному процессу.

Познавательные: формировать умение применять алгоритм при написании е безударных падежных окончаний имен существительных 3 склонения.

Регулятивные:  под руководством учителя формулировать учебную цель; оценка своей деятельности и деятельности товарищей при выполнении заданий.

Коммуникативные: формирование умения договариваться и приходить к общему решению.

Оборудование:  презентация, учебник русского языка М. Н. Каленчук , Н.А. Чуракова (часть3), карточки со словами, таблицы.

Ход урока

1.  Мотивация к учебной деятельности 

Учитель.   Мне хотелось бы начать урок с притчи.

   Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Слайд 2. (Мудрец с бабочкой)

Учитель.  Как вы поняли притчу? Что хотел сказать мудрец этими словами?

Учитель. 

- Как эту притчу можно соотнести с уроком русским языком? (Сегодня на уроке мы будем изучать что-то новое, чтобы открыть новое на уроке нужно быть внимательным, собранным, думать и работать, т. е. все в наших руках)

2.  Актуализация знаний

Учитель.  Откройте учебник русского языка на стр. 54, № 56. Прочтите задание. Какое задание будем выполнять в упражнении? (Искать устойчивые выражения)

Учитель. Какие знания помогут выполнить задание? (вспомнить, что такое устойчивые выражения)

Слайд 3.

Слайд 3.

Учитель. Что такое устойчивые выражения? (Меткие слова и выражения, которые используются в речи людей).  Как эти слова называют по-другому? (Фразеологизмы)

-  Прочтите первые два предложения.  Найдите фразеологический оборот и выскажите свое мнение. Записать фразеологический оборот в тетрадь.

-  Прочтите вторую пару предложений. Найдите фразеологический оборот и выскажите свое мнение. Записать фразеологический оборот в тетрадь.

-  Прочтите третью пару предложений. Найдите фразеологический оборот и выскажите свое мнение. Записать фразеологический оборот в тетрадь.

-  Какие фразеологические обороты пригодятся нам на уроке? (работать засучив рукава, прикусить язык)

-  Определите падеж и склонение у 2 и 3 фразеологических оборотов.

3.  Постановка учебной задачи

- Для чего мы определяем падеж и склонение у имен существительных? (чтобы написать безударное окончание)

- В каком случае написание окончания не вызывает сомнений? (окончание ударное)

- Вспомните два способа написания безударных падежных окончаний? (1 способ: падеж, склонение, вспомнить окончание; 2 способ: склонение и опорное слово)

- Написание безударных падежных окончаний имен существительных каких склонений мы  уже умеем объяснять? (1 и 2 склонения)

Учитель.  Слайд 3.

Прочтите слова.

          Тетрадь, степь, какао, соль.

-  Прочтите слова. Какое слово лишнее? (Какао)

-  Почему? (неизменяемое слово) Какие еще неизменяемые слова знаете? Приведите примеры.

-  Что объединяет оставшиеся слова? (Существительные 3 склонения)

- Какие существительные относятся к третьему склонению?

Учитель.  Кто сформулирует тему сегодняшнего урока? (Правописание безударных падежных окончаний в 3 склонении)

Учитель. Откройте учебник на стр. 51. Прочтите тему сегодняшнего урока? Подтвердились ваши предположения. Чему будем учиться? (писать безударные окончания, приводить примеры).

4. Открытие нового знания

Учитель. Предлагаю вам поработать в группах. Поставить существительные степь и соль в Р. П., Д. п., П.п. Каждая группа в свой падеж ставит имена существительные в свой падеж. Работать будете по плану .

Карточка

1. Запишите имена существительные в Р. П., Д. п., П.п.

2. Поставьте ударение.

3. Выделить окончания.

4. Сделать вывод.

Работу выполняют на листочках.

1 группа

- В каком слове вы написали окончание без затруднения? (степи)

- Почему? Докажите. (Окончание ударное)

- В каком слове написание окончания вызвало затруднение? (соли)

-  Почему? Объясните. (Окончание безударное)

-  Какой выход вы нашли из  трудного положения?  (Посмотрели на эти слова. У них склонение одинаковое, окончания – то же)

-  Какой вывод вы смогли сделать? Сформулируйте вывод. (В Р. П.  окончание и)

2 группа

- В каком слове написание окончания вызвало затруднение?

-  Почему? Докажите.  (Окончание безударное)

- Какой выход вы нашли из трудного положения? (Посмотрели на слово степь)

- Какой вывод вы смогли сделать? Сформулируйте вывод  (В Д.п. – окончание и)

3 группа

- В каком слове написание окончания вызвало затруднение?

- Почему? (Окончание безударное)

- Какой выход вы нашли из трудного положения? (Посмотрели на слово подсказку - степь)

- Какой сделали вывод? (В П.п. – окончание и)

- Сделать общий вывод о написании безударных окончаний в Р.п., Д. п., П. п. в 3 склонении?

- Какое слово является опорным? Слайд 4.

5. Первичное закрепление

Учитель. Выполните задание на карточках. Работайте в паре. 

Карточка.

  Поставить слова в скобках в нужный падеж, используй предлоги. Выделить окончание. Определить падеж и склонение.

ветка (сирень)

писать (тетрадь)

идёт (лошадь)

Слайд 4.

ветка сирени – Р.п., 3 скл.

писать в тетради – П. п., 3 скл.

идёт к лошади – Д. п., 3 скл.

   Ученики доказывают написание окончаний.

-  Давайте подведем итог нашей работы.

-  Какие окончания в Р.п., Д.п., П.п. имеют существительные 3 склонения?

-  В каком склонении в Р. П. существительные имеют окончания  и?

-  Какое опорное слово в 3 склонении?

6.  Самостоятельная работа

Учитель.  Вспомните произведения каких жанров мы сейчас  изучаем на уроках литературного чтения? (басни)

- Что изучаем вместе с баснями? (пословицы)

Учитель.  Соберите пословицу.

Слайд 5.

Азбука к мудрост…                тен… боится.                  

Трус своей                                ступенька.        

- Запишите пословицу, которая вам понравилась. Выделите пропущенную орфограмму и докажите.

Слайд 6.  Пословицы

Взаимопроверка.

- Какое окончание написали в словах? (Объясняют 2 ученика)

- Каким способом  пользовались? Оцените работу товарища.

7.  Включение нового знания в систему знаний и повторение

- Итак, давайте ещё раз повторим, как правильно  написать безударные окончания.

Вставить пропущенные окончания, объясняй выбор.

На доске:

По област___ (___________)

На крыш ____  (_____________)

Из морков___   (_____________)

В  колыбел___  (_____________)

   1 ученик  у доски

8.  Рефлексия.

 Слайд 7.

Какие цели мы ставили? Выполнили мы поставленные цели? Чему вы сегодня научились? Составьте ответ, выбрав слово.

                  научился

Я                понял

                   узнал

                   смогу  

Урок окончен. Спасибо!

Литература

1. Каленчук М. Н., Чуракова Н. А.  Русский язык,  4 класс. Издательство: Академкнига, 2015 г.

2. Чуракова Н. А. «Методические рекомендации по русскому языку». Издательство: Академкнига, 2015 г.

3. Уроки русского языка в 3 классе  под редакцией Рыбаковой А. В.  Чебоксары: «Клио», 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Программа "Школа-2100".Цели: познакомить учащихся с проверкой безударных окончаний имен прилагательных.Технологии: исследовательская;взаимного диалога;использование икт;оценивания....

Правописание безударных гласных в окончаниях имени прилагательного

Конспект урока по Образовательной системе "Школа 2100".Цель: выявить правило написания безударных гласных в окончаниях имён прилагательных и составить алгоритм....

Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

Правописание безударных гласныхв окончанияхимен прилагательных для 4 класса...

Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

Презентация к уроку русского языка в 3 классе...

Конспект урока на тему: Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных...

Правописание безударных гласных в окончании имен прилагательных

Развивать умение, проверять правописание безударных глассных в окончании имен прилагательных...