Правописание безударных гласных в окончании имен прилагательных
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Елистратова Наталья Борисовна

Развивать умение, проверять правописание безударных глассных в окончании имен прилагательных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание безударных гласных

в окончании имен прилагательных.

МБОУ «СОШ № 49»

Учитель Елистратова Наталья Борисовна

Г. Новокузнецк 2018 г.

Тип урока: получение новых знаний

Тема

Правописание безударных гласных в окончании имен прилагательных

Цель

Развитие умений проверять правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

Задачи

Образовательные: изучить написание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных; обобщить знания о прилагательном; развивать умения распознавать прилагательные в тексте; определять их род и число

Развивающие: развивать речь, внимание, логическое мышление, память, воображение, орфографическую зоркость, обогащать слова, развивая коммуникативные способности

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку и культуру речи 

Планируемые результаты

Предметные результаты:

Формируемые УУД:

Личностные: осознание смысла учения, понимание личной ответственности за будущий результат 

Регулятивные: развивать умение составлять план действий; ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учеником и того, что еще не известно 

Коммуникативные: развивать умение составлять план действий; умение вступать в диалог; умение слушать и слышать; выражать свои мысли, строить высказывать в соответствии с задачей 

Познавательные: развитие умения слушать и слышать;  создавать устные и письменные высказывания; выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации 

Основные понятия

Части речи, безударные окончания имен прилагательных, словосочетания прилаг.+сущ.

Межпредметные связи

Литературное чтение, развитие речи.

Ресурсы:

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Русский язык. Учебник для 3 класса общеобразовательной школы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Время

Орг. момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя.

Личностные: устанавливать связь между учителем и учеником

1 минута

Актуализация

Кто любит читать книги из вас?

Какие книги любите читать?

А почему вам нравится читать книги?

А вот прочитайте, как о книге отзывается Н.Найденов.

Хорошая книга, мой спутник, мой друг, с тобой интересным бывает досуг.

              (Н.Найденов)

Какие прилагательные использует автор?

Найдите имена существительные к которым они относятся.

Выпишите словосочетания (прил.+сущ.)

Укажите род и число каждого слова и покажите графически связь между словами.

Выделите окончания у прилагательных.

Почему окончания у прилагательных разные?

Так от чего зависят окончания у прилагательных?

От какой части речи  зависит  имя прилагательное?

 На доске записаны словосочетания.

(учитель читает)

любимая мам…чка,

по серебрист…й р…се,

в морозн…м лесу.

Хорошая, интересный.

Книга, досуг.

К доске вызываются:

2 человека

(ед.ч, ж.р.) хорошая книга (ед.ч, ж.р.)

(ед.ч, м.р.) интересный досуг (ед.ч., м.р.)

(ж.р, м.р.)

От рода

От существительного

Познавательные УУД.

  1. Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов
  2. Представить информацию в виде схемы
  3. Выявлять сущность, особенность объектов
  4. На основе анализов объектов делать выводы
  5. Обобщать и классифицировать по признакам, находить ответы на вопросы в иллюстрации

8 минут

Постановка учебной задачи.

Спишите, вставляя пропущенные буквы в словах.

Объясните какую букву вы вставили и почему вы выбрали эту букву?

В какой части слова встретилась безударная гласная?

Почему вы выбрали именно эту букву?

В чем ваше затруднение?

Как проверить правописание безударной гласной в окончаниях имен прилагательных?

Так какая же тема сегодняшнего урока?

Давайте уточним тему урока.

Какую цель поставим перед собой?

любимая мамочка,

по серебристой росе,

в морозном лесу.

В окончании

 

Разные буквы.

Ребенок затрудняется ответить

Либо говорят, либо нет

(на какое правило ты можешь сослаться?)

  Предположение детей.

 (Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных)

Открывается на доске

Научится проверять правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Коммуникативные: допускать возможность различных точек зрения. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

7 минут

«Открытие» детьми нового знания.

Посмотрите на доску.

(учитель читает)

В новом костюме, под ярким солнцем, ясное небо.

Давайте понаблюдаем.

Выделим окончания у прилагательных.

В зависимости от какой части речи изменяется окончания у прилагательных?

Зададим вопрос от существительного к прилагательному?

Посмотрите на окончания и на вопрос к прилагательному.

Что-нибудь замечаете?

Какой можем сделать вывод?

- Проверим. Поставим вопросы от существительного к прилагательному в том задании где мы встретили трудность.

- Посмотрите еще раз на доску. Что еще замечаете? 

Как проверить правильны ли наши предположения?

- Ура! Мы сегодня с вами совершили открытие!
- Так как же проверить какую гласную надо писать в безударных окончаниях прилагательных?

Составим алгоритм работы по правописанию безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

В новом костюме,

под ярким солнцем,

ясное небо.

В зависимости от существительных к которым относятся.

(Окончания в вопросах и прилагательных одинаковые).

(Окончания в вопросах и прилагательных одинаковые).

В учебнике,стр.78,читают правило.

Да

Нужно поставить вопрос от существительного к прилагательному, выделить окончание у вопроса и написать такое же в прилагательном.

Алгоритм

1.Определить прилагательное.  

2.Найти существительное, от которого оно зависит.

3. Задать вопрос от существительного к прилагательному.

 4. Вставить гласную из окончания вопроса в окончание прилагательного.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

7 минут

Физкультми

нутка

3 минуты

Закрепление

Работа с учебником

Стр. 91 упр. 7 .

Прочитайте задание.

Что мы сейчас будем делать в упражнении?

Как будете определять окончание?

В вопросе к прилагательному тоже выделяйте окончание.

Выполняют под руководством учителя на доске.

Вставлять пропущенные окончания имён прилагательных. Обозначать орфограмму.

По алгоритму.

Комментированный разбор по составу.

По 1 человеку на доске

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, применяют освоенные способы действия

8 минут

Контроль

Работа в парах.

Проконтролируйте своего соседа, как он будет выполнять работу по алгоритму.

Выставьте оценку.

Кто справился на «5»?

Кто не справился?

Почему?

 Что ты не умеешь?

1. Вставьте пропущенные окончания и запишите словосочетания.

Сравните работу с эталоном.

Кто выполнил без ошибок?

Кто допустил ошибки?

Что ты не знаешь? Что нужно сделать для исправления ошибок?

2. На карточках

Прочитайте словосочетания. В глубокий канаве,  к старыми беседке, от летних дождя, для лучшим друга, по зеленой полю.

 Что заметили?

Как вы думаете, почему здесь допущены эти ошибки? Чего не знает автор текста?

Найдите ошибки в окончаниях прилагательных и исправьте их.

Поменяйтесь тетрадями. Сравните работу соседа с образцом.

Поставьте столько плюсов, сколько найдено ошибок.

Кто получил 5 плюсов?

У кого меньше?

Как вы думаете, почему вы получили меньше плюсов?

Ученики слушают алгоритм, проговорённый соседом.

В син_м мор_, у соседн_й опушк_, по хорош_й дорог_, ранн_й зимой, около упавш_ дуба, на письменн_ом столе, ранн_и утр_м, по широк_й улиц_.

 Самооценка.

Дети поднимают зелёные карточки.

Красные карточки.

В окончаниях прилагательных есть ошибки.

В глубокой канаве, к старой беседке, от летнего дождя,  для лучшего друга, по зеленому полю.

Взаимопроверка

Познавательные:

  1. закреплять умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов
  2. представлять информацию в виде схем
  3. на основе анализов объектов делать выводы

7 минут

Домашнее задание

Стр.78 выучить правило,

Стр.89 упр.5- (комментарии)

Записывают задание в дневники.

1 минута

Итог урока.  

Рефлексия.

С какой трудностью мы столкнулись сегодня на уроке?

Что мы не знали?

А сейчас мы можем справиться ?

С какой орфограммой мы познакомились?

Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.

Что было самым трудным на уроке? А самым легким?

Ответы на вопросы учителя

Познавательные: строят речевые высказывания.

Коммуникативные: умение излагать свое мнение.

Личностные: участие в подведении итогов урока.

3 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами.

Программа "Школа-2100".Цель: развитие орфографической зоркости.Технологии: использование икт;проблемного диалога:исследовательская;оценивания....

Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Программа "Школа-2100".Цели: познакомить учащихся с проверкой безударных окончаний имен прилагательных.Технологии: исследовательская;взаимного диалога;использование икт;оценивания....

Правописание безударных гласных в окончаниях имени прилагательного

Конспект урока по Образовательной системе "Школа 2100".Цель: выявить правило написания безударных гласных в окончаниях имён прилагательных и составить алгоритм....

Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

Правописание безударных гласныхв окончанияхимен прилагательных для 4 класса...

Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

Презентация к уроку русского языка в 3 классе...

Конспект урока на тему: Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных...