Слова однозначные и многозначные
материал по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка во 2 классе "Слова однозначные и многозначные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenarnyy_plan_uroka_slova_odnoznachnye_i_mnogoznachnye.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе.
Учитель: Казинникова Людмила Анатольевна.
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока: «Слова однозначные и многозначные».
Тип урока: открытие новых знаний (урок – исследование)
- Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, словари С. И. Ожегова, В. И. Даля, М. Л. Безруковой, С. Г. Трясогузовой, презентация.
Дидактическая цель: познакомить с многозначными словами; выяснить причины появления у слова нескольких значений.
Задачи урока:
- Развивать внимание к значению слова;
- Развивать умение анализировать значение и происхождение слова;
- Вести наблюдение над единообразным написанием в различных формах, над функционированием слова в речи.
- С помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.
- Развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой.
- Формировать умение работать в группе.
- Воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.
Ход урока
I.Мотивация.
Слайд 1
–Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили, садитесь!
С усердием трудитесь!
II. Минутка чистописания.
- Начинаем урок с чистописания. Пишем буквы, состоящие из полуовалов. Какие это буквы? (Буквы «С, с», «Э, э»).
- Запишите дату, «Классная работа» и пропишите данные буквы.
III. Словарная работа.
- Сегодня мы познакомимся с написанием слов, которые вы угадаете по лексическому значению.
Слайд2
1.Птица с белыми крыльями, очень подвижная, издающая характерный крик – стрекотание. (Сорока)
Слайд3
- Проанализируйте это слово. (- Это имя существительное. В нём три слога, ударение падает на второй слог, безударный гласный звук в первом слоге).
Слайд4
2.Буро – серая птичка, отличающаяся красивым пением. (Соловей)
Слайд5
- Дайте характеристику этому слову.( Это имя существительное. В нём три слога, ударение падает на третий слог, безударные гласные звуки в первом и во втором слогах).
- Запишите эти слова.
- Вспомните ещё слова – названия птиц. (Воробей, ворона)
- Запишите эти слова, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
IV.Актуализация знаний.
- Чтобы приступить к изучению новой темы, я хочу убедиться, что вы хорошо помните ранее изученный материал. А проверим это, выполнив тест. У каждого на парте лежит листочек с заданиями. Выберите правильный вариант ответа.
1. Какие из указанных букв названы неверно?
а) б (бэ) б) г (гэ) в) с (сэ)
2. Укажите слово, в котором звуков столько же, сколько букв.
а) рожь б) чашка в) юла
3. Какой из данных звуков является шипящим?
а) [ж ] б) [г ] в) [л ]
4. В каком слове пропущена буква И?
а) св…тло б) т…пло в) гр…бной
5. В каком слове ПО является приставкой?
а) поход б) пояс в) порог
6. Определите слово, которое соответствует лексическому значению «Очень мелкий дождь»
А) ливень б) град в) изморось
- Напомните, что такое лексическое значение? (То, что обозначает слово, его толкование)
- Проверим тест.
Слайд 6.
- Молодцы. Вы готовы к изучению новой темы. Начнём её с задания: по лексическому значению отгадать слово.
V. Целеполагание.
Слайд7.
- Бьющий из земли источник. (Ключ)
- Металлическое приспособление для отпирания дверей. (Ключ)
- Металлическое приспособление для отвинчивания гаек и болтов. (Ключ)
- Почему толкования разные, а вы назвали одно и то же слово? (У этого слова несколько значений)
- Определите тему сегодняшнего урока. (Многозначные и однозначные слова)
Слайд8.
- Как вы думаете, каковы будут наши учебные задачи? Что мы должны узнать? (Что такое многозначные слова, как их правильно употреблять в речи).
- Сегодня мы будем исследовать многозначные слова.
VI. Открытие новых знаний. Работа по учебнику. (урок №89, с. 27)
Рубрика «Давай подумаем».
- Послушайте стихотворение А. Л. Барто «Разговор с дочкой».
- Как вы думаете, почему дочка не поняла маму? (Она решила, что маме холодно от низкой температуры.)
- Какое значение имеет слово «теплота»?
- Где можно посмотреть значение этого слова? (В толковом словаре)
- Найдите толкование этого слова в словарике на с.168.
- Сколько значений у этого слова? (Два)
- К какой части речи относится это слово?(Это имя существительное)
- Прочитайте в рубрике «Ключ к языку», как называются слова, которые имеют несколько значений.
- Какие слова называют однозначными? (Повторение правила)
- Какие слова называют многозначными?
- Я предлагаю исследовать причины появления у слова нескольких значений. Давайте вспомним, как проходит работа учёного – исследователя.
Слайд 9.
План исследования.
*Определение темы, проблемы исследования.
*Выдвижение гипотезы.
* Составление плана исследования.
* Сбор, отработка информации.
- Итак, тема нашего исследования «Причины появления у слова нескольких значений»
- Гипотеза: значения слов появились на основании сходства.
- Как вы думаете, какие существуют способы, с помощью которых можно проверить высказанные гипотезы? (- Можно спросить у взрослых, посмотреть в справочной литературе, обратиться за помощью к компьютеру, попытаться подумать самому, наблюдение за словом.)
Проведение исследования
- Работаем в парах.
1 ряд – Исследует слово кисть;
2 ряд – исследует слово корень;
3 ряд – исследует слово ручка.
Работать будем по плану:
- Запиши слово, определи часть речи, выдели орфограмму.
- Разбери слово по составу.
- Перечисли известные тебе значения слова (устно)
- Проверь свои знания о толковании этого слова с определением по словарю (С. И. Ожегова, В. И. Даля, М. Л Безруковой и др.)
- Составь словосочетания, употребив эти слова в разных значениях.
- Сделай вывод (устно).
Проверка выполненной работы.
- Почему у слов появилось несколько значений? Давайте сравним ваш вывод с подсказкой учебника. (с.29) (Предметы похожи по форме)
- О каких словах мы сегодня говорим? (О многозначных и однозначных)
- К какой части речи относятся эти слова? (Имя существительное)
- Как вы думаете, могут ли слова других частей речи быть многозначными? Найдите упражнение №5 на с. 29. Прочитайте стихотворение. Найдите многозначное слово. (Слово золотой)
- Объясните значение слова. ( Золотое пёрышко – это значит красивое; голос золотой – звучный, который приятно слушать.)
- Какое ещё значение имеет слово золотой? (Сделанный из драгоценного металла.)
- Значит, кокой частью речи могут быть многозначные слова? (Именами прилагательными.)
- Запишем словосочетания со словом золотой с комментированием.
Запись словосочетаний с комментированием у доски и в тетрадях.
Золотой голос, золотой характер, золотое сердце, золотые руки,
золотые листья, золотые серёжки.
Физкультминутка
- Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, 1-2-3.
Ручками похлопали, 1-2-3.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем, 1-2-3-4-5.
Открываем, поморгаем
И работать начинаем.
VII. Продолжение работы над многозначными словами.
- Могут ли глаголы быть многозначными?
Прочитайте стихотворение В. Орлова «Часы» (слайд 10)
Говорят: «Часы стоят».
Говорят: «Часы спешат»
Говорят: «Часы идут,
Но немножко отстают».
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но часы стоят на месте.
- Какое это стихотворение по настроению? (Юмористическое, шуточное: Стоят, спешат, идут, отстают).
- Выпишите слова, употреблённые в переносном значении. (На доске и в тетрадях)
- К какой части речи относятся эти слова? (Это глаголы, т.к. обозначают действие предмета)
- Сделайте вывод. Слова какой части речи могут быть многозначными? (Многозначными могут быть имена существительные, имена прилагательные, глаголы.)
IX.Взаимопроверка по эталону.
- Обменяйтесь тетрадями. Проверьте правильность выполнения по образцу.
Подпишите зелёным карандашом на полях радом с работой количество ошибок, допущенных соседом.
Слайд 11 Взимопроверка по доске
1 столбик: кликать, арена, зрелый;
2 столбик: острый, гром, ставить.
X. Задание на дом.
- Предлагаю выполнить задание по выбору:
1) с. 28, упр. №2;
2) Найти в словаре многозначные слова и составить 7 словосочетаний с ними. Указать части речи над словами.
XI. Рефлексия.
- Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал …
Я понял …
Мне было интересно …
Мне было трудно …
- Вы сегодня на уроке активно работали, показали свои знания, умения работать вместе , узнали, что у слов может быть не одно, а несколько значений. Всем спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по математике "Конструирование способа умножения многозначного числа на многозначное"
Тема: Умножение многозначного числа на многозначное (конструирование)Цель: сконструировать модель ...
Урок 11. Деление многозначного числа на многозначное с однозначным частным
Презентация к уроку математики по программе Петерсон...
Конспект урока математики по теме «Деление многозначного числа на многозначное»
Конспект урока математики в 4 классе (развивающая система Л.В.Занкова)Тема программы: «Деление многозначных чисел»Тема урока: «Деление многозначного числа на многозначное...
Конспект урока математики по теме «Деление многозначного числа на многозначное»
Методическая разработка урока математики в 4 классе(система развивающего обучения Л.В.Занкова)+Технологическая карта урока...
Памятка "Запись многозначных чисел. Сравнение многозначных чисел".
Памятка "Запись многозначных чисел. Сравнение многозначных чисел"....
Конспект урока математики "Нумерация многозначных чисел. Чтение многозначных чисел" 3 класс
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ).Учебник (УМК): «Школа 2000», Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться».Тема: «Нумерация многозначных чисел. Чтение...
Технологическая карта урока математики. Тема "Арифметические задачи. Сравнение многозначных чисел. Умножение многозначного числа на двузначное, оканчивающееся нулем".
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений. Место и роль урока в изучаемой теме: 7 урок по теме «Умножение многозначного числа на однозначное» Цель: Проверить навык письменного умножен...