Слова однозначные и многозначные
материал по русскому языку (2 класс)

Урок русского языка во 2 классе "Слова  однозначные  и многозначные"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе.

Учитель: Казинникова Людмила Анатольевна.

УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока: «Слова  однозначные  и многозначные».

Тип урока: открытие новых знаний (урок – исследование)

  1. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, словари С. И. Ожегова, В. И. Даля, М. Л. Безруковой, С. Г. Трясогузовой, презентация.

Дидактическая цель: познакомить с многозначными словами; выяснить причины появления у слова нескольких значений.

Задачи урока:

  • Развивать внимание к значению слова;
  • Развивать умение анализировать значение и происхождение слова;
  • Вести наблюдение над единообразным написанием в различных формах, над функционированием слова в речи.
  • С помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.
  • Развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой.
  • Формировать умение работать в группе.
  • Воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.

Ход урока

I.Мотивация.

Слайд 1

–Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили, садитесь!

С усердием трудитесь!

II. Минутка чистописания.

- Начинаем урок с чистописания. Пишем буквы, состоящие из полуовалов. Какие это буквы? (Буквы «С, с», «Э, э»).

- Запишите дату,  «Классная работа» и пропишите данные буквы.

III. Словарная работа.

- Сегодня мы познакомимся с написанием слов, которые вы угадаете по лексическому значению.

Слайд2

1.Птица с белыми крыльями, очень подвижная, издающая характерный крик – стрекотание. (Сорока)

Слайд3

- Проанализируйте это слово. (- Это имя существительное. В нём три слога, ударение падает на второй слог, безударный гласный звук в первом слоге).

Слайд4

2.Буро – серая птичка, отличающаяся красивым пением. (Соловей)

Слайд5

- Дайте характеристику этому слову.(  Это имя существительное. В нём три слога, ударение падает на третий слог, безударные гласные звуки в первом и во втором слогах).

- Запишите эти слова.

- Вспомните ещё слова – названия птиц. (Воробей, ворона)

- Запишите эти слова, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

IV.Актуализация знаний.

- Чтобы приступить к изучению новой темы, я хочу убедиться, что вы хорошо помните ранее изученный материал. А проверим это, выполнив тест. У каждого на парте лежит листочек с заданиями. Выберите правильный вариант ответа.

1. Какие из указанных букв названы неверно?

а) б (бэ)      б) г (гэ)          в) с (сэ)

2. Укажите слово, в котором звуков столько же, сколько букв.

а) рожь   б) чашка    в) юла

3. Какой из данных звуков является шипящим?

а) [ж ]                    б) [г ]                     в) [л ]

4. В каком слове пропущена буква И?

а) св…тло       б) т…пло      в) гр…бной

5. В каком слове ПО является приставкой?

а) поход         б) пояс           в) порог

6. Определите слово, которое соответствует лексическому значению «Очень мелкий дождь»

А) ливень           б) град          в) изморось

- Напомните, что такое лексическое значение? (То, что обозначает слово, его толкование)

- Проверим тест.

Слайд 6.

- Молодцы. Вы готовы к изучению новой темы. Начнём её с задания: по лексическому значению отгадать слово.

V. Целеполагание.

Слайд7.

  1. Бьющий из земли источник. (Ключ)
  2. Металлическое приспособление для отпирания дверей. (Ключ)
  3. Металлическое приспособление для отвинчивания гаек и болтов. (Ключ)

- Почему толкования разные, а вы назвали одно и то же слово? (У этого слова несколько значений)

- Определите тему сегодняшнего урока. (Многозначные и однозначные слова)

Слайд8.

- Как вы думаете, каковы будут наши учебные задачи? Что мы должны узнать? (Что такое многозначные слова, как их правильно употреблять в речи).

- Сегодня мы будем исследовать многозначные слова.

VI. Открытие новых знаний. Работа по учебнику. (урок №89, с. 27)

Рубрика «Давай подумаем».

- Послушайте стихотворение А. Л. Барто «Разговор с дочкой».

- Как вы думаете, почему дочка не поняла маму? (Она решила, что маме холодно от низкой температуры.)

- Какое значение имеет слово «теплота»?

-  Где можно посмотреть значение этого слова? (В толковом словаре)

- Найдите толкование этого слова в словарике на с.168.

- Сколько значений у этого слова? (Два)

- К какой части речи относится это слово?(Это имя существительное)

- Прочитайте в рубрике «Ключ к языку», как называются слова, которые имеют несколько значений.

- Какие слова называют однозначными?  (Повторение правила)

- Какие слова называют многозначными?

- Я предлагаю исследовать причины появления у слова нескольких значений. Давайте вспомним, как проходит работа учёного – исследователя.

Слайд 9.

                     План исследования.

*Определение темы, проблемы исследования.

*Выдвижение гипотезы.

* Составление плана исследования.

* Сбор, отработка информации.

- Итак, тема нашего исследования «Причины появления у слова нескольких значений»

- Гипотеза: значения слов появились на основании сходства.

- Как вы думаете, какие существуют способы, с помощью которых можно проверить высказанные гипотезы? (- Можно спросить у взрослых, посмотреть в справочной литературе, обратиться за помощью к компьютеру, попытаться подумать самому, наблюдение за словом.)

Проведение исследования

- Работаем в парах.

1 ряд – Исследует слово кисть;

2 ряд – исследует слово корень;

3 ряд – исследует слово ручка.

Работать будем по плану:

  1. Запиши слово, определи часть речи, выдели орфограмму.
  2. Разбери слово по составу.
  3. Перечисли известные тебе значения слова (устно)
  4. Проверь свои знания о толковании этого слова с определением по словарю (С. И. Ожегова, В. И. Даля, М. Л Безруковой и др.)
  5. Составь словосочетания, употребив эти слова в разных значениях.
  6. Сделай вывод (устно).

Проверка выполненной работы.

- Почему у слов появилось несколько значений?  Давайте сравним ваш вывод с подсказкой учебника. (с.29) (Предметы похожи по форме)

- О каких словах мы сегодня говорим? (О многозначных и однозначных)

- К какой части речи относятся эти слова? (Имя существительное)

- Как вы думаете, могут ли слова других частей речи быть многозначными? Найдите упражнение №5 на с. 29. Прочитайте стихотворение. Найдите многозначное слово. (Слово золотой)

- Объясните значение слова. ( Золотое пёрышко – это значит красивое; голос золотой – звучный, который приятно слушать.)

- Какое ещё значение имеет слово золотой?  (Сделанный из драгоценного металла.)

- Значит, кокой частью речи могут быть многозначные слова? (Именами прилагательными.)

- Запишем словосочетания со словом золотой с комментированием.

Запись словосочетаний с комментированием у доски и  в тетрадях.

                  Золотой голос, золотой характер, золотое сердце, золотые руки,

                    золотые листья, золотые серёжки.

Физкультминутка

- Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, 1-2-3.

Ручками похлопали, 1-2-3.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем, 1-2-3-4-5.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

VII. Продолжение работы над многозначными словами.

- Могут ли глаголы быть многозначными?

Прочитайте стихотворение В. Орлова «Часы» (слайд 10)

Говорят: «Часы стоят».

Говорят: «Часы спешат»

Говорят: «Часы идут,

Но немножко отстают».

Мы смотрели с Мишкой вместе,

Но часы стоят на месте.

- Какое это стихотворение по настроению? (Юмористическое, шуточное: Стоят, спешат, идут, отстают).

- Выпишите слова, употреблённые в переносном значении. (На доске и в тетрадях)

- К какой части речи относятся эти слова? (Это глаголы, т.к. обозначают действие предмета)

- Сделайте вывод. Слова какой части речи могут быть многозначными? (Многозначными могут быть имена существительные, имена прилагательные, глаголы.)

IX.Взаимопроверка по эталону.

- Обменяйтесь тетрадями. Проверьте правильность выполнения по образцу.

Подпишите зелёным карандашом на полях радом с работой количество ошибок, допущенных соседом.

Слайд 11   Взимопроверка по доске

1 столбик: кликать, арена, зрелый;

2 столбик: острый, гром, ставить.

X.  Задание на дом.

- Предлагаю выполнить задание по выбору:

1) с. 28, упр. №2;

2) Найти в словаре многозначные слова и составить 7 словосочетаний с ними. Указать части речи над словами.

XI. Рефлексия.

- Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал …

Я понял …

Мне было интересно …

Мне было трудно …

- Вы сегодня на уроке активно работали, показали свои знания, умения работать вместе , узнали, что у слов может быть не одно, а несколько значений. Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике "Конструирование способа умножения многозначного числа на многозначное"

Тема: Умножение многозначного числа на многозначное                 (конструирование)Цель: сконструировать модель ...

Урок 11. Деление многозначного числа на многозначное с однозначным частным

Презентация к уроку математики по программе Петерсон...

Конспект урока математики по теме «Деление многозначного числа на многозначное»

Конспект урока математики в 4 классе (развивающая система Л.В.Занкова)Тема программы:  «Деление многозначных чисел»Тема урока:  «Деление многозначного числа на многозначное...

Конспект урока математики по теме «Деление многозначного числа на многозначное»

Методическая разработка урока математики в 4 классе(система развивающего обучения Л.В.Занкова)+Технологическая карта урока...

Памятка "Запись многозначных чисел. Сравнение многозначных чисел".

Памятка "Запись многозначных чисел. Сравнение многозначных чисел"....

Конспект урока математики "Нумерация многозначных чисел. Чтение многозначных чисел" 3 класс

Тип урока: открытие новых знаний   (ОНЗ).Учебник (УМК): «Школа 2000», Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться».Тема: «Нумерация многозначных чисел.  Чтение...

Технологическая карта урока математики. Тема "Арифметические задачи. Сравнение многозначных чисел. Умножение многозначного числа на двузначное, оканчивающееся нулем".

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений. Место и роль урока в изучаемой теме: 7 урок по теме «Умножение многозначного числа на однозначное» Цель: Проверить навык письменного умножен...