Технологическая карта урока
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Старовойтова Татьяна Геннадьевна

Технологическая карта разработана к уроку русского языка в 3 классе по теме "Число имён прилагательных".

Основное содержание темы, понятия и термины: единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта179.39 КБ
Файл Презентация212 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

конструирования урока

 РУССКИЙ ЯЗЫК, 3 КЛАСС

ТЕМА: ЧИСЛО ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Тема

Число имён прилагательных

Цель

Образовательные: развивать умение определять число имен прилагательных; отработать умение составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное»

Планируемый результат

Предметные: овладевают умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Знания: число имён прилагательных

Умения: научатся правильно определять число прилагательных

Навыки: определять число имён прилагательных

Метапредметные:

Личностные: актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму.

Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Основное содержание темы, понятия и термины

Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Оборудование

Проектор, компьютер, экран, слайдовая презентация, тест с заданием для работы в парах и для индивидуальной работы.

Этапы и цели урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Организационный момент

- Ребята, сегодня урок будет необычным, потому что к нам пришли гости.

«Добрый день!» - тебе сказали,

«Добрый день!» - ответил ты. Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

- Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, 15 марта, Классная работа (Слайд 1) 

- А кто из вас знает, что за день сегодня?

- Сегодня 15- ый день весны. И совсем скоро начнутся весенние каникулы!

- А ещё какой?

- А какое настроение царит сегодня в классе?   

- Правила урока: 1. Не унывать! 2. Друг другу помогать! 3. С улыбкой к знаниям шагать!

Проверяют готовность к уроку

Солнечный, весенний, прекрасный

Ответы детей

Личностные УУД:

самоорганизация.

Регулятивные УУД:

способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

II. Актуализация знаний.

Цель: подготовить к восприятию нового материала.

- Отгадайте загадку:          

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады (слайд 2)

          

- Что же это? (весна)

- Запишем слово в тетрадях.

- Как проверить безударный гласный? (вёсны, вешний) (Слайд 3)

Личностные УУД:

осознание своих возможностей.

Регулятивные УУД:

умение  регулировать свои действия.

Познавательные

УУД:

умение анализировать, выделять и формулировать  задачу; умение осознанно строить речевое высказывание

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в письменной форме, слушать и понимать речь других

III. Самоопределение к деятельности

Цель: создать проблемную ситуацию, подготовить учащихся к восприятию нового материала, убедить в необходимости изучения данной темы

- Какой частью речи является слово «весна»? Измените это слово так, чтобы получилось имя прилагательное. Что вы знаете о прилагательном? Рассказать вам поможет таблица (слайд 4,5)

Имя прилагательное

На какие вопросы отвечает?

какой? какая? какое? какие?

Что обозначает?

признак предмета

С какой частью речи связано?

с именем сущ.

Каким членом предложения является?

определением

Как изменяется?

по родам в ед.ч. и ?

- На все ли вопросы мы смогли ответить? Значит, мы еще не все пока знаем об имени прилагательном. Попробуйте сформулировать тему урока. Какие задачи мы поставим перед собой? Что нужно узнать? Чему научиться?

Ответы учащихся

Формулировка темы и постановка целей:

- узнать, как изменяется имя прилагательное

IV. Работа по теме

1.Создание проблемной ситуации

Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение к самостоятельному выводу способа действия с информацией

«Весна уже рядом». Автор: Варваров. А.В.

- За окном весна. Издавна в России весну любили и славили в своем творчестве не только поэты, но и русские живописцы выплескивали на свои холсты весенние мотивы с изображением талой мартовской воды, первых лучей солнца, лазурного весеннего неба, первоцветов и молодой травы. Многие творцы находили необыкновенную красоту в ранней весне и о ней говорили одни - изумительной лирикой, а иные - кистью и красками.

Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. 

(Е.А. Баратынский)

 Каждое полотно, написанное художниками, каждое слово, начертанное русскими поэтами, помогают нам обрести гармонию с природой и сладостное предвкушение новой жизни, которую несет с собой весна, пробуждающая природу ото сна.

 И я вам предлагаю взглянуть на репродукцию картины художника Варварова Анатолия Викторовича (12.02.1967г.р.) «Весна уже рядом». Что вы видите на картине? (слайд 6)

- Запишите эти слова в столбик на доске/в тетрадях. К какой части речи относятся эти слова?

- Подберите к именам существительным прилагательные и запишите их. Что получилось? Звучит термин, прилагательное «согласовано» с существительным

- На какие две группы можно распределить эти словосочетания? Как вы это сделали? (задали вопрос от им.сущ.)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- На какие вопросы нам предстоит сегодня ответить? (запись темы и вопросов на доске) (Слайд 7)

(Как) определить число имени прилагательного?

(На какие) вопросы отвечает имя прилагательное?

(Какие) окончания могут быть у имени прилагательного? (Слайд 8,9)

- Как вы думаете, в каком числе стоят имена прилагательные? От чего зависит число имени прилагательного?

- Сформулируйте, как будем определять число имён прилагательных. Можем ли мы изменить форму имён прилагательных? Какие окончания выделим?

- Откройте учебник на с. 78-79 прочитаем правило.  Наш вывод верный?

храм/церковь, небо, облака, верба, птицы: синица, воробей

Записывают в тетради. К именам существительным

храм красивый, небо голубое, облака белые, верба пушистая, птицы весёлые (словосочетания: им.сущ.+им.прил.)

Ед.ч.: храм (какой?) красивый, небо (какое?) голубое, верба (какая?) пушистая/мн.ч.: облака (какие?) белые, птицы (какие?) весёлые

 

Число имён прилагательных

Определяют. От имени существительного, с которым оно связано

Дети формулируют. Да, можем. Выделяют

Читают. Верный

Личностные УУД: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания

Регулятивные УУД: умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, осуществлять контроль по результату Познавательные

УУД: выбор оснований и критериев для сравнения; построение логической цепи рассуждений; доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ,владение монологической и диалогической формами речи языка, разрешение конфликтов.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише-тише,

Деревцо всё выше –выше. (Слайд 10)

Выполняют физминутку.

2.Первичное закрепление

У: Устная работа со словосочетаниями с.78 упр. 136 

- Вставим пропущенные окончания имён прилагательных.

- В чём сходство и различие каждой пары?

- Какая часть слова указывает на то, что прилагательное изменилось?

Выполняют с устным комментированием/письменно?

3. Первичный контроль. Самостоятельная работа

У: Самостоятельная работа учащихся с последующей самопроверкой: с.79 упр.137 (1 вариант: записывает словосочетания в ед.ч., 2 вариант: во мн.ч.)

- Прочитайте словосочетания в единственном числе, называя окончания прилагательных.

- Почему они разные?  (Имена прилагательные в ед. числе изменяются по родам)

- Прочитайте словосочетания во множественном числе, называя окончания прилагательных.

- Что о них скажите? Какой сделаете вывод? (Они одинаковые, так как имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются)

Выполняют работу с последующим комментированием. Самопроверка. Самооценка

Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Регулятивные

УУД:

коррекция — внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные

УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД: управление поведением партнера, контроль; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем

V. Подведение итогов урока

Цель: подвести итог проделанной работе на уроке

- Итак, давайте вернемся к началу урока, какую задачу мы ставили перед собой? Удалось ли нам ее достигнуть? Что нового узнали? Над чем еще нужно поработать?

Тест в Гугл. Формы на планшете по qr-коду (оценивание)

-Как же определить число имени прилагательного? Повторим алгоритм.

Алгоритм действий:

1) Найти существительное, связанное с прилагательным;

2)Определить род и число у существительных;

            3)Указать род и число у прилагательных по    

            существительному.

-Какие бывают окончания имён прилагательных в ед. и мн. числе?

Отвечают на вопросы

VI. Домашнее задание

У: с.78-79 выучить правило, с.80 упр.138

 

VII. Рефлексия

Цель: проверить работу детей на уроке.

 - Ребята, какое настроение сейчас у вас? После проделанной работы?   

Ответы детей.

Личностные УУД:

умение давать верную эмоциональную оценку своей  деятельности на уроке

Регулятивные УУД:

оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика

Познавательные

УУД: формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пятнадцатое марта Классная работа

Слайд 2

Пятнадцатое марта Классная работа Пришла , улыбнулась – утихли метели. Позванивать стал колокольчик капели. Река пробудилась, растаяли льды, Наряд белоснежный надели сады

Слайд 3

В е сна - вёсны, вешний

Слайд 4

Имя прилагательное На какие вопросы отвечает? Что обозначает? С какой частью речи связано? Каким членом предложения является? Как изменяется?

Слайд 5

Имя прилагательное На какие вопросы отвечает? какой? какая? какое? какие? Что обозначает? признак предмета С какой частью речи связано? с именем сущ. Каким членом предложения является? определением Как изменяется? По родам в ед. числе ?

Слайд 6

Варваров А.В. «Весна уже рядом»

Слайд 7

Число имён прилагательных

Слайд 8

Как… На какие… Какие …

Слайд 9

Как определить число имени прилагательного? На какие вопросы отвечает имя прилагательное? Какие окончания могут быть у имени прилагательного?

Слайд 10

Физминутка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...