Урок русского языка по теме: "Местоимение", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Иванова Наталья Игоревна

Материал предназначен для проведения урока русского языка по теме: "Местоимение" во 2 классе, УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык, 2 класс

(УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)

 

Тема:  «Местоимение»

Цели: 

  • через организацию учебного сотрудничества формировать представления о местоимении как части речи, его роли в предложении; 
  • совершенствовать умение правильно распознавать личные местоимения среди других слов в предложении;
  • правильно употреблять местоимения в письменной и устной речи.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

- распознавать личные местоимения среди других слов в предложении

- различать местоимения и имена существительные

- приводить примеры разных частей речи

Метапредметные:

Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

-уметь строить работу с партнёрами;

-использовать речевые средства для решения познавательных задач

Личностные:

- способствовать развитию доброжелательности, сотрудничества со сверстниками и учителем, самостоятельности, самоопределения.

- уметь оценить свою работу и работу товарища;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные

- осознавать местоимение как часть речи,

- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

- совершенствовать умения использовать местоимений в речи.

 

Оборудование: учебник «Русский язык» - 2 класс, часть 2 (авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий), карточки для

учащихся, мультимедийный проектор, компьютер, презентация урока.

N п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

I


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

II.


 


 


 


 


 

III.


 


 


 


 


 

IV.


 


 


 


 

V.


 


 


 


 


 


 


 

VI.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

VII.


 

VIII.

IX.


 


 


 


 


 


 


 


 

X.


 


 

XI.


 


 


 


 


 


 


 


 

XII.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

Чистописание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

 

Постановка целей урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное восприятие и усвоение материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичная проверка понимания с проговариванием во внешней речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

Включение в систему знаний и повторений.

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание. Объяснение выполнения домашнего задания.

 

Итог урока. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов


 


 


 


 


 


 

Рефлексия учебной деятельности.

 

– Прозвенел для нас звонок 

-Начинается урок.

К нам без опоздания 

Приходи, старание. 

 

 

– Давайте поработаем над красотой письменной речи.

– Вспомним каллиграфическое написание заглавной и строчной буквы П.  

Письмо буквы.

– Дайте характеристику буквы. Назовите пару.(п-б) Посмотрите ещё раз на ваши буквы, определите самую красивую, каллиграфически правильно написанную букву и подчеркните её.

Назовите 2 имени существительных, которые начинаются на букву П.

Работа со словарным словом платок.

 

 

 

А теперь поработаем с другими словарными словами. Перед вами слова

[харашо] , [маркоф’ ], [т’итрат’], [горат ], [мал’ина] [рас’ийа] , [дарога], [йаблан’а], [б’ир’оза], [субота]

– Прочитайте звуковой состав слова. Напишите слова, обозначая их буквами.

– Какие слова вы написали? Как их можно назвать?

– Как можно проверить их написание?

– Проверьте свою работу по орфографическому словарю в конце учебника.

 

 

На доске записаны слова:

Он, жёлудь, играет, секретный, она, читают, ты, земляника, я, красивый мы, картина, бегал.

-Выпишите слова, которые указывают на предмет, но не называют его.

-Как называются эти слова?

-Почему эта часть речи так называется?

 

 

 

 

 

-Ребята, посмотрите ещё раз на доску и обозначьте тему урока.

-Какие цели и задачи поставим перед собой на нашем уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение для глаз.

Физминутка.

Ребята, а сейчас мы с вами проведем физминутку для глаз.

Смотрите на слайды и за движением предметов наблюдайте только глазками.

 

 

- Прочитайте текст:

Дятел лечит больные деревья. Дятел крепким клювом достаёт из-под коры вредных насекомых.

-Какая ошибка допущена в данном тексте?

- Как исправить данную ошибку?

- Прочитайте, что у нас получилось?

Дятел лечит больные деревья. Он крепким клювом достаёт из-под коры вредных насекомых.

 

Запишите текст в тетрадь.

Подпишите части речи. Назовите и подпишите имена прилагательные во множественном числе.

 

 

 

 

 

А сейчас я попрошу вас выступить в роли редакторов. Кто такой редактор? У вас на парте находится конверт с текстом, который вы сейчас и будете править. Прочитаем его.

В солнечный день дети пошли за грибами. Дети взяли с собой плетёные корзины. Дети вышли на поляну. Около берёзы дети увидели подберёзовик с коричневой шляпкой.

- Что вы узнали из текста?

-На что вам, как редакторам нужно обратить внимание?

 

- Чем вы будете заменять повторяющееся слово?

 

 

 

 

 

 

 

-Что такое подберёзовик?

 

 

 

Пришло время редактирования текста.

Посмотрим, что у вас получилось.

 

 

 

 

 

 

Запишите первое и последнее предложение в тетрадь.

Подчеркните грамматическую основу предложений. Подпишите части речи.

-На что вы обратили внимание?

К какому выводу пришли?

 

 

 

 

 

- Выделите корень слова подберёзовик. Подберите проверочное слово.

 

 

 

 

Выполним упражнение 178 на с.104

 

 

Самостоятельная работа

На доске вы видите слова, которые нужно заменить местоимениями:

Ягода воробей, облако, ученик, солнце, обезьяна

молоко, снегирь

По какому принципу вы будете работать.

 

 

 

 

 

Проверьте себя по эталону на слайде.

- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой.

- Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания

 

-Запишите задание на дом. :упр.178, с.104. Прочитайте. Всё ли вам понятно?

 

 

 

– Урок подходит к концу. Подведем итог урока.

– Чему вы сегодня научились?

– Какие из поставленных целей на уроке мы выполнили?

– Какое задание для вас было трудным?

– Какое задание вам особенно понравилось? Какие выводы можете сделать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцените свою работу на уроке. Кто какой знак себе поставил?

Прошу встать тех, кто считает, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились править текст и можете помочь другим. Кто поставил себе !

Сейчас попрошу встать тех, кто считает, что научились определять местоимения, научились редактировать текст, но вам ещё нужна помощь. Кто поставил +

А теперь встаньте те, кто затрудняется в определении и использовании местоимений в речи. Кто поставил -.

– Урок окончен. Спасибо всем за работу на уроке.

 

 

Учащиеся показывают свою готовность к уроку.

 

 

 

 

 

Ученики пишут в рабочих тетрадях.

 

Дают характеристику буквы.

 

 

 

 

 

Ученики пишут в рабочих тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 человек у доски

Записывают слова хорошо, морковь, тетрадь, город, малина, Россия, дорога, яблоня, берёза, суббота.

– Это словарные слова.

– Словарные слова проверяют по словарю.

 

 

 

Он, она, ты, я, мы.

-Местоимения.

-Употребляются вместо имен .сущ., и. прил.. Местоимения указывают на предмет, но не называют его.

 

 

 

Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.

Мы сегодня будем наблюдать за употреблением местоимений в речи.

  1. Проверим знания о местоимении
  2. Будем распознавать местоимения в речи.

3. Будем учиться правильно употреблять местоимения в нашей речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Слова дятел повторяется в обоих предложениях.

- Заменить во втором предложении слова дятел местоимением он.

 

 

 

 

Работа в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

Редактор – человек, который редактирует (исправляет) текст при подготовке его к печати.

 

 

 

 

 

-В каждом предложении повторяется имя существительное дети. Нужно его заменить.

Повторяющиеся имена существительные в рядом стоящих предложениях можно заменить:

 местоимением;

 синонимами;

образным выражением.

 

-Съедобный гриб.

 

Работа в парах.

 

В солнечный день дети пошли за грибами. Они взяли с собой плетёные корзины. Ребята вышли на поляну.

Около берёзы они увидели подберёзовик с коричневой шляпкой.

 

Работа в тетради.

 

 

 

- Во втором предложении подлежащее выражено местоимением.

- Вывод: в русском языке подлежащее может быть выражено как существительным, так и местоимением.

Подберёзовик

береза, берёзка

 

 

 

Выполняют работу с комментированием.

 

 

 

 

 

Мы разделим слова на три группы: он, она, они -

1 человек у доски, остальные выполняют в тетради самостоятельно.

 

Проверка по эталону.

 

Дети поднимают руки.

 

 

 

 

 

 

Дети читают текст и задания и задают вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

В русском языке подлежащее может быть выражено как существительным, так и местоимением.

Повторяющиеся имена существительные в рядом стоящих предложениях можно заменить:

 местоимением;

 синонимами;

 образным выражением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд № 2

Создание положительного эмоционального настроя

слайд № 2


 


 


 


 


 


 


 


 


 

слайд № 3

Учащиеся принимают учебную задачу, опираясь на приобретённые знания(регулятивные УУД)

 

 

 

 

 

слайд № 4

Сохраняют учебную задачу. Учитывают выделенные учителем ориентиры(регулятивные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд № 5

 

слайд № 6

Учатся самостоятельно ставить цель и планировать учебные действия(регулятивные УУД)

 

слайды № 7-10

 

 

 

 

 

слайд № 11

Работают по предложенному учителем плану(регулятивные УУД)

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном.

слайд № 12

 

 

 

 

 

 

 

слайд № 13

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения; координируют в сотрудничестве разные позиции. Обмениваются
мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. (коммуникативные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд № 14

 

 

 

 

 

 

слайд № 15

 

По окончании работы заслушиваются все ответы.

 

 

 

 

 

 

слайд № 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд № 17

На данном этапе фиксируется новое содержание, и организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности.

слайд № 18

 

 

 

 

 

 

слайд № 19

 

 

 

Способность выполнять задание после предварительного разбора на уроке, умение сохранять в памяти полученные знания

 

 

 

Принимают учебную задачу, осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности, активно используют речевые средства для решения познавательных задач(познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд № 20

Формирование умения оценить свою работу на уроке.(личностные УУД)


 


 


 


 


 


 


 


 

слайд № 21

 

Список литературы

1. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2/В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2012.

2.Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах.М.: Просвещение, 1991

3.Филипченко М.П. В мире природы, истории, литературы: Сборник загадок. Волгоград: Учитель, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Местоимение" (4 класс)

Презентация разработана  к уроку обобщеня знаний по темем "Местоимение" для учащихся 4 класса. Презентация может быть использована учителем на протяжении всего урока, предусматривает проверку зна...

Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение" (4 класс)

Данная презентация была подготовлена к уроку русского языка (4 класс "Школа России")....

Презентация у уроку русского языка по теме "Местоимение"2 класс Школа России ФГОС

Данный материал содержит словарную работу, подготовительные упражнения к ведению понятия "местоимение", упражнение к запреплению первичного знания и физминутку....

Конспект урока русского языка по теме Местоимение 4 класс

Конспект урока русского языка по теме Местоимение 4 класс. По программе Школа России...

Конспект урока русского языка по теме Местоимение 4 класс

Конспект урока русского языка по теме Местоимение 4 класс. По программе Школа России...

Урок русского языка по теме "Местоимение" 4 класс

Обобщение по теме "Местоимение"...