Этапы урока Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
I. Самоопределение к учебной деятельности
Задача: организация рабочего места; формирование положительной мотивации на предстоящую деятельность. | Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса. Здравствуйте те, кто весел сегодня, Здравствуйте те, кто грустит. Здравствуйте те, кто общается с радостью, Здравствуйте те, кто молчит. - Добрый день, ребята! Меня зовут Олеся Александровна. И сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь. - Прочитайте девиз нашего урока «Учитесь открывать» Учитель: Желаю успехов! А если вы столкнётесь с трудностями, то я и ваши одноклассники непременно придём к вам на помощь
Давайте договоримся: Если я во время урока хлопну 1 раз – вы хлопаете хлопну 2 раза – вы топаете хлопну 3 раза – вы кричите «УРА!» | Обучающиеся приветствуют учителя. Проверяют свою готовность. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
Прием нейропсихологии для активизации внимания
Пробуют( репетируют)
| Регулятивные УУД: - активизируют свое внимание, собранность, включение в деловой ритм.
Личностные УУД: - формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Задача: подготовка к изучению новой темы, повторение изученного материала. | - Откройте тетради и запишите дату и «Классная работа». Орфограммы - Прочитайте записанные на слайде 1 слова: Бежит, трава, быстрый, спешит, зеленая, кресло, цветы, деревянное, ручей, живые, привез. - Запишите все слова в 2 столбика. В первый столбик – имена существительные, во второй – глаголы.
Но сначала повторим, что такое имя существительное? Но сначала повторим, что такое глагол? - Обозначьте изученные орфограммы. - _ Ещё раз повторим об этих частях речи.( 2 человека) Проверим написанное посмотрев на слайд 2 - Назовите слова, которые остались?
К какой части речи эти слова можно отнести вы узнаете, если из записи исключите все буквы, обозначающие шипящие согласные звуки. ШПЩРИЧЛАЖГАШТЩЕЛЖЬНЧОШЕ) (2 ученика с двух сторон)
| Слушают учителя. Выполняют задания. Бежи́т, трава́, бы́стрый, спешит, зеле́ная, кресло, цветы́, деревя́нное, ручей, живы́е, привез. По цепочке Таблички Имя существительное и глагол. 2 ученика работают у доски, остальные у себя в тетрадях.
- Имена существительные, которые обозначают предмет. - Отвечают на вопросы «Кто?», «Что?» - Глаголы обозначают действие предмета. - Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать? - Быстрый, зеленая, деревянное, полевые.
Ответы обучающихся. Ответ: прилагательное. | Коммуникативные УУД: - умеют строить свое речевое высказывание; - умеют слушать и понимать мнение других.
Предметные УУД: - умеют выделять изученные орфограммы.
Регулятивные УУД: - осуществляют самоконтроль и самокоррекцию. - умеют осознавать и принимать учебную задачу.
Коммуникативные УУД: - умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Предметные УУД: - умеют определять имена существительные и глаголы, задавать к ним вопросы. |
III. Действие целеполагания
Задача: формирование умения ставить цель своей дальнейшей работы. | Какое слово получилось? - Это и есть тема урока «Что такое имя прилагательное?». СЛАЙД 3 - Ребята, что мы можем узнать об имени прилагательном? Молодцы, вы правильно определили цель нашего урока. Алгоритм. - Название части речи.
- На какие вопросы отвечает?
- Что обозначает?
- Какую роль играют в речи.
Вывод: Вот сколько предстоит нам сделать открытий. ХЛОПОК | - Узнать, что такое имя прилагательное, что оно обозначает, на какие вопросы отвечает и зачем оно нужно в нашей речи.
| Коммуникативные УУД: - умеют вступать в учебный диалог с учителем.
Регулятивные УУД: - умеют ставить цель. |
IV. Планирование и организация деятельности по созданию нового способа действий
Задача: организовать ситуацию целенаправленного поиска. | Организует работу в парах. -Работать будем в парах. Возьмите карточку. Данные слова распределите по смыслу к именам существительным. На работу минута. - Проверяем. Прочитайте пары слов, задавая вопросы от имени существительного. (Ответы на слайде 4.)
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Теперь мы знаем на какие вопросы отвечают имена прилагательные. -ЧТО они обозначают? Выведем правило об имени прилагательном. - Где мы можем проверить наш вывод? Откройте учебники на с.86. Прочитайте правило.
| Подбирают слова к существительным.
- Какая? Какое? Какие? Работают в парах. Трава (__________?) зеленая. Кресло (_________?) деревянное. Ручей (_________?) быстрый. Цветы (__________?) полевые |
- Отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
Признак предмета Формулируют правило. - Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Открывают учебники, один ученик зачитывает правило. «Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными. Слова легкий, весенний, добрый – это имена прилагательные». | Познавательные УУД - умеют ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ объектов.
Предметные УУД: - умеют задавать вопросы от существительных к прилагательным.
Коммуникативные УУД: - умеют оформлять свое мнение в устной форме. Познавательные УУД: - умеют сравнивать и анализировать объекты, делают выводы; - умеют осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником.
Плакат с прилагательными (смысловое облако)
|
| У. – А теперь выясним для чего нужны имена прилагательные. – Отгадайте, о ком идёт речь. - У этого животного уши, хвост, шерсть.
А теперь правильный ответ Почему получились разные ответы? - Какие слова нужно добавить, чтобы было понятно, что речь идет о ЗАЙЧИКЕ. У него …. уши, ….. хвост, … шерсть. - Запишем предложение (1 у доски) У зайчика длинные уши, короткий хвост, серая шерсть. Какой частью речи являются эти слова? Вывод: Так какую роль играют имена прилагательные? Игра-активатор «Зайчик». Какой Зайчик? Если затрудняетесь, то вам поможет плакат с прилагательными. Молодцы! Как много слов признаков назвали! Какую роль играют имена прилагательные? Вывод 2 Имена прилагательные не только уточняют, но ещё украшают нашу речь! |
Учитель достает: Заяц
Записывают предложение.
Уточняют речь, поясняют ….
Передаем игрушку и говорим прилагательное «Какой Зайчик? (дети стоят)
| Познавательные УУД: - умеют сравнивать и анализировать объекты, делают выводы.
Коммуникативные УУД: - умеют строить свое речевое высказывание; - умеют слушать и понимать мнение друг друга. |
VI. Первичное закрепление новых знаний и способов действий
Задача: выявить качество и уровень усвоения учащимися знаний и способов действия. | Как вы думаете, сколько имен прилагательных в русском языке? В русском языке более 12000 имен прилагательных. Богат наш русский язык. А что говорит о нашем языке писатель Алексей Николаевич Толстой, мы прочитаем в упражнении 149. Назовите слова, которые описывают наш русский язык. - Выпишите эти слова.. На какой вопрос они отвечают? Вывод: Действительно имена прилагательные делают нашу речь более выразительной.
Прочитайте слова хором. Мы на все вопросы нашли ответы? Робота с алгоритмом. Как замечательно делать открытия! Этому и посвящен наш урок (показать на девиз) 2 ХЛОПКА |
Работают по учебнику.
| Регулятивные УУД: - умеют выполнять действия самоконтроля при самостоятельной работе; - осуществление самоконтроля. |
V. Проверка знаний | Проверим наши знания. Выберите себе задание Жёлтый – легкое задание Зеленый - сложнее Голубой – самое сложное
Задание для 1уровня: Образуй и запиши новые однокоренные слова. Молоко (какой?) __________________ Удача (какой?) __________________ Учебник (какой?)__________________ Зелень (какой?) __________________ Море (какой?) ___________________ Задание для 2 уровня: Определи часть речи данных слов. В каждой группе подчеркни «лишнее» слово. Цветочный, длинный, затопил, солнечный. Воробьиный, морской, сладкий, мальчик. Лебедь, школьная, железная, правильная. Тёмное, желтое, озеро, красивое. Задание для 3 уровня: Тест. Выбери правильный ответ. Имя прилагательное это: - текст
- слово
- часть речи
Имя прилагательное отвечает на вопросы - кто? что?
- какой? какая? какие? какое?
- что делает? что делают? что делал? что делать?
Имя прилагательное обозначает: - предмет
- признак предмета
- действие предмета
Какой частью речи является выделенное слово? Бабочка прилетела на полянку и села на белую ромашку. - именем существительным
- именем прилагательным
- глаголом
Встаньте, кто не допустил ошибки - кто допустил 1 ошибку (2,3)
ХЛОПОК ЕЩЕ РАЗ ПРОРАБОТАТЬ ПО АЛГОРИТМУ - На следующем уроке вы продолжите изучать Имя прилагательное. | Самопроверка Для проверки возьмите карточку того же цвета.
Встаньте, кто не допустил ошибки - кто допустил 1 ошибку (2,3) |
|
VII. Инструктаж по выполнению домашнего задания Задача: обеспечение понимания содержания домашнего задания. | - Откройте, пожалуйста, свои дневники и запишите домашнее задание: с. 86 – правило наизусть, с. 87 упр.150. Объясняет домашнее задание. | Осмысливают и записывают домашнее задание в дневники. При необходимости задают вопросы.
| Регулятивные УУД: - записывают домашнее задание |
VIII. Рефлексивно оценочные действия
Задача: организовать ситуацию рефлексии. | - наш урок подходит к концу. - Ребята, с помощью имени прилагательного оцените наш урок , выбрав слово на плакате - Отлично! Вы хорошо работали сегодня на уроке, умницы! 3 ХЛОПКА | Отвечают на вопросы.
Выполняют личностную рефлексию. Плакат | Личностные УУД: - умеют анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе. |