Конспект занятия по русскому языку 2 класс «Что такое имя прилагательное?»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Баровская Олеся Александровна

Конспект занятия по русскому языку 2 класс «Что такое имя прилагательное?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkiy_yazyk_2_klass.docx36.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Учитель начальных классов  МКОУ «Песочнодубровская СОШ» Баровская О.А.                                                                          

Предмет – русский язык 2 класс

Тема – «Что такое имя прилагательное?»

Программа, используемая в работе - ОС «Школа России»     

Учебник – Русский язык , 2 класс

Авторы учебника - Канакина В.П., Горецкий В.Г..

Раздел учебника – «Части речи», урок 26.

Учебная нагрузка -170 учебных часа в год, 5 учебных часов в неделю

Характеристика класса - общеобразовательный класс, 13 обучающихся со средним или выше среднего показателем качества обученности.                   

Цель урока: Создание условий для формирования представлений о прилагательном как части речи.

Используемые технологии:

•        технология деятельностного обучения,

•        игровая технология;

•        здоровьесберегающая: за счёт смены видов деятельности

•        ИКТ

•        групповая

Основное содержание темы, понятия и термины: имя прилагательное, признак предмета

Необходимое оборудование и материалы: мультимедийная презентация PowerPoint, учебник («Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г., 2 класс, часть 2), раздаточный материал, компьютер, проектор, доска.

Задачи:

1.формировать представлений о прилагательном как части речи , умение определять имена прилагательные и отличать от других частей речи.

2.развивать умение распознавать имена прилагательные и подбирать к ним имена существительные;

3.воспитывать уважительное отношение к русскому языку, к товарищам в коллектив.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научатся находить прилагательные в тексте;
  • ставить вопросы от существительных к прилагательным,
  • устанавливать связь между прилагательными и существительными,
  • подбирать примеры имён прилагательных.

Метапредметные:

• освоение УУД; овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

• устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения

• умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями, текстом

Личностные:

• формирование нравственно-этических качеств личности;

• воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;  

• умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • умение высказывать свое мнение и отстаивать его.

Регулятивные УУД:

  • Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную
  • умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными  задачами);

Коммуникативные УУД: 

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;
  • выполнять практические упражнения;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД:

  • определение цели своего обучения;
  • устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;
  • анализирование информации и преобразование ее из одной формы в другую:

 чтение текста, выполнение  задания , ответы на вопросы.

Ход урока:

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I. Самоопределение к учебной деятельности

Задача:

организация рабочего места; формирование положительной мотивации на предстоящую деятельность.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса.

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

- Добрый день, ребята! Меня зовут Олеся Александровна. И сегодня я проведу у вас урок русского языка.   Садитесь.

 - Прочитайте девиз нашего урока «Учитесь открывать»

Учитель: Желаю успехов! А если вы столкнётесь с трудностями, то я и ваши одноклассники непременно придём к вам на помощь

Давайте договоримся:

Если я во время урока

хлопну  1 раз – вы хлопаете

хлопну  2 раза – вы топаете

хлопну 3  раза – вы кричите «УРА!»

Обучающиеся приветствуют учителя. Проверяют свою готовность. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Прием нейропсихологии

 для активизации внимания

Пробуют( репетируют)

Регулятивные УУД:

- активизируют свое внимание, собранность, включение в деловой ритм.

Личностные УУД:

- формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в

деятельности

Задача:  подготовка к изучению новой темы, повторение изученного материала.

- Откройте тетради и запишите дату и «Классная работа».

Орфограммы

  - Прочитайте записанные на слайде 1 слова: Бежит, трава, быстрый,  спешит, зеленая, кресло, цветы, деревянное, ручей, живые, привез.

- Запишите все слова в 2 столбика. В первый столбик – имена существительные, во второй – глаголы.

Но сначала повторим, что такое имя существительное?

Но сначала повторим, что такое глагол?

- Обозначьте изученные орфограммы.

- _ Ещё раз повторим   об этих частях речи.(  2 человека)

 

Проверим написанное посмотрев на слайд 2

- Назовите слова, которые остались?  

К какой части речи эти слова можно отнести вы узнаете, если из записи исключите все буквы, обозначающие шипящие согласные звуки.

 ШПЩРИЧЛАЖГАШТЩЕЛЖЬНЧОШЕ)

(2 ученика с двух сторон)

Слушают учителя. Выполняют задания.

Бежи́т, трава́, бы́стрый, спешит, зеле́ная, кресло, цветы́, деревя́нное, ручей, живы́е, привез. По цепочке

Таблички Имя существительное и глагол.

2 ученика работают у доски, остальные у себя в тетрадях.

- Имена существительные, которые обозначают предмет.

- Отвечают на вопросы «Кто?», «Что?»

- Глаголы обозначают действие предмета.

- Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать?

- Быстрый, зеленая, деревянное, полевые.

Ответы обучающихся.

Ответ:     прилагательное.

Коммуникативные УУД:

- умеют строить свое речевое высказывание;

- умеют слушать и понимать мнение других.

Предметные УУД:

- умеют выделять изученные орфограммы.

Регулятивные УУД:

- осуществляют самоконтроль и самокоррекцию.

- умеют осознавать и принимать учебную задачу.

Коммуникативные УУД:

- умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Предметные УУД:

- умеют определять имена существительные и глаголы, задавать к ним вопросы.

III. Действие целеполагания

Задача:

формирование умения ставить цель своей дальнейшей работы.

Какое слово получилось?

- Это и есть тема  урока «Что такое имя прилагательное?». СЛАЙД 3

- Ребята, что мы можем узнать об имени прилагательном?

Молодцы, вы правильно определили цель нашего урока.

Алгоритм.

  1. Название  части речи.
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. Что обозначает?
  4. Какую роль играют в речи.

Вывод: Вот сколько предстоит нам сделать открытий.

ХЛОПОК

- Узнать, что такое имя прилагательное, что оно обозначает, на какие вопросы отвечает и зачем оно нужно в нашей речи.

Коммуникативные УУД:

- умеют вступать в учебный диалог с учителем.

Регулятивные УУД: 

- умеют ставить цель.

IV. Планирование и организация деятельности по созданию нового способа действий

Задача:

организовать

ситуацию целенаправленного поиска.

Организует работу в парах.

-Работать будем в парах. Возьмите карточку. Данные слова распределите по смыслу к именам существительным. На работу минута.

 

- Проверяем. Прочитайте пары слов, задавая вопросы от имени существительного. (Ответы на слайде 4.)

- На какие вопросы  отвечают имена прилагательные?

Теперь мы знаем на какие вопросы отвечают имена прилагательные.

-ЧТО они обозначают?

Выведем  правило об имени прилагательном.

- Где мы можем проверить наш вывод? Откройте учебники на с.86. Прочитайте правило.

 

 

Подбирают слова к существительным.

- Какая? Какое? Какие?

Работают в парах.

Трава (__________?) зеленая.

Кресло (_________?) деревянное.

Ручей (_________?) быстрый.

Цветы (__________?)  полевые

- Отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

Признак предмета

Формулируют  правило.

- Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Открывают учебники, один ученик зачитывает правило.

«Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными.

Слова легкий, весенний, добрый – это имена прилагательные».

Познавательные УУД

- умеют ориентироваться в

системе знаний;

осуществлять анализ

объектов.

Предметные УУД:

- умеют задавать вопросы от существительных к прилагательным.

Коммуникативные

УУД:

- умеют оформлять свое мнение в устной форме.

Познавательные УУД:

- умеют сравнивать и анализировать объекты, делают выводы;

- умеют осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником.

Плакат с прилагательными

(смысловое облако)

У.  – А теперь выясним для чего нужны имена прилагательные.
–   Отгадайте, о ком идёт речь. 

  1. У этого животного уши, хвост, шерсть.

 А теперь правильный ответ

Почему получились разные ответы?

- Какие слова нужно добавить, чтобы было понятно, что речь идет о   ЗАЙЧИКЕ.

У него   ….  уши, ….. хвост, …  шерсть.

- Запишем предложение (1 у доски)

У зайчика   длинные  уши, короткий хвост, серая шерсть.

Какой частью речи являются эти слова?

Вывод: Так какую роль играют имена прилагательные?

 Игра-активатор «Зайчик».

Какой Зайчик? Если затрудняетесь, то вам поможет плакат с прилагательными.

Молодцы! Как много слов признаков назвали!

Какую роль играют имена прилагательные?

Вывод 2   Имена прилагательные не только уточняют, но ещё украшают нашу речь! 

Учитель достает: Заяц

 

Записывают предложение.

Уточняют речь,  поясняют …. 

Передаем игрушку и говорим прилагательное «Какой   Зайчик? (дети стоят)

Познавательные УУД:

- умеют сравнивать и анализировать объекты, делают выводы.

Коммуникативные УУД:

- умеют строить свое речевое высказывание;

- умеют слушать и понимать мнение друг друга.

VI. Первичное закрепление новых знаний и способов действий

Задача: выявить качество и уровень усвоения учащимися знаний и способов действия.

Как вы думаете, сколько имен прилагательных в русском языке?

В русском языке более 12000 имен прилагательных. Богат наш русский язык.

А что  говорит о нашем  языке писатель Алексей Николаевич Толстой, мы прочитаем в упражнении 149.

Назовите слова, которые описывают наш русский язык.

  - Выпишите эти слова.. На какой вопрос они отвечают?

 Вывод: Действительно имена прилагательные делают нашу речь более выразительной.

Прочитайте слова хором.

Мы на все вопросы нашли ответы?

Робота с алгоритмом.

Как замечательно делать открытия! Этому и посвящен наш урок (показать на девиз)

2 ХЛОПКА

 

Работают по учебнику.

 

Регулятивные УУД:

- умеют выполнять действия самоконтроля при самостоятельной работе;

- осуществление самоконтроля.

V. Проверка знаний

Проверим наши знания.

Выберите себе задание

Жёлтый – легкое задание

Зеленый - сложнее

Голубой – самое сложное

Задание для 1уровня:

Образуй и запиши новые однокоренные слова.

Молоко (какой?)  __________________

Удача (какой?)   __________________

Учебник (какой?)__________________

Зелень (какой?)   __________________

Море (какой?)    ___________________

Задание для 2 уровня:

Определи часть речи данных слов. В каждой группе подчеркни «лишнее» слово.

Цветочный, длинный, затопил, солнечный.

Воробьиный, морской, сладкий, мальчик.

Лебедь, школьная, железная, правильная.

Тёмное, желтое, озеро, красивое.  

Задание для 3 уровня:

                         Тест.

Выбери правильный ответ.

Имя прилагательное это:

  1. текст
  2. слово
  3. часть речи

Имя прилагательное отвечает на вопросы

  1. кто? что?
  2. какой? какая? какие? какое?
  3. что делает? что делают? что делал? что делать?

Имя прилагательное обозначает:

  1. предмет
  2. признак предмета
  3. действие предмета

Какой частью речи является выделенное слово?

Бабочка прилетела на полянку и села на белую ромашку.

  1. именем существительным
  2. именем прилагательным
  3. глаголом

Встаньте, кто не допустил ошибки

 - кто допустил 1 ошибку (2,3)

ХЛОПОК

ЕЩЕ РАЗ ПРОРАБОТАТЬ ПО АЛГОРИТМУ

 - На следующем уроке вы продолжите изучать Имя прилагательное.

Самопроверка

Для проверки возьмите карточку того же цвета.

Встаньте, кто не допустил ошибки

 - кто допустил 1 ошибку (2,3)

VII. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания содержания домашнего задания.

- Откройте, пожалуйста, свои дневники и запишите домашнее задание: с. 86 – правило наизусть, с. 87 упр.150.

Объясняет домашнее задание.

Осмысливают и записывают домашнее задание в дневники.

При необходимости задают вопросы.

Регулятивные УУД:

- записывают домашнее задание

VIII. Рефлексивно оценочные действия

Задача:

организовать ситуацию рефлексии.

-   наш урок подходит к концу.

- Ребята,  с помощью имени прилагательного оцените наш урок , выбрав слово на плакате

- Отлично!   Вы хорошо работали сегодня на уроке, умницы!

3 ХЛОПКА

Отвечают на вопросы.

Выполняют личностную рефлексию.

Плакат  

Личностные УУД:

- умеют анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по русскому языку 3 класс "Состав слова"

Закрепление изученного материала по теме «Состав слова»  с использованием презентации...

План-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме:

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непрои...

Конспект занятия по русского языка и презентация к нему. Сочинение-описание "Снежинка" 2 класс

Творческая мастерская на занятии по русского языка во 2 классе...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Что такое главные члены предложения?»

Тема: «Что такое главные члены предложения?» Цель:  формирование   понятия   «главные члены » предложения и  «основа» предложения...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Что такое местоимение?» 2 класс, УМК Школа России

Конспект урока по русскому языкуТема: «Что такое местоимение?»...

Конспект урока по русскому языку. Тема "Что такое части речи?"

Конспект урока по русскому языку "Что такое части речи?"  с отрывками из книг Т.Рик...