Творческие работы на уроках русского языка
статья по русскому языку

Громяк Ангелина Андреевна

Применение диктантов, сочинений и изложений на уроках русского языка в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskie_raboty_na_urokah_russkogo_yazyka_gromyak_a.a.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Творческие работы на уроках русского языка

Громяк А.А., учитель начальных классов

В настоящее время ФГОС начального общего образования требует, чтобы обучающиеся работали не только по шаблону, но и развивали свои творческие способности, формировали устойчивые творческие интересы, развивали целеустремленность, умели решать творческие задачи. Новые тенденции школьного образования (такие как внедрение проектной деятельности, использование информационно-коммуникационных технологий и т.д.) предполагают усиление практической направленности усвоения русского языка, но не все задания могут быть интересны, а следовательно, пробуждать желание учиться, формировать положительную мотивацию и познавательную активность младших школьников. Таким образом, появляется проблема создания новых заданий для обучающихся, которые в полной мере могли удовлетворить потребности школьников, а также реализовать требования ФГОС: формирование универсальных учебных действий и достижение предметных результатов. На наш взгляд, использование творческих работ в образовательном процессе поможет решить данную проблему. Вклад в изучение данной проблемы внесли многие ученые: З. Фрейд, К. Юнг, Дж. Келли, Л.С. Выготский и др., однако, проблема актуальна до сих пор.

Исследование творческих работ в процессе обучения следует начинать с раскрытия понятия «творчество». Ученые трактуют понятия по-разному, рассмотрим некоторые из них. Например, в словаре С.И. Ожегова читаем: «Творчество – это создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей» [7, с. 555]. Е.П. Ильин утверждает: «Творчество – это необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества» [4, с. 10]. В педагогическом словаре под редакцией В.И. Загвязинского и А.Ф. Закировой творчество рассматривают, как поиск и воплощение нестандартных решений в быстро изменяющихся образовательных ситуациях, содержащих элементы новизны и индивидуального стиля творца [3, с. 28]. В словаре под редакцией С.Ю. Головина говорится: «Психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Деятельность, результат которой – создание новых материальных и духовных ценностей» [2, с. 804]

Таким образом, мы видим, что творчество – это деятельность, которая влечет за собой результат или продукт в единственном экземпляре. Также оно обеспечивает саморазвитие индивида в самых разных направлениях.

Анализ педагогической литературы позволил нам определить, что работа, как и деятельность, – это занятие, труд. Следовательно, данные понятия взаимозаменяемые. Отсюда можно сделать еще один вывод: «Творческая деятельность – форма деятельности человека или коллектива по созданию качественно нового, ранее не существовавшего» [5, с. 29], в системе обучения используется деятельность по созданию новых текстов, заданий, кроссвордов, различных головоломок. На уроках русского языка данную работу называют «выполнение упражнений», т.к. они предполагают «действия», «смысловую обработку материала»: творческие упражнения – тип упражнений по способу их выполнения; предполагают действия с языковым материалом, связанные с внесением новых элементов (преобразование, дополнение и т.д.) или смысловую обработку материала. О.И. Смирнова отмечает: «Цель творческих упражнений — создание своего, нового, оригинального, на основе предложенного учителем или подобранного учащимися материала» [9, с. 42].

Творческая работа – это творческую деятельность обучающихся по выполнению заданий и упражнений различного характера, которые влекут за собой результат или продукт – создание своего, нового, на основе предложенного учителем или подобранного обучающимися материала.

В литературе выделяют несколько видов творчества: научное, техническое, художественное, педагогическое творчество и сотворчество. Нам интересно педагогическое творчество, под которым понимают поиск и нахождение нового в сфере педагогической деятельности [4, с. 22]. В данном случае мы будем осуществлять поиск творческих работ, которые можно использовать на уроках русского языка.

В практике обучения русскому языку не сложилось четкой классификации видов творческих работ. Анализируя научно-педагогическую литературу, нами было выявлено, что в понятие «творческая работа» многие ученые вкладывают разное «содержимое». Например, О. Смирнова предлагает использовать на уроках русского языка следующие виды письменных упражнений [9]: 1. Создание двух текстов из одного псевдотекста по смыслу. 2. Создание текста учащимися по кругу. 3. Создание текста-загадки по кругу.

В свою очередь О.И. Скрыбыкина выделяет следующие творческие задания: 1. Синквейны. 2. Гимны. 3. Цзацзуани. 4. Ассоциативные сочинения. 5. Речевые разминки. 6. Сочинения-рассуждения [8; с. 1238–1240].

М.Р. Львов говорит о следующих видах творческих работ [6, с. 401–402; 425–426]: творческие пересказы; творческие изложения; ведение личного дневника; издание газет и журналов; творческие диктанты (составление текста на заданную тему, по опорным словам); свободный диктант (текст прочитывается по частям, но каждый излагает его индивидуально); предметные диктанты (написание предметов, а именно их названий, по определенной теме); диктанты по воображению, воспоминанию, по картине [6, с. 331].

М.Т. Баранов выделяет следующие творческие работы [1, с. 216–217]: диктанты с изменением содержания; диктанты с совмещением других видов работ; изложения и сочинения. 

Мы можем сделать вывод, что одной, основополагающей, классификации в методике преподавания русского языка не сложилось. Но большинство авторов все-таки предлагают работать с диктантами, сочинениями и изложениями, т.к. данные виды творческих работ направлены не только на развитие творческих способностей, но и способствуют расширению словарного запаса школьников, показывают его активный и пассивный словарный запас, обучающиеся учатся выражать свои мысли, чувства и намерения.

Библиографический список

1. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под. ред. М.Т. Баранов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.

2. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика.  / Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд. – Мн.: Харвест, 2003. – 976 с.

3. Загвязинский В.И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: «Академия», 2008. – 352 с.

4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.  – СПб.: Питер, 2012. – 448 с.

5. Каленникова Т.Г. Словарь психолого-педагогических понятий: справочное пособие для студ. всех спец. очн. и заочн. форм обучения / Т.Г. Каленникова, А.Р. Борисевич. – Минск: БГТУ, 2007. – 68 с.

6. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 464 с.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Ок. 53000 слов. / под общ. ред. Л.И. Скворцова. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2010. – 640 с.

8. Скрыбыкина О.И. Влияние творческих заданий на формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы  // Молодой ученый. – №4. – 2014. – С. 1238 – 1240.

9. Смирнова О.И. Виды творческих письменных работ на уроках русского языка.  // Начальная школа. – №1. – 2009. –  С. 42 – 46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды творческих работ на уроках русского языка

Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть "незаменимым". А для этого, что очевидно, деятельность должна носить ...

виды творческих работ на уроках русского языка и литературного чтения

доклад на тему "Виды творческих работ на уроках русского языка и литературного чтения", предназначенный для учителей начальных классов...

Виды творческих работ на уроках русского языка

Выступление на МО учителей начальных классов. Презентация к выступлению....

Педагогический опыт по теме "Творческие виды работ на уроках русского языка как средство развития креативных способностей младших школьников"

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать...

Виды творческих работ на уроке русского языка

Творческие работы на уроках русского языка, формирующие творческую  познавательную деятельность...

Виды словарной работы и письменных работ творческого характера на уроках русского языка

В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожно...

Виды творческих работ на уроках русского языка в начальной школе.

     В условиях гуманизации образования, когда главной задачей школы является разностороннее и гармоничное формирование личности школьника, раскрытие его творческих способностей,...