Виды творческих работ на уроках русского языка в начальной школе.
творческая работа учащихся по русскому языку (3, 4 класс)
В условиях гуманизации образования, когда главной задачей школы является разностороннее и гармоничное формирование личности школьника, раскрытие его творческих способностей, вопросы развития самостоятельной письменной речи учащихся приобретают особое значение.Неисчерпаемые запасы творчества кроются в лексике русского языка, в его фразеологии – в семантизации слов, в исследовании их образования и этимологии, в анализе оттенков значений и особенностей употребления слов в тексте. Языковой анализ художественного текста – это всегда исследование, всегда творчество. Как увлекает детей изучение пословиц и поговорок, крылатых слов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_rabot.docx | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды творческих работ на уроках русского языка в начальной школе.
Однообразие видов работы создает скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к русскому языку. Чтобы избежать этого, учитель должен шире использовать различные виды творческих работ. Проведение их на уроках русского языка является эффективнейшим приемом закрепления знаний учащихся. Поэтому я выбрала эту проблемную тему. Я считаю, что эта проблема актуальна для учителей начальных классов.
Задачу добиться творческого подъема в классе и тем самым способствовать прочному усвоению русского языка я решила с помощью разнообразных видов письменных работ. К ним относятся: творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант, творческое изложение, творческое сочинение. Все эти виды работ провожу в определенной системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание.
Творческое списывание прежде всего должно быть сознательным. Сознательным же оно может быть только в том случае, если учащиеся понимают содержание текста, умеют пересказать его, объяснить правописание слов с уже изученными орфограммами.
Творческое списывание обычно усложняют заданиями, связанными с развитием речи. Прежде чем проводить списывание, хорошо отрабатываю правописание орфограмм, над которыми учащиеся будут работать. Задание должно быть четко сформулировано и разъяснено учащимся.
Творческое списывание, как и творческий диктант, изложение, может быть обучающим и контрольным. Обучающее творческое списывание целесообразно проводить на уроках закрепления орфографического правила.
Работа на этом уроке строится так: учащимся предлагают текст с пропущенными словами, написание которых надо проверить (см. приложение №1). Текст читается учителем громко. В ходе работы над текстом дети подбирают пропущенные слова, проводят орфографический разбор, затем текст списывают в тетради. Можно предварительно не работать над текстом, а предложить учащимся выполнить эту работу самостоятельно. Проверка обучающего творческого списывания проводится в классе после выполнения работы. Контрольное списывание проверяет учитель, а на следующем уроке проводится анализ работ.
Списывание может сопровождаться подбором синонимов, например, в качестве закрепления падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. (см. приложение № 2).
Коллективно подбираем (устно) синонимы к прилагательному сильный.
Сильный ветер – порывистый, резкий.
Сильные потоки – бурные, обильные.
Сильное течение – быстрое, стремительное.
Сильный туман – густой, сплошной.
Сильные лучи прожектора – яркие, ослепительные, мощные.
Сильное желание – страстное, большое, непреодолимое.
После этого дети списывают текст, подчеркивают падежные окончания прилагательных, проверяют их постановкой вопросов к прилагательным, указывают в скобках после каждого прилагательного падеж.
В четвертом классе творческое списывание можно проводить при изучении местоимений. Этот вид работы используется потому, что учащиеся часто неправильно заменяют нужное существительное местоимением, это затрудняет понимание текста и подчас искажает его смысл. Чтобы научить школьников правильной замене, можно предложить им текст в котором часто встречается одно и то же существительное. (см.приложение № 3)
Проверка самостоятельной работы проводится в классе и дает возможность выяснить в каждом отдельном случае необходимость замены существительного местоимением или невозможность ее. Так, во втором предложении можно заменить слово медвежонок местоимением он.
В пятом предложении существительное медвежонок не может быть заменено личным местоимением он, потому что если перед местоимением находится два или более существительных, к которым по числу и роду можно отнести местоимение, то может возникнуть неясность, к чему оно относится.
Для работы с подбором синонимов и заменой местоимений могут быть использованы отрывки из ученических сочинений, в которых часто встречаются одни и те же слова или неправильно употреблены местоимения.
Творческий диктант является обучающим, так же, как и другие, и предназначен для повторения и закрепления изученного материала. Отличие заключается в том, что, используя данные слова и словосочетания, дети сами создают текст. Творческие диктанты способствуют развитию мышления, речи учащихся, активизации их словаря. Творческие диктанты усложняются постепенно. Сначала они могут представлять собой отдельные слова для составления предложений; затем даются незаконченные предложения или опорные слова для составления предложений, объединенных общим сюжетом. При самостоятельной работе учащихся включаются слова на изученные правила. Творческие диктанты могут заключаться и в продолжении текста по данному началу. При проверке учитывается правильность построения предложений, их последовательность. При проверке и оценке большая приоритетность предоставляется детям.
Творческий диктант может быть проведен на уроках закрепления и на уроках проверки знаний учащихся. Творческий диктант с введением в него требуемых заданием орфограмм близок к творческому списыванию. Однако это более трудный, чем списывание, вид работы. При списывании ученик имеет перед глазами текст и время на подбор нужного слова. При творческом диктанте текст воспринимается на слух, ученик должен тут же, чтобы не отстать от класса, подобрать нужное слово для вставки, т.е. работать быстрее, для чего необходим определенный навык. Поэтому творческий диктант нужно проводить после творческого списывания.
Например, текст «Зайчата» с заданием вставить необходимые прилагательные и объяснить правописание их окончаний. (см.приложение № 4).
Другим видом творческого диктанта является составление текста по опорным словам. Познакомившись с новым правилом, ученики сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно, творчески применяют это правило на практике, составляют текст по опорным словам.
Примерная тема для диктанта.
На рыбалке.
Щука, ерши, камыши, чудится, тишина, часто вылавливая, удочка.
Переходной ступенькой к изложению является свободный диктант. Он способствует развитию умения уловить ход мыслей автора, запомнить их последовательность, связь.
Свободный диктант записывается на доске. Учитель или дети читают текст по логически законченным частям, выделяя основную мысль каждой части. Дети пересказывают текст. Затем текст закрывается и учитель вновь читает его по логически законченным частям (по четыре – пять предложений). Учащиеся записывают их. При проверке не добиваются дословного воспроизведения текста, важны главная мысль, правильное построение предложений, точное употребление слов, словосочетаний. Данный вид диктанта способствует развитию письменной речи, грамотному письму. Детям предоставляется возможность и самостоятельность составлять предложения, а также небольшой текст, максимально используя слова с необходимыми орфограммами. Текст, предлагаемый детям, должен быть интересным и понятным, с легко запоминающимся сюжетом (см. приложение №5).
Свободный диктант подготавливает ребят к более сложному виду работы – изложению. Если в данном диктанте дети запоминают два – три предложения и тут же их записывают, то при изложении текста ученик должен целиком запомнить его и изложить в логической последовательности. Поэтому первые изложения нужно проводить всеобучающие.
Изложение – это письменный пересказ образцового текста. К тексту изложения, его содержанию, логике, языку предъявляются высокие требования. Для обучающих изложений во втором классе необходимо зрительное восприятие текста учащимися, и проводятся они под руководством учителя по данным вопросам. Тексты изложений для 3-4 классов могут предъявляться как для зрительного, так и для слухового восприятия. Там, где текст содержит описание, желательно использовать картины, созвучные содержанию описания, а при анализе текста необходимо обращать внимание на изобразительные средства языка. Эти изложения проводятся как по готовому, так и по коллективно составленному плану.
В четвертом классе учитель проводит изложение и по коллективно, и по самостоятельно составленному плану. Лексико-орфографическая подготовка к изложениям осуществляется на уроке работы над изложением и на предшествующих написанию изложения уроках грамматики и правописания. Письменные виды пересказа в отличие от устного учат детей более обдуманно составлять рассказ, тщательно проверять его. Так как темп письма в начальной школе еще медленный, тексты предлагаются небольшие, композиционно простые. Дети должны не скопировать текст дословно, а передать его своими словами, не отступая от основного содержания.
Повышается уровень самостоятельности учащихся, активизируется их творческий потенциал. Учащиеся прочитывают текст один-два раза. Затем в ходе беседы происходит полное осознание смысла рассказа. Далее составляется план, проводятся словарная работа, анализ необходимых синтаксических конструкций и изобразительных средств языка. Особо трудные случаи выписываются на доске. Затем учащиеся пишут свой текст, учитель оказывает индивидуальную помощь в составлении рассказа. Далее проводится самопроверка и самосовершенствование текста. При обсуждении и оценке детских работ важно сохранить корректность и доброжелательность.
Как же проводить творческое изложение, преследующее цель – повторение каких-либо орфограмм?
В четвертом классе после изучения правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений можно провести изложения по рассказу В.Осеевой «Горькая вода» (см. приложение №6).
В начале учащиеся повторяют правописание безударных падежных окончаний имен существительных, затем читают текст В.Осеевой. После чтения – анализирование содержания текста.
Вопросы и задания к тексту.
Расскажите, как вели себя Толя и Витя, встретив старушку с ведром? Как довелось Толе еще раз встретиться с той старушкой? Как обращалась с ним старушка? Почему вода показалась Толе горькой? Какие чувства вы испытываете к Толе?
Выделите основную часть рассказа.
Составьте план изложения.
- Старушка с ведром.
- Витя помогает бабушке.
- Неожиданная встреча.
- Горькая вода.
Словарно-орфографическая подготовка:
Определите падеж имен существительных в сочетаниях. Допишите окончания.
Возвращались (с чего?) с прогулк…, помочь (кому?) старушк…, остановить (кого?) товарищ…, помог (кому?) бабушк…, встретили (кого?) старушк….
Найдите слова, которыми Толя пытался отговорить товарища. Запомните, как они пишутся. Как назвала старушка Толю при встрече? Запомните знаки препинания в этом предложении.
Творческие изложения вырабатывают у учащихся умение самостоятельно излагать свои мысли, являются первыми ступеньками к сочинению.
Сочинение является наиболее трудным видом творческих работ.
Творческие сочинения разнообразны по видам и характеру заданий: сочинения по пословицам и опорным словам, по личным наблюдениям и впечатлениям, по картине.
Сочинение по опорным словам можно провести при изучении глаголов неопределенной формы на тему «На пришкольном участке».
Задание: из данных слов следует использовать только те, которые соответствуют теме сочинения.
На доске записаны следующие опорные слова: начинать, колоть, рыхлить, собирать, занять, принять, выращивать, блестеть, убирать, предполагать, росли, блистали, растительность.
Интересным видом творческих работ является работа по пословицам. Пословицы и поговорки – выразительницы народной мудрости – дают богатый материал для развития речи учащихся. Учащиеся в первую очередь должны выяснить смысл пословицы и передать его, иллюстрируя примерами из прочитанного или собственными наблюдениями.
При повторении правописания существительных 1-го склонения можно попросить учащихся подобрать пословицы со словом Родина. Затем лучшие пословицы записать на доске, предложить детям прочитать их про себя и обдумать их смысл.
Родину – мать умей защищать.
Нашей Армии сыны Родине верны.
Позор перед Родиной – хуже смерти.
Родина наша солнца краше.
Русский флот – Родины оплот.
Учащиеся делают вывод, что все эти пословицы говорят о любви нашего народа к Родине, о готовности защищать ее.
Дается задание назвать встретившееся в пословицах существительные 1-го склонения. Во всех пословицах встречается существительное 1-го склонения Родина. Запишите это слово в тетради в порядке следования падежей. На доске нет пословицы, в которой слово Родина было бы употреблено в предложном падеже. Дети сами составляют или вспоминают такую пословицу.
Где бы мы ни бывали, о Родине не забывали.
На Родине и куст дом.
На доске учащимся дается задание написать сочинение о Родине.
Работа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» может быть проведена на уроке повторения орфографии.
Во вступительном слове учитель говорит о том, что Алексей Кондратьевич Саврасов – замечательный русский художник, прекрасный знаток русской природы, пробуждает у нас чувство любви к родной стороне, к ее природе.
Вывешивается картина, учащиеся знакомятся с ней.
Что вы видите на этой картине? (На картине «Грачи прилетели» Саврасов изобразил наступление весны.)
Посмотрите внимательно, в чем можно увидеть признаки прихода весны, пробуждения природы. Посмотрите на деревья, на их кору, ветви. (Покраснели тоненькие веточки на березах, они уже не кажутся мертвыми. А кусты вербы уже чуть-чуть распустились, позеленели.)
А каков снег на картине? (Снег уже не такой, как был зимой. Его уже тронули первые приветливые лучи солнца. Утром еще не прекращаются заморозки, а днем местами снег превращается в талую воду.)
Обратите внимание на снег вокруг древесных стволов. (Вокруг деревьев, особенно с южной стороны, уже видна бурая земля.)
Что мы видим на втором плане картины? (На втором плане картины деревянный заборчик с наметенными сугробами около него. Прижались друг к другу домики. Вдали колокольня сельской церкви. Небо занимает почти половину картины. Оно голубое, чистое. На фоне голубого неба – верхушки деревьев с разбросанными на них птичьими гнездами. А вокруг них хлопочут хозяева – грачи. Они уже прилетели.)
Чем заняты грачи? (Грачи приводят в порядок свои старые гнезда, вьют новые. Они хлопочут, отыскивают прошлогоднюю траву, веточки. Грачи прилетели из теплых краев, они преодолели трудный путь. И вот теперь они снова в родных местах.)
Картина передает движение в природе, ее жизнь. Попробуйте не только всмотреться, но и прислушаться. (В природе шум, грачи радостным криком возвещают о своем прибытии.)
В чем выразилась любовь художника к родной природе? (Любовь художника к родной природе выразилась в его рассказе о приходе весны в родной стороне. Саврасов любит природу и учит нас любить ее.)
В процессе беседы дети называют слова, в которых встретились изученные орфограммы, производят орфографический разбор этих слов.
Заключение.
Из всего сказанного следует сделать вывод: многообразны виды творческих работ, позволяющих учителю, разумно сочетая их все, добиться повышения грамотности учащихся, закрепления их знаний, развития устной и письменной речи. Велика и воспитательная роль таких работ. Правильно подобранные тексты, картины являются хорошим средством воспитания у учащихся любви к природе, способствуют расширению их кругозора.
Приложение №1.
- Прошли летние … (каникулы). Первого сентября перед ребятами раскрыла двери родная … (школа). Звенит заливистый … (звонок). Он нарушил тишину, созвал веселую … (детвору) в светлые … (классы). В них пахнет свежей … (краской). Все чисто, светло. Начались уроки. А после уроков школьники делились своими … (впечатлениями) о летнем … (отдыхе).
- Наступила долгожданная … (зима). Выпал белый … (снег). Он покрыл пушистым … (ковром) землю, деревья, крыши домов. К вечеру сильный … (мороз) сковал землю, образовал ледяную … (кору) на снегу. А на другой день началась метель. Северный … (ветер) со свистом кружил в холодном … (воздухе) снежную … (пыль).
Приложение №2.
Сильный ветер сорвал желтые листья с деревьев. Земля была размыта сильным потоком дождя. Мы едва могли грести против сильного течения. Заливные луга покрылись сильным туманом. Сильные лучи прожектора скрещивались в далеком темном небе. О моем сильном желании учиться в школе живописи знали родители.
Приложение №3.
Медвежонок.
Лакомясь кедровыми орехами, серый медвежонок встретил черного медведя. Испугавшись косолапого, медвежонок полез на ближайшее дерево. Черный медведь сначала тоже испугался медвежонка, а потом полез за медвежонком. Когда медвежонок уцепился за самую верхушку, мишка безжалостно сбросил медвежонка. Хромая, медвежонок побежал. Черный медведь мог бы погнаться за медвежонком и обидеть медвежонка, но боялся, что где-нибудь спряталась старая медведица.
Приложение №4.
Зайчата.
Было (жаркое) лето. Кузьма шел по (зеленому) лугу. Вдруг в (высокой) траве что-то зашевелилось. Это были (серенькие) зайчата. Кузьма быстро накрыл их (рабочей) курткой. Захотелось Кузьме вырастить (беззащитных) малышей. Он завернул их в свою куртку и понес домой. Теперь в (большом) ящике живут (прехорошенькие) зайчата. Они привыкли к (доброму) хозяину.
Приложение №5.
Спесивый заяц.
На зеленом лугу расположились белочки. Одна из них сидела на задних лапках и говорила, что белки среди животных быстрее всех. Пробегал мимо заяц. Он услышал слова белки и вмешался. Он сказал, что зайцы самые быстрые животные. Он стал бегать по лугу, вилять хвостом.
Белка сказала, что заяц не выслушал ее до конца. Она быстро взобралась на верхушку громадного дуба и спросила, может ли он лазить по деревьям.
Заяц поджал хвост, побежал прочь. Белочка весело смеялась над ним.
Приложение №6.
Горькая вода.
Толя с Витей возвращались после прогулки в лагерь и встретили старушку с ведром воды. Пройдет старушка пару шагов – стоит, отдыхает. Витя побежал помочь старушке. Толя пытался остановить товарища: всем не поможешь. Но Витя не послушался его и помог старушке отнести ведро.
В субботу Толя один шел по лесу. Мальчику захотелось пить. Решил он зайти в первую избу и попросить воды. Только открыл дверь – увидел ту самую старушку.
- Пей, сыночек, пей! – ласково сказала старушка и дала ему воды. Толя покраснел, скорее попил, поблагодарил и выскочил на улицу. Вода ему показалась горькой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды творческих работ на уроках русского языка
Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть "незаменимым". А для этого, что очевидно, деятельность должна носить ...
виды творческих работ на уроках русского языка и литературного чтения
доклад на тему "Виды творческих работ на уроках русского языка и литературного чтения", предназначенный для учителей начальных классов...
Виды творческих работ на уроках русского языка
Выступление на МО учителей начальных классов. Презентация к выступлению....
Виды творческих работ на уроке русского языка
Творческие работы на уроках русского языка, формирующие творческую познавательную деятельность...
Доклад :Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе...
Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
Обощение опыта...
Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Доклад на тему "Виды словарной работы на уроках русского языка"...