Виды творческих работ на уроках русского языка
презентация к уроку
Выступление на МО учителей начальных классов. Презентация к выступлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на МО | 41.5 КБ |
vidy_tvorcheskikh_rabot_na_urokakh_russkogo_yazyka.rar | 88.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО учителей начальных классов
МКОУ СОШ 3 « Локомотивного ГО Челябинской области
Г. А. Еловик
ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В настоящее время уже ни у кого не возникает сомнения в том, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития. Школа обязана научить питомцев мыслить нестандартно, нестереотипно. Развитие речи учащихся – важнейший аспект обучения родному языку
Творческие работы на уроках русского языка – эффективное средство воспитания, средство правильного оформления на письме своих мыслей, средство развития творческих способностей.
Сложнее ответить на вопрос : как построить уроки развития речи, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе.
К моменту поступления в школу дети уже в той или иной степени владеют связной речью, умеют пользоваться простейшим монологом для описания окружающих предметов, повествования о пережитых ими событиях. Воспитание речи в начальных классах школы не может ограничиваться простым пересказом текста, простым ответам на вопросы, а требует постановки перед учащимися таких задач, которые связаны с активной творческой, мыслительной работой над текстом, с формированием сложных речевых и мыслительных умений.
Так уже в первом классе учащиеся выполняют задания творческого характера :по серии сюжетных картинок устно закончить рассказ, придумать заголовок; рассказать о своём домашнем животном, любимой игрушке; составить связный рассказ по картинке «семья», используя ответы на вопросы.
Для 2 – 4 классов предлагаются такие здания: дописать рассказ по началу и концу; придумать окончание рассказа; озаглавить текст; составить план и сокращённый рассказ; восстановить деформированный текст или деформированное предложение; сочинить загадку или стихотворение (словарные слова); составить словосочетание или предложение со словами; подготовить задание на изученное правило для товарища и другие.
Для подготовки к творческим видам работ можно испольэовать упражнения:
*разучивание скороговорок (повторяются трудные слова)
*свободные диктанты (правильное, грамотное построение предложений)
*письмо по памяти («впитать» авторскую речь, новую лексику, новые структуры предложения)
*проверочное списывание (помогает развивать орфографическую зоркость, запоминать и воспроизводить зрительные образы слов и словосочетаний, что повышает грамотность письма)
*наблюдение за изобразительной ролью многозначных слов
*наблюдение за словами, противоположными по смыслу
*работа с пословицами и поговорками
*подбор пропущенного, но необходимого слова
*составление вопросов к предложению, наблюдение за изменением порядка слов
*редактирование написанного
*составление рассказа по вопросам
*наблюдение за средствами связи, их выделение и др.
К основным видам творческих работ на уроках русского языка можно отнести: творческий диктант; изложение, сочинение.
1.ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ – это один из этапов, который готовит учеников к написанию сочинений, самостоятельных творческих работ. Школьники учатся составлять план текста придумывать заголовки. В зависимости от уровня подготовки учащихся задание может быть следующим: составить из данных слов и словосочетаний предложение, придумать предложения по данным схемам, составить по опорным словам текст. Проводить такие диктанты целесообразно в конце изучения темы.
2. ИЗЛОЖЕНИЕ
Подготовка к написанию изложений начинается на уроках обучения грамоте, когда дети начинают по картинкам пересказывать знакомые сказки, а затем, прочитанные тексты.
Изложение- письменный пересказ прочитанного или услышанного текста.
ВИДЫ ИЗЛОЖЕНИЙ
1. Подробное изложение.
2. Сжатое изложение.
3. Выборочное изложение.
4. Творческое изложение
В зависимости от стиля речи изложение может быть художественным или деловым.
По содержанию тест изложения бывает: повествование, рассуждение, описание.
В 1 – 2 классах дети учатся писать изложения путём ответов на вопросы к каждому предложению текста.
ПЛАН НАПИСАНИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ
1. Сообщение цели.
2. Подготовительная работа к восприятию текста.
3. Первичное чтение текста учителем.
4. Беседа по содержанию (о ком, что узнали).
5. Чтение текста по частям с анализом типа и стиля речи.
6. Составление плана, подбор опорных слов.
7. Лексико-орфографическая подготовка.
8. Самостоятельное письмо изложения.
9. Самопроверка.
3. СОЧИНЕНИЕ
Значительное место в системе работы по развитию речи учащихся отводится обучению письму сочинений.
Виды сочинений в начальных классах разнообразны:
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛА
1. На материале труда, экскурсий, походов, наблюдений, личного опыта.
2. По картине, фильму, спектаклю, на книжном материале.
3. Материал разных источников (книжные сведения и личные наблюдения).
4. На основе творческого воображения (по картине, по сюжетной картинке, по данному началу или концу, импровизация сказок и пр.).
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ
1. Коллективный
2. Индивидуальный (самостоятельный)
ЯЗЫК (СТИЛЬ)
1. Эмоционально – образный(художественный)
2. Деловой (близкий научному)
ЖАНР (ТИП, ВИД)
1. повествование
2.описание
3. рассуждение
4. смешанные
5. миниатюры
6. отзыв
7. заметка (статья в газету)
8. письма, поздравления
Сохранить интерес к такому сложному виду творчества, как сочинение, может помочь участие в различных конкурсах и выставках и положительные эмоциональные впечатления.
Только система уроков развития речи позволяет сформировать у детей основные способности для творческой деятельности и охватить все виды творческих работ.
К концу 4 класса обучающиеся должны освоить следующие умения:
*писать изложения и сочинения в 60-75 слов по коллективно составленному плану;
*определять тему и основную мысль текста, в котором она сформулирована автором;
*делить текст на части, соблюдать красную строку;
*уметь последовательно и связно излагать свои мысли;
*озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
*иметь достаточный словарный запас слов, необходимый для написания изложения и сочинения;
*распознавать текст – повествование, описание, рассуждение.
Подписи к слайдам:
МКОУ СОШ № 2 Локомотивный ГО Челябинской области Галина Анатольевна Еловик
Упражнения для подготовки к творческим видам работы
Разучивание скороговорок.Свободные диктанты.Письмо по памяти.Проверочное списывание.Наблюдение за ролью многозначных слов.Наблюдение за антонимами.Работа с пословицами и поговорками.Подбор пропущенного, но необходимого слова.Составление вопросов к предложению, наблюдение за изменением порядка слов в предложении.Редактирование написанного.Составление рассказа по вопросам.Наблюдение за средствами связи слов в предложении и др.
основные виды творческих работ :
ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТИЗЛОЖЕНИЕСОЧИНЕНИЕ
Виды изложений
Подробное изложение.Сжатое изложение.Выборочное изложение.Творческое изложение.
Стиль речи изложения: художественный или деловой.
Жанр изложения:ПовествованиеРассуждениеОписание
Виды сочинений
По источнику материала.По способу подготовки.По стилю.По жанру.
Источник материала:
1. На материале труда, экскурсий, походов, наблюдений, личного опыта.2. По картине, фильму, спектаклю, на книжном материале.3. Материал разных источников (книжные сведения, личный опыт).4. На основе творческого воображения.
Способ подготовки:*коллективный*индивидуальный
Стиль:*эмоционально- образный(художественный)*деловой (близкий научному)
Жанр сочинения:
Повествование.Описание.Рассуждение.Смешанное.Миниатюра.Отзыв.Заметка (статья в газету).Письма, поздравления.
К концу 4 класса учащиеся должны уметь:
Писать изложения и сочинения в 60- 75слов по коллективно составленному плану.Определять тему и основную мысль текста, в котором она сформулирована автором.Делить текст на части, соблюдать красную строку.Уметь последовательно и связно излагать свои мысли.Озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль.Иметь достаточный словарный запас слов.Распознавать текст- повествование, описание, рассуждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды творческих работ на уроках русского языка
Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть "незаменимым". А для этого, что очевидно, деятельность должна носить ...
Виды словарной работы на уроках русского языка.
Овладеть словом, значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие де...
виды творческих работ на уроках русского языка и литературного чтения
доклад на тему "Виды творческих работ на уроках русского языка и литературного чтения", предназначенный для учителей начальных классов...
АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения
В соответствии с введением новых ФГОС большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...
Виды словарной работы на уроках русского языка для обучающихся 7 вида обучения
Виды словарной работы на уроках русского языка для обучающихся 7 вида обучения...
Виды творческих работ на уроке русского языка
Творческие работы на уроках русского языка, формирующие творческую познавательную деятельность...
Виды творческих работ на уроках русского языка в начальной школе.
В условиях гуманизации образования, когда главной задачей школы является разностороннее и гармоничное формирование личности школьника, раскрытие его творческих способностей,...