Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)
Внеклассное мероприятие по русскому языку во 2 классе "Турнир знатоков русского языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znatoki_russkogo_yazyka.odt | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Родомановская средняя школа»
Внеклассное мероприятие
по русскому языку
для учащихся 2 класса
«Турнир знатоков
русского языка»
Подготовила и провела
Булыгина Н. Е.
учитель высшей квалификационной категории
2023 год
Цель:
- развивать интерес к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;
Задачи:
- формировать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
- расширять словарный запас детей, используя разные задания и высказывания писателей о русском языке.
- повышать общую языковую культуру
Оборудование:
- высказывания поэтов и писателей о русском языке;
- карточки с заданиями.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Учитель:
-Сегодня мы проводим конкурс, посвященный русскому языку.
Русский язык - это самый красивый, самый точный, самый напевный, великий и прекрасный язык.
Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще и говорить не научился, а уже слушает колыбельные песенки мамы. Так всю жизнь человек находится в мире языка. Без языка нельзя двинуть вперед науку, технику и саму жизнь.
Это подтверждают и слова Данилова. Вслух читаем слова плаката:
Я ко всем наукам путь имею,
Я со всей вселенною знаком
Это потому, что я владею
Русским величавым языком.
- Поэтому, ребята, будем изучать свой родной русский язык.
1 ученик
Жизнь идет, словарь опережая. (Сколько новых дел, событий, чувств!) Мысль свою на русском выражая, Я у предков многому учусь.
2 ученик
Навсегда вошли без перевода Русские хорошие слова В речь и душу каждого народа На правах духовного родства.
3 ученик
Наш язык — язык труда и света, Он широк, и ясен, и велик. Слушает с волнением планета Пушкина бессмертного язык!
Учитель:
- Сегодня у нас встреча в честь русского языка.
- Послушайте что говорили о русском языке известные поэты и писатели. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».
«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой», - так считал Лев Николаевич Толстой
- Русский язык входит в число мировых языков. Поэтому вместе с родным казахским языком вы изучаете русский язык. В Казахстане русский язык – язык межнационального общения, так как здесь проживает более 130 национальностей
Вы владеете русским языком, многое о нём знаете, изучаете правила, понятия. Достаточны ли ваши знания и умения? Сегодня вы имеете возможность показать себя. Мы проведём необычное внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры.
Определить состав команд нам помогут жетоны разного цвета, которые лежат у вас на столах. За первый стол садятся ученики с синими, а за второй с жёлтыми. За первым столом - первая команда, за вторым вторая. Название команды вы узнаете, прочитав буквы с обратной стороны жетонов.
(«Умники». «Всезнайки»).
- И так у нас образовались 2 команды знатоков русского языка.
- Игра состоит из 6 туров. В ходе игры я буду разъяснять условия каждого тура. За каждый правильный ответ или задание будут присуждаться баллы.
- Судить нас будет жюри:
Тур 1 «Разминочный»
Вопросы задаются каждой команде по очереди.
За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
1. Из чего состоит наша речь? (Из предложений). 2. Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое). 3. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? (Предметы). 4. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: что делать? что сделать? (Действия предметов). 5. Как переносится слово? (По слогам). 6. Чем обозначается мягкость согласного звука в конце слова? (Мягким знаком). 7. Как связаны слова в предложении между собой? (По смыслу). 8. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? (Признаки предметов).
Тур 2 «Орфографический»
Учитель:
-Орфография - в переводе с греческого «орфо»- правильный, «графо»-пишу.
Таким образом орфография - это единый свод правил, определяющий написание слов и речевых оборотов. Этот раздел самый большой и самый трудный. Он связан со всеми разделами русского языка. Орфография изучает правописание слов в нашем языке.
Задание командам:
- Я раздаю карточки со словарными словами, в которых пропущены буквы. Нужно вставить пропущенные буквы . За каждое правильно написанное слово, команда получает по 1 баллу.
м_роз
х_рошо
к_ртина
к_пуста
м_локо
уч_ник
м_рковь
к_ньки
д_рога
п_льто
п_нал
в_рона
м_дведь
сп_сибо
д_журный
л_пата
б…рёза
в…робей
к…рандаш
д…екабрь
п…года
ж…лтый
г…рох
м…лина
ТУР 3 «Лексический»
Учитель:
-Что такое ЛЕКСИКА? - Это все слова, которые есть в русском языке. Толковый словарь Ожегова насчитывает более 85 тысяч слов, а «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля около 50 тысяч слов. По исследованиям учёных мы знаем и употребляем в речи всего только несколько тысяч слов. Как много слов ещё нам с вами предстоит узнать, запомнить и начать употреблять их в своей речи.
-Очень часто сегодня слышишь из уст учеников слова, лишние в их речи. Это слова-паразиты. Послушайте стихотворение по этому поводу.
Стихотворение «Лишние слова»
Увидал раз гражданин Что сарай пылает. Он звонит по “01”,
Срочно сообщает: “ Я не знаю, как начать, Но, как говорится, Вообщем, значит, так сказать, Страшное творится. Вообщем, значит, стало быть, -Можно трубку положить: Все уже сгорело.
Учитель.
- Почему сгорел сарай?
Задание игрокам:
- Русская речь богата крылатыми выражениями, или, по-научному, фразеологизмами. Наверняка вы многие из них слышали:
1. Знать, как свои пять пальцев. 2. Сидеть, сложа руки. 3. Вариться в собственном соку. 4. Поразить, как гром с ясного неба. И др.
-Задания для участников – коротко объяснить значение фразеологизмов. (1балл)
Вопросы для игроков:
1. Как снег на голову (неожиданно). 2. Яблоку негде упасть (тесно). 3. Хоть глаз выколи (темно). 4. Держать язык за зубами (молчать). 5. С гулькин нос (мало). 6. Как в воду глядел (знал).
Найдите ошибки в пословицах и поговорках. (1 балл)
1. Шило в горшке не утаишь (в мешке). 2. В семье не без водопровода (урода). 3. Не имей сто рублей, а имей миллион (сто друзей). 4. Умный в гору не пойдёт, умный гору подорвёт (обойдёт). 5. Волков бояться – под одеялом лежать (в лес не ходить). 6. Кашу соляркой не испортишь (маслом). 7. Тяжело в учении, легко на каникулах (в бою). 8. У мышки глаза велики (у страха)
Фразеологический зверинец (называние слов, сравнивающие людей с животными)
беспечный, как … (стрекоза) болтливый, как … (сорока)
вольный, как …(птица) мудрый, как… (ворон)
гримасничающий, как … (обезьяна) зубастый, как…( крокодил)
пёстрый, как … (павлин) толстощёкий, как … (хомяк)
косолапый, как … (медведь) желторотый, как … (цыплёнок)
быстрый, как … (олень, лань) прилипающий, как … (пиявка)
Учитель:
-Как называются такие слова в русском языке? (Зоонимы)
Тур 4 «Фонетический».
Учитель:
-Слово Фонетика образовано от греческого слова «фонетикос» - звуковой. «Фон»- звук.
Таким образом фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т.е. наука о звуках – фонемах. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных.
На выполнение 1 задания этого тура каждой команде отводится 1 минута.
- Каждая команда отгадает две загадки. Надо сказать слово - отгадку, определить, сколько букв и звуков в словах- отгадках.
Загадки команде 1: Она в лесу своём живет и думает о том, Что непременно в Новый год Придет к кому-то в дом.
Слово-отгадка: ель, в слове три буквы, три звука
Кто приходит, - Кто уходит- Все её за ручку водят.
Слово- отгадка: дверь, в слове пять букв, четыре звука.
Загадки для команды 2: Пришла без красок и без кисти А перекрасила все листья.
Слово-отгадка: осень, в слове пять букв, четыре звука.
Закружится на острой ножке Жужжит, как будто бы жучок. Захочет - вскачь пройдет немножко, Захочет - ляжет на бочок.
Слово-отгадка: юла, в слове три буквы, четыре звука.
-За верно выполненное задание команда получает 2 балла (сосчитать количество звуков и буков).
Тур 5 «Морфологический».
Учитель:
-Слово Морфология образовано от греческого «морфе» - форма и… логия-
наука. Таким образом, морфология – это раздел грамматики, изучающий слова, как части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги и т.д. Давайте все вместе вспомним части речи.
Давно живу я в мире этом.
Даю названия предметам (существительное).
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны. Я украшаю нашу речь, Меня вам надо знать, беречь! (прилагательное)
Что делать, что сделать
Учащимся школ? На эти вопросы ответит …(глагол).
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе, На него показывает И слова все связывает (предлог).
-В русском языке есть на первый взгляд вроде одинаковые слова по звучанию и написанию, но если к ним внимательней присмотреться, они неодинаковые. Такие слова в русском языке называют омонимами. Это разные части речи.
- Вы должны подписать их в выделенных словах.
1команда:
1. Рой пчёл кружится над липой. Рой яму поглубже.
2. Вода перестала течь. В лодке открылась течь.
3. Мы стали работать лучше. Коньки сделаны из стали.
2 команда
1. Кошка пила молоко. Пила хорошо наточена.
2. В доме топится печь. Мы будем пироги печь
3. На полке лежит кусок мыла. Лена мыла посуду
Тур 6 «Грамматическая арифметика»
Учитель:
- Без букв и грамматики не обходятся и математики!
Грамматическая арифметика
Каждая команда получает задание. За каждое слово 1 балл.
- Нота «до»+ зарытые в земле ценности = доклад
- До + рожки у улитки = дорожки
- До + участок земли, засаженный фруктовыми деревьями + а = досада
- До + термин игры в шашки, шахматы = доход
- С + мелкое место поперек реки = сброд
- Чудеса – а + ный = чудесный
- Часть – ушко – о +а = частушка
- Кабан – ан + лук = каблук
Подведение итогов
- Итак, друзья, пришла пора, И я хочу вам пожелать: Всегда с охотою учиться, Всегда с желанием трудиться. Никогда не унывать, А русский на «отлично» знать.
Рефлексия.
Учитель:
-Вот и закончилось наш турнир знатоков русского языка. Хочется верить, что оно принесло вам что-то новое, неожиданное и радостное.
Слово жюри.
-Понравилась ли вам игра?
-Какое у вас настроение? Отметьте его на своих кружках .И свои улыбки поместим вокруг солнышка как символ любви к нашей Родине
Награждение. (подведение итогов, награждение победителей – медали «Знаток русского языка
Учитель:
- Помните, ребята: «Видна птица по перьям, а человек – по речам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие с использованием ИКТ по русскому языку "Загадочные гласные"
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку. Выполняемые задания расчитаны на детей 7 - 8 лет и позволяют развивать устную речь, наглядно-образное и логическое мышление, умение анализи...
Внеклассное мероприятие 1-4 классы по русскому языку «СВОЯ ИГРА» в коррекционной школе VIII вида
Внеклассное мероприятие 1-4 классы по русскому языку «СВОЯ ИГРА» в коррекционной школе VIII вида...
Внеклассное мероприятие 1-4 классы по русскому языку и математике «СВОЯ ИГРА» в коррекционной школе VIII вида
Внеклассное мероприятие 1-4 классы по русскому языку и математике "Своя игра"...
Сценарий внеклассного мероприятия «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!(для учащихся начальных классов)
Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!(для учащихся начальных классов)...
Технологическая карта внеклассного мероприятия в рамках проведения декады русского языка и чтения «Да здравствует книга!»
Цель мероприятияПоказать роль и значение книги в жизни человека, формировать интерес к чтению книгЗадачи мероприятияЗадачи, направленные на достижения личностных результатов:- показать значение книги ...
Внеклассное мероприятие во 2 классе « Знатоки русского языка».
Цели проведения мероприятия:привитие любви к великому русскому языку,формирование интереса к нему как к учебному предмету,повышение общей языковой культуры; развитие интереса к изучению русского языка...
Внеклассное мероприятие на тему "Наш родной русский язык"
Цели:- создание условий для формирования у детей интереса к изучению русского языка как родного;- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку...