Согласный звук [й'] и буква " и краткое".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ковыршина Елена Николаевна

Конспект урока русского языка "Согласный звук [й']  и буква  " и краткое".  2 класс.

Скачать:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soglasnyy_zvuk_y_i_bukva_i_kratkoe.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс

УМК «Школа России»

Русский язык

Технологическая карта темы

Согласный звук [й,] и буква «и краткое».

Автор разработки:Ковыршина Е. Н..

Тема

Согласный звук [й,] и буква « и краткое».

Цели

 Познакомить  учащихся с особенностями согласного звука [й’];

 Познакомить учащихся с мягким согласным звуком [й`], буквой Й, й; закрепить правила переноса с буквой и краткое, закрепить знания о слогообразующей роли гласного; выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й`] в словах;

 развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память.

аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; выделять.

 

Основное содержание темы

Учащийся должен конкретизировать представление об особенностях звука [й’] и буквы й; правильно произносить данный звук и верно записывать слова с этой буквой ; грамотно писать слова содержащие звук  [й,]; выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебные действия, используя правила.

Термины и  понятия

Согласный звук [й,] и буква и краткое,гласный звук, мягкий согласный звук, слог.

Учебные задачи, направленные на достижение

- предметных результатов:

Уточнить представления  учащихся о согласном звуке [й’];

Различать согласный  звук [[й’] и гласный звук [и], а также слоги, в которых есть звук [й’];

Различать способы обозначения согласного звука [й’] буквами на письме

формировать орфографическую зоркость;

 - метапредметных результатов:

Формировать умение анализировать, обобщать материал

формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности;

 формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации

- личностных результатов:

формировать ценностное отношение к русскому языку;

 воспитывать доброжелательность, терпимость;

развивать навыки сотрудничества во время работы в статичных парах.

 - осознание успешности при освоении темы

Организация образовательного пространства

Ресурсы

Формы работы

Информационный материал:

Учебник «Русский язык» ч.1Л.М. Зеленина,Т.Е.Хохлова.

Демонстрационный материал:

Карточки для  работы в парах, иллюстрации с изображением осени, ребус – мельница, изображение Незнайки…

Интерактивный  материал:презентация, ПК, мультимедиа-проектор.

-фронтальная

-работа в парах        

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

1 Мотивация познавательной деятельности.

Цель: создание  условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

-Сиди тихо, мой дружок.

 -Начинается урок.

Применяет прием «Удивляй!»

Учитель показывает большой конверт , который был получен рано утром и на конверте написано : « 2-Б-открыть на уроке русского языка».

Проявляют свою готовность и интерес  к уроку.

Актуализации опорных знаний

Цель: организовать повторение  способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов

Проблемная ситуация. Учитель достаёт иллюстрации осени из конверта. Предлагает вспомнить названия осенних месяцев .

Предлагает записать названия  месяцев на доске и в тетради.  Организовывает повторение разбора слов учащимися

1.Определение гласных

2. Определение количества слогов.

3.Ударение.

4.Определяют мягкие согласные.

Каллиграфическая

минутка

ос се

 Наблюдение. Называют месяцы.

Записывают названия на доске и в тетради.

Разбирают слова по алгоритму.

Определяют вид соединения, записывают в тетрадь.

Личностные УД
Познавательные УУД

Учатся осуществлять актуализацию изученного материала, повторение  способов действий.

Коммуникативные УУД

Учатся строить ответы на вопросы, слушать собеседников.

формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств

Этап целеполагания и построения проекта коррекции 

Цель : путём подобранных заданий подвести к самостоятельному определению темы и цели на уроке.

Физкультминутка.

Достаёт из конверта ребус – мельница и предлагает заполнить ребус, отгадывая загадки.(гайка, чайка, зайка, лейка)

Подводит к определению темы урока.

Записывает тему урока на доске.

Предлагает учащимся просмотреть сценку  В.В. Волиной « Два хвоста» и продумать вывод на основе сценки. Подводит к определению цели урока.

Очень ловко скачут зайки-

Раз, два, три, раз, два, три,

Скачут, скачут на лужайке-

Посмотри, посмотри!

Вот присели, встали – сели,

Вправо – влево поглядели.

А потом они опять

Дружно начали скакать.

Вправо – влево поглядели

И за парты тихо сели.

Отгадывают загадки и по желанию выходят к доске заполняют ребус .

Определяют что буква И краткое присутствует в ребусе.

Определяют тему урока и дают характеристику звуку Й.

2 учащихся представляют главных героев  в сценке. .Класс смотрит и слушает. Анализируют сценку и делают вывод: хоть буквы похожи по написанию , но обозначают разный звук..Цель : отличать букву и краткое от и.

Регулятивные УУД

Определение темы урока. Целепологание.

 Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно.

Познавательные УД

поиск и выделение информации;

умение структурировать знания; Коммуникативные УУД

Учатся строить ответы на вопросы, слушать собеседников

Этап построения проекта коррекции выявление  затруднений .

Цель:

 Стимулировать интерес к процессу написания задания.

•  Учить школьников:  

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- представлять результат свой деятельности.

 Работа с презентацией. Организует выполнение заданий.

Задание №1

Самостоятельно подобрать такие слова к тем, что даны чтоб получилось слово с и кратким.

 Стая – ……(стайка)

 Аллея – …..(аллейка)

 Скамья – …..(скамейка)

 Семья – …..(семейка)

 Шея – ……(шейка)

Задание № 2

 Организовывает повторение  характеристики звуков  [и] –  [й] –  и правила переноса. [и] – гласный, [й] – согласный. Мы уже знаем, что гласный звук образует слог.Согласный звук слога не образует.

Запомните: звук [й] согласный и слога не образует. Закрепим полученные знания, выполнив задание.

Разделите пары слов на слоги.

Бои – бой

свои – свой

герои – герой

сараи – сарай

музеи – музей

Задание № 3

Организовывает повторение правила переноса слов.

-Поговорим о том, как переносить слова с буквой Й.

-Вы уже знаете, что слова переносятся по слогам. Звук [й] – согласный, значит, его нельзя отрывать от слога.

 май-ка

 чай-ка

 лай-ка

 строй-ка

Задание №4

Прочитайте поговорки и найдите в них слова с буквой Й, разделите эти слова для переноса.

Не желай другому того, чего себе не желаешь.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Делай добро и никого не бойся.

Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться.

Наблюдает за выполнением, фиксирует  трудности при выполнении заданий.

Выполняют задания. Отвечают на вопросы учителя  по окончанию работы с заданием  выполняют взаимопроверку.

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку, вычленять лишнее)

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Регулятивные УУД

Учатся осуществлять контроль, проверять и оценивать результаты деятельности сверстников.

Учатся принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

-умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Этап самостоятельной работы с самопроверкой .

Цель: провести самопроверку по  эталону, фиксировать результаты

Организует подсчет правильно отвеченных заданий. 

Пары обмениваются тетрадями и подсчитывают количество плюсиков за выполненное задание …

Регулятивные УД 
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные УД 
умение структурировать знания;

Этап рефлексии деятельности

Цель: оценивание собственной деятельности на уроке

Предлагает обсуждение тех способов действий, которые помогли справиться с затруднениями.
Применяет приемы «Телеграмма»

Активно участвуют в диалоге с учителем и друг другом.
Заполняют вместе с учителем –что делали на уроке, чему научились .Выставляют смайлики за урок в тетрадях.

Познавательные УД 
умение структурировать знания;
умение адекватно передавать содержание текста;
анализ объектов с целью выделения признаков;
классификация объектов;
установление  причинно-следственных связей

Домашнее задание.

Выполнить упр. 100 на стр. 80.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с презентацией по русскому языку "Согласный звук[Й\'] и буква Й краткое".2класс по учебнику В. П. Канакиной

Технологическая карта и презентация к уроку русского языка для 2 класса по учебнику В. П. Канакиной   УМК "Школа России"....

Технологическая карта темы: Согласный звук [й,] и буква и краткое.

Технологическая карта темы: Согласный звук [й,] и буква и краткое.Использованные современные образовательные технологии- Здоровьесберегающие технологии- Обучение в сотрудничестве- Система согласованно...

Русский язык. 2класс. Согласный звук [й,] и буква и краткое.

Вниманию предлагается технологическая карта и конспект урока для второго класса по изучению темы "Согласный звук - Й, буква "и краткое"....

Согласный звук [Й] и буква Й краткое

Разработка урока русского языка во 2 классе...

Конспект урока русского языка по теме: "Согласный звук [Й’] и буква И краткое".

Конспект урока русского языка "Согласный звук Й и буква И краткое. 2 класс...

Презентация к уроку русского языка " Согласный звук [Й’] и буква И краткое"

Презентация к уроку русского языка "Согласный звук Й и буква И краткое" 2 класс...