Методическая разработка урока Русского языка 1 класс "Буква Е"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Максимова Татьяна Александровна

Тема урока: Гласные буквы Е, е.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: организовать деятельность (совместную и самостоятельную) учащихся, направленную у учащихся на формирование умения выделять в словах звуки [э], [й'э] и обозначать их на письме. Совершенствовать навык чтения, умения работать с текстом.

Задачи урока:

  • обучающие: знакомство обучающихся с буквой Е е, формирование умения обозначать на письме гласный звук после мягкого согласного звука буквой е;
  • развивающие: развитие познавательного интереса, формирование умения использовать знаково-символические средства для решения задач;
  •  воспитательные: формирование навыков культурного общения.

Регулятивные УУД. Ученик научится использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные УУД. Ученик научится использовать знаково-символические средства, в том числе модели, для решения задач.

Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучение грамоте. 1 класс.

Тема урока: Гласные буквы Е, е.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: организовать деятельность (совместную и самостоятельную) учащихся, направленную у учащихся на формирование умения выделять в словах звуки [э], [й'э] и обозначать их на письме. Совершенствовать навык чтения, умения работать с текстом.

Задачи урока:

  • обучающие: знакомство обучающихся с буквой Е е, формирование умения обозначать на письме гласный звук после мягкого согласного звука буквой е;
  • развивающие: развитие познавательного интереса, формирование умения использовать знаково-символические средства для решения задач;
  •  воспитательные: формирование навыков культурного общения.

Регулятивные УУД. Ученик научится использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные УУД. Ученик научится использовать знаково-символические средства, в том числе модели, для решения задач.

Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

Конспект урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

(На доске прикреплены слова: Есть, будет, терпенье и уменье).

- Прочитайте слова и составьте предложение. Это известная пословица. (Задание для читающих детей).

Дети читают слова и с помощью учителя составляют предложение.

Есть терпенье, будет и уменье.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Как можете к себе применить? (Дети коллективно делают вывод: чтобы научиться хорошо выполнять какое-либо дело, нужно много учиться, тренироваться, а для этого нужно терпение и усердие.)

  1. Актуализация знаний.

- Вспомним, с помощью чего мы общаемся? (Мы общаемся с помощью речи).

- Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)

- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов связанных по смыслу.)

 - На что делятся слова? (Слова делятся на слоги).

 - Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков).

- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).

- Какими бывают гласные звуки? (Гласные звуки бывают ударные и безударные).

 - Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).

-Молодцы!

  1. Речевая разминка.

-Прежде чем приступить к изучению нового материала, как всегда речевая разминка.

-Зачем мы это будем делать? (Чтобы подготовить наш язычок для работы).

- Повторяйте вместе со мной хором:

Ме-ме-ме -светлячки видны во тьме.

Не-не-не -пляшут рыбки на волне.

Ре-ре-ре -носим воду мы в ведре.

Ле-ле-ле -стоит чашка на столе.

Ве-ве-ве -васильки растут в траве.

  1. Целеполагание.

 Работа с учебником.

-  Рассмотрите иллюстрации в азбуке на стр. 72.

-Вспомните сказку. Что произошло в начале сказки? Чем закончилась сказка?

- Предположите, чем будем заниматься на уроке? (знакомиться с гласной буквой Е, е).

-Тема нашего урока: «Гласная буква Е, е».

- А сказочным гостем на нашем уроке будет Емеля. И он принёс нам на урок три вопроса на которые мы с Вами должны ответить.

  1. Изучение нового материала. Проблемная ситуация.

(На доске иллюстрации оса и ели.)

-Внимание на доску. Давайте составим звуковые схемы к этим иллюстрациям.

-Сколько звуков и сколько букв в этих словах? (Оса – 3 звука, 3 буквы).

- А у слова ели? (Ответы разные.)

-Почему задание одно, а ответы разные? (Мы ещё не знакомы с буквой е).

На что похожа буква

На дворе — такая жалость! —

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

(Е. Тарлапан)

Ева гребнем причесалась —

В нем три зубчика осталось.

(Г. Виеру)

Е на грядке пригодилась —

Вместо грабель потрудилась.

(В. Степанов)


Б). Сравнение печатной буквы с прописной

- Посмотрите, чем схожи печатная и прописная буква (у печатной углы острые, а

прописной закругленные)

- Напечатайте букву е в тетради.

Игра «Одень человечка»

– Что будем делать? Рассуждаем. (Буква е гласная, закрасим красным цветом. Эта

буква может обозначать 2 звука: [й’] – согласный, мягкий, звонкий; [э] – гласный.

Обозначим это на схеме: “туфли” закрасим в зелёный и красный цвет).

– Теперь мы можем написать первый слог? (Да)

– Где стоит буква е? (Вначале слова)

– Вернёмся к схеме этого слова

Звуко-буквенный анализ слова ели

Сколько звуков и букв в слове ели? (4 звука, 3 буквы)

- Почему эта буква особенная? (Обозначает два звука, когда стоит в начале слова)

6. Работа над новым материалом

1). – Вернёмся к поставленной вами цели урока. Что мы уже сделали?

(Познакомились с буквой е и её звуками).

– А что ещё предстоит сделать? (Будем учиться читать с буквой е слоги).

– На доске прочитайте слоги с буквой е в 1 строчке.

Ел ем ен ев ес ер

Ели ем если

– Какие слоги одновременно являются и словами? (ел, ем)

-Где стоит буква Е?(В начале слова)

- Почему эта буква особенная? (Вывод: обозначает два звука, когда стоит в

начале слова).


- А теперь немного отдохнём.

  1. Физминутка.

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали

Ручками похлопали,

Ножками потопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись

Дружно глазки закрываем

До пяти все мы считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

- Продолжим искать ответы на вопросы Емели.

- Чтобы ответить на второй вопрос давайте прочитаем слоги в Азбуке на с. 73. (Хором читают слоги).

- Как произносятся согласные в этих слогах? (Мягко).

- Какой вывод можем сделать? (Буква е смягчает согласные буквы).

- А какой гласный звук слышится в этих слогах? ([э]).

- Звук ([э] гласный или согласный? (Гласный).

- Докажите.

- Переворачиваем карточку со вторым вопросом. Е обозначает гласный звук [э] в слиянии с мягким согласным.

- Молодцы!

- Возвращаемся в учебник. Работать будем в парах. Сначала один ученик читает соседу слова, затем другой.

- Произнесите протяжно слово «роет».

- Сколько звуков слышится в нём? (Пять).

- Почему так? (Буква е обозначает два звука).

-  После, какого звука следует е? (После гласного).

- Сделайте вывод. (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного).

- Вот мы и ответили на все вопросы Емели.

8. Первичное закрепление.

- Теперь мы будем учиться читать текст с буквой е. Отгадайте загадку: Рыжая плутовка, всех кур пересчитала.

- Правильно, это лиса.

- Найдите в учебнике изображение лисицы, прочитайте текст.

Чтение жужжанием.

 - Кто живёт около ели?

- Что она роет?

- Зачем ей нора?

- Сейчас будем читать текст на с. 75 азбуки. (Читающие дети читают текст в азбуке).

- Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.

- Прочитаем текст по цепочке.

- Почему текст называется Река.

-  Где протекает река? Докажите.

– Что значит невелика?

- Как сказать по- другому?

-Что растёт у берега?

- Какие рыбы водятся в речке?

- Поиграем в игру «Любопытный», ответ на вопрос должен начинаться с буквы е.

-На каком дереве растут шишки? (На ели).

- Какие вы знаете имена на букву е? (Елена, Ева, Егор, Елизавета, Ефросинья, Екатерина.)

- Какие вы знаете животных на букву е? (Енот, ехидна).

- Что говорит мама, когда тебя кормит? («Ешь».)

 - Кто ездил на печи? (Емеля.)

- Отметка, которую не любят школьники. (Единица.)

 - Ягода, похожая на малину. (Ежевика.)

10. Подведение итогов. Рефлексия.

 - Что нового узнали сегодня на уроке?

 -Какие задания вы выполняли с удовольствием?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди...

Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)

Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....