Методическая разработка урока Русского языка 1 класс "Буква Е"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тема урока: Гласные буквы Е, е.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: организовать деятельность (совместную и самостоятельную) учащихся, направленную у учащихся на формирование умения выделять в словах звуки [э], [й'э] и обозначать их на письме. Совершенствовать навык чтения, умения работать с текстом.
Задачи урока:
- обучающие: знакомство обучающихся с буквой Е е, формирование умения обозначать на письме гласный звук после мягкого согласного звука буквой е;
- развивающие: развитие познавательного интереса, формирование умения использовать знаково-символические средства для решения задач;
- воспитательные: формирование навыков культурного общения.
Регулятивные УУД. Ученик научится использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные УУД. Ученик научится использовать знаково-символические средства, в том числе модели, для решения задач.
Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обучение грамоте. 1 класс.
Тема урока: Гласные буквы Е, е.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: организовать деятельность (совместную и самостоятельную) учащихся, направленную у учащихся на формирование умения выделять в словах звуки [э], [й'э] и обозначать их на письме. Совершенствовать навык чтения, умения работать с текстом.
Задачи урока:
- обучающие: знакомство обучающихся с буквой Е е, формирование умения обозначать на письме гласный звук после мягкого согласного звука буквой е;
- развивающие: развитие познавательного интереса, формирование умения использовать знаково-символические средства для решения задач;
- воспитательные: формирование навыков культурного общения.
Регулятивные УУД. Ученик научится использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные УУД. Ученик научится использовать знаково-символические средства, в том числе модели, для решения задач.
Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Конспект урока.
- Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.
(На доске прикреплены слова: Есть, будет, терпенье и уменье).
- Прочитайте слова и составьте предложение. Это известная пословица. (Задание для читающих детей).
Дети читают слова и с помощью учителя составляют предложение.
Есть терпенье, будет и уменье.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Как можете к себе применить? (Дети коллективно делают вывод: чтобы научиться хорошо выполнять какое-либо дело, нужно много учиться, тренироваться, а для этого нужно терпение и усердие.)
- Актуализация знаний.
- Вспомним, с помощью чего мы общаемся? (Мы общаемся с помощью речи).
- Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)
- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов связанных по смыслу.)
- На что делятся слова? (Слова делятся на слоги).
- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков).
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).
- Какими бывают гласные звуки? (Гласные звуки бывают ударные и безударные).
- Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).
-Молодцы!
- Речевая разминка.
-Прежде чем приступить к изучению нового материала, как всегда речевая разминка.
-Зачем мы это будем делать? (Чтобы подготовить наш язычок для работы).
- Повторяйте вместе со мной хором:
Ме-ме-ме -светлячки видны во тьме.
Не-не-не -пляшут рыбки на волне.
Ре-ре-ре -носим воду мы в ведре.
Ле-ле-ле -стоит чашка на столе.
Ве-ве-ве -васильки растут в траве.
- Целеполагание.
Работа с учебником.
- Рассмотрите иллюстрации в азбуке на стр. 72.
-Вспомните сказку. Что произошло в начале сказки? Чем закончилась сказка?
- Предположите, чем будем заниматься на уроке? (знакомиться с гласной буквой Е, е).
-Тема нашего урока: «Гласная буква Е, е».
- А сказочным гостем на нашем уроке будет Емеля. И он принёс нам на урок три вопроса на которые мы с Вами должны ответить.
- Изучение нового материала. Проблемная ситуация.
(На доске иллюстрации оса и ели.)
-Внимание на доску. Давайте составим звуковые схемы к этим иллюстрациям.
-Сколько звуков и сколько букв в этих словах? (Оса – 3 звука, 3 буквы).
- А у слова ели? (Ответы разные.)
-Почему задание одно, а ответы разные? (Мы ещё не знакомы с буквой е).
На что похожа буква
На дворе — такая жалость! —
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
(Е. Тарлапан)
Ева гребнем причесалась —
В нем три зубчика осталось.
(Г. Виеру)
Е на грядке пригодилась —
Вместо грабель потрудилась.
(В. Степанов)
Б). Сравнение печатной буквы с прописной
- Посмотрите, чем схожи печатная и прописная буква (у печатной углы острые, а
прописной закругленные)
- Напечатайте букву е в тетради.
Игра «Одень человечка»
– Что будем делать? Рассуждаем. (Буква е гласная, закрасим красным цветом. Эта
буква может обозначать 2 звука: [й’] – согласный, мягкий, звонкий; [э] – гласный.
Обозначим это на схеме: “туфли” закрасим в зелёный и красный цвет).
– Теперь мы можем написать первый слог? (Да)
– Где стоит буква е? (Вначале слова)
– Вернёмся к схеме этого слова
Звуко-буквенный анализ слова ели
Сколько звуков и букв в слове ели? (4 звука, 3 буквы)
- Почему эта буква особенная? (Обозначает два звука, когда стоит в начале слова)
6. Работа над новым материалом
1). – Вернёмся к поставленной вами цели урока. Что мы уже сделали?
(Познакомились с буквой е и её звуками).
– А что ещё предстоит сделать? (Будем учиться читать с буквой е слоги).
– На доске прочитайте слоги с буквой е в 1 строчке.
Ел ем ен ев ес ер
Ели ем если
– Какие слоги одновременно являются и словами? (ел, ем)
-Где стоит буква Е?(В начале слова)
- Почему эта буква особенная? (Вывод: обозначает два звука, когда стоит в
начале слова).
- А теперь немного отдохнём.
- Физминутка.
Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись
Дружно глазки закрываем
До пяти все мы считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем
- Продолжим искать ответы на вопросы Емели.
- Чтобы ответить на второй вопрос давайте прочитаем слоги в Азбуке на с. 73. (Хором читают слоги).
- Как произносятся согласные в этих слогах? (Мягко).
- Какой вывод можем сделать? (Буква е смягчает согласные буквы).
- А какой гласный звук слышится в этих слогах? ([э]).
- Звук ([э] гласный или согласный? (Гласный).
- Докажите.
- Переворачиваем карточку со вторым вопросом. Е обозначает гласный звук [э] в слиянии с мягким согласным.
- Молодцы!
- Возвращаемся в учебник. Работать будем в парах. Сначала один ученик читает соседу слова, затем другой.
- Произнесите протяжно слово «роет».
- Сколько звуков слышится в нём? (Пять).
- Почему так? (Буква е обозначает два звука).
- После, какого звука следует е? (После гласного).
- Сделайте вывод. (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного).
- Вот мы и ответили на все вопросы Емели.
8. Первичное закрепление.
- Теперь мы будем учиться читать текст с буквой е. Отгадайте загадку: Рыжая плутовка, всех кур пересчитала.
- Правильно, это лиса.
- Найдите в учебнике изображение лисицы, прочитайте текст.
Чтение жужжанием.
- Кто живёт около ели?
- Что она роет?
- Зачем ей нора?
- Сейчас будем читать текст на с. 75 азбуки. (Читающие дети читают текст в азбуке).
- Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.
- Прочитаем текст по цепочке.
- Почему текст называется Река.
- Где протекает река? Докажите.
– Что значит невелика?
- Как сказать по- другому?
-Что растёт у берега?
- Какие рыбы водятся в речке?
- Поиграем в игру «Любопытный», ответ на вопрос должен начинаться с буквы е.
-На каком дереве растут шишки? (На ели).
- Какие вы знаете имена на букву е? (Елена, Ева, Егор, Елизавета, Ефросинья, Екатерина.)
- Какие вы знаете животных на букву е? (Енот, ехидна).
- Что говорит мама, когда тебя кормит? («Ешь».)
- Кто ездил на печи? (Емеля.)
- Отметка, которую не любят школьники. (Единица.)
- Ягода, похожая на малину. (Ежевика.)
10. Подведение итогов. Рефлексия.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
-Какие задания вы выполняли с удовольствием?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Методическая разработка урока русского языка. Сочинение - рассуждение "В чем красота русской зимы?"
Материал к уроку...
Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)
Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...
Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)
Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди...
Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)
Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....