Тема урока: синонимы, антонимы, омонимы Тип урока : повторение изученного материала
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Данный урок 3 по теме « Слово и его значение». Он связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на систематизацию полученных знаний в 1-3классах.Учебный материал не давался в готовом виде. Была выявлена содержательная область урока, и ученики смогли самостоятельно определить тему занятия. Учебную деятельность на уроке формировали фронтальная, групповая, парная и индивидуальные формы работы.
На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью.
Работа в группах, паре позволила организовать взаимодействие уч-ся между собой, создать условия для само- и взаимообучения детей
В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности учащихся, творческую активность.
Задания носили развивающий, творческий характер, что способствовало чувству успешности у детей и использование ИКТ дополнительно способствовало повышению мотивации учащихся, активизировало познавательную деятельность.
Структура урока соответствует его целям. На уроке применены современные педагогические технологии: технология проблемного обучения, здоровье- сберегающие технологии, игровые приемы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Синонимы, антонимы, омонимы»
(УМК «Перспектива»).
Учебный предмет | Русский язык | |
Класс | 4 | |
Цель урока | 1. Создание условия для раскрытия значения понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы» и умения использовать их в активном словаре. 2.Формирование коммуникативных умений. 3. Формирование умения определять отличия синонимов, антонимов, омонимов и обосновывать своё мнение. | |
Основные понятия, термины | Синонимы, антонимы, омонимы. | |
Метапредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир, русский язык | |
Тип урока | повторение изученного материала | |
Планируемый результат | ||
Предметный: - соотносить название термина и его значение; - определять и писать название группы слов; - писать синонимический ряд слов, используя слова для выбора; - определять и писать к слову синоним, используя слова для выбора; - выписывать парами антонимы из предложенных слов; - выделять слова-омонимы из текста . | Личностный: - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к изучению языка; Метапредметный: Регулятивные УУД: -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - выполнять самопроверку учебного задания; - выполнять взаимопроверку при работе в группе, паре. Познавательные УУД: - раскрывать значение понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы», использовать их в активном словаре; - определять отличия синонимов, антонимов, омонимов и обосновывать своё мнение. - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: - формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины. - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | |
Организация пространства | ||
Формы работы | Ресурсы | |
Фронтальная Индивидуальная Работа в парах, группах | Климанова, «Русский язык», ч.1, ч.1, ноутбук, магнитная доска, меловая доска, словари .презентация Мэнэдж Мэт-2шт., «лист достижений» на каждого ученика Конверт №1, №2 с заданиями для п.2, 8. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
1.Организационный (этап мотивации) | Поговорим? О разном и о прочем. И хорошо не очень. а что-то мне известно. Поговорим. .(Мэнэдж Мэт) -Вы сидите за столом в группах. (2 стола , по пять учеников) -Поднимите, пожалуйста, правую руку ученики под номером один. -Встаньте ученики под номером два. -Поднимите левую руку ученики под номером три. -Поднимите обе руки ученики под номером четыре. -Ученики под номером пять, встаньте и поприветствуйте одноклассников и гостей -Давайте поприветствуем партнёра по плечу, и партнёра по лицу | Поговорим. О том, что в жизни хорошо: Ведь что-то знаем мы: Поговорим? Нам будет интересно. Слушают, выполняют задания учителя. | Умение мобилизоваться для выполнения работы. | Умение принимать и сохранять информацию | Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация опорных знаний и умений | 1)Чистописание. -Запишите буквы, данные в тетрадях. Запишите число, «классная работа». 2) Работа в группе ( учащиеся по очереди выполняют работу по кругу на одном (для группы) листе бумаги -Перед вами лежит конверт № 1, в котором даны названия словарей и краткое описание словаря. Вам надо, прочитав описание, найти название словаря, наклеить на таблицу «Словари». ПРОВЕРКА Слайд 1. | Выполняют задание, подробно объясняют свой выбор, анализируют и комментируют результат
В команде ребята обсуждают виды словарей, объясняют . наклеивают Выполняют проверку | Умение осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы | Умение структурировать знания, анализировать объекты с целью выделения признаков, выбирать основания и критерии для классификации объектов, осознанно выстраивать высказывания в устной форме | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принять другую |
3. Поста новка учебной проблемы Форму лирова ние про блемы, планиро вание деятель ности | -Послушайте стихотворение Б.Бобылевой. Гиппопотама бегемот - Как вы думаете, был ли смысл ссориться персонажам стихотворения и почему? -Обсудите в группе и скажите, как называются слова, близкие по значению? -отвечает ученик под №4 -А теперь послушайте стихотворение –загадку Н.Найденовой и назовите слова, противоположные по смыслу. Бывает он в холод, -Обсудите в группе и скажите, как называются слова, противопо - ложные по смыслу? -Отвечает ученик под №3 - А теперь ответьте на такие вопросы: - Что бывает подземным, гаечным, скрипичным? - Отгадайте загадку. Со мной ходи стрельбе учиться, И на гряде меня ищи. Могу попасть я метко в птицу, А также попадаю в щи. -Что это за слова? | Трое учеников читают стихотворение Б.Бобылевой по ролям -Нет. Им не было смысла ссориться, потому что слова гиппопотам и бегемот обозначают одно и то же животное. Обсуждают в группе. - Слова, близкие по значению, называются синонимами. (Ветер). Холод-зной Добрый-злой Загудит-притихнет Умчится-примчится Обсуждают в группе. - Слова, противоп-е по смыслу, называются антонимами. - Ключ - Лук -Слова – тёзки. Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению. | Умение определять последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить | Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
- О каких словах мы будем говорить на уроке? Сформулируйте задачи урока. - Каковы пути решения этой проблемы? | -Синонимы, антонимы, омонимы. -Повторить о син.,ант., омон. -Узнать , какую роль играют эти слова в русском языке. -Научиться употреблять их речи. - Расширять словарный запас, больше читать, выполнять упражнения. | Умение формулировать тему урока, планировать пути решения проблемы, прогнозировать.
| Умение решать проблемы, строить логическую цепь рассуждений, доказывать, выдвигать мнение их обоснование. | Умение сотрудничать в поиске и выборе информации. | |
5.Откры тие нового знания | Работа по учебнику 1. Упр.138 стр.86 1)-Прочитайте задание к упражнению.
2) -Прочитайте слова первой группы. - Как называются слова этой группы? -Какие слова называются «антонимами»? -Как вы думаете, где можно найти антоним к слову? Демонстрация словаря антонимов 3) Задание -Подберите свою пару антонимов и составьте с ней предложение. Для этого можете обратиться к словарю. Проверка задания 4) -Прочитайте слова 2-й группы и скажите, как называются слова этой группы? -Какие слова называются «синонимами»? -Как называется словарь, в котором можно найти синонимы к слову?
Демонстрация словаря синонимов. 5) Задание - Прочитайте текст. Старый человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых обычаях; а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете старую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в старые времена их было не меньше. - Обсудите с партнером по плечу и скажите, какую ошибку допустил автор? -Отвечает партнер А. Встаньте партнеры А. - Вам знакома такая ситуация, когда человек повторяется? А вы в своей речи употребляете часто одно и тоже слово? - Подумайте, что нужно предпринять, чтобы избежать назойливого повторения в речи одних и тех же слов. -Какие слова нам помогут? -Для чего служат синонимы? - Вернёмся к тексту. Попробуйте подобрать синонимы к слову «старый». - Подобрать синоним к слову поможет словарь синонимов русского языка. Помним, что все слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Каждая словарная статья представляет собой перечень слов-синонимов, их толкование и примеры из литературных произведений.
- Давайте выберем наиболее подходящие синонимы к тексту. ( записать на доске Давний, старинный, ветхий, древний. ) -Откорректируйте текст с помощью отобранных слов-синонимов и запишите его. СЛАЙД 3 Проверь себя Старый человек любит вспоминать давние события и рассказывать о старинных обычаях, а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете ветхую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в древние времена их было не меньше. -Поставьте оценку в «лист достижений» 6)-Прочитайте слова третьей группы. Как называются слова этой группы? - В каких словарях мы можем узнать, что у слова есть омоним? Демонстрация словаря омонимов и толкового словаря. -Найдите в толковом словаре значения омонимов слова «овсянка» 7) Задание -Приведите свои примеры 8. Прочитайте информацию в рубрике «Узелки на память». Что вы можете сказать о ваших знаниях? | Читают задание к упражнению. Читают слова первой группы -Антонимы
-Это слова, противоположные по значению. -В словаре антонимов. Подбирают антонимы и составляют предложение. Читают слова, дают ответ (слова синонимы) -Это слова, близкие по значению. -Словарь синонимов. Читают текст. Обсуждают. - В тексте повторяется одно и то же слово “старый”. - Чтобы избежать повторения в речи одних и тех же слов нужно использовать синонимы. Синонимы обогащают нашу речь, делают её более яркой, образной и выразительной, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе. Работа со словарями синонимов Давний, старинный, ветхий, древний. Читают слова, дают ответ ( слова омонимы) - В словаре омонимов и в толковом словаре. Подбирают омонимы к слову «овсянка» (каша, птица) Читают информацию на стр. 87. (Знаем, какие слова называются синонимами, антонимами и омонимами и можем работать со словарями) | Умение выдвигать гипотезы на основе учебного материала; участвовать в решении учебной задачи; | Умение раскрывать значение понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы» и использовать их в активном словаре; определять условие проверки и обосновывать своё мнение. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
6.Первичная проверка понимания | Физкультминутка Тач даун -Я говорю вам слова антонимы Если вы со мной согласны, то вы все встаёте, если нет - сидите. Близкий –далекий Большой – великий Большой - маленький Восход – закат Слух –молва Зацветать - отцветать Подлинный –настоящий Натуральный - поддельный | Ученики слушают, выполняют задание. + - + - + - + | Умение выполнять учебное задание, используя правило; выполнять самопроверку и корректировку учебного задания;
| Умение структурировать знания. | Умение адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания. |
7.Применение новых знаний | Работа по учебнику на стр.86 упр.139 1) -Внимательно прочитайте задание к упражнению. -Кто не понял задание? -Выполняем задание самостоятельно. 2) Взаимопроверка. СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ ( 2 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных карточках и по окончании одновременно передают друг другу) - Поменяйтесь тетрадями с партнерами по лицу, возьмите ручки с зеленой пастой, проверьте по образцу. Слайд № 2 -Поблагодарите партнера за работу. -Поставьте оценку в «лист достижений» | Читают задание, выполняют самостоятельно. Проводят взаимопроверку. Ошибки исправляют зеленым цветом. | Умение анализировать, находить существенные признаки, контролировать, оценивать, вносить коррективы
| Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач; самостоятельно создавать способы решения проблем | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
8.Рефлексия учебной деятельности | 1) Работа в группе. -Возьмите конверт №2 и завершите заполнение таблицы «Словари» 2) Проверка задания. -Если согласны с ответом, то хлопаете, если нет, то топаете 3) работа по карточкам -Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные буквы и подчеркните антонимы. 1) Уч…нье - свет, а неучен…е - тьма. 2) Мя…ко стелет, да жёс..ко спать. 3) В глаза не хв…ли, а за глаза не кори. 4) Сытый г..лодного не разумеет. 5) За маленьким погнался, а б…льшое п…терял. 6) Меньше г…вари, а б…льше делай 4. Самопроверка -Возьмите ручки с зеленой пастой. Исправьте ошибки. -Поставьте оценку в «лист достижений» | Наклеивают названия словаря и его описание (о словарях синонимы, антонимы, омонимы) Группы по очереди читают определения. Слушают, выполняют задания. | Умение выполнять учебное задание, используя правило; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
| Умение раскрывать значение понятия «синоним, «антоним», «омоним» и использовать его в активном словаре; обосновывать своё мнение. | Умение интегрироваться в группу и строить продуктивное сотрудничество , владение монологической и диалогической формами речи |
9.Подведение итогов урока. | -Какие задачи мы ставили в начале урока? -Что вы узнали на уроке ? -Что такое антонимы ? -Что такое синонимы? -Чем они могут различаться ? -Что такое омонимы ? -Как их распознать в словаре ? -Выполнили ли задачи урока? | -Повторить о син., ант, омон. -Научиться употреблять их в речи. -Расширять словарный запас. | Умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; — оценивать результат собственной деятельности. | Умение составлять целое из частей, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждения | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
10. Домашнее задание | Для всех: стр. 87-повторить правило. По выбору: стр.89 упр.145 или стр. 89 упр. 146 | Записывают задание в дневниках. | Умение планировать своё действие в соответствии с учебным заданием. | Умение использовать приобретённые знания при выполнении задания | Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую |
Литература
- Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1 – 4 классы
- “Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу” Москва “Дрофа” 2000г.
- З. В.Л. Канакина “Работа над трудными словами в начальных классах”. Москва. “Просвещение” 1991 г.
- М.Р Львов “Правописание в начальных классах”. Москва. “Просвещение”. 1990г.
- Сборник статей “Работа над словом на уроках русского языка”. Москва. “Просвещение”. 1985г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока" Повторение изученного материала в 3 четверти" 2 класс
Подробный конспект урока по теме " Повторение изученного в 3 четверти". Учебник Моро.2 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/25/picture-482588-1411655737.jpg)
Урок для дистанционного обучения по русскому языку в 4 классе. Тема урока: Повторение изученного материала по теме: «Местоимение». Склонение личных местоимений
Урок предназначен для дистанционного обучения по русскому языку в 4 классе. Итоговый....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/01/picture-454740-1404218902.jpg)
Предмет: русский язык Класс – 4 Тема: Повторение изученного материала по теме «Глагол»
Предмет: русский языкКласс – 4Тема: Повторение изученного материала по теме «Глагол»Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/25/picture-50562-1506368374.jpg)
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Повторение изученного по теме «Лексика»: Синонимы, антонимы.
Закрепить и обобщить знания и умения по теме «Лексика". Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, внимание, творческие способности. В работе есть дидактические игры, работа в груп...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/22/picture-962647-1508679082.jpg)
Занятие по предмету «Чтение». 2 класс. Коррекционная школа Тема: Обобщение к разделу «Мир животных». Урок обобщения изученного материала.
Вашему вниманию представлено индивидуальное занятие по чтению на дому с обучающимся 2го класса коррекционной школы, имеющим такие сложные сочетанные дефекты развития, как детский церебральный паралич,...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/27/picture-1446524-1672140167.png)
Презентация к уроку "Синонимы. Антонимы. Омонимы" ( УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: актуализировать умение обучающихся различать синонимы, омонимы и антонимы....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/06/picture-1113191-1549451284.jpg)
Конспект урока "Синонимы, антонимы, омонимы". Урок закрепления.
Цель:1. Создание условия для развития речи детей, расширение их словарного запаса, формирование коммуникативных умений.2. Формирование умения опознавать синонимы, антонимы, омонимы.Задачи урока:...