Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Обучающее сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри »
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Цель данного урока: составить и записать художественное описание картины В.М.Васнецова "Богатыри"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе

Плужниковой Ольги Николаевны , учителя начальных классов
МБОУ СОШ №4 г.Рассказово Тамбовской области

Тема: Обучающее сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри »

Цель урока: составить и записать художественное описание картины.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с творчеством В. М. Васнецова и историей создания картины «Богатыри ».

2. Формирование умения использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником.

3. Развивать связную диалогическую и монологическую речь учащихся.

4. Развивать творческое воображение, чувства и эмоции учащихся.

5. Воспитывать любовь к Отечеству.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся составлять и записывать текст по репродукции картины, познакомятся с творчеством В.М.Васнецова , формирование умения рассматривать и анализировать картину, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фантазии, воспитание интереса к творчеству художника.

Метапредметные:

Познавательные: отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: овладевать навыками конструктивного сотрудничества, уметь слушать товарища, развивать речь обучающихся.

Образовательные ресурсы:

1. Толковый словарь.

2. Интернет-ресурсы: Серия электронных альбомов «Жизнь и творчество великих художников».

3. Карточки для индивидуальной работы, карточки со словарными словами.

4. Аудиозапись песни «Богатырская наша сила»

5. Репродукция картины В.М.Васнецова «Богатыри».

6. Презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

С добрым утром! Начат день! Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать всем на пять!

II. Актуализация опорных знаний

Сегодня на уроке мы отправимся в виртуальную экскурсию по Третьяковской галерее и познакомимся с одной из самых известных картин. (Презентация. Слайд 2)

Попробуйте отгадать загадку и тогда вы узнаете, кто изображен на картине. (Слайд 3)

Ладно скроен,

Крепко сшит,

За землю русскую стоит. (Богатырь)

Кто такие богатыри? (По словарю С.И. Ожегова 1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги. Синонимы: герои, воины, борцы, защитники) (Слайд 4).

С кем боролись богатыри? (с врагами своей земли, с чудищами)

Каких богатырей вы знаете?

Рассматривание картины. (Слайды 5, 6) под музыку «Богатырская наша сила»

Посмотрите на эту картину, знакома ли вам она?

Кто знает автора картины?

  1. Рассказ учителя о художнике

Виктор Михайлович Васнецов – выдающийся русский художник. (Слайд 7). В.М. Васнецов родился в 1848 году в семье священника. В семье Васнецовых было шестеро сыновей. Образование получил в Вятской духовной семинарии. С детства Виктор увлекся рисованием. Позже поступил в Академию художеств в Петербурге. Многие картины художника связаны с русскими сказками и былинами.

Посмотрите на репродукции его картин и объясните, почему его называли художником-сказочником? (Слайд 8-10).

Художник написал много картин на тему былин, сказок: «Иван-Царевич на Сером Волке», «Витязь на распутье», «Аленушка», «Царевна-лягушка». Картина «Богатыри» одна из самых известных работ художника.

Находятся «Богатыри» в Третьяковской галерее в Васнецовском зале. Писал картину художник более 20 лет, изучал былины, сказания.

  1. Определение темы, постановка учебной задачи.

Сформулируйте тему и цель нашего урока.

(Учитель обобщает высказывания детей, уточняет тему, цели и задачи урока).

Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». Для этого нужно понять, что художник хотел сказать нам, зрителям, этой картиной, какими мыслями и чувствами хотел с нами поделиться. Чтобы справиться с работой, нужно поближе познакомиться с автором, внимательно рассмотреть картину, увидеть все детали, которые художник изобразил на картине.

V. Работа по картине (Слайды 11-14)

  1. Беседа по картине «Богатыри»

Кого из богатырей вы узнали? Как их зовут? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)

Где изобразил богатырей художник Васнецов?

Как выглядят богатыри? Опишите каждого из них (внешний вид, доспехи богатыря, возраст, осанка, взгляд и т. д.).

Илья Муромец: самый старший, могучий, крепкий, зорко всматривается вдаль, под ним мощный вороной конь.

Добрыня Никитич: по преданиям был образованным и мудрым, сильным, ловким, готовым нестись в бой в любую минуту, в руках у него волшебный меч-кладенец.

Алеша Попович: молод, красив, полон отваги и смелости, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Любил Алеша Попович и песни попеть, и повеселиться.

В каких позах изображены всадники? (Илья Муромец пристально всматривается вдаль, Добрыня Никитич держит наготове свой меч, Алёша Попович приготовил лук и колчан со стрелами.)

Куда смотрят богатыри? (Осматривают просторы родной земли, не идет ли враг)

Что изображено на картине за спинами богатырей? (высокие холмы, поросшие лесом.) А перед ними? (бескрайние степи)

Все ли спокойно на Руси?

Как художник передаёт тревогу богатырей? (Темные краски, небо хмурое, тучи.)

  1. Анализ восприятия картины.

Подумайте, какие мысли и чувства хотел передать автор картины?

Как автор относится к своим героям? (Он уверен, что Русская земля под надежной защитой, он гордится богатырями, настоящими защитниками земли Русской и хочет, чтобы мы помнили о них).

А и сильные, могучие

Богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь — не шатается!

И века простоит — не шелохнется.

(Мультфильм «Алёша Попович и Тугарин Змей»)

  1. Физкультминутка «Богатырь»

Богатырь – вот он каков: (Дети стоят в кругу)

Он силен, он здоров, (Показываю силача)

Он из лука стрелял, (Показывают стрельбу из лука)

Метко палицу бросал, (Выполняют замах и бросок)

На границе стоял, (Показывают)

Зорко-зорко наблюдал, (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)

Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)

Станем, как богатыри! (Руки на пояс)

VII. Коллективное составление плана

Из скольких частей состоит текст? (Из трех: вступление или зачин, основная часть, концовка или заключение.)

О чем напишем во вступлении? (Об авторе, его замысле)

О чем напишем в основной части? (Опишем богатырей и природу)

О чем будем писать в заключении? (О своем впечатлении от картины, об отношении автора к своим героям)

Примерный план.

1. Вступление. Название картины, автор.

2. Основная часть.

а) Описание Ильи Муромца.

б) Описание Добрыни Никитича.

в) Описание Алеши Поповича

г) Пейзаж картины.

3. Заключение. Впечатление от картины.

VIII. Словарная работа

Высказывания по пунктам плана, уточнение лексического значения слов, запись опорных слов.

Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Древняя Русь, палица, кольчуга, щит, копьё, сбруя, шлем, колчан, меч-кладенец.

IX. Устное сочинение в группах

а) Работа в группах по карточкам.

На карточках записан один из пунктов плана. Группа обсуждает ответ и представляет его в устном виде.

б) Представление работы группы.

в) Уточнение соответствия ответа группы на пункт плана, коррекция и соединение частей в цело

X. Творческая письменная работа

XI. Итог урока

С какой картиной познакомились сегодня на уроке?

Кто автор картины?

Какая была цель нашего урока? Достигли мы её?

XII. Рефлексия (Слайд 15)

Поделитесь своими мыслями об уроке.

Что было для вас познавательным, интересным?

Какие трудности пришлось преодолевать?

Какое у вас настроение?

Примерные сочинения учащихся.

Сочинение

Одна из самых известных картин В. М. Васнецова - « Богатыри». Больше 20 лет художник писал картину. На картине изображены три богатыря. Самый сильный - Илья Муромец, отважный - Добрыня Никитич, смекалистый - Алёша Попович.

В правой руке Ильи Муромца палица, а в левой руке - щит и копьё. Он одет в железную кольчугу, на голове - шлем. Богатырь зорко всматривается вдаль: нет ли где врагов земли Русской.

Слева от Ильи Муромца - Добрыня Никитич. Одет он в кольчугу и княжеские доспехи. Добрыня уже вынимает меч из ножен и готов в любую минуту вступить в бой.

Справа Алёша Попович. Он самый молодой и веселый богатырь. В руках у него лук.

За спинами богатырей - высокие холмы, дремучие леса, а впереди- широкая степь. Богатыри зорко следят за тем, чтобы враг не напал на Русскую землю.

В.М. Васнецов передал силу и мощь наших воинов. Мы верим, что наши богатыри хорошо охраняют свою Родину.

Сочинение

Виктор Михайлович Васнецов – известный русский художник. Одна из самых известных его картин – «Богатыри».

Богатыри внимательно всматриваются в родные просторы.
В центре картины Илья Муромец. Он самый сильный. Богатырь грозно всматривается в родные просторы. Он одет в кольчугу и шлем. В своих руках он держит тяжёлое копьё и палицу. У Ильи вороной богатырский конь.

Добрыня Никитич сидит на белом резвом коне. Он готов сразиться с врагом в любой момент. В руках богатыря меч.

Слева от Ильи Муромца – Алеша Попович. Юный богатырь держит наготове лук. На боку у него гусли. Он сидит на гнедом коне.

Темные тучи гуляют по небу. Ветер веет по просторам. За спинами богатырей тянется дремучий лес.

Мне очень понравилась эта картина. Я горжусь русскими богатырями. Они готовы в любую минуту встать на защиту своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка, 3 класс, обучение написанию сочинения-миниатюры

Сочинение – творческая работа, которая требует наивысшей самостоятельности учащегося, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Вашему вниманию представлен урок русског...

Конспект урока русского языка, 4 класс, "Сочинение по картине К. Юона "Волшебница зима"

Русский язык, 4 класс, урок развития речи, тема "Сочинение по картине К. Юона "Волшебница зима"...

Конспект урока развития связной речи по теме: "Редактирование сочинения по картине В. М. Васнецова "Алёнушка".

Урок редактирования - урок работы над речевыми ошибками занимает особое место в системе уроков по развитию связной речи младших школьников. В конспекте представлена подробная работа над текстом сочине...

Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Сочинение по картине В.М.Васнецова "Снегурочка"

В презентации содержиться весь необходимый материал для проведения урока русского языка по теме...

Конспект урока русского языка 3 класс по теме: Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе».

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: сочинение по репродукции картины А.А. Рылова "В голубом просторе"....

Конспект урока русского языка для 4 класса по теме: “Сочинение по картине В. М. Васнецова “Богатыри””

Цель урока:Подготовиться к написанию сочинения по картине В.М. Васнецова “Богатыри”....