Конспект урока развития связной речи по теме: "Редактирование сочинения по картине В. М. Васнецова "Алёнушка".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок редактирования - урок работы над речевыми ошибками занимает особое место в системе уроков по развитию связной речи младших школьников. В конспекте представлена подробная работа над текстом сочинения по картине В. М. Васнецова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   Парфёнова Елена Сергеевна

                                                   МБОУ «СОШ №13 с УИП»

                                                                              г. Выборг              

                         Урок развития связной речи.

Тема: Редактирование текста сочинения по картине

В. М. Васнецова «Алёнушка».

Задачи урока:

1.Формирование умения  совершенствовать содержание, речевое оформление и структуру текста, используя памятку

2.Формирование умения исправлять случаи неточного употребления слов.

3. Формирование умения раскрывать микротемы  текста.

4.Формирование умения находить и исправлять недочёты и ошибки в тексте.

Оборудование:

у учителя:

репродукция картины В. М Васнецова «Алёнушка»;

У учащихся:

листок с образцами типичных ошибок;

памятка «Как работать над речевыми ошибками»;

карточка подготовки к сочинению.

                                 Ход урока

Организационный момент.(1мин.)

–Проверьте готовность к уроку, настройтесь на работу.

2.Общая оценка работ. Постановка учебной задачи.(4мин.)

- Какая задача стояла перед вами на прошлом уроке? (Нам надо было описать картину В. М. Васнецова «Алёнушка».)

-Большинство из вас точно  подобрали заголовок. Подробная работа на предыдущем уроке  помогла вам построить распространённые предложения. Но все работы имеют недостатки и требуют их исправления. Есть в работах отдельные удачные  фрагменты, которые получились связно, эмоционально. Послушайте их.

-«В лесу около омута  на холодном сером камне сидит Алёнушка. На ней чёрный дырявый сарафан и старая голубая кофта.  Из-под сарафана видна нижняя юбка. Голову девочка положила на колени, ручки сомкнула в замочек. Каштановые волосы рассыпались по плечам. Лицо у Алёнушки печальное. В глазах застыли слёзы». (Берников Н.)

«Глухой тёмный лес спрятал Алёнушку от беды». (Федоренков В.)

   «В центре картины сидит печальная Алёнушка. У неё случилась большая беда. Вид у Алёнушки грустный. Одежда на ней старая, рваная. Алёнушка босая. Видно сразу, что девочка из бедной крестьянской семьи.

   Она сидит на холодном сером камне одна. Алёнушка будто застыла на месте. Вокруг неё один тёмный лес. Осинки шелестят своими листочками. Они словно успокаивают Алёнушку. Ласточки щебечут над девочкой. Лес окружил её и тоже защищает». (Чоботару Р.)

- Чему будете учиться сегодня на уроке? (Будем учиться находить ошибки и недочёты в текстах и исправлять их.)

3. Работа над типичными ошибками. (13мин.)

- Что поможет при работе над речевыми ошибками? (Поможет памятка.)

Памятка работы над речевыми ошибками.

Условное обозначение ошибки

        Ошибка

Способ исправления

Пропуск важного слова или предложения

Вставить пропущенное слово или предложение

                     

                   Ф.

Фактическая ошибка.

Написать так, как было в тексте (в жизни)

Выделение части

Начать с красной строки

               Н.

Неудачное слово или предложение

Заменить другим словом или составить другое предложение

             П.

Повтор

Заменить повторяющееся слово

           1, 2, 3

Неудачный порядок слов или предложений

Изменить порядок слов или предложений

   

             С.

Нет связи между предложениями или частями

Связать соседние предложения или части

Неполно раскрыто

Рассказать подробнее

            (.)      (.)

Неправильно определены границы предложения

Поставить нужные знаки в конце предложения

              [   ]

Лишнее

               

Убрать лишнее

 

1.Соответствие текста сочинения каждой части теме и главной мысли.

-Какое главное требование к тексту, который вы создавали? (Текст должен соответствовать теме и  раскрывать замысел художника.)

-Напомним тему и главную мысль. Найдите на ваших карточках. (Картина рассказывает о том, как Алёнушка в лесу одиноко переживает свою беду. Художник хотел показать, что  девочка очень страдает.)

-Возьмите листок с образцами ошибок. Прочитайте первый отрывок.(1 ученик читает вслух: «Листья опавшие жёлтые. Омут глубокий и тёмный. Вода в омуте почти чёрная. Лес мрачный, дремучий. Небо сумрачное, серое».)

-Что вы скажите ученику, который это написал. (Составлены не предложения, а словосочетания. Мысль не выражена.)

-Какую мысль в этой части надо выразить? (Природа грустит вместе с Алёнушкой.)

- Какую подсказку дадим тем, кто допустил подобную ошибку. ( Надо составить предложения и связать эту часть с описанием  Алёнушки.)

-Исправим эту ошибку вместе. Не забудь о вводном предложении, которое поможет части связать. (Перед Алёнушкой глухой омут. По чёрной воде плывут опавшие жёлтые листья. Алёнушка сидит на сером камне возле глубокого тёмного омута. Вокруг мрачный дремучий лес. Он защищает девочку. Вдали виднеется серое небо.)

-Что поможет отредактировать эту часть? (Помни о главной мысли и используй опорные слова при составлении предложений.)

-То же самое надо помнить, описывая  Алёнушку. Вы подробно описали девочку, но многие забыли, с какой целью? ( Мы описывали девочку, чтобы показать, что у неё безутешное  горе.)

-Где об этом лучше сказать? (Об этом надо сказать в начале или в заключении описания Алёнушки.)

-Какая деталь в картине указывает на тяжёлое душевное состояние девочки? (Алёнушка в лесу одна.)

-Эта деталь  очень важна для раскрытия главной мысли картины. Не забудьте о ней. Конечно, каждый из вас скажет об этом по-своему.

.

2.Неудачный порядок слов в предложении или предложений в тексте. Связность текста.

-Прочитайте следующий отрывок. («По омуту плывут опавшие жёлтые листья. У Алёнушки беда. Девочке очень грустно. У неё слёзы текут. Уныло склонились к воде травинки».)

-Какой недочёт обнаружили? (Нарушен порядок предложений в тексте.)

- То есть, нет последовательности при составлении текста.

-Обозначьте этот недочёт значком на полях. (Учащиеся выполняют.)

-Какой совет дадим тем, кто допустил подобные ошибки? (Напиши по порядку: сначала всё о девочке, потом о природе. Пользуйся планом.)

-Исправим этот недочёт вместе. (У Алёнушки беда. Девочке очень грустно. У неё текут слёзы. По омуту плывут опавшие жёлтые листья. Уныло склонились к воде травинки».)

- Какой недочёт заметили теперь? (Нет связности отрывка об Алёнушке с отрывком о природе.)

- Как вы думаете, какое предложение необходимо добавить? (Перед Алёнушкой глухой   омут.)

-Какую роль сыграло это предложение? (Предложение связало две части: об Алёнушке и о природе.)

-Составляя следующее предложение, читайте предыдущее. Тогда избежите этого недочёта.

- Эта ошибка касается не только частей, но и отдельных предложений.

Прочитайте далее. («Омут глубокий неподвижный несёт жёлтые листики».) Как лучше сказать? Внесите исправления самостоятельно.

–Какое предложение получилось? (Глубокий неподвижный омут несёт жёлтые листики.)

3.Неудачное слово или предложение.

-Читаем следующий образец ошибки. («На голове у неё каштановые волосы».)

-Обозначьте ошибку на полях. (Самостоятельная работа учащихся.)

-Какой значок поставили?  (Значок  «Неудачное предложение».)

-Какую мысль выразил ученик? (Мысль о том, что волосы каштановые.)

-А какую мысль выразил художник? (Каштановые волосы растрепались. Каштановые волосы рассыпались по плечам девочки.)

- У кого ещё на полях такой значок? Как исправить? (Картину «Алёнушка» художник нарисовал в 1881 году».)

-Как исправить? (Заменить слово, более  точно передающим мысль.)

-Отредактируй его сам. («Картину «Алёнушка» художник написал в 1881 году».)

4.Нарушение границ предложения.

-Читаем следующий образец. («В глазах у неё слёзы каштановые волосы у девочки рассыпаны по плечам».)

-Какую ошибку допустил ученик? Обозначь на полях. (Нарушена граница предложения. Здесь не одно предложение, а два.)

- Докажите. (Одна мысль о слезах, а другая мысль о волосах.)

 -Исправьте ошибку самостоятельно.

-Проверим. («В глазах у неё слёзы. Каштановые волосы у девочки рассыпаны по плечам».)

-Какое замечание у вас к первому предложению? (В нём нет сказуемого.)

- Добавьте подходящее сказуемое. («В глазах у неё застыли слёзы».)

- Каким значком у вас обозначена эта речевая ошибка? (Эта ошибка обозначена галочкой.)

-Почему важно в данном случае добавить слово? (Оно полнее раскрывает состояние девочки.)

-У кого встретилась подобная ошибка?

- Многие из вас допустили такую ошибку.

5. Искажение фактов.

- Читаем далее. («Синички щебечут над Алёнушкой.»)

-Отметьте ошибку на полях. (Самостоятельная работа учащихся.)

- В чём ошибка? (Не синички щебечут, а ласточки. Это фактическая ошибка.)

-Как должно звучать предложение? (Ласточки щебечут над Алёнушкой».)

-Что посоветуем авторам подобных ошибок? (Во время работы чаще смотри на картину.)

6. Повтор.

-Читаем далее. («Алёнушка из бедной крестьянской семьи. У Алёнушки босые ноги».)

-Обозначьте недочёт на полях самостоятельно и исправьте его.

-Проверяем.В чём заключается ошибка? (Повтор слов в двух рядом стоящих предложениях.)

-Какой дадим совет авторам подобных ошибок? (Используйте синонимы в тексте. Они на доске и в «копилках».)

- Отредактируйте предложения. (Алёнушка из бедной крестьянской семьи. У неё босые ноги.»)

7.Работа над совершенствованием структуры сочинения.

- У многих ребят нет последовательности  в сочинении. Дадим себе совет, чтобы текст получился связным и последовательным. (Надо работать по плану.)

- Сколько в тексте частей? (В тексте 3 части.)

Какая часть самая важная для раскрытия главной мысли? (2 часть.)

-Сколько абзацев  в ней выделим? (Во 2 части 3 абзаца.)

-Назовите, о чём каждый из них. (1абзац -  об Алёнушке, 2- о природе, 3 - о красках, которые использовал художник.)

-Какой из них должен быть самым подробным? (Абзац, в котором описываем Алёнушку.)

- О чём надо сказать в последней части сочинения? (Надо выразить своё отношение к картине.)

- Сначала предложение проговори мысленно, только затем записывай его.

Мы поработали коллективно над некоторыми речевыми ошибками.

Теперь вы сможете исправить подобные ошибки самостоятельно. Если понадобится помощь, подними руку.

- Какие ещё  ошибки надо будет исправить? (Надо исправить ошибки орфографические.)

- В тетрадях у вас сделаны красные правки этих ошибок. При необходимости пользуйтесь орфографическим словарём.

- Во время проверки работы выполни самоконтроль: обозначь точками все ошибкоопасные места и подчеркни те слова и предложения, которые отредактировал.

4. Физкультминутка. (1 мин.)

 

4.Индивидуальная работа.(25мин.)

Учащиеся переписывают сочинение. Учитель помогает слабоуспевающим.

5.Итог урока (1мин.)

- Все старались исправить ошибки. На следующем уроке узнаете результаты.

Самоанализ урока по теме «Редактирование текста сочинения по картине В. М. Васнецова «Алёнушка».

   Урок проводился на следующий день после написания сочинения. По типу это урок работы над ошибками.   Структура урока, приёмы, которые использовались, соответствовали характеру урока и способствовали решению поставленных перед уроком задач.  

Урок решал следующие задачи урока по работе над речевыми ошибками и недочётами:

1.Формирование умения  совершенствовать содержание, речевое оформление и структуру текста.

2.Формирование умения исправлять случаи неточного употребления слов.

3. Формирование умения раскрывать микротемы в тексте.

4.Формирование умения находить и исправлять недочёты и ошибки в тексте, используя памятку.

Основной приём, который использовался на уроке – подробный анализ ошибок в содержании, речевом оформлении текста и их исправление.

Анализировалась последовательность и связность текста, отдельных предложений.

Коллективная работа над наиболее типичными ошибками в сочетании с самостоятельной работой позволила отредактировать отдельные эпизоды сочинения устно. При этом учащиеся обсуждали не только конкретные ошибки, но и  способы исправления всех подобных ошибок. (Обращение к опорным словам, синонимам, плану, теме, главной мысли, содержанию картины.) Работа с помощью памятки способствовало формированию обобщённого способа действий при работе над речевыми ошибками. Классификация наиболее часто встречающихся ошибок формировало у учащихся  навык определения типа ошибки и самостоятельной работы по редактированию текста. Памятка позволяла учащимся не только определить характер ошибки, но и подсказывала, как исправить её.

Применялись различные  виды упражнений над  предложением:

составление предложений на основе словосочетаний («Листья опавшие жёлтые. Омут глубокий и тёмный. Вода в омуте почти чёрная. Лес мрачный, дремучий. Небо сумрачное, серое».);

дополнение предложения подходящим по смыслу словом, («В глазах у неё слёзы».);

распространение предложения. («Виднеется серая полоска неба.»)

-Где виднеется? (Вдали виднеется серая полоска неба».);  

замена слова в предложении  на более удачное («Картину «Алёнушка» художник нарисовал в 1881 году».);

 изменение конструкции предложения («На голове у неё каштановые волосы».) ;

изменение порядка предложений в отдельных эпизодах («По омуту плывут опавшие жёлтые листья. У Алёнушки беда. Девочке очень грустно. У неё слёзы текут. Уныло склонились к воде травинки».) Составление предложений, которые связывают части текста, (Перед Алёнушкой глубокий омут.)

Изменение порядка слов в предложении («По омуту плывут опавшие жёлтые листья».)

Наглядно представленный на доске подробный план позволял уточнить микротемы текста и поработать над его последовательностью, направить учащихся на более полное раскрытие каждой микротемы.

Повторное рассматривание картины  позволило дополнить содержание текста. Учитывая творческий характер работы, предлагалось создавать различные варианты ответов.

Все эти виды упражнений использовались с точки зрения соответствия теме и главной мысли картины. Поэтому полезным было повторение темы и главной мысли  в самом начале урока.

Основное место на уроке отводилось индивидуальной работе учащихся по редактированию текста. Эту работу учащиеся выполняли самостоятельно, так как были подготовлены. Дифференцированный подход заключался в помощи учителя тем, кто в этом нуждался.

Обозначения ошибок на полях помогало во время самостоятельной работы.

Выявленные основные недостатки в работе  нацеливал на исправления наиболее характерного недочёта. Предварительная работа по обобщению ошибок позволила поработать над каждой типичной ошибкой.

Составление вводного предложения части – один из приёмов. Который помог соединить части иекста. Обращение к плану  помогло уточнить и нацелить на более полное раскрытие микротем текста.

Дополнять написанное помогло исправление характерной ошибки.

Такие задания, как  «подчеркни слова и предложения, которые отредактировал», «обозначь ошибкоопасные места»,  направлены на формирование умения выполнять самоконтроль.

Результативностьурока.

Все отредактированные  тексты отличались более полным по сравнению с 1 вариантом раскрытием темы. Они приведены в соответствие с главной мыслью. Уточнён, где необходимо, заголовок.

 Результативность урока представлена далее в таблице. Из таблицы видно, что работа над речевыми ошибками принесла положительный результат. Изменения в сторону уменьшения количества ошибок наблюдается у 100% учащихся. В речевом оформлении текста имеют место ошибки:

1-3 ош. -17уч. –68%

4-7ош. -6уч. –24%

8ош. -2уч. -8%.

Успеваемость-100%.

Качество – 68%.

Тип ошибки

1 вариант (%)

2 вариант (%)

Раскрыли тему

   88

100

Раскрыли главную мысль

84

100

Соответствие типу речи

96

100

Гран. предлож.

88

40

Пропуск важного

96

68

Фактическая

48

4

Неуд. слово или предлож.

100

76

Повтор

80

24

Нарушен порядок слов или предлож.

88

32

Не выделена часть

40

12

Подбор заголовка

88

0

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития связной речи о родительской любви "Щедрое дерево"

Нравственный урок о Добре...о слепой родительской любви......

Урок развития связной речи в 3 классе. Устное сочинение на тему "Приход весны".

Урок развития связной речи в 3 классе. Устное сочинение на тему "Приход весны"....

Урок развития связной речи на тему: "Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова "Алёнушка".

В конспекте представлено содержание работы по картине В. М. Васнецова....

Конспект урока развития связной речи по теме: "Подробное изложение по рассказу В. Бочарникова "Алёшина яблоня".

Урок развития связной речи направлен на  формирование  у учащихся речевых умений....

Урок развития связной речи в 3 классе

Урок развития связной речи в 3 классе. Подготовка к изложению текста-описания "Лось"....