Конспект урока русского языка. 2 класс. УМК Школа России
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Волокитина Лариса Александровна

Урок русского языка. 2 класс. Тема "Заглавная буква в именах сказочных героев"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx122.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе

Тема: «Заглавная буква в именах сказочных героев»

Цели урока:

  • Учить детей писать без ошибок заглавную букву в именах, кличках сказочных героев.
  • Развивать умения видеть опасные места в словах, видеть изученные орфограммы.
  • Составлять из слов предложения и правильно оформлять их на письме.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, иллюстрации, дидактический материал, презентация

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок русского языка, к нам пришли гости. Нашим гостям вы покажите, какие вы активные, внимательные, умные. Садитесь.

НА УРОКЕ Я СИЖУ

НЕ СТУЧУ И НЕ КРИЧУ

РУКУ ТИХО ПОДНИМАЮ

ЕСЛИ СПРОСЯТ - ОТВЕЧАЮ

- Я желаю вам много «маленьких удач на уроке». С малой удачи начинается большой успех.

2. Актуализация знаний  

- (пальцы соединяем, начиная с большого: Желаю больших успехов во всем и везде). Урок начнём с минутки чистописания. Откройте тетради. Запишите в тетрадях число и классная работа.

са со  

сказка

- Какое ошибкоопасное место в слове сказка?  (парные согласные по глухости звонкости з с)

- Как проверить орфограмму? (подобрать проверочное слово сказочка, сказочник).

Словарная работа

- На уроке происходят волшебные действия, из слов сбежали буквы. Ребята, а где ещё происходит волшебство? (в сказках).  Перед вами карточка №1 с СЛАЙД заданием из 2 частей. Догадайтесь, какие буквы пропали в словах, вставьте их, запишите слова в тетрадь в столбик и поставьте ударение. Работать будем по вариантам.

(2 ученика работают у доски. Пишут на экране)

Проверка.                

         1 вариант                                                         2 вариант

1) М..сква  - Москва                                1) в..р..на - ворона  

в..р..бей  - воробей                                за..ц - заяц

м..дв..дь - медведь                                  в..т..р - ветер    

2) Москвин, Московский                         2)Воронин                                  

Воробьев                                                 Зайцев

Медведев                                                 Ветров

- Ребята, вторую часть задания выполняем по желанию, если вы считаете, что сможете справиться. Попробуйте от этих слов образовать фамилии. Давайте вспомним, как будете писать фамилии? Как называются такие слова?

2 ученика у доски. 

СЛАЙД Проверка.

- Вы записали слова, а, какая это часть речи? (имена существительные)

- На какой вопрос отвечает слово воробей? Почему?

- Какой вопрос вы зададите к слову ветер? Почему?

3. Постановка проблемы, озвучивание темы и целей урока.

-  Ребята, сейчас вы должны мне помочь озвучить тему нашего урока. Послушайте загадку:

  1. Деревянный озорник
    Из сказки в нашу жизнь проник.
    Любимец взрослых и детей,
    Смельчак и выдумщик затей,
    Проказник, весельчак и плут.
    Скажите, как его зовут?
     (Буратино)

Сообщение темы и цели урок
– Как называется произведение,  откуда наш сказочный герой? 
(Повесть-сказка «Золотой ключик, или приключения Буратино»).
– Кто написал эту повесть-сказку? 
(А. Н. Толстой).

-  Кто же такой Буратино? (сказочный герой) 

- Значит, чему будет посвящен урок? Что мы должны узнать на уроке русского языка об именах сказочных героев?  Какова же тема нашего урока?   ТЕМА(Заглавная буква в именах сказочных героев) 

- Молодцы, итак сегодня мы потренируемся в написании имен сказочных героев, т.е. научимся писать без ошибок заглавную букву в именах, кличках сказочных героев. Атакже повторим изученные орфограммы

Физкультминутка  для глаз

- Буратино приготовил вам разные интересные задания. Кто будет внимателен, обязательно с ними справится. В конце урока вас ждет сюрприз.

Задание 1.

Вспомните сказочных героев из повести-сказки «Золотой ключик…»:

А) Девочка с голубыми волосами  (…альвина)
На доске появляются карточки  
– Что-то непонятное, ребята (пропущена первая буква)
(поочередно к доске)

Б) Лиса, участвовавшая в разбойном нападении на Буратино (…лиса)

В) Кот, сообщник лисы  (…азилио)

Г) Папа   Буратино (…арло)

СЛАЙД - Запишем в тетрадь имена и клички сказочных героев.

(МАЛЬВИНА, АЛИСА, БАЗИЛИО, КАРЛО, КАРАБАС БАРАБАС)

– Как вы написали имена сказочных героев? Почему?

(Открытие: Имена сказочных героев тоже имена собственные. Они пишутся с заглавной буквы). Проверим у доски это задание. 

- Подчеркните или выделите заглавную букву

- Молодцы, справились с заданием!

Задание 2. (Картинки героев на доске перевернуты, раздать детям, в маленьком формате, комплект на парту) 

– Ребята, отгадайте, кто это?

А) Она красива и мила, а имя ее от слова «зола». (Появляется карточка с изображением Золушки)

Б) Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (
Айболит)

В) Толстяк живёт на крыше
Летает он всех выше  (
Карлсон)

Г) Друг Винни-Пуха (Пятачок)

Д) Сказочная учительница Буратино(Мальвина)

Е) Девочка, которая появилась из маленького цветка (Дюймовочка)

- Ребята, эти сказочные герои есть и у вас на столе. Работаем парами. Возьмите и разложите перед собой карточки с изображением сказочных персонажей.

(1-2 ученика работают у доски).   
- Запишите в тетрадь имена этих сказочных героев, но,  в алфавитном порядке (
Айболит, Дюймовочка, Золушка, Карлсон, Мальвина, Пятачок)
- Проверим, правильно ли вы записали.  СЛАЙД
-  Как напишем слова (с заглавной буквой) поднимите руку, кто записал эти слова с заглавной буквой. Молодцы!

Задание 3 самостоятельная работа. 

- У каждого ряда свое задание.  карточка
СЛАЙД  

Из слов каждой строчки составьте предложения (расположить слова в правильной последовательности).  Как записываем предложение (с заглавной буквы). Что ставим в конце предложения? (знаки препинания):

– рассказала, злой, о, мачехе, Белоснежка, гномам  

(Белоснежка рассказала гномам о злой мачехе).  
– о, ласточке, Дюймовочка, зиму, всю, заботилась  

(Всю зиму Дюймовочка заботилась о ласточке). 
– живёт, в, крыше, маленьком, домике, Карлсон, на  

(Карлсон живёт на крыше в маленьком домике).  

- Запишите. Найдите и подчеркните главные члены предложения

- Проверьте свою работу и, если у вас все верно, поставьте на полях +

Физминутка 

Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)
Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (встали на носочки)

Задание 4. Первичное закрепление

-  Ребята, вы любите сказки? И много их читаете? Молодцы! Посмотрим, как же хорошо вы знаете сказки.

СЛАЙД Игра «Путаница». Работаем в группах.

- У вас на столе лежат карточки с заданием. Дайте правильное название сказок и литературных героев

Царевна-индюшка

По – собачьему велению

Иван Царевич и зеленый волк

Сестрица Аленушка и братец Никитушка

Мальчик с кулачок

У страха уши велики

Суп  из топора

Баба Бяка

Удав Горыныч

- Оцените свою работу. На обратной стороне вашего задания картинка с изображением Буратино. Если у вас все ответы верные, нарисуйте ему счастливое лицо. Если 1-2 ошибки   улыбку, если 3-4 ошибки прямую линию вместо улыбки. Если ошибок больше 4, то глаза, но без улыбки.   

- Ребята, а вы обратили внимание на то, что некоторые имена сказочных героев состоят из двух слов?  И как же они пишутся? (с заглавной буквы).  Молодцы!  (если время позволяет, спросить, каких сказочных героев, имена которых состоят их двух слов, они могут назвать. Примеры (Кощей Бессмертный, Василиса Премудрая, Красная Шапочка и др.).            

- Замечательно!

- Ребята, все задания Буратино выполнены. Какие молодцы!

IV. Итог урока. Рефлексия

– Что вспомнили на уроке?
– Что сегодня повторили?
– Что понравилось?
– Что нового для себя узнали? (имена сказочных героев пишутся с заглавной буквы)

- Почему? (это тоже имена собственные)

- Чему научились на уроке?  

- А теперь оцените свою работу. У каждого из вас есть маленький ключик. Его нужно раскрасить. Если у вас все ответы верные и вы довольны своей работой на уроке, то раскрасьте его зеленым цветом.  Если вы очень старались, но у вас не все получилось и остались некоторые сомнения, то раскрасьте ключик желтым цветом.  Ну, а если вы считаете, что на уроке было неинтересно, или что нужно быть повнимательнее, то раскрасьте ключик красным цветом. Очень хорошо. Я тоже сегодня оценила вашу работу…….

V. Домашнее задание Рабочий лист

VI. Заключительные слова и обещанный сюрприз. 

Дополнительно: задание 5 (устно)

 Дорогие ребята!

Пишет вам буратино! Мне очен понравилось, как вы учитесь. Я тоже учюсь. Моя учительница  мальвина. Она такая строгая.  У меня пока ещё не всё получяется. Но я буду стараться!

 

 

                                             ИГРА «ПУТАНИЦА»                 _______________

Царевна-индюшка

По – собачьему велению

Иван Царевич и зеленый волк

Сестрица Аленушка и братец Никитушка

Мальчик с кулачок

У страха уши велики

Лапша из топора

Удав Горыныч

Баба Бяка

                                                     

                                                       C:\Users\лариса\Downloads\43e48ed8f78401e84ce374110b22cc01.jpg

                                                                                                                         

_

Дорогие ребята!

        Пишет вам буратино! Мне очен понравилось, как вы учитесь. Я тоже учюсь. Моя учительница  мальвина. Она такая  строгая.  

        У меня пока ещё не всё получяется. Но я буду стараться!

                                                Ваш друг буратино.

 

рассказала, злой, о, мачехе, Белоснежка, гномам

о, ласточке, Дюймовочка, зиму, всю, заботилась

живёт, в, крыше, маленьком, домике, Карлсон, на

живёт, в, крыше, маленьком, домике, Карлсон, на

1 вариант

2 вариант

  1. Запишите словарные слова в тетрадь столбиком, вставьте пропущенные гласные и поставьте ударение.
  2. Образуйте от данных слов фамилии.
  1. Запишите словарные слова в тетрадь столбиком, вставьте пропущенные гласные и поставьте ударение.
  2. Образуйте от данных слов фамилии.

1 вариант

2 вариант

  1. Запишите словарные слова в тетрадь столбиком, вставьте пропущенные гласные и поставьте ударение.
  2. Образуйте от данных слов фамилии.
  1. Запишите словарные слова в тетрадь столбиком, вставьте пропущенные гласные и поставьте ударение.
  2. Образуйте от данных слов фамилии.

1 вариант

2 вариант

  1. Запишите словарные слова в тетрадь столбиком, вставьте пропущенные гласные и поставьте ударение.
  2. Образуйте от данных слов фамилии.
  1. Запишите словарные слова в тетрадь столбиком, вставьте пропущенные гласные и поставьте ударение.
  2. Образуйте от данных слов фамилии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

Конспект урока русского языка "Наречие" (УМК Школа России, 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия.Цели деятельности учителя: формирование понятия о наречие как неизменяемой части речи, умения наход...

Конспект урока русского языка "Глагол" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Глагол»  Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о глаголе, формирование умения распознавать глаголы среди других частей реч...

Конспект урока русского языка «Изложение» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Изложение»Цели деятельности учителя: формирование умения передавать содержание текста по составленному плану.Планируемые результаты:Предметные: Знать: с...

Конспект урока русского языка "Предлог" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании предлогов; развитие умения употреблять предлоги в речи.Планируемые результаты:Предметные- знать, что такое предлоги;- знать какую роль игр...

Конспект урока русского языка "Падежи"(УМК " Школа России ",3 класс )

Цели урока: закрепить навык определения падежей по вопросу и вспомогательному слову.Планируемые результаты:Личностные:  воспитывать любовь к предмету,  взаимодействовать с учителем и сверстн...