Технологическая карта урока обучения грамоте «Гласный звук [и]. Буква И, и» (УМК "Школа России", 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тема урока: «Гласный звук [и]. Буква И, и»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представления и навыков письма гласного звука [И], и букв И, и; совершенствование умения читать слоги, слова.
Задачи урока
| Планируемые результаты |
Дидактические: 1.Формировать умение выделять и характеризовать звук [и], видеть и отличать букву «и» от других букв, умения написать букву по алгоритму. 2. Учить характеризировать звуки. | Предметные: 1.Знать характеристику звука [и], и графическое обозначение звуков буквой «и». 2.Уметь читать и писать слова, предложения, строить звуковые модели. |
Развивающие: 1.Развивать умение сравнивать, анализировать, через специально подобранные задания («найди букву», «на что похоже» и д.р.) 2.Развивать речь через формулирование полных ответов учащихся на вопросы. | Личностные: 1. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. 2. Оценивать усваиваемое содержание учебного материала. 3. Формировать самоконтроль. |
Воспитательные: 1. Воспитывать умение сотрудничать в процессе парной или групповой работы, аккуратность при выполнении задания в прописях. |
УМК: Азбука УМК «Школа России». 1 класс, 1 часть. Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Дата: 03.10.2023 Школа: МАОУ «СОШ №104» Класс: 1 «Б» Урок: 3 Время: 10:45-11:25 Кабинет: 102 | Студент: Нагорнова Милена Группа: 41 Учитель: Селютина Юлия Евгеньевна Методист: Галиуллина Нажия Камиловна |
Тема урока: «Гласный звук [и]. Буква И, и»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представления и навыков письма гласного звука [И], и букв И, и; совершенствование умения читать слоги, слова.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1.Формировать умение выделять и характеризовать звук [и], видеть и отличать букву «и» от других букв, умения написать букву по алгоритму. 2. Учить характеризировать звуки. | Предметные: 1.Знать характеристику звука [и], и графическое обозначение звуков буквой «и». 2.Уметь читать и писать слова, предложения, строить звуковые модели. |
Развивающие: 1.Развивать умение сравнивать, анализировать, через специально подобранные задания («найди букву», «на что похоже» и д.р.) 2.Развивать речь через формулирование полных ответов учащихся на вопросы. | Личностные: 1. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. 2. Оценивать усваиваемое содержание учебного материала. 3. Формировать самоконтроль. |
Воспитательные: 1. Воспитывать умение сотрудничать в процессе парной или групповой работы, аккуратность при выполнении задания в прописях. |
Азбука УМК «Школа России». 1 класс, 1 часть. Канакина В.П., Горецкий В.Г.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организ. учеб. деятельности, методы, приемы, формы контр. | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фрон-тальная. | Приветствие. - Доброе утро, ребята! Меня зовут Милена Ивановна. - Подарите друг другу свои добрые и лучезарные улыбки. И давайте зарядимся энергией, для этого повернитесь к своему соседу, и поочередно соединяйте ладошки, проговаривая: - Желаю, чтобы наш урок прошел отлично. Занимайте свои места. - Покажите свою готовность к уроку. - А теперь перед тем, как начать работать, давайте вспомним с чего у нас начинается урок? - Верно, давайте представим, что на вашей парте, очень много-много пыли и крошек и нам нужно их быстро и резко сдуть, на сколько сильно я протягиваю слово, также же быстро или медленно вы должны дуть, начинаем: Раз, двааа, триии, четыре и т.д. - Поработаем над интонацией, читаем скороговорки. - Посмотрите, кто изображен на экране? Он предлагает нам такую скороговорку: Лилипуты воду лили все лилии залили. - Отлично, теперь у Ивана есть к вам вопросы: | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку Эмоционально настраиваются на восприятие знаний. Большой палец - желаю Указательный - успеха Средний - большого Безымянный - во всем Мизинец – везде - С дыхательной гимнастики Слушают Подготовить речевой аппарат к работе. Читают хором по слогам, медленно, целыми словами в среднем темпе, в быстром темпе. - Иван Царевич | Познавательные УУД: 1) Учимся строить речевые высказывания. 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Предметные: Знать: - как показать готовность к уроку Уметь: - слушать учителя | Презентация. |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная, индивидуальная, парная Словесный: беседа Внешний контроль. Самоконтроль | Повторение изученного материала - В чем особенность пары слов «Окуни-окунИ» - Объясни значение этих слов. - Какую роль в слове играет ударение? - Сколько ударных слогов может быть в слове? - В одном слове может ли быть несколько ударных гласных? - Молодцы, как вы понимаете выражение «Нет друга – ищи, а нашел – береги»? - А с кем, на картинке, беседует Иван? - Посмотрите Иван-царевич хочет задать нам еще несколько вопросов? Раз вы так отлично, ответили на мои вопросы раньше, а знаете ли вы, на какую буквы начинается мое имя? А какую характеристику вы можете дать первому звуку в моем имени? Докажите, что это гласный или согласный, сможете объяснить «почему»? У меня так много вопросов, вы можете мне ответить? Просто гуси-лебеди, не могут мне помочь… - Но только, мы пока сами не можем это сделать, у нас затруднение, давайте поставим тему, цели и план, чтобы помочь Ивану-царевичу. | - Значение этих слов зависит от ударения - Рыбы и глагол действия окунуть. - Ударение играет важную роль для различения слов. - Один. - Нет. - Во рту нет преград, воздух проходит свободно, произносятся только голосом, образуют слог. - Мы изучили гласные буквы: а, о. - На те, которые являются показателем твёрдости и показателем мягкости предшествующих согласных. - Что друга тяжело найти, и легко потерять. - С птицами гуси-лебеди Затрудняются ответить, не знают. - Да, конечно, мы хотим помочь тебе. | Познавательные УУД: 1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 2) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 3) формируем умение находить ответы на вопросы. Предметные: Знать: - какие две группы звуков есть - изученные гласной буквы - гласные, являющиеся показателем мягкости согласных звуков | Презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Индивидуальная Словесный: беседа, подводящий диалог,разъяснение | - Кто-то из вас уже догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? - Сформулируйте тему. - Какие цели мы поставим сегодня перед собой? Узнать…. - Также составим план, которому мы будем следовать в течение всего урока. В конце урока мы снова его откроем, и посмотрим, все ли пункты плана мы выполнили. Продолжите фразы:
- На уроке мы с вами сегодня будем оценивать свою работу жестами. Если вы выполнили работу хорошо или согласны с мнением товарища, то будем показывать большой палец вверх, а если что-то не так – большой палец вниз. Физкультминутка – Найди «и» - Если слышите слово, в котором есть звук «И», то прыгаете и хлопаете в ладоши, если в слове нет звука «и», то приседаем. Мыло, Рим, рука, пила, дождь, осень, парта, доска, листва, мельница, искра, лом, квартира, педагог, телефон. Молодцы, садитесь. | - Будем говорить о звуке [и] и букве «и». Тема: Звук [и] буквы И, и. Цели: Узнать новый звук [и], учиться характеризовать звук [и] читать слова с новой буквой и писать ее. План 1.Познакомимся со звуком [и] и буквой «И» 2.Будем читать слоги, слова и писать букву «И». 3.Сделаем выводы. | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать Предметные: Знать: - обозначает ли звук и твердость или мягкость предшествующего согласного. - чем обозначают звук [и] Уметь: - ставить цели урока Регулятивные УУД: - умение планировать деятельность - осуществлять самоконтроль по плану - корректировать и оценивать | Учебник, Презентация, |
Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная форма., индивидуальная, парная. Словесный: беседа Наглядный: работа с ом | Знакомит со звуками и буквой - После рисунка у нас есть задание, давайте попробуем его выполним, нежно по схеме составить предложение, сколько слов должно быть в предложении? - Что называется предложением. - Какие особенности есть у предложения? - Отлично, пробуем. - Проверяем, подходит ли? - Молодцы, перейдем на следующею страницу и рассмотрим изображение там, что нарисовано под красной рамочкой? - А почему не «игла» - У каких растений и животных есть колючие иголки? - Разберем по звукам и слогам слово «иголка»: - Сколько слогов? - Какой первый слог? - В нем один звук. Какой он? Произнесите его в слух. Охарактеризуйте его - Назовите второй слог. Что вы можете о нем сказать? - Назовите третий слог. Назовите в нем звуки - Так с какого же звука начинается слово «иголка»? - Изучали ли мы с вами буквы, которыми можно обозначить при написании этот звук? - Значит мы с вами приступаем к новому пункту в плане. Но сначала немного разомнемся. Физкультурная пауза. Табун лошадей - Сейчас давайте немного поиграем. 1 ряд должен будет придумать слова, где звук [и] в начале слова, 2ой ряд где в середине и 3ий, где звук (и) в конце. - Прекрасно, сейчас вы открываете прописи на с.7. Кого вы видите в верхней части страницы? - По каким признакам вы это определили? - Индеец, показывает букву «и», вы нашли ее, давайте теперь найдем эту букву в нашем классе. - Юный индеец подсказывает вам, как нужно писать элементы строчной буквы «и», сейчас сначала я покажу на доске, а потом вы повторите эти элементы в своих прописях, четко по стрелочкам и по линиями. - От верхней линии рабочей строки ведём вниз прямую наклонную не доводя до нижней линии, закругляем вправо и ведём вверх, для соединения со вторым элементом буквы. Затем без отрыва руки начинаем писать вниз по написанному, прямую наклонную, не доводя до нижней линии, закругляем вправо. Не доводим верхней линии рабочей строки, а только до середины. Сейчас мы проведем пальчиковую гимнастику, как подготовку к письму. Кошки-мышки. | - 4 Слова - Связанные по смыслу слова. - Начинается с большой буквы, содержит знаки препинания. - Иван-царевич ищет свою принцессу. - Да. - Иголка с ниткой. - Не подходит по схеме. - Кактус, елки, еж и т.д. - 3 слога - И - один, гласный, при его произнесении, мы используем голос и не встречаем преград. Гласный звук, не ударный, так как ударение на него не попадает. - ГОЛ, ударный гласный «о», состоит из трех звуков. - КА, согласный звук (к), гласный звук (а) - И. - Нет. Придумывают и называют слова - Мальчик, который играет в индейца Описывают картинку. Ищут букву в кабинете. Слушают и запоминают элементы написания. | Метапредметные: П: структурирование знания К: умение высказывать и аргументировать свои мысли К: инициативность в общем поиске нового знания Предметные: Знать: - для чего нужна заглавная и строчная буквы «и» Уметь: - делать частичный звуко-буквенный разбор слов | Презентация учебник |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Индивидуальная работа. Практический: работа с учебником Словесный: беседа Взаимоконтроль | Организует работу по закреплению нового знания. - Посмотрите на экран, что на нем изображено - Значит он вам напоминает как вам необходимо сидеть при письме, помним про наклон, осанку и как мы держим ручку в руке. - Пробуйте написать первую сточку, а я прохожу и оцениваю как у вас получается. - Отлично, у вас прекрасно получается для первого раза. А теперь возьми в руки желтый карандаш и нарисуйте корону, над той буквой, которая вам нравится больше всего. - А теперь приступаем к написанию буквы на второй строке, там уже нет косой разметки, будьте внимательны. Возьмите в руки желтый карандаш и нарисуйте корону, над той буквой, которая вам нравится больше всего. - Чему мы сейчас учились? - Что повторили? | - Правильно сидящий ученик Пробуют написать букву Оценивают и анализируют свою работу. - Писать букву «и» - Основные элементы букв. | П: работать по предложенному плану; П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности. Предметные: писать букву «и». | Презентация, учебник, прописи |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Парная работа. Практический: выполнение задания индивидуально. Взаимоконтроль | Организует самостоятельную работу - Хорошо, сейчас я задаю вопрос, а вы работаете дальше в этой карточке. - Отлично, а теперь я показываю эталон на доске, вы проверяете, все ли правильно выполнили, то поднимите вверх карточку, которая обозначает мягкий согласный, если есть 2 ошибки, то поднимите карточку для твердого согласного, если больше 3 ошибок, то поднимите карточку гласного звука. | Выполняют задание в парах совещаются. Работают на устное восприятие Оценивают выполнение работы. | Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям Предметные: Знать: - гласные, являющиеся показателем мягкости согласных звуков Уметь: - применять знания об этих гласных, о новых согласных звуках. | Презентация, раздаточный материал: карточки с заданием |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа Практический: выполнение задания. Чтение текста, ответы на вопросы по содержанию. Внешний контроль. | - Проведем анализ по звукам и слогам слова «слива», сначала по слогам, а потом я спрошу у вас про отдельные буквы. Произнесем слово «слива», по слогам. - Сколько слогов? - Назовите их? - Произнесем слово с ударением. - Теперь работаем с карточками. - Звук «с» какой, твердый или мягкий? - А как мы это определяем? - Звук «л» какой, твердый или мягкий? - Какой следующий звук? - И последний звук в слове? - Теперь такую же работу мы проведем, со словом «нитки» - Прочитаем слово полностью, по слогам, с ударением. Даем характеристику всем звукам Н – мягкий согласный И – гласный, ударный Т – согласный твердый К – согласный мягкий И - гласный, безударный - Посмотрите на экран, заметили ли вы, какую-нибудь закономерность? Как звучат согласные звуки в слогах ли, ми , пи, ти, ни, ви. - Верно, у буквы «и» есть такая особенность, она обозначает мягкость перед ней стоящего согласного звука. Это надо запомнить. - Смотрите, что нам напоминает Иван-царевич, ведь мы так и не ответили на его вопросы, давайте быстро ему поможем. - На какие 2 группы мы можем поделить гласные буквы? (Показать на таблицу букв, над доской) | Принимают учебную задачу - 2 слога - СЛИ, ВА - слИва - Твердый, синяя карточка - По стоящему после него гласному. - Показывают зеленую карточку - (в), твердый, карточка. - Гласный звук (а), карточка. Показывают соответствующие карточки - Что согласный звуки перед звуком (и), всегда становятся мягкими. Отвечают на вопросы. - На те, которые являются показателем твёрдости и показателем мягкости предшествующих согласных. | Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности Предметные: Знать: основы звуко-буквенного анализа Уметь: - выполнять частичный звукобуквенный анализ Познавательные: понимать информацию в тексте, отвечать на вопросы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою позицию, расширять кругозор. | Презентация, учебник, карточки по звукам. |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная форма. Словесный: обобщающая беседа Наглядный: работа со ом | Подводит итоги - Давайте вспомним тему урока - Какие цели ставили? Достигли мы их? - Ребята, все ли пункты плана мы выполнили? - Оцените свою работу на уроке. Поиграем в игру «Закончи предложение», на доске есть формулировки, поработаем с ними. Я узнал (а)… Я научился… Мне понравилось… Урок дал мне для жизни… Теперь я могу… - Посмотрите на картинки на е, какая вам больше нравится? И почему? - Спасибо за урок, все свободны. | - Звук «и» буква И,и. - Узнать характеристику новых звуков, учиться определять эти звуки и читать слова с новой буквой. - Да. - Да. - Яркая и красочная, потому что у нас остались хорошие впечатления после урока. | Познавательные УУД: 1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; Предметные: Знать: - в каких словах есть звук [и] - для чего нужна И, ее особенность Уметь: - достигать цели урока - определять звук | Презентация, оформление доски. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЖЕЛАЮ УСПЕХА БОЛЬШОГО И ВЕЗДЕ ВО ВСЁМ
Дыхательная гимнастика! И-и-и. О-о-о. О-о-о? А-а-а? А-а-а! И-и-и!
Лилипуты воду лили и все лилии залили
- В чем особенность пары слов «Окуни- окунИ »? - Объясните значение этих слов. - Назовите признаки гласных звуков. - Какие буквы, обозначающие гласные звуки, вы уже изучили? - Какую роль в слове играет ударение? - Сколько ударных слогов может быть в слове? - В одном слове может ли быть несколько ударных гласных? «Нет друга – ищи, а нашел – береги!»
Раз вы так отлично, ответили на мои вопросы раньше, а знаете ли вы, на какую буквы начинается мое имя? А какую характеристику вы можете дать первому звуку в моем имени? Докажите, что это гласный или согласный, сможете объяснить «почему»? У меня так много вопросов, вы можете мне ответить? Просто гуси-лебеди, не могут мне помочь…
Тема урока: Цели: Учить Учиться Звук [и] буква И, и. новый звук [ и]. характеризовать звук [ и], читать слова с новой буквой и писать ее .
Познакомимся со Будем читать слоги, и писать Сделаем План урока: звуком [и] и буквой «И ». слова букву «И». выводы.
Физкультминутка
Корзина Грабли Гвозди Листок 2 и больше ошибок 1 ошибка Нет ошибок
л и , м и , п и , т и , н и , в и . Буква «И» , обозначает мягкость передшетсвующего согласного звука.
На какую буквы начинается мое имя? А какую характеристику вы можете дать первому звуку в моем имени? Докажите , что это гласный или согласный, сможете объяснить «почему»?
Тема урока: Цели: Учить Учиться Звук [и] буква И, и. новый звук [ и]. характеризовать звук [и ], читать слова с новой буквой и писать ее .
План урока: Познакомимся со Будем читать слоги, и писать Сделаем звуком [и] и буквой «И ». слова букву «И». выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока обучения грамоте Тема: «Звук [ж]. Буква Ж,ж. сочетания жи-ши», 1 класс УМК "ШР"
Цели деятельности учителя:закрепление знаний о букве ж и правиле жи-ши; формирование навыка чтения вслух слов и предложений с буквой ж; повторение характеристики звука [ж].Планируемые результаты...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Гласный звук [а]. Буквы А, а."
Технологическая карта урока обучения грамоте "Гласный звук [а]. Буквы А, а."...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Согласный звук [ш]. Буква Ш, ш» (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель урока: формирование представления о согласном звуке [ш], букве Ш, ш и навыка письма буквы Ш, ш; совершенствование умения читать и писать слоги, слова с новой буквой Задачи урока Дидактически...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Гласный звук [у]. Буква У, у» (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель урока: формирование представления о гласном звуке [У] и навыка письма буквы У, у; совершенствование умения читать слоги, слова с новой буквой Задачи урока Дидактические: 1.Формировать умение выде...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Согласный звук [ш]. Буква Ш, ш" (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель деятельности учителя:формирование представления о согласном звуке[ш] и букве Ш, ш; совершенствование умения читать слоги, слова предложения с изученной буквой; формирование алгоритма написания но...
Технологическая карта урока обучения грамоте."Согласный звук [ж]. Буква Ж,ж" (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель деятельности учителя: формирование представления о согласном звуке [ж] и букве Ж, ж; совершенствование умения читать слоги, слова, предложения с изученной буквой; формирование алгоритма напи...
Технологическая карта урока обучения грамоте "«Гласные звуки [й\'э], [\'э]. Буква Е, е»" (УМК "Школа России, 1 класс).
Цель урока: формирование представления о гласных звуках [й'э], ['э] и букве Е, е и алгоритме написания строчной буквы «е»; совершенствование умения читать слоги, слова, предложения...