Тема урока «Сочинение по картине «Золотая осень» И.Левитан»
план-конспект урока по русскому языку

Терпигорева Ольга Васильевна

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование навыка написания сочинения по репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Формировать умение анализа по репродукции картины

2.Формировать навык написания сочинения .

Предметные:

1.Учиться писать сочинение

2.Учиться анализировать картины.

Развивающие:

1.Развивать любознательность, речь, память, орфографическую зоркость, каллиграфический навык.

2. Развивать у детей потребность в получении новых знаний, умение применять их в повседневной жизни.

Личностные:

1. Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

2. Устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и её результатом.

  •  

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к обучению, любовь к родному языку

2. Воспитывать уважительное отношение друг к другу;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass.sochinenie_po_kartine_zolotaya_osen_i.levitan.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата:

Школа:

Класс: 4

Урок:

Время: 14:00- 14:40   Кабинет: 211

Студент: Терпигорева Ольга

Группа: 45

Учитель:

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока «Сочинение по картине «Золотая осень» И.Левитан»

        

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование навыка написания сочинения по репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Формировать умение анализа по репродукции картины

2.Формировать навык написания сочинения .

Предметные:

1.Учиться писать сочинение

2.Учиться анализировать картины.

Развивающие:

1.Развивать любознательность, речь, память, орфографическую зоркость, каллиграфический навык.

2. Развивать у детей потребность в получении новых знаний, умение применять их в повседневной жизни.

Личностные:

1. Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

2. Устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и её результатом.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к обучению, любовь к родному языку

2. Воспитывать уважительное отношение друг к другу;

УМК: «Школа России», учебник Русский язык: 4 кл.: Учебник: в 2ч./Канакина В.П, Горецкий В.Г. - М.: Просвещение, 2020.-Ч.1.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1.Налаживание контакта с классом.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Валерия Валерьевна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Садитесь

- Наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения.

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

- Давайте улыбнёмся друг другу.

 Девиз нашего урока будет таким «Мудрым никто не родился, а научился».

- Как вы думаете, что означает эта пословица?

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Перед тем как начать урок, давайте проверим вашу готовность, я буду называть предметы, а вы будете класть на него руку: учебник, тетрадь, дневник, пенал.

-Если у вас лежит на парте всё нужное, то поднимите руку.

-У вас на партах лежат листы самооценивая. На протяжении всего урока мы будем оценивать свою деятельность.

- Давайте теперь начнём урок.

Приветствуют учителя

- Мудрость приходит с годами. Человек не рождается мудрым, умным, нужно учиться, чтобы стать таким.

Организуют рабочее место;

УУРД:

выработать учебную мотивацию,

УУКД:

уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Учебная презентация слайд № 1, 2

                            Актуализация знаний и  мотивации

                            (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа

действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Индивидуальная

Группа наглядных методов: раздаточный материал, показ презентации

Группа практических методов: работа по заданию учителя

Ребята, сегодня на уроке нам предстоит написать сочинение. А чтобы определить, о чём будет наше сочинение, я предлагаю вам послушать стихотворение.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной стоит

Над светлою поляной.

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье:

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

- О каком времени года идет речь в этом стихотворении?

- Вы узнали автора этого стихотворения?

- Молодцы, ребята. Значит, сегодня мы будем писать сочинение об осени. Но не просто сочинение, а сочинение по картине. Мы будем учиться словом передавать свои впечатления и эмоции, вызванные художественным полотном. Будем описывать, сравнивать, высказывать предположения, делать выводы.

УУКД:

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУПД:

строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

Учебная презентация, слайд № 3, 4, 5

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Группа практических методов: работа по заданию учителя

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися.

- Давайте попробуем назвать тему сегодняшнего урока

- При помощи опорного слова, поставим цель урока.

Познакомиться…

- Молодцы!

1. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении.

- Сочинение по картине И. Левитана «Золотая Осень»

С картиной И.Левитана «Золотая осень»

УУПД:

строить рассуждение по

теме урока в соответствии с

возрастными нормами

УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Учебная презентация, слайд № 6

«Открытие» детьми нового знания

(7-8 минут)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Словесный метод:

Рассказ

Группа практических методов: работа по заданию учителя

Внешний контроль

Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами картина. Внимательно её рассмотрите.

- К какому жанру относится картина?

- Какое название вы бы дали этой картине?

- Картина называется «Золотая осень». А написал её замечательный русский художник Исаак Ильич Левитан.

- Перед вами портрет Исаака Ильича Левитана кисти В.А.Серова.

Попробуем предположить, что это был за человек. Настроение, возможно, черты характера, что любил Исаак Ильич, какая была у него жизнь?

- А теперь давайте проверим, верны ли ваши предположения. Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ о жизни этого художника.

Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века (1860-1900). Художник очень рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое. К своей творческой работе он относился очень строго. Современники называли Левитана «поэтом русской природы». За 25 лет он создал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Он умело использовал цвет, рисунок, композицию, мастерски передавал настроение, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы.

- Внимательно рассмотрите картину.

Как вы думаете, Почему картина называется «Золотая осень»?

- Что привлекло ваше внимание на этой картине?

- Какой день изобразил художник?  

- Как узнали, что светит солнышко?

- Расскажите, что изображено на переднем плане.

- А что изображено вдалеке?

- Какие деревья вы видите на картине?

- Какого цвета наряд у берез?

- Все ли деревья оделись в золотой наряд? Какие деревья остаются

зелеными?

- Какое небо на картине?

- Как написана вода в реке?

- А какая трава?

- Какие цвета и краски потребовались для передачи красоты природы?

- Какие чувства и желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину?

- Какие звуки мы могли бы услышать?

- Вдохнем чистый воздух. Какие запахи нас окружают?

- Посмотрите еще раз на картину. Какое чувство, присущее всем нам, вызывает эта картина?

Учащиеся внимательно рассматривают картину.

- К пейзажу

- «Осенняя река», «Осень» «Солнечный осенний день», «Золотая осень»

Ребята высказывают свои наблюдения, предположения, объясняют, почему пришли к такому выводу.

Дети внимательно слушают рассказ учителя

- Картина называется так потому, что художник выбрал то время, когда деревья стоят разноцветные, в основном желтые, красные. Поэтому по цвету, они напоминают цвет золота. Это - середина осени. Художник хотел показать красоту этого времени.

- Прозрачная река, в которой отражается небо; золотые листья на деревьях;  ясное небо…

- День теплый, солнечный, погожий…

- Хоть солнце и не нарисовано, но тени от деревьев говорят о том, что солнышко светит.

- На переднем плане изображены река, берёзки…

- Поле, лес, деревушка…

- Берёзы, дубы…

- Они золотые.

- Нет, не все. Деревья, которые находятся в правой части картины, ещё зелёные.

- Небо голубое, с белыми облаками, чистое…

- Река неширокая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением…

- Трава: сухая, желтая, бурая…

- Золотые, жёлтые, зелёные, голубые, белые…

- Радость, хочется обнять весь лес, побегать по опушке, помолчать… 

- Шелест листьев, шум легкого ветерка, птичье пение, крики улетающих перелетных птиц…

- Свежий запах речной воды, запах листьев, травы, грибов, запах дымка из печных труб… 

- Чувство гордости за нашу Родину. Это наша родная природа, наша река, наш лес.

УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы

 на основе полученных знаний.

Учебная презентация, слайд № 7

Учебник

Первичное закрепление

( 4-5 минут)

Усвоение нового способа действий

Практический метод:

Упражнение

 Ребята, давайте составим план, по которому вы будете писать свое сочинение.

План

1.Что изображено на картине.

2.Что изображено на переднем плане картины.

3.Что изображено на заднем плане картины.

4.Колорит (цветовая гамма) картины.

5. Мое отношение к картине.

План записывается  на доске.

 С чего бы вы начали сочинение по картине?

- Что бы вы написали после вступления?

- Каково было бы заключение в вашем сочинении?

- Художник с помощью красок и кисти передал безмерную красоту родной земли, осенней природы, а вы, при описании картины, постарайтесь

использовать богатые возможности русского языка. Давайте вспомним, что мы называем эпитетами?

- А что такое сравнения?

- Сейчас вы выполните задание. У вас на столах лежат карточки. Вы должны к словам подобрать эпитеты и сравнения

- Кто сможет рассказать примерное содержание сочинения?

 Подберите синонимы к словам: художник

создает

картина

- Теперь давайте повторим правописание слов  (на доске слова). Вы должны вставить пропущенные буквы.

З..л..тая, чу..ство, грус..но, лё..кие, тра..ка, б..л..ствольные, кр..савица, с..р..фан, р..зн..цветная, б..гряная, к..сынка, т..чение.

- Обратите внимание на правописание слов:

здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

Со вступления. Можно написать о художнике и его картинах. С того, что Левитан изобразил красивую пору - осень.

- Стали бы подробно описывать деревья, реку, небо и т.д.

- Обязательно написали бы о том, какое красивое время года - осень, и как Левитан хорошо ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась

- Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей

выразительности.

- Сравнение - слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Дети работают на карточках.

-живописец, пейзажист, мастер кисти

- пишет 

- полотно, репродукция.

- Золотая, чувство, грустно, лёгкие, травка, белоствольные, красавица, сарафан, разноцветная, багряная, косынка, течение.

УУПД:

устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа.

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

Интерактивная доска, учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой

 (4-5 минут)

Интериоризацтия (переход извне внутрь) нового

способа действий, индивидуальная

рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический метод:

Упражнение

Внешний контроль

Взаимоконтроль

- Ребята, а теперь приступайте к написанию сочинения. Используйте план и записи на доске. Если сомневаетесь в написании слова, используйте словарь. Пользуйтесь памятками по написанию сочинения.

Учитель оказывает индивидуальную помощь

Обучающие пишут сочинения

УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы

 на основе полученных знаний.

Учебная презентация, слайд № 8, 9, 10

раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7 – 8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная работа

Словесный метод: беседа

- назовите автора картины, которую мы описывали?

- Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом?

- Какие знания и умения вам  были необходимы для работы?

- Как вы думаете, удалось ли вам передать словами свои впечатления от картины?

УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы

 на основе полученных знаний.

Учебная презентация, слайд № 11, 12

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка

результатов деятельности, осознание

метода построения,

     границ применения

нового знания

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Индивидуальная

Самоконтроль

Ребята, у вас на столах лежат смайлики, но у них есть только глаза. Давайте мы оценим наш с вами урок таким образом: если все было легко и понятно, если вам понравился урок – дорисуйте улыбку, ну а если вам было трудно и скучно на уроке – нарисуйте улыбку наоборот, грустную (но я надеюсь, что таких смайликов у нас сегодня не будет)
Спасибо за урок! Вы очень хорошо сегодня поработали.

УУРД: анализировать собственную работу

Учебная презентация, слайд № 13, 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе. Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» О.В.Некрылова Тема урока: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Тип урока-урок обобщения и закрепления полученных ранее знаний. Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника И.Левитана, учатся составлять описательный текст....

Сочинение по картине "Золотая осень " 3 класс

в конце урока учащиеся могут написать сочинение, основанное на их впечатлении от произведения искусства....

Методическая разработка к уроку литературного чтения . Сочинение по картине "Золотая осень " В.Д.Поленова

Методическая разработка к уроку литературного чтения . Сочинение по картине "Золотая осень " В.Д.Поленова...

Урок русского языка во 2 классе. УМК «Школа России» Тема: Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень»

Урок русского языка во 2 классе. УМК «Школа России» Тема: Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень»...

Сочинение по картине "Золотая осень"

Презентация для урока русского языка во 2 классе...

Сочинение по картине "Золотая осень"

Сочинение  по картине "Зоолотая осень"...