Правописание слов с непроизносимыми согласными
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_pravopisanie_slov_s_neproiznosimymi_soglasnymi_v_korne.docx | 74.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: научить детей определять в слове непроизносимой согласной и проверять слова с данной орфограммой.
Задачи:
- Учить: группировать орфограммы по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове;
- Развивать: а) умение сотрудничать, сравнивать, обобщать;
б) умение выполнять самопроверку, взаимопроверку;
в) умение осуществлять действия самоконтроля, взаимоконтроля.
- Воспитывать аккуратность.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в учебном материале:
- определять круг своего незнания;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.
Тип урока: урок изучения новых знаний (технология деятельностного метода)
Используемые приёмы, методы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа, использование ЭОР.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, групповая работа, использование ЭОР.
План
1. Мотивация (самоопределения) к учебной деятельности
1.Орг.момент
- Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть.
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
- Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем уроке.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Формулирование темы урока
На доске слова: известный, вести, прелестный, прелести, местный, местечко, завистливый, зависть.
-Прочитайте эти слова орфографически (как пишутся)
-Прочитайте эти слова орфоэпически (как произносятся)
-Что вас удивило, что интересного заметили?
Какой же у нас возникает вопрос? (Везде «Т» пишется, но не везде произносится. Почему?)
Учебная проблема как вопрос. Формулирование темы урока
-Почему в некоторых словах «Т» не произносится?
Сформулируйте тему урока. ( «Непроизносимые согласные в корне слова»)
- Какие задачи поставим? (Научимся проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова и грамотно писать.)
-Что придётся выяснить? (Когда и какие согласные в корне могут быть непроизносимыми и надо ли писать букву, которая не произносится.)
3. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
I. -Как проверить парный согласный в корне слова и на конце его?
- А как будем выяснять надо в слове "местный" писать согласный или нет?(изменим форму слова: мес[-]ный -мес[-]ная. Не произносится. Подберём однокоренное слово так, чтобы после непроизносимого согласного стоял гласный: место-местечко. Гласный помогает услышать согласный[т].)
Вывод: Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы он отчётливо произносился и после согласного стоял гласный.
Сверьте ваше предположение с учебником на странице --------, прочитав текст в рамке.
- Подтвердилось ваше предположение?
4. Физминутка (музыкальная)
II. Рассмотрим ещё слова с непроизносимыми согласными и узнаем в каких случаях согласный будет непроизносимым, выполнив упр. 223
-Какие согласные не произносятся?(д,т, л, в)
-Сколько согласных букв стоят рядом?(3-4)
-Назовите сочетания букв в слове, где согласный не произносится.
На доске: здн
вств
рдц
лнц
стн
стл
Вывод: Согласный может не произносится если в слове встречается сразу 3-4 согласных.
Предложите план , по которому будем действовать.
1.Выделим корень.
2.Смотрим на сочетаемость согласных.
3.Проговариваем слово орфоэпически и слушаем, произносятся ли все согласные звуки.
4.Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился или после непроизносимого согласного стоял гласный.
5.Делаем вывод.
5. Закрепление пройденного
Коллективно с проговариванием выполняем задание:
Моро… и со…нце день чудес…ный!
Ещё ты дремлешь дру… прелес…ный.
6. Групповая работа (предлагаются ЭОР на проверку усвоения данной темы: повышенный уровень - мультимедийный тренажер, базовый уровень – тест и кроссворд).
Он прекрасный и чудесный
В этот день он для тебя
Словно радость и улыбка
Поздравляют все тебя
(Праздник)
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук (Сердце)
Колобок - горячий бок.
Ох, не любит лежебок.
Тучу-платье надевает
Раньше всех оно встаёт. (Солнце)
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «Привет!»
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
з | ||||||||||||||||
п | р | а | з | д | н | и | к | |||||||||
р | ||||||||||||||||
а | ||||||||||||||||
в | ||||||||||||||||
с | о | л | н | ц | е | |||||||||||
у | ч | а | с | т | н | и | к | |||||||||
в | ||||||||||||||||
у | ||||||||||||||||
й |
7. Итог урока
- Какова тема нашего урока? (Непроизносимые согласные в корне слова.)
- Какова цель нашего урока? (Учимся проверять и грамотно писать слова с непроизносимым согласным в корне слова.) Да, мы учились грамотно писать эти слова.
- Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?
(Посмотреть на сочетаемость согласных в слове. Нужно подбирать проверочное однокоренное слово так, чтобы звук стал отчетливо слышен)
- Достигли мы цели?
8. Домашнее задание.
9. Рефлексия деятельности. По оценочной шкале оцените свою деятельность на уроке:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"
Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....
Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс
В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...
Тест по русскому языку на тему:«Правописание слов с непроизносимыми согласными в слове». 3 класс. УМК: «Школа России».
Тест помогает проверить знание правила по теме и его практическое применение....
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...
Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»
Конспект урока в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА" Разработка содержит материал по развитию речи на данную...
Правописание слов с непроизносимым согласным в корне слова Канакина 3 класс
Урок проблемно деятельностной технологии...
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...