Технологическая карта урока русского языка тема «Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гончаренко Александра Алексеевна

Тип урока: «открытие» нового знания.

 

Цель урока: систематизация знаний о части речь глагол.

 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Систематизировать знания обучающихся о глаголе  как части речи.

2. Учить обучающихся определять лицо и число  глагола.

Предметные:

1. Знать спряжения глаголов в настоящем и будущем времени.

2. Уметь определять лицо и число глагола.

Развивающие:

1. Развивать коммуникативные умения посредством групповой работы.

2. Развивать навыки самостоятельной работы за счёт самостоятельного выполнения заданий.

Личностные:

1. Проявлять познавательные интересы, в том числе, познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его изучении.

2. Осознавать важность русского языка как средства общения и самовыражения.

Воспитательные:

1. Воспитывать внимание, усидчивость.

2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 

УМК

 «Перспектива», учебник Русский язык: 4 кл.: Учебник: в 2ч./Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. - М.: Просвещение, 2014.-Ч.2.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 31.03.23

Школа: Академический лицей №95

Класс: 4-5

Урок: 4

Студент: Гончаренко Александра

Группа: 33

Учитель: Пашнина Татьяна Сергеевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Время: 10:35 – 11:15

Кабинет: 220

Тема урока: «Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам»  

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: систематизация знаний о части речь глагол.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Систематизировать знания обучающихся о глаголе  как части речи.

2. Учить обучающихся определять лицо и число  глагола.

Предметные:

1. Знать спряжения глаголов в настоящем и будущем времени.

2. Уметь определять лицо и число глагола.

Развивающие:

1. Развивать коммуникативные умения посредством групповой работы.

2. Развивать навыки самостоятельной работы за счёт самостоятельного выполнения заданий.

Личностные:

1. Проявлять познавательные интересы, в том числе, познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его изучении.

2. Осознавать важность русского языка как средства общения и самовыражения.

Воспитательные:

1. Воспитывать внимание, усидчивость.

2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

УМК

 «Перспектива», учебник Русский язык: 4 кл.: Учебник: в 2ч./Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. - М.: Просвещение, 2014.-Ч.2.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: беседа

П: эмоциональный настрой

М: демонстрация

П: презентация

М: репродуктивный

П: письмо

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Алексеевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте, чтобы на ваших партах лежали учебник, пенал и дневник.

- Занимайте свои места.

Устанавливает эмоциональный контакт.

-  Самое удивительное явление в мире - это человеческая доброта. Подарим улыбки друг другу. Передайте своё хорошее настроение.

- Сегодня предлагаю вам взять с собой по одной звезде на урок. 1- внимание, 2- старание, 3- активность.

- Каждый выбрал для себя свою звезду? Отлично!

Организует работу по записи числа и классной работы.

- Открываем тетради, отступаем 2 строчки от прошлой работы и записываем число (тридцать первое марта), классная работа.

 

Проверяют готовность к уроку. Садятся на места.

Настраиваются на урок.

Слушают учителя.

Записывают число в тетради.

Р:  планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Р:  проявлять готовность подчиняться

Проектор с презентацией

Рабочие тетради

Доска

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф
М:  репродуктивный

П: минутка чистописания

М: языковой анализ

П: анализ слогов

М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф
М: беседа

П: инструктаж

М: упражнение

Ф
М: беседа

П: ответы на воросы

Организует минутку чистописания.

- А начнём мы наш урок с минутки чистописания.

Посмотрите на экран, перед вами несколько слов:

Мечтаешь, строить, клеить,, рисуешь

- Что объединяет эти слова?

- Верно.

- Что такое глагол?

- Как изменяются глаголы?

-  Запишите и измените глаголы по числам,

но важным условием выполнения задания является правильная каллиграфическая запись! Когда закончите, руку на локоть.

- Не забываем про посадку. Спина прямая, ноги под прямым углом.

- Какие глаголы у нас получились?

Повторение ранее изученного материала.

- Сегодня мы узнаем что-то новое. Но для начала, нам нужно вспомнить то, что мы уже знаем о глаголе. Что же может рассказать о себе Глагол? Заполните таблицу в паре.

- Что у вас получилось?

- Действительно, вы правы. Но это ещё не все, на что способен наш Глагол, предлагаю вам выполнить небольшое задание.

- Что у вас получилось?

- Сделаем вывод, о каком новом грамматические признаке глагола пойдёт речь сегодня?

- Чтобы узнать его название, предлагаю разгадать кроссворд. Ваша задача поставить глаголы в неопределённую форму.

1. Прошу. 2. Терплю. 3. Соберу. 4. Пойму. 5.Бегу. 6.Тру. 7. Подниму. 8.Ловлю. 9.Берегу.

- Какое слово у нас получилось?

Посмотрите,  у меня на доске есть план, для нашей продуктивной работы на уроке, Составьте его в правильном порядке

Отвечают на вопросы.

-  Они являются глаголами.

-  Глагол это часть речи, обозначающая действия предмета.

- Глаголы изменяются по числам.

Прописывают слова в тетрадях.

- Мечтают, строят, клеят, рисуют

Глагол – это часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы, что делать? Что сделать?; Имеет неопределённую форму, в предложении является сказуемым, имеет суффиксы  -ть, -ти, -чь, изменяется по родам

- Нет, не понятно.

- Потому что в нём много местоимений и не понятно о ком или чём идёт речь. 

-  В стихотворении говорится о части речи «Местоимение».

-  Нам нужно определить верно ли школьник употребил местоимения в своём тексте.

Читают текст из упражнения.

Отвечают на вопросы.

- Местоимения употреблены неверно.

- Потому что непонятно какие существительные они заменяют. Она – или книга, или соседка. Они – или рисунки, или сказки.

- Можно сделать вывод, что местоимения нужно употреблять правильно, чтобы собеседник тебя понимал.

Читают вывод в рамке.

Р:  проявлять готовность подчиняться

П:  устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы

Р:  устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение

Проектор с презентацией

Рабочие тетради

Проектор с презентацией

Проектор с презентацией

Проектор с презентацией

Учебник с упражнением

Проектор с презентацией

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

М: моделирование

П: составление плана

С

М: беседа

П: инструктаж

Определяет тему и цель урока.

- Так какая тема нашего урока?

- Отлично, дополните цели, которые мы поставим на сегодняшний урок

1. Узнать ..

2. Научиться…

1. Выполним минутку чистописания.

2. Выполним самостоятельную работу.

3. Повторим изученный материал по теме «Местоимение».

4. Узнаем признаки личных местоимений.

5. Сделаем выводы.

Что мы уже с вами сделали?

- Верно! Какой дальше пункт плана нас ожидает?

- Хорошо. Посмотрите,  у вас на партах лежат листы успеха, по ходу урока мы будем с вами их заполнять

Отвечают на вопросы учителя.

- Спряжение глаголов

-Узнать, какие глаголы спрягаются

-Научиться  спрятать глаголы.

- Да!

- 1. Повторить особенности употребления местоимений в речи.

2. Узнать признаки личных местоимений.

Составляют план урока.

1. Выполним минутку чистописания.

2. Повторим изученный материал по теме «Глагол».

3. Узнаем как спрягается глагол

4. Выполним самостоятельную работу.

5. Сделаем выводы.

- Провели минутку чистописания и повторили изученный материал.

- Повторили изученный материал по теме «Глагол»

П: с помощью учителя формулировать цель

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Р:  планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Проектор с презентацией

"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

М: беседа

П: инструкт

М: частично-поисковый

П: заполнение таблицы

М: беседа

П: ответы на вопросы

М: объяснение

П: показ учителя с комментированием

Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

- Но перед тем как вы узнаете новую информацию, вам нужно будет поработать в парах. Сейчас вы получите карточки, в которых вам нужно местоимения выписать в 2 столбика. В первом столбике местоимения единственного числа, а во втором множественного. Местоимения для распределения представлены на экране:

Я, ты, он, она, мы, вы, они

- Можете приступать!

- Закончили! Кто может прочитать местоимения в первом столбике?

- Отлично, а во втором столбике тогда какие местоимения?

- Молодцы. Если местоимения могут быть и в единственном лице и во множественном, тогда какой вывод мы можем сделать?

- Всё верно, но местоимения могут изменяться не только по числам, но и по лицам. Давайте посмотри, что нам об этом рассказывает Иван Иванович Самоваров. Откройте учебники на странице 71.

- Личные местоимения относятся к 1,2 или 3-му лицу, они могут быть единственного или множественного числа как мы уже с вами говорили. Спишите в таблицу с учебника 1-е, 2-е и 3-е лицо.

Обратите своё внимание на единственное число 3-го лица, к чему ещё могут относиться эти местоимения?

- Всё верно. Переверните страницу.

- Кто сможет прочитать громко и чётко про местоимения 3-го лица?

Слушают учителя.

Выполняют задание.

Проверяют выполнение задания.

- В первом столбике местоимения: я, ты, он, она, оно.

- Во втором столбике местоимения: мы, вы, они.

- Мы можем сделать вывод, что местоимения изменяются по числам.

Слушают учителя.

Записывают информацию в таблицу.

- Эти местоимения могут относиться к роду.

Читают про местоимения 3-го лица.

П:  формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом

К:  проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии

П:  формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом

К:  проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии

Проектор с презентацией

Проектор с презентацией

Учебник

Раздаточный материал в виде карточек

Динамическая пауза

Организует динамическую паузу.

- Если названные мною слова нужно писать с большой буквы – поднимайте руки вверх, если с маленькой – приседайте: Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, река, Волга, собака, Зорька, воробей, урок.

Выполняют динамическую паузу.

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

И

М: решение грамматико-орфографических задач

П: упражнение

Организовывает самостоятельное выполнение каждым учащимся заданий на новый способ действий.

- Отлично, а сейчас посмотрите на экран.

- Выполним задание. Вам нужно заменить имена существительные подходящими местоимениями и определить их лицо и число. Давайте разберём на примере первого слова. Слово «здание» каким местоимением можно заменить?

- Верно, посмотрите по таблице, какое это лицо и число?

- Да, всё правильно. Дальше работаете самостоятельно, потом проверим. Работаем в тетрадях

- Давайте проверим, посмотрите на экран, если у вас написано правильно ставим +.

- Кто всё выполнил правильно? А кто совершил ошибки?

Выполняют задания на новый способ действий.

- Его можно заменить местоимением «оно».

- Это 3 лицо единственное число.

Выполняют упражнение в тетрадях.

Проверяют выполненное задание.

Отвечают на вопросы учителя.

П: устанавливать связи и зависимости между правилом и практическим заданием

Проектор с презентацией

Учебник

Рабочая тетрадь

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф
М: беседа

П: инструктаж

И

М: упражнение

П: самостоятельная работа

Организует самостоятельную работу.

- А сейчас мы с вами выполним самостоятельную  работу.

- Откройте свои учебники на странице 72. Вам нужно будет выполнить номер 119. Найдите личные местоимения и выпишите их, также определите лицо, число и род, если это будет возможно.

- Внимательно читайте задания, не торопитесь. Можете приступать!

- Ваше время вышло. Давайте проверим. Для этого обменяйтесь со своим соседом по парте тетрадями и сверьтесь с доской.

Организует взаимопроверку.

- Если правильно +, неправильно –.

- Поставьте оценку своему соседу в соответствии с критериями:

5 – нет ошибок

4 – 1-2 ошибки

3 – 3 ошибки

2 – больше 3 ошибок

- Обменяйтесь тетрадями обратно. Поднимите руку, у кого 5; 4.

- Молодцы! Те, кто сегодня получил другую оценку, не расстраивайтесь. Вы сможете потренироваться и у вас всё получится!

Слушают учителя.

Выполняют самостоятельную работу.

- Я − 1 лицо, ед.ч.
Ты − 2 лицо, ед.ч.
Она − 3 лицо, ед.ч., ж.р.
Он − 3 лицо., ед.ч., м.р.
Оно − 3 лицо, ед.ч., ср.р.
Мы − 1 лицо, мн.ч.

Слушают учителя.

Выполняют взаимопроверку.

Р:  планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Р:  соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц

Р:  сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников

Учебник

Проектор с презентацией

Включение в систему знаний, повторение (4-5 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф
М: объяснение

ВК

М: моделирование

П: заполнение схемы-таблицы

Повторяет материал урока.

- А сейчас мы поработаем в группе, я раздам вам карточки, которые вам нужно заполнить по теме «Местоимение».

- В первом прямоугольнике вам нужно написать определение и на какие вопросы отвечает часть речи. Во втором прямоугольнике вам нужно записать лица, числа и записать личные местоимения в 1, 2, и 3 лице. В третьем прямоугольнике вам нужно написать как изменяются личные местоимения. Кому не понятно задание?

- Можете приступать к выполнению

- Давайте проверим, что у вас получилось, посмотрите на слайд и сверьте свои ответы.

- Молодцы!

Слушают учителя.

Работают в группах.

Проверяют выполненное задание.

К:  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Проектор с презентацией

Раздаточный материал в виде карточек.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы, рефлексия

С

Организует самооценивание всех обучающихся.

- Наш урок заканчивается. Давайте вспомним, какие цели мы поставили на урок?

- Поднимите большой палец вверх, если считаете, что мы достигли целей.

Оценивает деятельность детей.

- Итак, а сейчас мы с вами выясним, кто был самым активным. Подсчитайте свои жетоны. У кого 5 жетонов? 4? 3?

- Итак, грамоту и оценку 5 за урок сегодня получают…

- Вы сегодня были большие молодцы! Спасибо за работу на уроке! Урок окончен.

Отвечают на вопросы.

- 1. Повторить особенности употребления местоимений в речи.

2. Узнать признаки личных местоимений.

Самооценка собственной деятельности на уроке.

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение

Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

Проектор с презентацией

Раздаточный материал в виде грамот


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по русскому языку Тема: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Составление предложений и текста» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять время и род  глагола.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как изменяется гл...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: «Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: «Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам»...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Времена глаголов. 2-ое лицо глаголов».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Времена глаголов. 2-е лицо глаголов»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока:формирование представления учащихся глаголах 2-го лица единственного числа; ...

Технологическая карта по русскому языку.Тема "Изменение глаголов по числам". УМК "Перспектива" (2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Дата: 18.04.22Школа: № 95Класс: 2-3 Студент: Колдаева Ирина Группа: 42Учитель: Удачина Инна ВикторовнаМетодист:   Тема урока «Измен...