Открытый урок. Сложное предложение 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Василюк Яна Геннадьевна

Урок открытия новых знаний. 

Приемы:

1. Словарно-орфографическая работа

Цель : расширение словарного запаса; формирование орфографической грамотности.

2. «Ассоциативный ряд»

обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной основы (познавательные)

3. Домысливание

Характеристика: предлагается тема урока и «слова –помощники»: познакомимся, узнаем, будем учиться. С помошью «слов-помощников» дети формулируют задачи урока. Принимать и сохранять в памяти учебные задачи.

4. Удивляй. 

Цель: создать благоприятные условия для создания положительных эмоций на уроке.

5. Свои примеры

Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Активное использование речевых средств для решения познавательных задач.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План и ход урока.

  1.  Организация начала урока.
  1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Что бы наша работа была продуктивной, прошу  вас быть активными….. Садитесь.

    2) Проверка готовности к уроку

  • Проверьте готовность к уроку! Сегодня нам понадобятся: учебник, тетрадь, ручка, карандаш и ластик.

В течение всего урока мы будем  работать по группам.

    3)Вступительная беседа

Сейчас, ребята, прозвучит, что-то необычное… (аудиозапись «Ручей»)

- Что вы услышали?

Ответ: журчание ручья

  • Когда начинают журчать ручьи?

Ответ:  весна

  • Что происходит весной?

Ответ: тает снег;  бегут ручьи; распускаются цветы;  журчат ручьи; прилетают перелетные птицы;  поют птицы; набухают почки.  

  • Весна не только за окном, она еще у нас в кабинете. Весна принесла нам цветы, название которых может придумать каждый сам. Пока эти цветы закрыты, распускаться они будут по ходу выполнения заданий на уроке.

4) Мотивация к учебной деятельности

Кто труда не боится, того и лень сторонится.

  • Как вы ее понимаете эту пословицу?

Ответ: (Человек любящий труд и работу, будет усердно и качественно ее выполнять и никакая лень ему не помешает.)

  • Мы сделаем ее девизом нашего сегодняшнего урока, т.е. мы должны много поработать на совесть.
  • Напишите в тетрадях сегодняшнюю дату (Двенадцатое марта, «Классная работа»). Спишите пословицу.

II Актуализация умений, знаний.

1. Словарно-орфографическая работа.

  • Представим, что мы с Вами оказались в мире брошенных слов. Сначала попробуем восстановить их правильный облик – а потом создать из слов настоящее предложение.
  • Запишите словарные слова под диктовку, объясните орфограммы. (ученик у доски)

Профессия (словарное слово «удвоенная сс»);

 перрон (словарное слово «удвоенная рр»);

 следопыт; (в сложных словах после основы на твердый согласный пишется соединительная гласная о, после основы на мягкий согласный, на шипящий и ц –соединительная гласная е. Например: домосед, стихоплет, птицелов)

почтальон; (буква проверяемого безударного в корне слова «пОчта»)

 достижение; (буква проверяемого безударного в корне слова «достИгнуть»)

 бассейн (удвоенная согласная в корне слова «словарное слово»);

 аппликация; (удвоенная согласная в корне слова «словарное слово»)

солнце; (непроизносимая согласная в корне слова «проверочное слово «солнышко»)

(обучающийся проговаривает, записывает на доске, подчеркивает орфограммы и объясняет их написание, проверяем на доске, проверяем в тетради)

  • Сейчас мы с вами повторили правильное написание слов, подобрали проверочные слова.

Мы с вами выполнили задание и можем открыть еще один лепесток

  • Можно ли из этих всех слов составить предложение. (Невозможно).
  • Почему? (Слова стоят в форме именительного падежа, единственного числа. Не связаны между собой по смыслу и грамматически.

3. Фронтальный опрос.

  • Расскажите, что вы уже знаете о предложении.

Ответ: Это слово или несколько слов связанных между собой по смыслу.

  • Какие бывают предложения?

Ответ:

По цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

По интонации: восклицательные или невосклицательные.

По наличию второстепенных членов: распространенными или нераспространёнными.

IV. Открытие новой темы. Целеполагание.

  1. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
  • Прочтите слова, представленные на слайде, попробуйте теперь составить предложение из всех слов.

Ответ: солнышко, Весеннее, согревает, землю. (Весеннее солнышко согревает землю)

Ответ: Наступила, и, берегов, из, весна, вышла, река. (Наступила весна и река вышла из берегов)

  • Запишем предложения в тетрадь и выделим грамматическую основу. (ученик у доски)
  • Что вызвало у Вас затруднение? Почему?
  • Сколько грамматических основ во втором предложении?

Тема урока: «сложное предложение»

  • На какие вопросы сегодня мы должны ответить в конце урока? Ребята, определим задачи нашего урока!
  1. Формулировка вместе с учащимися цели и задач открытия нового. Ответ: на доске:

познакомимся: с понятие «сложное предложение».  

узнаем: особенности сложного предложения, какие типы сложных предложений бывают, как писать схемы предложений.

будем учиться: отличать сложное предложение от простого.

3. Работа с правилом. Стр. 94

  • Ребята прочитайте правило (про себя/ 1 ученик вслух).
  • Сколько грамматических основ в сложном предложении?

Ответ: две и более.

  • Как соединяются части сложного предложения?

Ответ: интонацией, союзами.

  • Чем обычно отделяются, друг от друга части сложного предложения?

Ответ: запятыми.

V.Открытие новых умений и знаний

  1. Работа с учебником.

Упражнение 409, с.92

  • Прочитайте текст из упражнения 409.
  • Найди и выпиши сложное предложение (с двумя или более грамматическими основами) – 2,6,7. Дайте характеристику предложениям.

2 – повествовательное, невосклицательное, сложное, распространенное.

6 – повествовательное, невосклицательное, сложное, распространенное.

7 – повествовательное, невосклицательное, сложное, распространенное.

  • Попробуем составить схему предложениям:

Ответ:

2 [ __ ___], [_____], но [__  ___].

6 [__ ___], но [__ ___], [ __ ___], и [__ ___].

7 [  ___ __], и [ __ ___], что [__ ____ и ____]. 

Мы с вами выполнили задание и можем открыть еще один лепесток.

Работа с кубиками.

  1. Интерактив «Кубик с картинкой»
  • Ребята, у вас на столах лежит кубик. На каждой из сторон куба изображено действие персонажей. Выберите картинку соответствующую номеру вашего стола. Составьте «сложное» предложение.

Группы поочередно составляют сложные предложения, выделяя интонацией грамматические основы.

Мы с вами выполнили задание и можем открыть еще один лепесток

VI. Включение новых умений и знаний в систему умений и знаний,   закрепление.

  1. Прием театрализация
  • Ребята, перед вами текст сказки. Для того, чтобы ее прочитать, необходимо восстановить последовательность предложений.

Давно-давно жил в городе Багдаде купец, которого звали Синдбад. У него было много товаров и денег, а его корабли плавали по всем морям.

Капитаны кораблей рассказывали Синдбаду о далеких странах, где они побывали. Там росли чудесные цветы, на ветвях деревьев пели птицы.

  • В каком предложение 2 грамматические основы? Назовите их.

Ответ: «Капитаны кораблей рассказывали Синдбаду о далеких странах, где они побывали» [ __ ___], [ __ ___].

Там росли чудесные цветы, на ветвях деревьев пели птицы. [___ __], [___ __].

  1. Этап закрепления новых знаний.

Упражнение 411. Стр. 94

  • Прочитайте. Сравните предложения в каждой группе по смыслу и по интонации. Выделите простым карандашом грамматические основы. 

1,2,3 СТОЛ – разбирает 1 группу предложений.

4,5 СТОЛ – разбирает 2 группу предложений.

6,7 СТОЛ – разбирает 3 группу предложений.

Ответ:

1 А – отдельные действия между собой не связаны;

1 Б – действия связаны между собой;

2 А – последовательные действия;

2 Б – в одно время действия;

3 А – второе предложение продолжает тему первого;

3 Б – значение противопоставления с союзом НО;

  • Что разделяет их части?

Ответ: Части сложного предложения разделяет запятая и союз или только запятая.

Мы с вами выполнили задание и можем открыть еще один лепесток

VII. Итог урока. Рефлексия «Кубик Блума»

  • Ребята, наш урок подошел к концу. Сейчас я буду бросать вам кубик.  Вы должны его поймать и ответить на вопрос.
  • Какие задачи были поставлены в начале урока? С чем мы с вами познакомились, что узнали, чему учились?

познакомимся: с понятие «сложное предложение».  

узнаем: особенности сложного предложения, какие типы сложных предложений бывают, как писать схемы предложений.

будем учиться: отличать сложное предложение от простого.

VIII. Рефлексия

  • Вот и подошел к концу наш урок, посмотрите на наш цветок. Какой он стал  красивый. И это благодаря нам! Мы справились со всеми заданиями на уроке и достигли поставленных задач.

Какие задачи были поставлены в начале урока?

С чем мы с вами познакомились?

Что узнали?

Чему учились?

Сложным называется - …

Отличие «сложного» предложение от «простого» в том, что ….

Капитаны кораблей рассказывали Синдбаду о далеких странах, где они побывали.

Давно-давно жил в городе Багдаде купец, которого звали Синдбад.

Там росли чудесные цветы, на ветвях деревьев пели птицы.

 У него было много товаров и денег, а его корабли плавали по всем морям.

Капитаны кораблей рассказывали Синдбаду о далеких странах, где они побывали.

Давно-давно жил в городе Багдаде купец, которого звали Синдбад.

Там росли чудесные цветы, на ветвях деревьев пели птицы.

 У него было много товаров и денег, а его корабли плавали по всем морям.

Капитаны кораблей рассказывали Синдбаду о далеких странах, где они побывали.

Давно-давно жил в городе Багдаде купец, которого звали Синдбад.

Там росли чудесные цветы, на ветвях деревьев пели птицы.

 У него было много товаров и денег, а его корабли плавали по всем морям.

Капитаны кораблей рассказывали Синдбаду о далеких странах, где они побывали.

Давно-давно жил в городе Багдаде купец, которого звали Синдбад.

Там росли чудесные цветы, на ветвях деревьев пели птицы.

 У него было много товаров и денег, а его корабли плавали по всем морям.

Капитаны кораблей рассказывали Синдбаду о далеких странах, где они побывали.

Давно-давно жил в городе Багдаде купец, которого звали Синдбад.

Там росли чудесные цветы, на ветвях деревьев пели птицы.

 У него было много товаров и денег, а его корабли плавали по всем морям.

Капитаны кораблей рассказывали Синдбаду о далеких странах, где они побывали.

Давно-давно жил в городе Багдаде купец, которого звали Синдбад.

Там росли чудесные цветы, на ветвях деревьев пели птицы.

 У него было много товаров и денег, а его корабли плавали по всем морям.

Капитаны кораблей рассказывали Синдбаду о далеких странах, где они побывали.

Давно-давно жил в городе Багдаде купец, которого звали Синдбад.

Там росли чудесные цветы, на ветвях деревьев пели птицы.

 У него было много товаров и денег, а его корабли плавали по всем морям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто труда не боится, того и лень сторонится.

Слайд 2

Предложение – это слово или несколько слов, которые имеют законченную мысль. Слова связаны между собой по смыслу и грамматически.

Слайд 3

1. солнышко , Весеннее, согревает, землю. 2. Наступила , и, берегов, из, весна, вышла, река. Весеннее солнышко согревает землю. Наступила весна и река вышла из берегов.

Слайд 4

познакомимся : узнаем : будем учиться: с понятием «сложное предложение». особенности сложного предложения, какие типы сложных предложений бывают, как писать схемы предложений. отличать сложное предложение от простого.

Слайд 5

День был прекрасный , с моря дул свежий ветер , но к вечеру погода изменилась . Мальчики сначала не видели акулы, но потом один из них оглянулся , мы услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны. [__ ___ ], но [__ ___ ], [ __ ___ ], и [__ ___ ]. Раздался выстрел , и мы увидели , что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. [ ___ __], и [ __ ___ ], что [__ ____ и ____ ]. [ __ ___ ], [ ___ __], но [__ ___ ].

Слайд 6

Давно-давно жил в городе Багдаде купец, которого звали Синдбад . У него было много товаров и денег, а его корабли плавали по всем морям. Капитаны кораблей рассказывали Синдбаду о далеких странах, где они побывали. Там росли чудесные цветы, на ветвях деревьев пели птицы.

Слайд 7

« Капитаны кораблей рассказывали Синдбаду о далеких странах, где они побывали » Там росли чудесные цветы , на ветвях деревьев пели птицы . [ __ ___ ], [ __ ___ ]. [ ___ __], [ ___ __].


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Сложные предложения, их роль в нашей речи.

Тема урока: Сложные предложения, их роль в нашей речи....

Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Связь слов в предложении"

Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Связь слов в предложении"...

Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"

Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"...

Презентация к уроку "Сложное предложение"

Презентация к уроку "Сложное предложение"...

Открытый урок "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"

Цель: обобщение знаний обучающихся по теме: “Сложные слова”;Задачи: развивать умение самостоятельно составлять сложные слова, наблюдать над лексическим значением сложных слов, выбирать пр...

Презентация к открытому уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"

Презентация к открытому уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"...