"Кладоискатели"
презентация к уроку по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Станция первая «Противоположная». Задание №1. Посмотрите на предложенные пары рисунков. Придумайте прилагательные, которые характеризуют предметы или существа, сложите их попарно и дайте ответ на первый вопрос. Каким словом можно назвать получившиеся пары?
толстый - тонкий злая - добрая Антонимы- это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
Задание №2. Подберите антонимы к следующим словам: рано бледный утро рассвет далекий широкий поздно румяный вечер закат близкий узкий
Задание №3. Заполните горизонтальные строчки антонимами к указанным ниже словам, и в вертикальном выделенном столбце вы прочитаете общее название таких слов. горький начинать буря сложный трудолюбивый короткий забывать с л а д к и й к о н ч а т ь з а т и ш ь е п р о с т о й л е н и в ы й д л и н н ы й п о м н и т ь
Станция вторая «Одинаковая». Задание №1. Посмотрите на экран, какими двумя словами можно назвать это животное? Дайте полное определение этому явлению. крокодил– аллигатор Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения.
Задание №2. Подберите как можно больше синонимов к данным словам. мудрый, неглупый, рассудительный, смекалистый. - мгновенно, стремглав, скоро, стремительно, мигом. Умный- Быстро
Станция третья «Значительная». Задание №1. Посмотрите на экран, что изображено здесь? Определите лексическое и грамматическое значение этого слова. Панда – млекопитающее семейства енотовых (лексическое значение). Панда – существительное женского рода, единственного числа, именительного падежа (грамматическое значение).
Задание №2. Угадайте слова по их лексическим значениям. 1.Говорить тихо, неразборчиво. 2.Пронзительно, резко кричать. 3.Перевертываться через голову. 4.Идти, делая частые, мелкие шажки. 5.Вырывать вместе с корнями пни, деревья. 6.Относиться с участием, состраданием к чьему-либо горю. (Бормотать). (Визжать). (Кувыркаться). (Семенить). (Корчевать) (Сочувствовать).
Задание№3 .Замените выделенные лексические значения на слова так, чтобы получился текст. Улетели (покрытые перьями и пухом позвоночные животные с крыльями) за море, Миновало время (уборки зерновых). На (имеющем низкую температуру, не нагретом, не дающем или не содержащем тепла) сером мраморе Листья (цвета яичного желтка) лежат. (Д.Кедрин.) птицы жатв холодном желтые
Станция четвертая «Многозначная». Задание№1. Посмотрите на рисунки и скажите, как называются оба изображенных предмета. Как в науке называют такое явление? сентябрь Это месяц (календарный) и месяц (небесный). Многозначность – свойство слов употребляться в разных значениях.
Задание №2 . Приведите все лексические значения указанного ниже слова. корень 1 .Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ. 2 .Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, ногтя, зуба. 3 .Начало, источник чего-нибудь. 4 .В языкознании основная значимая часть слова.
Задание №3. Придумайте как можно больше словосочетаний со словом «острый», но так, чтобы значение его не повторялось. Острое копье (отточенное, хорошо режущее) Острый нос (суживающийся к концу) Острая шутка (отличающаяся остроумием) Острый соус (сильно действующий на вкус или обоняние) Острая боль (сильно, ярко выраженная) Острый глаз (проницательный, хорошо воспринимающий)
Станция пятая «Переносная» Задание№1. Почему иногда говорят, что у человека колючий взгляд или язык? Разве у взгляда и языка могут быть такие же колючки, как у ежа? Когда говорят, что у человека колючий взгляд или колючий язык, то употребляют слово «колючий» в переносном значении (колючий – «язвительный, насмешливый, злой»).
Задание №2. Из приведенных ниже словосочетаний выберите те, в которых имеются слова, употребленные в переносном значении . потерять терпение горький перец горячий спор легкий характер ласточкино гнездо хлебнуть горя
Станция шестая «Одинаково-разная». Задание№1. Почему лошадь идет рысью, а она сидит на дереве? Как такое явление называется в науке о языке? Это омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
Задание №2. Объясните очень кратко, но точно смысловые различия между следующими омонимами: барыня – барыня - петрушка – петрушка - русская пляска помещица корнеплод кукла
Станция седьмая «Решающая». Задание. Назовите как можно больше видов словарей. Толковый словарь Орфографический словарь Орфоэпический словарь Этимологический словарь Словообразовательный словарь Словарь синонимов Словарь антонимов
Лексика «Не забывай на праведном пути то, что старик Марк Твен сказал когда-то: ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата.» (А.Гитович.)
Использованная литература Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. Под ред.Крысина Л.П., М., Просвещение, 1995. Книгина М.П., Русский язык 5 класс. Тесты, Изд-во «Лицей», 2006. Лебедев В.А. Поурочные разработки. К учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык 5класс», М., «Дрофа», 2001. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Кладоискатель"
Можно провести в конце любой четверти, чтобы развлечься. Для ребят 3-4 класса....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста (6-7 лет). «Мы кладоискатели-морские математики».
Данный конспект будет полезен для учителей начальной школы, которые работают в воскресной школе (с дошколятами)...
Игра на местности "КЛАДОИСКАТЕЛИ"
Игра на местности проводилась в городском парке по принципу игры "12 записок"...
Внеурочное занятие по математике "Кладоискатели"
Внеурочное занятие разработано для учеников 2 класса, направленное на развитие логического мышления учеников. Форма урока урок-путешествие, где дети с помощью карты сокровищ, пытаются обнаружить главн...
Игровая программа "Кладоискатели"
... Клад можно найти, только преодолев все препятствия, которые встретятся на пути. Ещё одно важное условие – успех преодоления препятствий зависит от того, насколько сплочена команда, ведь невнимател...
Игра кладоискатели
Сегодня наш лагерь превращается в Остров сокровищ и все отряды отправятся на поиски клада.Ребята , вы будете собирать карту по кусочкам и доберётесь до того места, где спрятан клад.Игра будет проходит...
исследовательская работа "Курские клады и кладоискатели"
Исследовательская работа обучающихся...