Конспект урока русского языка в 3 классе "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Горгадзе Любовь Григорьевна

Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме «Части речи»

Цель: создать условия для развития умений определять, классифицировать и приводить примеры частей речи по изученным признакам.

Задачи урока:

- вспомнить отличительные особенности частей речи;

- учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги;

- узнать алгоритм определения частей речи и способ действия по алгоритму;

- обобщить знания о частях речи;

- создать условия для развития орфографической зоркости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Горгадзе Любовь Григорьевна, учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №259»

Приморский край, город Фокино

Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме «Части речи»

Цель: создать условия для развития умений определять, классифицировать и приводить примеры частей речи по изученным признакам.

Задачи урока:

- вспомнить отличительные особенности частей речи;

- учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги;

- узнать алгоритм определения частей речи и способ действия по алгоритму;

- обобщить знания о частях речи;

- создать условия для развития орфографической зоркости.

Планируемые результаты:

Личностные: 

- способствовать развитию доброжелательности, сотрудничества со сверстниками и учителем, самостоятельности, самоопределения.

Метапредметные:

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

- формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

-  совершенствовать умения использовать слова разных частей речи.

Коммуникативные:

- активное использование речевых средств для решения познавательных задач;

- готовность слушать и вести диалог;

- признавать существование различных точек зрения.

Предметные:

- различать части речи;

- называть изученные признаки имен существительных, глаголов и прилагательных;

- приводить примеры разных частей речи.

Ход урока

Организационный момент. Мотивационный настрой.

Начать   урок мне хочется отрывком из песни. Послушайте.

(Звучит 1 куплет песни Г. Гладкова  «Говорим на русском языке»)

Русских слов глубокое теченье

Дарит силу песенной строке.

Ах, какое это наслажденье —

Говорить на русском языке!

- Почему  для нас «наслажденье говорить на русском языке»? (потому что мы – русские)

Посмотрите на карту нашей страны. Она поделена на области, республики, края. В России  дружно  живет более 190 народов. У каждого свой родной язык. Но для всех народов нашей страны  государственный язык - русский.

- А для нас с вами какой родной язык? (русский)

- Зачем мы его изучаем?  (чтобы уметь  писать правильно и грамотно,  быть  развитыми культурными людьми)

Я согласна с вами. Итак, вперед, к знаниям!

Откройте  тетради  и запишите число, классная работа.

Сегодня во всем мире отмечается день почерка или день ручного письма (23 января).  Создатели праздника хотели напомнить всем об  уникальности ручного письма, о необходимости  практиковаться  в нем, о неповторимости почерка каждого   человека. Поэтому стараемся в тетради писать  аккуратно.

К доске пойдут ……… 2 ребенка   (девочка и мальчик)

Индивидуальная работа  у доски по карточкам

Образуй, от слов,  каких  возможно, родственные прилагательные и запиши.

М…чта, ар….мат, с…лдат,  завтр…к, м…роз,  учит…льница.

Образуй, от слов, каких возможно, родственные глаголы и запиши.

М…чта, ар….мат, с…лдат,  завтр…к, м…роз,  учит…льница.

Ребята работают, а  вам я предлагаю сложное  задание! Для самых  сообразительных.

На слайде:

Я  – м.

Русский  – п.

Язык – с.

Изучаю  – ?

- Догадайтесь, как слово связано с буквой?  Какую букву нужно поставить вместо вопроса?  

- Почему? (г – глагол) (на слайде появляются вместо букв – слова)

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (части речи.)

- Цель нашего урока?  (вспомнить все, что знаем о частях речи)

- Тема сегодняшнего урока является для нас новой? (нет)

Сегодня  мы будем повторять то, что знаем  о частях речи, обобщим наши знания, и, конечно, узнаем что-то новое для себя. 

Потому что каждый из нас может сказать   (показываю рукой на слова), составьте предложение.  (дети говорят хором    Я  изучаю русский язык. )         

Запишите предложение в тетрадь,  подчеркните орфограммы.

Итак, на уроке мы говорим о частях речи.

- Что такое  часть речи?  (часть речи – это группа слов, которая имеет общее значение и отвечает на одинаковые вопросы).

- Какие части речи мы знаем? (сущ., прил., глагол, предлог, …)

- Еще есть другие части речи?

- Давайте уточним в   учебнике  по рисунку на странице 4   упр.1  

- Что  видим в шкафу?  (полки со словами – части речи)

- Какие части речи  мы не назвали?  

- Есть незнакомые? (числительные, частицы)  

- Какая часть речи рассказывает  сама о себе? (числительные)  Их вы будем изучать  в 4 классе.

- А сейчас давайте проверим  работу ребят у доски.

Девочки проверяют – девочку, мальчики – мальчика. Проверка детей у доски – отметки.

Показываю на слова девочки – эти   слова какой частью речи являются? (сущ-е)

- Почему так решили?

- А эти слова? (Показываю на слова мальчика – глаголы) Почему?

-Что нужно сделать, чтобы определить часть речи? (нужно задать вопрос)

 - Молодцы! Ребята,  как вы думаете, Ошибка, (рисунок в учебнике) умеет определять части речи?  О чем она вас просит, прочитайте.  (помочь распределить слова)

Выполним эту работу в тетради.

Работа в тетради.

Упр.1.        К доске 1 ученик.  

Записываем в столбики: сущ-е             прил-е     глагол         предлог

- Как будем рассуждать? (задаем вопрос, говорим что обозначает)

- Что такое имя существительное? Прилагательное? Глагол?

- Кто все сделал, подчеркните орфограммы, которые встретились в  именах существительных.

- Оцени свою работу. (ученик оценивает свою работу по изученному уже  алгоритму)

- Ребята, какие вы  нашли орфограммы в именах существительных?

- Выполняя это упражнение, мы открыли что-то новое? (нет)

- Давайте посмотрим на слайд, может, здесь узнаем что-то новое?  

Слайд – пьедестал с изображением частей речи

- Что поняли, глядя на слайд?

- Почему имя существительное стоит на 1 месте?  (больше всего в нашей речи –  сущ-х) ученые подсчитали, что существительных…… (выходит число, дети называют)  54.000

- Что еще поняли? (на втором месте – (глагол). Их в нашей речи …31.000.

- Кто может посчитать, на сколько имен существительных больше, чем глаголов? (на 23.000)

 и третьем месте ….– (прилагательные), их – 12.674 слова

- Для чего нужны   имена прилагательные в речи? (украшают, уточняют)

Давайте расскажем о каждой  из этих частей речи подробнее. Чтобы не запутаться, я приготовила вам опорные слова.

(Поднимаю экран. На доске слова-карточки. Вразброс + лишние)

- Ой! Это что же  случилось? Наверное, Ошибка тут побывала! Все  перемешалось!

- Давайте выберем нужные, которые помогут рассказать  о частях речи.

Украшает, рассказывает, подчеркивает – лишние

Обозначает

Отвечает на вопросы

Приведите   примеры

Имеет  - могут не взять, потом добавлю сама

Изменяется по

В предложении может быть

Дети называют – я выстраиваю план.

- С какой части речи начнем?

- А я предлагаю с  прилагательного!

Рассказ фронтально об имени прилагательном,  о  глаголе.

И наконец, расскажите об имени существительном,   я добавляю слово «имеет» ….род

- Молодцы. Справились с заданием.

- А с этим можете?  (слайд – ребус)   Разгадайте ребус, определите часть речи. (Карта, сущ-е)

- На карте могут быть написаны  сущ-е?

У вас на парте карта из нашего любимого атласа Приморского края.

Посмотрите на карту и назовите имена существительные.  

- А  глаголы могут быть? (нет)

- А прилагательные? (да)

 - В  парах, найдите на карте имена прилагательные в географических названиях и выпишите.

Кто больше?  (2 минуты)

Проверка.

- Покажите на пальцах, кто выписал 2, 3? 4? И т. д… Кто больше всех выписал  – читает. Остальные добавляют, не повторяемся.

Молодцы.

- Ребята, на карте почему-то изображены люди. Кто понял, почему?

Нанайцы, удэгейцы, тазы – это   народы,  которые издавна   проживают на территории  Приморского края.

- Как карта называется?  Что узнали?  Подробнее об этих народностях  мы поговорим на  занятиях «Я – исследователь».  

- Итак, возвращаемся к теме урока.  

- О чем мы говорили? (о частях речи)    

- Мы рассказали об  именах  сущ-х, прил-х, глаголе, подобрали примеры, выписали их.

- Умеем  мы различать  части  речи?  Точно?

Хорошо. Сейчас проверим.

Физминутка.

Если я говорю имя  существительное – хлопаем, глагол – прыгаем, прилагательное – топаем.

Урок, звонок,  рисовать, громкий,  сильный, ученик,  думать, дружный,  петь, морозный,  окно,  новое,  страна, пальто, пришел, русский.

Так, кто-то топал, кто-то хлопал.

- Почему? (слово  «русский» может быть именем существительным, а может быть прилагательным)

- Как же различать? (нужно составить предложения, чтобы было существительным, прилагательным)

- Давайте составим предложения со словом «русские», так чтобы слово было прилагательным,  а теперь - существительным.  (Если дети затрудняются, помогаю.)

- Мы – русские. В этом предложении слово «русские» какой частью речи является?  (сущ)

Сказки «Морозко» и  «Репка» – русские народные.  А здесь? (прилагательное)

Молодцы.

Это мы все вместе разобрали, а сейчас каждый сам поработает.

Слайд  Пила, печь, больной, столовая. 

Выберите слово.  Девочки придумайте  и запишите такое предложение, чтобы слово было  или глаголом или  именем прилагательным,  мальчики – существительным.

(Если дети затрудняются вывесить картинки, на которых рисунки - подсказки)

Кто записал предложение, сверху над  нашим словом напишите часть  речи.

Проверка.  Дети читают свои предложения.

- Итак, чтобы определить часть речи, иногда  что нужно? (нужно  прочитать это слово в предложении или хотя бы в словосочетании)  

- Такие  слова могут  встречаться в олимпиадах, поэтому будьте внимательны. На следующей неделе у нас будут  гимназические олимпиады.

Давайте  запишем  еще одно   предложение под диктовку  и выполним синтаксический разбор.

Самостоятельно - 1 ребенок к доске на обороте.

Дежурные  насыпают в кормушки  для птиц  крупу.

Взяли красный карандаш.

Самопроверка   (по  образцу – «Дежурные» подчеркнуто как определение)

- Проверьте, у кого так? А что такое? (дежурные является определением, а надо подлежащим)

Слайд  

Даю правильный вариант. Молодцы. Не поймались в ловушку.

- Кто справился без ошибок?

Дома  вам еще  нужно будет поупражняться в выполнении синтаксического разбора, но сначала составить из данных слов предложения. Это  упр. 4 на стр. 5 + 5 с/слов

Самостоятельно  поработали, а теперь будете работать вместе.

Групповая  работа.

У вас на  партах листочки. Возьмите их.  Что видите? (текст с пропущенными словами) 

Вставьте  пропущенные слова.

Ребята  помогают птицам холодной зимой. Из   пластиковых бутылок, бумажных коробок они  делают кормушки  и развешивают их.  Накормить пернатых друзей очень просто. Птицы едят  различный  корм. Птичек нужно подкармливать каждый день. Давайте  заботиться о птицах!

Каждому дать листочек с текстом - и каждый пишет

Листочки сдадите  в конце урока, я поставлю каждому отметку. Будьте внимательны.

1 группа

Вставьте пропущенные  слова.

Ребята …………………. Птицам холодной зимой. Из   пластиковых бутылок, бумажных коробок они  …………….……. Кормушки  и …………………. Их.  Накормить пернатых  друзей очень просто. Птицы …..…………  различный корм. Птичек нужно …………..…..  Каждый день.  Давайте …………………… о птицах!

2 группа

Вставьте пропущенные  слова.

Ребята помогают птицам ………………. Зимой. Из   ……………………… бутылок, ……..……..  Коробок они  делают кормушки  и развешивают их.  Накормить ….……… друзей очень просто. Птицы едят  ………………  корм. Птичек нужно подкармливать  каждый день. Давайте  заботиться о птицах!

3 группа

Вставьте пропущенные   слова.

………….….  Помогают ………………. Холодной зимой. Из   пластиковых бутылок, бумажных коробок они  делают ………………..  И развешивают их.  Накормить пернатых друзей очень просто.     ..…………… едят  различный  корм. Птичек нужно подкармливать каждый ………….  . Давайте  заботиться о ……………….!

4 группа

Вставьте грамматическую основу.

………..……   ………..…… птицам холодной зимой. Из   пластиковых бутылок, бумажных коробок   …….…….  ………………. Кормушки  и развешивают их.  Накормить пернатых друзей очень просто.    …….……… ………..……..  Различный  корм. Птичек нужно подкармливать каждый день. Давайте  заботиться о птицах!

Слова для справок

Ребята,  они,  маленькие,  помогают,   шустрые,  птицы,  делают, едят.    

Группа 5

Вставьте подходящие по смыслу части  речи.

Ребята помогают (кому?)……………… (какой?)……….……… зимой. Из   пластиковых бутылок, бумажных коробок они  …..….…… кормушки  и развешивают их.  Накормить пернатых друзей очень просто.  (кто?)……………… едят  различный  корм. (кого?)…………….. Нужно подкармливать каждый день. Давайте  заботиться о ………………!

Проверяем.

Читаем по предложению от каждой группы.

- 1 группа, вы вставили слова какой части речи? 2 группа? и т.д.

- Какие мысли возникли после чтения текста? (нужно помогать птицам перезимовать. Делайте кормушки и наполняйте их, не забывайте про кормушки во дворе гимназии)

Урок  наш подходит к завершению.

- Какие части речи есть в русском языке?

Слайд  - шкаф (картинка из учебника)

- Вам не кажется, что части речи тут как-то разделены?  

Ребята, оказывается,   части речи делятся на  2 группы: самостоятельные  и служебные.  Об  этом мы будем говорить на уроке завтра.

Итог урока. Рефлексия.

Давайте подведем итоги.

- Какая была тема нашего урока? Какая была цель? (повторить то, что знаем  о частях речи)

- Цели достигли?

Оцените свою работу на уроке. Покажите цветными карандашами:

Справился с заданиями без затруднений – зеленый

Не все получалось, были допущены ошибки – желтый

Мне нужна помощь, было много непонятного – красный

Я рада, что  непонятного сегодня для вас не было.

Урок окончен.

Запишите домашнее задание: Упр. 4  стр. 5 + 5 с/слов. По   желанию – придумать и нарисовать карту страны «Части речи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на  формирование  универсальных учебных действий учащихся, одним их  которых являетс...

Конспект урока русского языка на тему "Части речи" 2 класс

План-конспект урока русского языка можно использовать на этапе закрепления по теме"Части речи"....

Конспект урока русского языка «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи;формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметные:з...

Конспект урока русского языка по теме "Части речи" в 3 классе.

Конспект урока русского языка по теме "Части речи" в 3 классе....

Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о местоимении как части речи, его роли в предложении....

Конспект урока русского языка:"Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи." ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.Цели деятельности учителя: формирование знаний о предлоге как части речи, формирование навыков написания предлогов; развитие умения употреблять пред...