Конспект урока русского языка в 3 классе "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Части речи»
Цель: создать условия для развития умений определять, классифицировать и приводить примеры частей речи по изученным признакам.
Задачи урока:
- вспомнить отличительные особенности частей речи;
- учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги;
- узнать алгоритм определения частей речи и способ действия по алгоритму;
- обобщить знания о частях речи;
- создать условия для развития орфографической зоркости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_chasti_rechi_3klass_gorgadze_l.g.docx | 30.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Горгадзе Любовь Григорьевна, учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №259»
Приморский край, город Фокино
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Части речи»
Цель: создать условия для развития умений определять, классифицировать и приводить примеры частей речи по изученным признакам.
Задачи урока:
- вспомнить отличительные особенности частей речи;
- учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги;
- узнать алгоритм определения частей речи и способ действия по алгоритму;
- обобщить знания о частях речи;
- создать условия для развития орфографической зоркости.
Планируемые результаты:
Личностные:
- способствовать развитию доброжелательности, сотрудничества со сверстниками и учителем, самостоятельности, самоопределения.
Метапредметные:
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
- формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
- совершенствовать умения использовать слова разных частей речи.
Коммуникативные:
- активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
- готовность слушать и вести диалог;
- признавать существование различных точек зрения.
Предметные:
- различать части речи;
- называть изученные признаки имен существительных, глаголов и прилагательных;
- приводить примеры разных частей речи.
Ход урока
Организационный момент. Мотивационный настрой.
Начать урок мне хочется отрывком из песни. Послушайте.
(Звучит 1 куплет песни Г. Гладкова «Говорим на русском языке»)
Русских слов глубокое теченье
Дарит силу песенной строке.
Ах, какое это наслажденье —
Говорить на русском языке!
- Почему для нас «наслажденье говорить на русском языке»? (потому что мы – русские)
Посмотрите на карту нашей страны. Она поделена на области, республики, края. В России дружно живет более 190 народов. У каждого свой родной язык. Но для всех народов нашей страны государственный язык - русский.
- А для нас с вами какой родной язык? (русский)
- Зачем мы его изучаем? (чтобы уметь писать правильно и грамотно, быть развитыми культурными людьми)
Я согласна с вами. Итак, вперед, к знаниям!
Откройте тетради и запишите число, классная работа.
Сегодня во всем мире отмечается день почерка или день ручного письма (23 января). Создатели праздника хотели напомнить всем об уникальности ручного письма, о необходимости практиковаться в нем, о неповторимости почерка каждого человека. Поэтому стараемся в тетради писать аккуратно.
К доске пойдут ……… 2 ребенка (девочка и мальчик)
Индивидуальная работа у доски по карточкам
Образуй, от слов, каких возможно, родственные прилагательные и запиши.
М…чта, ар….мат, с…лдат, завтр…к, м…роз, учит…льница.
Образуй, от слов, каких возможно, родственные глаголы и запиши.
М…чта, ар….мат, с…лдат, завтр…к, м…роз, учит…льница.
Ребята работают, а вам я предлагаю сложное задание! Для самых сообразительных.
На слайде:
Я – м.
Русский – п.
Язык – с.
Изучаю – ?
- Догадайтесь, как слово связано с буквой? Какую букву нужно поставить вместо вопроса?
- Почему? (г – глагол) (на слайде появляются вместо букв – слова)
- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (части речи.)
- Цель нашего урока? (вспомнить все, что знаем о частях речи)
- Тема сегодняшнего урока является для нас новой? (нет)
Сегодня мы будем повторять то, что знаем о частях речи, обобщим наши знания, и, конечно, узнаем что-то новое для себя.
Потому что каждый из нас может сказать (показываю рукой на слова), составьте предложение. (дети говорят хором Я изучаю русский язык. )
Запишите предложение в тетрадь, подчеркните орфограммы.
Итак, на уроке мы говорим о частях речи.
- Что такое часть речи? (часть речи – это группа слов, которая имеет общее значение и отвечает на одинаковые вопросы).
- Какие части речи мы знаем? (сущ., прил., глагол, предлог, …)
- Еще есть другие части речи?
- Давайте уточним в учебнике по рисунку на странице 4 упр.1
- Что видим в шкафу? (полки со словами – части речи)
- Какие части речи мы не назвали?
- Есть незнакомые? (числительные, частицы)
- Какая часть речи рассказывает сама о себе? (числительные) Их вы будем изучать в 4 классе.
- А сейчас давайте проверим работу ребят у доски.
Девочки проверяют – девочку, мальчики – мальчика. Проверка детей у доски – отметки.
Показываю на слова девочки – эти слова какой частью речи являются? (сущ-е)
- Почему так решили?
- А эти слова? (Показываю на слова мальчика – глаголы) Почему?
-Что нужно сделать, чтобы определить часть речи? (нужно задать вопрос)
- Молодцы! Ребята, как вы думаете, Ошибка, (рисунок в учебнике) умеет определять части речи? О чем она вас просит, прочитайте. (помочь распределить слова)
Выполним эту работу в тетради.
Работа в тетради.
Упр.1. К доске 1 ученик.
Записываем в столбики: сущ-е прил-е глагол предлог
- Как будем рассуждать? (задаем вопрос, говорим что обозначает)
- Что такое имя существительное? Прилагательное? Глагол?
- Кто все сделал, подчеркните орфограммы, которые встретились в именах существительных.
- Оцени свою работу. (ученик оценивает свою работу по изученному уже алгоритму)
- Ребята, какие вы нашли орфограммы в именах существительных?
- Выполняя это упражнение, мы открыли что-то новое? (нет)
- Давайте посмотрим на слайд, может, здесь узнаем что-то новое?
Слайд – пьедестал с изображением частей речи
- Что поняли, глядя на слайд?
- Почему имя существительное стоит на 1 месте? (больше всего в нашей речи – сущ-х) ученые подсчитали, что существительных…… (выходит число, дети называют) 54.000
- Что еще поняли? (на втором месте – (глагол). Их в нашей речи …31.000.
- Кто может посчитать, на сколько имен существительных больше, чем глаголов? (на 23.000)
и третьем месте ….– (прилагательные), их – 12.674 слова
- Для чего нужны имена прилагательные в речи? (украшают, уточняют)
Давайте расскажем о каждой из этих частей речи подробнее. Чтобы не запутаться, я приготовила вам опорные слова.
(Поднимаю экран. На доске слова-карточки. Вразброс + лишние)
- Ой! Это что же случилось? Наверное, Ошибка тут побывала! Все перемешалось!
- Давайте выберем нужные, которые помогут рассказать о частях речи.
Украшает, рассказывает, подчеркивает – лишние
Обозначает
Отвечает на вопросы
Приведите примеры
Имеет - могут не взять, потом добавлю сама
Изменяется по
В предложении может быть
Дети называют – я выстраиваю план.
- С какой части речи начнем?
- А я предлагаю с прилагательного!
Рассказ фронтально об имени прилагательном, о глаголе.
И наконец, расскажите об имени существительном, я добавляю слово «имеет» ….род
- Молодцы. Справились с заданием.
- А с этим можете? (слайд – ребус) Разгадайте ребус, определите часть речи. (Карта, сущ-е)
- На карте могут быть написаны сущ-е?
У вас на парте карта из нашего любимого атласа Приморского края.
Посмотрите на карту и назовите имена существительные.
- А глаголы могут быть? (нет)
- А прилагательные? (да)
- В парах, найдите на карте имена прилагательные в географических названиях и выпишите.
Кто больше? (2 минуты)
Проверка.
- Покажите на пальцах, кто выписал 2, 3? 4? И т. д… Кто больше всех выписал – читает. Остальные добавляют, не повторяемся.
Молодцы.
- Ребята, на карте почему-то изображены люди. Кто понял, почему?
Нанайцы, удэгейцы, тазы – это народы, которые издавна проживают на территории Приморского края.
- Как карта называется? Что узнали? Подробнее об этих народностях мы поговорим на занятиях «Я – исследователь».
- Итак, возвращаемся к теме урока.
- О чем мы говорили? (о частях речи)
- Мы рассказали об именах сущ-х, прил-х, глаголе, подобрали примеры, выписали их.
- Умеем мы различать части речи? Точно?
Хорошо. Сейчас проверим.
Физминутка.
Если я говорю имя существительное – хлопаем, глагол – прыгаем, прилагательное – топаем.
Урок, звонок, рисовать, громкий, сильный, ученик, думать, дружный, петь, морозный, окно, новое, страна, пальто, пришел, русский.
Так, кто-то топал, кто-то хлопал.
- Почему? (слово «русский» может быть именем существительным, а может быть прилагательным)
- Как же различать? (нужно составить предложения, чтобы было существительным, прилагательным)
- Давайте составим предложения со словом «русские», так чтобы слово было прилагательным, а теперь - существительным. (Если дети затрудняются, помогаю.)
- Мы – русские. В этом предложении слово «русские» какой частью речи является? (сущ)
Сказки «Морозко» и «Репка» – русские народные. А здесь? (прилагательное)
Молодцы.
Это мы все вместе разобрали, а сейчас каждый сам поработает.
Слайд Пила, печь, больной, столовая.
Выберите слово. Девочки придумайте и запишите такое предложение, чтобы слово было или глаголом или именем прилагательным, мальчики – существительным.
(Если дети затрудняются – вывесить картинки, на которых рисунки - подсказки)
Кто записал предложение, сверху над нашим словом напишите часть речи.
Проверка. Дети читают свои предложения.
- Итак, чтобы определить часть речи, иногда что нужно? (нужно прочитать это слово в предложении или хотя бы в словосочетании)
- Такие слова могут встречаться в олимпиадах, поэтому будьте внимательны. На следующей неделе у нас будут гимназические олимпиады.
Давайте запишем еще одно предложение под диктовку и выполним синтаксический разбор.
Самостоятельно - 1 ребенок к доске на обороте.
Дежурные насыпают в кормушки для птиц крупу.
Взяли красный карандаш.
Самопроверка (по образцу – «Дежурные» подчеркнуто как определение)
- Проверьте, у кого так? А что такое? (дежурные является определением, а надо подлежащим)
Слайд
Даю правильный вариант. Молодцы. Не поймались в ловушку.
- Кто справился без ошибок?
Дома вам еще нужно будет поупражняться в выполнении синтаксического разбора, но сначала составить из данных слов предложения. Это упр. 4 на стр. 5 + 5 с/слов
Самостоятельно поработали, а теперь будете работать вместе.
Групповая работа.
У вас на партах листочки. Возьмите их. Что видите? (текст с пропущенными словами)
Вставьте пропущенные слова.
Ребята помогают птицам холодной зимой. Из пластиковых бутылок, бумажных коробок они делают кормушки и развешивают их. Накормить пернатых друзей очень просто. Птицы едят различный корм. Птичек нужно подкармливать каждый день. Давайте заботиться о птицах!
Каждому дать листочек с текстом - и каждый пишет
Листочки сдадите в конце урока, я поставлю каждому отметку. Будьте внимательны.
1 группа
Вставьте пропущенные слова.
Ребята …………………. Птицам холодной зимой. Из пластиковых бутылок, бумажных коробок они …………….……. Кормушки и …………………. Их. Накормить пернатых друзей очень просто. Птицы …..………… различный корм. Птичек нужно …………..….. Каждый день. Давайте …………………… о птицах!
2 группа
Вставьте пропущенные слова.
Ребята помогают птицам ………………. Зимой. Из ……………………… бутылок, ……..…….. Коробок они делают кормушки и развешивают их. Накормить ….……… друзей очень просто. Птицы едят ……………… корм. Птичек нужно подкармливать каждый день. Давайте заботиться о птицах!
3 группа
Вставьте пропущенные слова.
………….…. Помогают ………………. Холодной зимой. Из пластиковых бутылок, бумажных коробок они делают ……………….. И развешивают их. Накормить пернатых друзей очень просто. ..…………… едят различный корм. Птичек нужно подкармливать каждый …………. . Давайте заботиться о ……………….!
4 группа
Вставьте грамматическую основу.
………..…… ………..…… птицам холодной зимой. Из пластиковых бутылок, бумажных коробок …….……. ………………. Кормушки и развешивают их. Накормить пернатых друзей очень просто. …….……… ………..…….. Различный корм. Птичек нужно подкармливать каждый день. Давайте заботиться о птицах!
Слова для справок
Ребята, они, маленькие, помогают, шустрые, птицы, делают, едят.
Группа 5
Вставьте подходящие по смыслу части речи.
Ребята помогают (кому?)……………… (какой?)……….……… зимой. Из пластиковых бутылок, бумажных коробок они …..….…… кормушки и развешивают их. Накормить пернатых друзей очень просто. (кто?)……………… едят различный корм. (кого?)…………….. Нужно подкармливать каждый день. Давайте заботиться о ………………!
Проверяем.
Читаем по предложению от каждой группы.
- 1 группа, вы вставили слова какой части речи? 2 группа? и т.д.
- Какие мысли возникли после чтения текста? (нужно помогать птицам перезимовать. Делайте кормушки и наполняйте их, не забывайте про кормушки во дворе гимназии)
Урок наш подходит к завершению.
- Какие части речи есть в русском языке?
Слайд - шкаф (картинка из учебника)
- Вам не кажется, что части речи тут как-то разделены?
Ребята, оказывается, части речи делятся на 2 группы: самостоятельные и служебные. Об этом мы будем говорить на уроке завтра.
Итог урока. Рефлексия.
Давайте подведем итоги.
- Какая была тема нашего урока? Какая была цель? (повторить то, что знаем о частях речи)
- Цели достигли?
Оцените свою работу на уроке. Покажите цветными карандашами:
Справился с заданиями без затруднений – зеленый
Не все получалось, были допущены ошибки – желтый
Мне нужна помощь, было много непонятного – красный
Я рада, что непонятного сегодня для вас не было.
Урок окончен.
Запишите домашнее задание: Упр. 4 стр. 5 + 5 с/слов. По желанию – придумать и нарисовать карту страны «Части речи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на формирование универсальных учебных действий учащихся, одним их которых являетс...
Конспект урока русского языка на тему "Части речи" 2 класс
План-конспект урока русского языка можно использовать на этапе закрепления по теме"Части речи"....
конспект урока русского языка на тему Части речи Школа России 3 класс
Урок путеществие в страну Морфология...
Конспект урока русского языка «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)
Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи;формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметные:з...
Конспект урока русского языка по теме "Части речи" в 3 классе.
Конспект урока русского языка по теме "Части речи" в 3 классе....
Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о местоимении как части речи, его роли в предложении....
Конспект урока русского языка:"Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи." ( УМК " Школа России" , 2 класс)
Тема: Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.Цели деятельности учителя: формирование знаний о предлоге как части речи, формирование навыков написания предлогов; развитие умения употреблять пред...