Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Технологическая карта урока, русский язык, 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. | 32.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1
Тема | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. |
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению учащихся с учебником, видами речи (устная, письменная), формированию представления о значении родного языка в жизни людей и роли русского языка |
Тип урока | Постановочный |
Планируемые | Овладевают первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознают значение русского языка |
Личностные | Проявляют чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою этническую и национальную принадлежность; знакомятся с ценностями многонационального российского общества, становлением гуманистических и демократических ценностных ориентаций |
Универсальные | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозна- Коммуникативные: договариваются с одноклассниками и учителем о правилах поведения и общения |
Основное содержание | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Устная, письменная, внутренняя речь. Родной язык, его значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Виды речевой |
Образовательные | Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, Канакина, В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2012. Схема «Речь. Устная и письменная» |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной | Фронтальная. Словесный. | Приветствие учащихся. – Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постараюсь все понять И внимательно читать. Звуки с буквами пришли И порядок навели. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивиду-альных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Подготовка Знакомство | Фронтальная. Словесный, Рассказ учителя, беседа | – У нас сейчас урок русского – О чем говорит название | Слушают учителя. – «Русский язык». Знакомятся – Учебник поможет узнать новые слова, | Знакомятся с предметом, учебником, учатся ориентироваться | Работа |
– Почему эту книгу называют учебником? Показывает для сравнения – Что объединяет записанные на доске слова: учить, учебник, учитель? – Рассмотрите учебник. В нем есть правила, различные упражнения. Чтобы вам можно было быстро находить их, они обозначаются с помощью особых значков и цифр. Знакомит с условными обозначениями. Рассказывает о правилах работы с учебником | которые есть в русском языке, научиться правильно говорить и писать, чтобы можно было поделиться своими мыслями с другими людьми. – Эти слова объеди- Рассматривают учебник, знакомятся с условными обозначениями, узнают, как надо раскрывать учебник, переворачивать страницы, | предположения, мнения, прислушиваются к мнению других. Осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них. Овладевают умениями работать со знаково-символическими средствами | |||
III. Постановка учебной задачи (учебник, с. 5, 6) | Фронтальная. Словесный. Сообщение | – Мы начинаем изучать предмет «Русский язык» с раздела «Наша речь». Давайте прочитаем, – Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче- | Слушают учителя. Читают. – Какая бывает речь? | Принимают учебную | |
– Цель нашего урока состоит | |||||
IV. Усвоение 1. Какая бывает речь? (Упр. 1, 2). Работа в рабочей тетради | Фронтальная. Словесный, Чтение, беседа, работа со схемой | – Рассмотрите схему. Что вы – Прочитайте текст. Что вы | Рассматривают схему, составляют по ней Читают текст, отвечают на вопросы к нему | Используют знаково- | Беседа |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | На болоте две лягушки Утром рано умывались, Полотенцем обтирались. Вправо, влево наклонялись. Ножками потопали, Ручками похлопали, Вот здоровья в чем секрет, Всем друзьям физкультпривет! | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют | Правильное выполнение дви- |
2. Роль русского языка (упр. 3). | Фронтальная. Словесный, | – Рассмотрите рисунки. Прочи- – Приходилось ли вам общаться | Рассматривают рисунки. Читают предло- | Осмысленно читают текст. Анализируют | Работа |
– На каком языке вы разгова- – Все жители нашей страны России общаются на русском языке, он является не только национальным языком русского народа, | с Памяткой 5 «Как | примерами. Овладевают умением работать | |||
V. Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный. | – Какая бывает речь? – Приведите примеры устной, письменной, внутренней речи | Отвечают на вопросы учителя | Понимают вопросы | Беседа по вопросам |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. | – На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? Какой вид работы понравился больше? | Отвечают на вопросы учителя | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- |
Урок 2
Тема | Виды речевой деятельности человека. Требования к речи. |
Педагогические цели | Создать условия для развития умения наблюдать за собственной речью, оценивать ее, различать виды речи, характеризовать человека по его речи; способствовать ознакомлению с требованиями к речи, правописанием словарного слова здравствуй (здравствуйте) |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека |
Личностные | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности |
Универсальные | Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной Познавательные: общеучебные – овладевают начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические – приобретают навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами (осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме). Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий |
Основное содержание | Характеристика человека по его речи. Требования к речи. Слово с непроверяемым написанием здравствуй (здравствуйте) |
Образовательные | Схема «Речь. Устная и письменная». Карточки с изображением солнышка и тучки |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Давайте послушаем, какое – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивиду-альных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | шшшшшшш // и // и // | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание |
III. Актуализация знаний. Виды речи | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какая бывает речь? – Приведите примеры | – Устная, письменная, внутренняя | Воспроизводят полученную информацию | Беседа по вопросам |
VI. Постановка учебной задачи (учебник, с. 8) | Фронтальная. Словесный. Сообщение | – Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче- – Цель нашего урока состоит | – Что можно узнать о человеке по его речи? Слушают учителя | Принимают учебную |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
V. Усвоение 1. Что можно узнать по речи | Фронтальная. Словесный, Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте строки из стихотворения. – Кому принадлежит записанная речь? – Какие слова помогли определить профессию? – Что можно узнать по речи – Спишите 1-е предложение. – Когда употребляется слово здравствуйте? Какие другие | Читают строки – Доктору. Болен, Высказывают пред- Списывают предло- – При встрече. Называют знакомые слова приветствия | Осмысленно читают текст стихотворения, соблюдая интонацию и знаки препинания. Строят ответы на вопросы, соблюдая логику изложения. Думают, размышляют, высказывают свое мнение. Грамотно списывают предложение, осуществляют самопро- | Чтение, |
2. Словарно-орфографи- | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, | – Прочитайте словарные слова. Что означает слово здравствуй? Когда мы употребляем слово здравствуй, а когда – здравствуйте? Спишите их, запомните | Читают словарные | Усваивают написание непроверяемых слов. Объясняют значение слов | Беседа по вопросам, письмо словарных слов |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Мы ногами – топ-топ, Мы руками – хлоп-хлоп! Мы глазами – миг-миг, Мы плечиками – чик-чик! | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, | Правильное выполне-ние дви- |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Раз – сюда, два – туда, Повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли. Раз – два, раз – два, Заниматься нам пора | придерживаются правильного режима дня, активно участвуют | ||||
3. Анализ отрывков из сказок (упр. 5) | Коллективная. Словесный, Чтение, беседа | – Прочитайте выразительно отрывки из сказок. Рассмотрите рисунок. Ответьте на вопросы упражнения | Читают. Отвечают на вопросы. Называют героев, обстоятельства их разговора, зачи- | Осмысленно, выразительно читают текст. Высказывают свое | Чтение, |
VI. Закрепление знаний и способов действий. Работа в рабочей тетради (№ 5) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте. | Читают. – Приветствие утром, днем | Высказывают свое мнение, прислушиваются | Беседа по вопросам |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? – О чем хотели бы узнать | Отвечают на вопросы учителя | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с новым учебником «Русский язык». Язык и речь, их значение в жизни людей.
Цель: создать условия для формирования первоначальных представлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевого общения....
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...
Урок русского языка в 1 классе. Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей.
Урок разработан по программе УМК "Школа России". Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Цели урока: познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать ...
Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей.
Урок разработан по программе УМК "Школа России". Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС с применением ИКТ...
Знакомство с учебником "Русский язык". Язык и речь, их значение в жизни людей. 1 класс.
Технологическая карта урока и презентация. 1 класс. Школа России....
Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей"
Конспект урока по русскому языку в 1 классе УМК «Школа России»Тема: Знакомство с учебником «Русский язык».Наша речь. Её значение в жизни людей...
Технологическая карта урока по русскому языку "Знакомство с учебником "Русский язык ".Язык и речь ,их значение в жизни людей."
Познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности че...