Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Неопределённая форма глагола».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Теплоухова Татьяна Валентиновна

Цели: - Расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола,  - развивать умения распознавать глаголы в неопределённой форме, - ставить к ним вопросы, - точно употреблять  глаголы в устной и письменной речи.

- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка.  

- Формировать возможность составлять  предложения, соблюдая в речи грамматические закономерности.

- Выделение в предложении глаголов по вопросам. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. - Употребление в связной речи глаголов. Видовые различия глаголов. Составление предложений, включающих словосочетания с глаголами в различных временных и видовых формах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_uroka_russ._yazyka_nf_glagola_2024.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа-интернат № 33

Выборгского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока

по русскому языку  

по теме: «Неопределённая форма глагола».

Учитель – Теплоухова Т. В.

2023 - 2024  уч. год

Тема урока: «Неопределённая форма глагола».

Класс: 4 Б Доп. класс

    II отделение

Дата проведения: 29.02.2024

Цели: - Расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола,  - развивать умения распознавать глаголы в неопределённой форме, - ставить к ним вопросы, - точно употреблять  глаголы в устной и письменной речи.

Планируемые результаты

Предметные

- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка.  

- Формировать возможность составлять  предложения, соблюдая в речи грамматические закономерности.

- Выделение в предложении глаголов по вопросам. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. - Употребление в связной речи глаголов. Видовые различия глаголов. Составление предложений, включающих словосочетания с глаголами в различных временных и видовых формах.

 

Метапредметные

познавательные УУД:

- Активное использование речевых средств в соответствии с речевыми возможностями обучающегося.

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам. - Овладение начальными сведениями и практическая систематизация основных грамматических  закономерностей языка.

коммуникативные УУД:

- готовность слушать собеседника и вести диалог, - формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.

регулятивные УУД:

- выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя;

- реализация сформированных умений и навыков в коммуникации.  

Коррекционно-развивающие

- развитие внятной, выразительной связной речи обучающихся;

-  развитие умения оформлять ответы фразой;

- развитие слухового восприятия на материале урока;

- восприятие на слух словосочетаний и фраз, материала, связанного с изучением учебных предметов,

- развитие умения исправлять ошибки в своей речи и речи товарищей.

Личностные

1) Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения 

 2) Овладение речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, развитие навыков связной речи).

3) Практическое овладение языковыми закономерностями, их использование в связной речи.

4) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

5) Развитие связной устной и письменной  речи обучающихся с ОВЗ.

Межпредметные связи:  «Литературное чтение» -  тема «Пословицы и поговорки». 

«Окружающий мир» - тема «Правила дорожного движения. Здоровый образ жизни».

Ресурсы занятия (оборудование): тексты рассказов (адаптированные в соответствии с возможностями обучающихся с ОВЗ),  таблички, разрезные таблицы, рисунки, раздаточный материал - карточки с заданиями, толковый словарь русского языка.  

                                                                Ход урока:

Этапы урока

Виды работ

Содержание деятельности учителя

Характеристика деятельности обучающихся

Используемые методы. / Реализация коррекционно-развивающей направленности урока

 

Организация

начала занятия

1. Приветствие

2. Мотивация на совместную деятельность

    Табл. № 1

Побуждает к приветствию.

 - Прочитаем стихотворение.   Т. 1.

 

- Существительное — школа,
 Просыпается —
глагол.
 С прилагательным 
весёлый 

  Новый школьный день пришёл.

Приветствуют учителя.

 Ученики задают друг другу вопросы о занятии.      - Какой сейчас урок?                

  - Сейчас урок русского языка.

   - Как мы будем заниматься на уроке?  

Мы будем:   - внимательно слушать,   - правильно говорить.  

Фронтальная работа /

На всех этапах урока с учётом слуховых возможностей обучающихся проводится работа по РСВ (с использованием смены местоположения педагога по отношению к обучающимся) или слухозрительного восприятия.

I. Первый  этап

занятия

1. Актуализация полученных знаний.

 

   Табл. № 2

 Мы будем говорить о глаголе.

Игра «Что я знаю о глаголе?»

Задайте друг другу вопросы о глаголе.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- Как изменяются глаголы?

- В форме какого числа стоят эти глаголы ?

                                               (картинка в презент.)

- Какие три времени имеет глагол ?

  Учитель выставляет на доске таблички.

- На какие вопросы отвечают глаголы?

 

   Презентация  

- Глагол – это ………  речи.

Глагол обозначает    …   предмета

- Глаголы изменяются по числам и по временам.  

- Это глаголы единственного числа,

   Это глаголы множественного числа.

- Глаголы бывают:

 Наст. вр.,      прош. вр.,    будущ. вр.  

  Глаголы отвечают на вопросы

 Что                    что                что будет

 делает?            делал?            делать?

   -----            что сделал?      что сделает?

Фронтальная

Работа /

При затруднении восприятия на слух речевой материал предъявляется слухозрительно, потом снова на слух.

2. Самоопределение к учебной деятельности

    Табл. № 3

- Называние темы урока.

Просит обучающихся определить тему и задачи урока.  

1)  - Прочитайте правила дорожного движения        

Нужно переходить дорогу только на зелёный свет.                              

Нельзя перебегать через дорогу.

Перед проезжей частью нужно остановиться и спокойно перейти дорогу.
- Прочитайте выделенные слова. К какой части речи они относятся? 

- На какие вопросы отвечают выделенные глаголы?                                                

- Распределите глаголы по вопросам.

- В какой форме стоят эти глаголы?

- Прочитайте тему урока. (открыть)

- Прочитайте Задачи урока.                  

 

Слушают учителя. Определяют задачи  урока      

  Картинка – светофор.

- Это глаголы.

- Глаголы отвечают на вопросы:

     Что делать?  и  Что сделать? 

      переходить          остановиться

      перебегать          перейти  

- Эти глаголы стоят в неопределённой форме.

Тема урока: «Неопределённая форма глагола».          

1) Научимся распознавать глаголы в неопределённой форме, 2) правильно их писать, ставить к ним вопросы.                                                      

На протяжении всего урока осуществляется контроль за речью обучающихся (звукопроизношение, словесное ударение, слитность, интонация).

3. Работа по теме урока.

   Табл. № 4   РМ 1.

- Признаки неопределённой формы глагола.

 - Научимся распознавать глаголы в неопределённой форме   - Возьмите карточки.  РМ 1.

Карточка 1.    Прочитайте слова.

  играть,  поиграть, летать, улетать, читать,  

  прочитать,  нести,  унести  

  Распределите  слова  по  вопросам  в таблице:

что  делать  ?

что  сделать  ?

……………………….. …………………… – 4 строки

по…………………….

 ………………………

Задания 1. - Можно ли определить время и число у этих глаголов?  

- В какой форме стоят эти глаголы?

2. Прочитайте вопросы к глаголам  (в табл.)

   Выделите суффиксы  - ть  и  – ти.

      Сделайте вывод. 

- Суффикс – ть или  - ти  - показатель НФ  глагола.

Ученики работают на карточках,

1 ученик у доски.

- Нельзя, у этих глаголов нельзя определить время или число.

- Эти глаголы в НФ.  

- Неопределённая форма – это      

начальная форма глагола.  

 Она не указывает ни на время, ни на число глагола.        

- Глаголы в неопределённой форме 

отвечают на вопрос:

 что делать?    или    что сделать?

- Эти глаголы имеют суффикс

   – ть или  - ти.                          Т.4.

В ходе урока исправляются аграмматизмы в речи обучающихся с опорой

на грамматический вопрос с последующим обязательным повторением правильно оформленной фразы.

Физкультминутка

Потрудились – отдохнём,  (ходьба)          ФМ

Встанем, глубоко вздохнём. (потянуться)

Руки в стороны, вперёд,                               

Влево, вправо поворот.

                       (поворот корпуса, руки на пояс)

Обучающиеся выполняют движения, совместно проговаривают текст.  

- Руки плавно опустили, (ходьба)

Всем улыбки подарили.

При проведении физкультминутки используется сопряжённое («хоровое») проговаривание.

II. Второй  этап

занятия.

4.  Закрепление изученного материала.  

- Употребление глаголов в  устной речи

   

   Для того, чтобы у вас было крепкое здоровье нужно соблюдать правила безопасности на дорогах.                                  

   Кто знает правила дорожного движения?

- Будем работать в парах.

- С кем ты будешь работать?

- Каждая пара получает конверт с заданием.

 Нужно составить картинку и подобрать к ней правило,  правильно вставить глагол.

 - Достаньте картинки из конвертов.

 - Один, два, три – начали.

 - Кто составил картинку?

- Прочитайте правило ДД, которое подходит к вашей картинке.

 

- Сделайте вывод (устно)

- В какой форме стоят глаголы в этих предложениях?

- Как вы определили форму глагола?

 

Выполняют задание.    

- Я знаю правила ДД.    

- Я буду работать с Артёмом.  

   РМ 2. Конверты с заданиями.

   Правила ДД:                              

- Можно кататься на велосипеде только в парке или на велодорожке. – круг 

- Можно переходить дорогу только на зелёный сигнал светофора.  – треуг. 

- Нельзя кататься на велосипеде по проезжей части.

-  Можно переходить дорогу, когда автобус отойдёт от остановки. – квадрат

- Нельзя играть в мяч на дороге.

                                                  - ромб.      

- Можно переходить дорогу по переходу - «зебре».                        - прямоуг.

- Нужно соблюдать правила дорожного движения!                                      

  - Глаголы в НФ.

 - Мы поставили вопрос к глаголам и выделили суффикс – ть.          

 

5. Рефлексия.

                 

- Научимся правильно писать глаголы

в неопределённ форме, ставить к ним вопросы.  

   - Откройте тетради.  Запишите число.  

     Классная работа, тему урока.

    Правила ДД:    

 - Прочитайте правила ДД, которые записаны у вас на карточке. Запишите их в тетрадь.

- Выделите суффиксы глаголов в НФ, поставьте к ним вопросы.

  – На какие вопросы отвечают эти глаголы?

- Выделите суффиксы в глаголах.  Какие суффиксы вы выделили?

– В какой форме стоят эти глаголы?  

            Сделайте вывод.       Закройте тетради.

- Открывают тетради. Делают запись.

 - Неопределённая форма глагола.

- Я выделил суффиксы  - ть,   - ти.

- Эти глаголы в неопределённой форме.

- Глаголы в неопределённой форме  

отвечают на вопросы:

 что делать?    или    что сделать?

- Эти глаголы имеют суффиксы

   – ть или  - ти.          

При ошибках в воспроизведении слов, словосочетаний, учебной терминологии необходима запись на доске с нотированием (расстановкой словесного ударения, орфоэпических знаков).

III. Организация окончания занятия

  Рефлексия учебной деятельности

- организация подведения итогов.

  Таблица № 6

Рефлексия, самооценка достижений обучающихся

- общая оценка учителя.

Подводит итог занятия с учетом плана деятельности.

- Какую часть речи мы изучали сегодня на уроке?

/ - Какая форма глагола не указывает 

ни на число, ни на время глагола?   /

- Как вы сегодня работали на уроке? Возьмите карточку №  2 и нарисуйте смайлик. 

Предлагает оценить свою и коллективную деятельность на занятии.

  - Молодцы.

Отвечают на вопросы.

- Сегодня мы изучали глагол.

- Неопределённая форма глагола.                                          

                                                         

Оценивают свою работу. Определяют, чему научились, как отвечали на занятии.

      - Я успешно справился с заданиями.         - Мне было трудно, но я справился.    

      - Мне было очень трудно,

         мне нужна помощь.

Учитель оценивает речевую активность обучающихся и произносительную сторону речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме «Неопределённая форма глагола» 4 класс

Цель урока: Развитие УУД подведения наблюдаемых фактов под формулировку нового понятия - неопределённая форма глагола...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Неопределенная форма глагола" 4 класс

Знакомство с особенностями глаголов неопределенной  формы...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола" - 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Формирование представлений о глаголах неопределенной формы, умения отличать её от других глагольных форм.Задачи урокаДидактические:Сформирова...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола" для 3 класса УМК «Школа России»

Технологическая карта урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола" для 3 класса УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Неопределенная форма глагола» - 4 класс

Тема урока “Неопределенная форма глагола”Тип урока: урок рефлексииЦель урока: формирование представления о глаголах неопределенной формы в процессе повторения и обобщения знаний, пол...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Неопределённая форма глагола» (3 класс, УМК «Перспектива»)

Цель урока: формирование представления о понятии «неопределенная форма глагола»Планируемые результаты: Предметные:1. Знать признаки глаголов в неопределённой форме.2. Уметь распознава...