Фрагмент урока "Фразеологический пазл: собираем гибкие навыки"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Фрагмент урока русского языка. Цель: формировать представление об устойчивых выражениях, обогащать речь обучающихся фразеологическими оборотами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fragment_uroka_seminar_16.11.2023_leksakova_n.v._publikatsiya.docx | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока русского языка в 3 классе
Учитель: Лексакова Н.В.
Тема: «Фразеологический пазл: собираем гибкие навыки»
Цель: учиться слушать и слышать, обосновывать свою позицию и высказывать своё мнение, повышать культуру речи, изучать значения фразеологизмов.
Задачи: научить правильно использовать фразеологизмы в своей речи, уметь объяснять их значение;
развивать речевую и мыслительную деятельность;
развивать потребность использовать в своей речи фразеологические обороты, как особые обороты, украшающие и обогащающие речь
воспитывать гордость за красоту великого русского языка, воспитывать тактичность в общении
Оборудование: словари фразеологизмов, картинки- фразеологизмы, карточки с фразеологизмами для этапа рефлексии, карточки с заданиями для групповой работы, части пазла, презентация.
Ход урока.
- Дорогие ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, давайте их поприветствуем.
- Скажите, с каким настроением вы пришли на урок?
- А с чего начался ваш день?
Ученик (заранее подготовленный текст):
- Встали мы чуть свет, на скорую руку позавтракали и со всех ног бросились в школу. На свежую голову слушаем тему урока, и всё у нас идет как по маслу, ответы от зубов отскакивают. Не боимся мы лицом к лицу, нос к носу с трудностями встретиться, потому что светлые у нас головы!
- Стоп! При чём здесь масло, зубы, головы? Замените выражения одним словом (используют сигнальные линейки согласен/не согласен):
чуть свет (рано)
на скорую руку (быстро)
всё как по маслу (гладко)
лицом к лицу, нос к носу (близко)
- Вспомните, как называются такие словосочетания? (фразеологизмы)
- Что же такое фразеологизм? (Устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить одним словом)
Слайд 1
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Устойчивый оборот речи, свойственный определенному языку и потому дословно не переводимый на другие языки, имеющий самостоятельное значение, которое в целом не является суммой значений входящих в него слов.
Большой современный толковый словарь русского языка. 2012
Слайд 2
- Составьте из слов предложение, запишите.
Обычно Вася вставал с первыми петухами.
- Назовите фразеологизм. Что он обозначает? Можно ли подобрать другой фразеологический оборот с тем же значением?
Обычно Вася вставал ни свет ни заря.
- Подчеркните в предложении грамматическую основу. Почему сказуемое вставал с первыми петухами, а не одно слово вставал?
- Какой вывод сделаем? (фразеологизм является одним членом предложения)
Знакомство со словарями
- Не все фразеологизмы легко объяснить. Что же делать? (обратиться к словарям - фразеологическим)
Учитель показывает детям фразеологические словари разных изданий
Работа в группах (с помощью словаря объяснить значение фразеологизма)
Слайд 3
(вспомним правила работы в группе)
Говорите по очереди, не перебивая друг друга
Внимательно слушай того, кто говорит
Если не понял – переспроси
Своё несогласие высказывай вежливо
Работают все на общий результат
Для ответа назначьте отвечающего
Карточки:
- Взять быка за рога
Делать большие глаза
- Водить за нос
Заячья душа
- Втирать очки
Провалиться сквозь землю
(обсуждение ответов)
Отгадай фразеологизм по картинке (сигнальная линейка)
(учитель показывает рисунки, дети называют фразеологические обороты, определяют их значения)
Развесить уши (слушать с полным доверием)
Зарубить на носу (запомнить)
Тянуть кота за хвост (медленно)
Витать в облаках (мечтать)
Кот в мешке (неизвестно что)
Глаза разбегаются (нельзя сосредоточиться и выбрать что-то одно)
Работа в группах (найти в тексте фразеологизмы, объяснить их значение)
Карточки для групп:
- Обычно Витя Перепёлкин считал ворон на уроках. Но в этот день он прибежал в школу ни свет ни заря. Витя сгорал от стыда, глядя на двойки в своём дневнике, и решил их исправить. У доски он долго собирался с мыслями, но потом без сучка и задоринки рассказал всё домашнее задание. Витя был на седьмом небе от счастья.
- В моей жизни удачи кот наплакал, а трудностей – вагон и маленькая тележка. Но я не вешаю нос. Если работать засучив рукава, мотать на ус, то можно стать мастером на все руки.
- Петя часто пропускал занятия в школе. Так и продолжал бы он витать в облаках, если бы не мама. Она ему сказала: «Скоро экзамены, а ты палец о палец не ударил. Перестань валять дурака и возьмись за ум, а то на экзамене сядешь в лужу»
(обсуждение выполненного задания, работа по содержанию текстов: ответы на вопросы, определение темы и главной мысли)
Работа в группах (составляем синквейн на тему «Фразеологизмы»)
Подведение итогов
Пазл (дети составляют на доске, делают вывод)
Детали пазла:
- Фразеологизмы
- Устойчивые неделимые сочетания слов, которые можно заменить одним словом
- Это средства выразительности языка, которые делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой
- Не составляются каждый раз заново, а воспроизводятся в готовом виде. В целом являются одним членом предложения
Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы
(ученики выбирают из конверта заранее подготовленные фразеологизмы, вывешивают на доску)
Работал спустя рукава; Работал не покладая рук; Бил баклуши; Витал в облаках; Работал засучив рукава; Сидел сложа руки; Палец о палец не ударил; Работал до седьмого пота; Вкладывал душу; Работал с огоньком; Работал не разгибая спины; Гонял лодыря; Ушами хлопал; Щёлкал как семечки; Точил лясы; Ни бе, ни ме, ни кукареку; Мотал на ус; Крутился как белка в колесе; Зарубил себе на носу; Заблудился в трёх соснах; Держал ухо востро
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии. Гибкий режим дня, экскурсии и здоровый образ жизни в группе продленного дня
Заболеваемость детей, регулярно посещающих группу продленного дня и ежедневно пребывающих на свежем воздухе, играющих в разнообразные подвижные игры, значительно ниже, так как умеренные фи...
Конспект фрагмента урока "Навыки устного счета. Уравнение"
Цель урока: закреплять понятие об уравнении как особом виде равенства; закреплять умение решать уравнения изученных типов; отрабатывать навыки решения текстовых задач, быстрого счета в пределах 9; р...
Буду гибким, буду ловким
корригирующая гимнастика...
Статья по теме "Развитие гибкого мышления школьников с ОВЗ во внеурочное время"
Государственный заказ на воспитание личности, формирование её гражданско – патриотического сознания определён в основополагающих документах Российской Федерации. Воспитание должно охватывать и пронизы...
Конкурсная работа "Гибкий путь к мастерству"
Творческая работа учащегося об увлечении спортом...
Фрагмент урока литературного чтения в 1 классе. Использование методики формирования навыка смыслового чтения при знакомстве с лирическими стихотворениями.
Представление личного опыты работы в 1 классе на уроке литературного чтения с лирическими стихотворениями. Тема урока "А.Н.Майков"Весна", Т.Белозеров "Подснежники", С.Я....
Гибкие навыки
Формирование гибких навыков Квест...