Русский язык 1 класс " Звуки и буквы".
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)

Титова Татьяна Евгеньевна

Конспект урока русского языка на тему «Звуки и буквы» 

Цель: Создание условий для формирования умения обозначать звуки речи, закрепления знаний о буквах и звуках, совершенствования фонетических знаний и умений, способствования развития зрительного внимания и фонематического слуха.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Формировать мотивацию к учебной деятельности
  • Развивать способность к самооценке

 

Предметные:

  • Распознавать условные обозначения звуков речи;
  • Умения наблюдать за произношением слов;
  • Делать звуковой анализ слов;
  • Не смешивать понятия «звук» и «буква»;
  • Делить слова на слоги, ставить ударение

Метапредметные (УУД):

Регулятивные:

  • Определять и формулировать учебную задачу с помощью учителя;
  • Выполнять и оценивать учебные действия;
  • Оценивать правильность выполнения действий;

 

Познавательные:

  • Находить информацию в учебнике;
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

 

Коммуникативные:

  • Умение строить речевое высказывание;
  • Умение слушать и понимать других;
  • Высказывать свои предположения.

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивационный этап

- Давайте улыбнемся друг другу и тихо сядем на свои места. Нам предстоит большая работа: будем думать над заданиями и выполнять их. Справиться с этим нам помогут верные помощники: внимание, память и дисциплина. Девизом нашего - пословица:

«Не беда ошибиться, беда не исправиться»

- Как вы понимаете эту пословицу? Верно! Если ты ошибся это не так плохо, а плохо то, что, зная, что ошибаешься, продолжаешь делать это дальше.

 

 

Приветствуют учителя

 

 

Рассуждают над пословицей

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений

- Как обычно, начинаем с минутки чистописания.

- Откр. тетради, записываем число, классная работа.

- Для чего мы проводим минутку чистописания?

- Сегодня мы будем прописывать слоги: се ло ве

- Обратите внимание на соединения, пропишите до конца строки эти слоги чередуя, как на доске.

- Кто пропишет, покажите знак готовности.

- Ребята, а какое слово можно составить из этих слогов?

- Запишите слово весело в тетрадь,

- Сколько слогов в слове весело?

-Давайте назовем ударный слог, для этого позовем слово, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

- Придумайте предложение с эти словом.

- Запишите мое предложение: Наши каникулы прошли весело.

- Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать:

Чёрные, кривые,

От рождения немые.

Станут в ряд –

Враз заговорят. (Буквы)

Их не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно. (Звук)

- Ребята, а что такое буква? А звук?

- Чем отличаются звуки от букв?

- На доске предложения с пропущенными буквами:

Звуки мы … и … .

Буквы мы … , … , и … .

И карточки со словами: СЛЫШИМ, ПРОИЗНОСИМ, ВИДИМ, ПИШЕМ, ЧИТАЕМ.

- Какие слова в предложении пропущены?

- Выберите слова из слов на карточках и составьте предложение. Какие предложения у вас получились?

- Верно! Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем.

 

 

Отвечают

 

Прописывают слоги

 

Записывают слово, ставят ударение, подчеркивают безударные гласные

 

Составляют предложения, записывают его

 

 

Отгадывают загадки

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

Вставляют пропущенный слова в предложения

 

 

Называют их

 

 

3.Самоопределение к деятельности

- А вы знаете, как обозначаются звуки?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Тема нашего урока: «Звуки и буквы»

- Какие задачи на урок поставим? Чему хотите научиться? Что хотите узнать?

- Задачами нашего урока будут:

1. Повторить пройденный материал о звуках и буквах.

2. Формировать умения обозначать звуки речи.

3. Научиться распознавать условные обозначения звуков речи.

 

 

Отвечают

 

 

Предполагают тему и задачи урока

 

4.Открытие новых знаний, формирование новых умений и навыков

- Тысячи разных звуков окружают человека. А из каких звуков «складываются» слова?

- Слова складываются только из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда работают язык, губя, зубы, голосовые связки.

На слайде слова: Утро, трактор, врач, птица

- Прочитайте эти слова. Произнесите первый звук в каждом из этих слов. Одинаково ли движутся губы, зубы, язык?

- Прочитайте последнее слово: птица. Нарисуем звуковую схему к этому слову:

- А теперь рядом запишите это слово буквами: птица

- Одинаковое ли в этом слове количество букв и звуков?

- В русском языке существуют определенные обозначения звуков. Звуки обозначаются буквами в квадратных скобках. Слово кот можно изобразить так: [к] [о] [т], а слово кит – так [к’] [и] [т].

- Сравните обозначения первых звуков в этих словах. Чем они различаются?

- Запись [к] показывает, что этот звук – твердый согласный.

- Запись [к'] показывает, что этот звук – мягкий согласный.

- Давайте вместе попробуем обозначить слово лиса: [л'] [и] [с] [а]

- Почему звук ль мы обозначили таким знаком? [л']

- Потренируемся, 1 ученик так же обозначит звуками слово пальто, другой ученик слово – книга.

- Все остальные обозначают оба слова у себя в тетради: [п][а][л'][т][о], [к][н'][и][г][а]

- Одинаковое ли количество букв и звуков получилось в словах?

- Почему на схеме не обозначили мягкий знак?

- Как показали мягкость согласных?

 

Слушают учителя

 

 

 

 

Читают слова со слайда, произносят первый звук

 

 

Составляют схему к слову птица

 

 

 

 

- Да

 

 

Слушают учителя

 

- В слове кит есть запятая над к

 

 

 

Обозначают

-Потому что он мягкий

 

Обозначают слова: двое у доски, остальные в тетрадях

Физминутка

 

Выполняют физминутку

5. Первичное закрепление

На слайде: [м] [ы][ш][к][а]

- Какое это слово?

- А если мы звук [ы] заменим звуком [и], изменится ли смысл слова?

- Верно, если мы звук [ы] заменим звуком [и], то смысл слово изменится и у нас получится не мышка, а мишка (медвежонок).

- В слове каждый звук и каждая буква имеют свое место! И если ты заменишь один звук или букву в слове, то либо изменится смысл слова, либо слова не получится.

- Откроем учебники на странице 50 и выполним задание под номером 9.

- Прочитайте скороговорку медленно, теперь быстрее, и очень быстро.

- Спишите эту скороговорку себе в тетрадь.

У киски в миске – рис и сосиски.

- Подчеркните в словах буквы, которые повторяются.

- Одинаковые ли звуки обозначены этими буквами?

- Произнесите звук, который обозначает каждая подчеркнутая буква.

 

- Мышка

 

- Да

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

Читают скороговорку, записывают ее, обозначают буквы которые повторяются

 

Произносят звуки

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Сейчас я раздам вам карточки (упр.8 страница 50)

- Прочитайте слова. В каждом слове «спряталось» еще одно слово. Вам нужно найти слова, которые «спрятались» и подчеркнуть их.

- Чтобы вам было легче выполнять, разберём первое слово: ласточка – точка, подчеркиваем слово точка. Всем понятно, как делать это задание?

- Приступаем к выполнению, затем проверим.

Проверка. На слайде правильные ответы.

- Обменяйтесь карточками с соседом по парте.

- Читаем слово, и проверяем со слайда, если правильно, ставим + над словом.

- У кого нет ни одной ошибки?

- А кто допустил ошибку?

- Вспомним девиз нашего урока:

«Не беда ошибиться, беда не исправиться»

- Исправили свои ошибки? Значит не беда, в следующий раз вы уже не допустите ошибок.

 

 

Выполняют задание по карточкам

 

 

 

Проверяют в парах по эталону

 

Отвечают на вопросы

7. Итог урока и рефлексия

- Поиграем в игру, которая называется «Да или нет»

- Я буду называть вам утверждения, а вы показывать мне светофорчики: зеленый – согласны, красный – не согласны.

1.Звуки произносим и слышим, а буквы пишем и видим. (З)

2.Гласный звук состоит только из голоса. (З)

3.Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса. (З)

4. Согласный звук может быть ударным и безударным. (К)

5. Гласный звук может быть твердым или мягким.(К)

6. Сколько в слове гласных, столько и слогов. (З)

7. Звук мы видим. (К)

8. Букву мы можем написать. (З)

- Молодцы! И с этим заданием справились.

- Вернемся к задачам урока:

- Прочитайте 1 задачу:

1. Повторить пройденный материал о звуках и буквах.

- Что такое буква? Что такое звук? В чем отличие звуков от букв?

- Прочитайте 2 задачу:

2. Формировать умения обозначать звуки речи.

- Как обозначаются звуки речи на письме?

- Прочитайте 3 задачу:

3. Научиться распознавать условные обозначения звуков речи.

- Как условно обозначить звук?  

- Как показать мягкость звука?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что показалось вам интересным?

- Оцените достижения на уроке. У вас на партах лежат светофорчики, поднимите зеленый, если вам на уроке было все понятно, узнали что-то новое; красный, если вам многое было не понятно, вы испытывали трудности при выполнении заданий.

 

 

 

Слушают утверждения, показывают свое согласие или несогласие с ним с помощью сигнальных карточек

 

 

 

 

 

Читают

 

 

Отвечают

 

Читают

 

- Буквами

 

- Буквой в квадратных скобках

- Мягкость обозначается запятой над буквой

 

Оценивают свою работу на уроке

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_1_klass_24_g.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка на тему «Звуки и буквы» (1 класс, УМК «Школа России»)

Цель: Создание условий для формирования умения обозначать звуки речи, закрепления знаний о буквах и звуках, совершенствования фонетических знаний и умений, способствования развития зрительного внимания и фонематического слуха.

Планируемые результаты:

Личностные: 

  • Формировать мотивацию к учебной деятельности
  • Развивать способность к самооценке

Предметные: 

  • Распознавать условные обозначения звуков речи;
  • Умения наблюдать за произношением слов;
  • Делать звуковой анализ слов;
  • Не смешивать понятия «звук» и «буква»;
  • Делить слова на слоги, ставить ударение

Метапредметные (УУД):

Регулятивные: 

  • Определять и формулировать учебную задачу с помощью учителя;
  • Выполнять и оценивать учебные действия;
  • Оценивать правильность выполнения действий;

Познавательные:

  • Находить информацию в учебнике;
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные: 

  • Умение строить речевое высказывание;
  • Умение слушать и понимать других;
  • Высказывать свои предположения.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивационный этап

- Давайте улыбнемся друг другу и тихо сядем на свои места. Нам предстоит большая работа: будем думать над заданиями и выполнять их. Справиться с этим нам помогут верные помощники: внимание, память и дисциплина. Девизом нашего - пословица:

«Не беда ошибиться, беда не исправиться»

- Как вы понимаете эту пословицу? Верно! Если ты ошибся это не так плохо, а плохо то, что, зная, что ошибаешься, продолжаешь делать это дальше.

Приветствуют учителя

Рассуждают над пословицей

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений

- Как обычно, начинаем с минутки чистописания.

- Откр. тетради, записываем число, классная работа.

- Для чего мы проводим минутку чистописания?

- Сегодня мы будем прописывать слоги: се ло ве 

- Обратите внимание на соединения, пропишите до конца строки эти слоги чередуя, как на доске.

- Кто пропишет, покажите знак готовности.

- Ребята, а какое слово можно составить из этих слогов?

- Запишите слово весело в тетрадь,

- Сколько слогов в слове весело?

-Давайте назовем ударный слог, для этого позовем слово, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

- Придумайте предложение с эти словом.

- Запишите мое предложение: Наши каникулы прошли весело.

- Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать:

Чёрные, кривые,

От рождения немые.

Станут в ряд –

Враз заговорят. (Буквы)

Их не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно. (Звук)

- Ребята, а что такое буква? А звук?

- Чем отличаются звуки от букв?

- На доске предложения с пропущенными буквами:

Звуки мы … и … .

Буквы мы … , … , и … .

И карточки со словами: СЛЫШИМ, ПРОИЗНОСИМ, ВИДИМ, ПИШЕМ, ЧИТАЕМ.

- Какие слова в предложении пропущены?

- Выберите слова из слов на карточках и составьте предложение. Какие предложения у вас получились?

- Верно! Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем.

Отвечают

Прописывают слоги

Записывают слово, ставят ударение, подчеркивают безударные гласные

Составляют предложения, записывают его

Отгадывают загадки

Отвечают на вопросы

Вставляют пропущенный слова в предложения

Называют их

3.Самоопределение к деятельности

- А вы знаете, как обозначаются звуки?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Тема нашего урока: «Звуки и буквы»

- Какие задачи на урок поставим? Чему хотите научиться? Что хотите узнать?

- Задачами нашего урока будут:

1. Повторить пройденный материал о звуках и буквах.

2. Формировать умения обозначать звуки речи.

3. Научиться распознавать условные обозначения звуков речи.

Отвечают

Предполагают тему и задачи урока

4.Открытие новых знаний, формирование новых умений и навыков

- Тысячи разных звуков окружают человека. А из каких звуков «складываются» слова?

- Слова складываются только из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда работают язык, губя, зубы, голосовые связки.

На слайде слова: Утро, трактор, врач, птица

- Прочитайте эти слова. Произнесите первый звук в каждом из этих слов. Одинаково ли движутся губы, зубы, язык?

- Прочитайте последнее слово: птица. Нарисуем звуковую схему к этому слову:

- А теперь рядом запишите это слово буквами: птица

- Одинаковое ли в этом слове количество букв и звуков?

- В русском языке существуют определенные обозначения звуков. Звуки обозначаются буквами в квадратных скобках. Слово кот можно изобразить так: [к] [о] [т], а слово кит – так [к’] [и] [т].

- Сравните обозначения первых звуков в этих словах. Чем они различаются?

- Запись [к] показывает, что этот звук – твердый согласный.

- Запись [к'] показывает, что этот звук – мягкий согласный.

- Давайте вместе попробуем обозначить слово лиса: [л'] [и] [с] [а]

- Почему звук ль мы обозначили таким знаком? [л']

- Потренируемся, 1 ученик так же обозначит звуками слово пальто, другой ученик слово – книга.

- Все остальные обозначают оба слова у себя в тетради: [п][а][л'][т][о], [к][н'][и][г][а]

- Одинаковое ли количество букв и звуков получилось в словах?

- Почему на схеме не обозначили мягкий знак?

- Как показали мягкость согласных?

Слушают учителя

Читают слова со слайда, произносят первый звук

Составляют схему к слову птица

- Да

Слушают учителя

- В слове кит есть запятая над к

Обозначают

-Потому что он мягкий

Обозначают слова: двое у доски, остальные в тетрадях

Физминутка

Выполняют физминутку

5. Первичное закрепление

На слайде: [м] [ы][ш][к][а]

- Какое это слово?

- А если мы звук [ы] заменим звуком [и], изменится ли смысл слова?

- Верно, если мы звук [ы] заменим звуком [и], то смысл слово изменится и у нас получится не мышка, а мишка (медвежонок).

- В слове каждый звук и каждая буква имеют свое место! И если ты заменишь один звук или букву в слове, то либо изменится смысл слова, либо слова не получится.

- Откроем учебники на странице 50 и выполним задание под номером 9.

- Прочитайте скороговорку медленно, теперь быстрее, и очень быстро.

- Спишите эту скороговорку себе в тетрадь.

У киски в миске – рис и сосиски.

- Подчеркните в словах буквы, которые повторяются.

- Одинаковые ли звуки обозначены этими буквами?

- Произнесите звук, который обозначает каждая подчеркнутая буква.

- Мышка

- Да

Слушают учителя

Читают скороговорку, записывают ее, обозначают буквы которые повторяются

Произносят звуки

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Сейчас я раздам вам карточки (упр.8 страница 50)

- Прочитайте слова. В каждом слове «спряталось» еще одно слово. Вам нужно найти слова, которые «спрятались» и подчеркнуть их.

- Чтобы вам было легче выполнять, разберём первое слово: ласточка – точка, подчеркиваем слово точка. Всем понятно, как делать это задание?

- Приступаем к выполнению, затем проверим.

Проверка. На слайде правильные ответы.

- Обменяйтесь карточками с соседом по парте.

- Читаем слово, и проверяем со слайда, если правильно, ставим + над словом.

- У кого нет ни одной ошибки?

- А кто допустил ошибку?

- Вспомним девиз нашего урока:

«Не беда ошибиться, беда не исправиться»

- Исправили свои ошибки? Значит не беда, в следующий раз вы уже не допустите ошибок.

Выполняют задание по карточкам

Проверяют в парах по эталону

Отвечают на вопросы

7. Итог урока и рефлексия

- Поиграем в игру, которая называется «Да или нет»

- Я буду называть вам утверждения, а вы показывать мне светофорчики: зеленый – согласны, красный – не согласны.

1.Звуки произносим и слышим, а буквы пишем и видим. (З)

2.Гласный звук состоит только из голоса. (З)

3.Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса. (З)

4. Согласный звук может быть ударным и безударным. (К)

5. Гласный звук может быть твердым или мягким.(К)

6. Сколько в слове гласных, столько и слогов. (З)

7. Звук мы видим. (К)

8. Букву мы можем написать. (З)

- Молодцы! И с этим заданием справились.

- Вернемся к задачам урока:

- Прочитайте 1 задачу:

1. Повторить пройденный материал о звуках и буквах.

- Что такое буква? Что такое звук? В чем отличие звуков от букв?

- Прочитайте 2 задачу:

2. Формировать умения обозначать звуки речи.

- Как обозначаются звуки речи на письме?

- Прочитайте 3 задачу:

3. Научиться распознавать условные обозначения звуков речи.

- Как условно обозначить звук?  

- Как показать мягкость звука?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что показалось вам интересным?

- Оцените достижения на уроке. У вас на партах лежат светофорчики, поднимите зеленый, если вам на уроке было все понятно, узнали что-то новое; красный, если вам многое было не понятно, вы испытывали трудности при выполнении заданий.

Слушают утверждения, показывают свое согласие или несогласие с ним с помощью сигнальных карточек

Читают

Отвечают

Читают

- Буквами

- Буквой в квадратных скобках

- Мягкость обозначается запятой над буквой

Оценивают свою работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык Тема: Звуки и буквы. Гласные звуки.

Здесь представлен подробный конспект урока Русскогоязыка  в 3 классе по УМК "Школа России" В.П.Канакина В.Г.Горецкого. Звуки и буквы. Гласные звуки. С материалом для учителя и раздаточным материа...

Презентация к уроку русского языка. Тема: Звуки и буквы. УМК "Школа России". 1 класс.

Эта презентация  содежит в себе все основные этапы современного урока.  Помогают провести урок герои из русской народной сказки "Рукавичка", с которой познакомились на уроке литературного чт...

Конспект урока по русскому языку «Повторение. Звуки и буквы» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: создание условий для закрепления знаний о звуках и буквах.Планируемые результаты:Предметные:Уметь различать гласные и согласные; твёрдые и мягкие, глухие и звонкие звуки;Уме...

Урок по русскому языку "Гласные звуки и буквы" 3 класс

Цель: закрепить знания гласных звуков и букв.Тип урока: ЗакреплениеРегулятивные: развивать эстетические потребности, ценности и чувства.Познавательные: контролировать и оценивать процесс и р...