Русский язык 1 класс " Звуки и буквы".
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)
Конспект урока русского языка на тему «Звуки и буквы»
Цель: Создание условий для формирования умения обозначать звуки речи, закрепления знаний о буквах и звуках, совершенствования фонетических знаний и умений, способствования развития зрительного внимания и фонематического слуха.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Формировать мотивацию к учебной деятельности
- Развивать способность к самооценке
Предметные:
- Распознавать условные обозначения звуков речи;
- Умения наблюдать за произношением слов;
- Делать звуковой анализ слов;
- Не смешивать понятия «звук» и «буква»;
- Делить слова на слоги, ставить ударение
Метапредметные (УУД):
Регулятивные:
- Определять и формулировать учебную задачу с помощью учителя;
- Выполнять и оценивать учебные действия;
- Оценивать правильность выполнения действий;
Познавательные:
- Находить информацию в учебнике;
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
- Умение строить речевое высказывание;
- Умение слушать и понимать других;
- Высказывать свои предположения.
Этап урока |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Мотивационный этап | - Давайте улыбнемся друг другу и тихо сядем на свои места. Нам предстоит большая работа: будем думать над заданиями и выполнять их. Справиться с этим нам помогут верные помощники: внимание, память и дисциплина. Девизом нашего - пословица: «Не беда ошибиться, беда не исправиться» - Как вы понимаете эту пословицу? Верно! Если ты ошибся это не так плохо, а плохо то, что, зная, что ошибаешься, продолжаешь делать это дальше. |
Приветствуют учителя
Рассуждают над пословицей |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений | - Как обычно, начинаем с минутки чистописания. - Откр. тетради, записываем число, классная работа. - Для чего мы проводим минутку чистописания? - Сегодня мы будем прописывать слоги: се ло ве - Обратите внимание на соединения, пропишите до конца строки эти слоги чередуя, как на доске. - Кто пропишет, покажите знак готовности. - Ребята, а какое слово можно составить из этих слогов? - Запишите слово весело в тетрадь, - Сколько слогов в слове весело? -Давайте назовем ударный слог, для этого позовем слово, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. - Придумайте предложение с эти словом. - Запишите мое предложение: Наши каникулы прошли весело. - Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать: Чёрные, кривые, От рождения немые. Станут в ряд – Враз заговорят. (Буквы) Их не видно, В руки не взять, Но зато слышно. (Звук) - Ребята, а что такое буква? А звук? - Чем отличаются звуки от букв? - На доске предложения с пропущенными буквами: Звуки мы … и … . Буквы мы … , … , и … . И карточки со словами: СЛЫШИМ, ПРОИЗНОСИМ, ВИДИМ, ПИШЕМ, ЧИТАЕМ. - Какие слова в предложении пропущены? - Выберите слова из слов на карточках и составьте предложение. Какие предложения у вас получились? - Верно! Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем. |
Отвечают
Прописывают слоги
Записывают слово, ставят ударение, подчеркивают безударные гласные
Составляют предложения, записывают его
Отгадывают загадки
Отвечают на вопросы
Вставляют пропущенный слова в предложения
Называют их
|
3.Самоопределение к деятельности | - А вы знаете, как обозначаются звуки? - Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Тема нашего урока: «Звуки и буквы» - Какие задачи на урок поставим? Чему хотите научиться? Что хотите узнать? - Задачами нашего урока будут: 1. Повторить пройденный материал о звуках и буквах. 2. Формировать умения обозначать звуки речи. 3. Научиться распознавать условные обозначения звуков речи. |
Отвечают
Предполагают тему и задачи урока
|
4.Открытие новых знаний, формирование новых умений и навыков | - Тысячи разных звуков окружают человека. А из каких звуков «складываются» слова? - Слова складываются только из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда работают язык, губя, зубы, голосовые связки. На слайде слова: Утро, трактор, врач, птица - Прочитайте эти слова. Произнесите первый звук в каждом из этих слов. Одинаково ли движутся губы, зубы, язык? - Прочитайте последнее слово: птица. Нарисуем звуковую схему к этому слову: - А теперь рядом запишите это слово буквами: птица - Одинаковое ли в этом слове количество букв и звуков? - В русском языке существуют определенные обозначения звуков. Звуки обозначаются буквами в квадратных скобках. Слово кот можно изобразить так: [к] [о] [т], а слово кит – так [к’] [и] [т]. - Сравните обозначения первых звуков в этих словах. Чем они различаются? - Запись [к] показывает, что этот звук – твердый согласный. - Запись [к'] показывает, что этот звук – мягкий согласный. - Давайте вместе попробуем обозначить слово лиса: [л'] [и] [с] [а] - Почему звук ль мы обозначили таким знаком? [л'] - Потренируемся, 1 ученик так же обозначит звуками слово пальто, другой ученик слово – книга. - Все остальные обозначают оба слова у себя в тетради: [п][а][л'][т][о], [к][н'][и][г][а] - Одинаковое ли количество букв и звуков получилось в словах? - Почему на схеме не обозначили мягкий знак? - Как показали мягкость согласных? |
Слушают учителя
Читают слова со слайда, произносят первый звук
Составляют схему к слову птица
- Да
Слушают учителя
- В слове кит есть запятая над к
Обозначают -Потому что он мягкий
Обозначают слова: двое у доски, остальные в тетрадях |
Физминутка |
| Выполняют физминутку |
5. Первичное закрепление | На слайде: [м] [ы][ш][к][а] - Какое это слово? - А если мы звук [ы] заменим звуком [и], изменится ли смысл слова? - Верно, если мы звук [ы] заменим звуком [и], то смысл слово изменится и у нас получится не мышка, а мишка (медвежонок). - В слове каждый звук и каждая буква имеют свое место! И если ты заменишь один звук или букву в слове, то либо изменится смысл слова, либо слова не получится. - Откроем учебники на странице 50 и выполним задание под номером 9. - Прочитайте скороговорку медленно, теперь быстрее, и очень быстро. - Спишите эту скороговорку себе в тетрадь. У киски в миске – рис и сосиски. - Подчеркните в словах буквы, которые повторяются. - Одинаковые ли звуки обозначены этими буквами? - Произнесите звук, который обозначает каждая подчеркнутая буква. |
- Мышка
- Да
Слушают учителя
Читают скороговорку, записывают ее, обозначают буквы которые повторяются
Произносят звуки |
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | - Сейчас я раздам вам карточки (упр.8 страница 50) - Прочитайте слова. В каждом слове «спряталось» еще одно слово. Вам нужно найти слова, которые «спрятались» и подчеркнуть их. - Чтобы вам было легче выполнять, разберём первое слово: ласточка – точка, подчеркиваем слово точка. Всем понятно, как делать это задание? - Приступаем к выполнению, затем проверим. Проверка. На слайде правильные ответы. - Обменяйтесь карточками с соседом по парте. - Читаем слово, и проверяем со слайда, если правильно, ставим + над словом. - У кого нет ни одной ошибки? - А кто допустил ошибку? - Вспомним девиз нашего урока: «Не беда ошибиться, беда не исправиться» - Исправили свои ошибки? Значит не беда, в следующий раз вы уже не допустите ошибок. |
Выполняют задание по карточкам
Проверяют в парах по эталону
Отвечают на вопросы |
7. Итог урока и рефлексия | - Поиграем в игру, которая называется «Да или нет» - Я буду называть вам утверждения, а вы показывать мне светофорчики: зеленый – согласны, красный – не согласны. 1.Звуки произносим и слышим, а буквы пишем и видим. (З) 2.Гласный звук состоит только из голоса. (З) 3.Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса. (З) 4. Согласный звук может быть ударным и безударным. (К) 5. Гласный звук может быть твердым или мягким.(К) 6. Сколько в слове гласных, столько и слогов. (З) 7. Звук мы видим. (К) 8. Букву мы можем написать. (З) - Молодцы! И с этим заданием справились. - Вернемся к задачам урока: - Прочитайте 1 задачу: 1. Повторить пройденный материал о звуках и буквах. - Что такое буква? Что такое звук? В чем отличие звуков от букв? - Прочитайте 2 задачу: 2. Формировать умения обозначать звуки речи. - Как обозначаются звуки речи на письме? - Прочитайте 3 задачу: 3. Научиться распознавать условные обозначения звуков речи. - Как условно обозначить звук? - Как показать мягкость звука? - Что нового вы сегодня узнали? - Что показалось вам интересным? - Оцените достижения на уроке. У вас на партах лежат светофорчики, поднимите зеленый, если вам на уроке было все понятно, узнали что-то новое; красный, если вам многое было не понятно, вы испытывали трудности при выполнении заданий. |
Слушают утверждения, показывают свое согласие или несогласие с ним с помощью сигнальных карточек
Читают
Отвечают
Читают
- Буквами
- Буквой в квадратных скобках - Мягкость обозначается запятой над буквой
Оценивают свою работу на уроке |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_1_klass_24_g.docx | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка на тему «Звуки и буквы» (1 класс, УМК «Школа России»)
Цель: Создание условий для формирования умения обозначать звуки речи, закрепления знаний о буквах и звуках, совершенствования фонетических знаний и умений, способствования развития зрительного внимания и фонематического слуха.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Формировать мотивацию к учебной деятельности
- Развивать способность к самооценке
Предметные:
- Распознавать условные обозначения звуков речи;
- Умения наблюдать за произношением слов;
- Делать звуковой анализ слов;
- Не смешивать понятия «звук» и «буква»;
- Делить слова на слоги, ставить ударение
Метапредметные (УУД):
Регулятивные:
- Определять и формулировать учебную задачу с помощью учителя;
- Выполнять и оценивать учебные действия;
- Оценивать правильность выполнения действий;
Познавательные:
- Находить информацию в учебнике;
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
- Умение строить речевое высказывание;
- Умение слушать и понимать других;
- Высказывать свои предположения.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Мотивационный этап | - Давайте улыбнемся друг другу и тихо сядем на свои места. Нам предстоит большая работа: будем думать над заданиями и выполнять их. Справиться с этим нам помогут верные помощники: внимание, память и дисциплина. Девизом нашего - пословица: «Не беда ошибиться, беда не исправиться» - Как вы понимаете эту пословицу? Верно! Если ты ошибся это не так плохо, а плохо то, что, зная, что ошибаешься, продолжаешь делать это дальше. | Приветствуют учителя Рассуждают над пословицей |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений | - Как обычно, начинаем с минутки чистописания. - Откр. тетради, записываем число, классная работа. - Для чего мы проводим минутку чистописания? - Сегодня мы будем прописывать слоги: се ло ве - Обратите внимание на соединения, пропишите до конца строки эти слоги чередуя, как на доске. - Кто пропишет, покажите знак готовности. - Ребята, а какое слово можно составить из этих слогов? - Запишите слово весело в тетрадь, - Сколько слогов в слове весело? -Давайте назовем ударный слог, для этого позовем слово, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. - Придумайте предложение с эти словом. - Запишите мое предложение: Наши каникулы прошли весело. - Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать: Чёрные, кривые, От рождения немые. Станут в ряд – Враз заговорят. (Буквы) Их не видно, В руки не взять, Но зато слышно. (Звук) - Ребята, а что такое буква? А звук? - Чем отличаются звуки от букв? - На доске предложения с пропущенными буквами: Звуки мы … и … . Буквы мы … , … , и … . И карточки со словами: СЛЫШИМ, ПРОИЗНОСИМ, ВИДИМ, ПИШЕМ, ЧИТАЕМ. - Какие слова в предложении пропущены? - Выберите слова из слов на карточках и составьте предложение. Какие предложения у вас получились? - Верно! Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем. | Отвечают Прописывают слоги Записывают слово, ставят ударение, подчеркивают безударные гласные Составляют предложения, записывают его Отгадывают загадки Отвечают на вопросы Вставляют пропущенный слова в предложения Называют их |
3.Самоопределение к деятельности | - А вы знаете, как обозначаются звуки? - Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Тема нашего урока: «Звуки и буквы» - Какие задачи на урок поставим? Чему хотите научиться? Что хотите узнать? - Задачами нашего урока будут: 1. Повторить пройденный материал о звуках и буквах. 2. Формировать умения обозначать звуки речи. 3. Научиться распознавать условные обозначения звуков речи. | Отвечают Предполагают тему и задачи урока |
4.Открытие новых знаний, формирование новых умений и навыков | - Тысячи разных звуков окружают человека. А из каких звуков «складываются» слова? - Слова складываются только из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда работают язык, губя, зубы, голосовые связки. На слайде слова: Утро, трактор, врач, птица - Прочитайте эти слова. Произнесите первый звук в каждом из этих слов. Одинаково ли движутся губы, зубы, язык? - Прочитайте последнее слово: птица. Нарисуем звуковую схему к этому слову: - А теперь рядом запишите это слово буквами: птица - Одинаковое ли в этом слове количество букв и звуков? - В русском языке существуют определенные обозначения звуков. Звуки обозначаются буквами в квадратных скобках. Слово кот можно изобразить так: [к] [о] [т], а слово кит – так [к’] [и] [т]. - Сравните обозначения первых звуков в этих словах. Чем они различаются? - Запись [к] показывает, что этот звук – твердый согласный. - Запись [к'] показывает, что этот звук – мягкий согласный. - Давайте вместе попробуем обозначить слово лиса: [л'] [и] [с] [а] - Почему звук ль мы обозначили таким знаком? [л'] - Потренируемся, 1 ученик так же обозначит звуками слово пальто, другой ученик слово – книга. - Все остальные обозначают оба слова у себя в тетради: [п][а][л'][т][о], [к][н'][и][г][а] - Одинаковое ли количество букв и звуков получилось в словах? - Почему на схеме не обозначили мягкий знак? - Как показали мягкость согласных? | Слушают учителя Читают слова со слайда, произносят первый звук Составляют схему к слову птица - Да Слушают учителя - В слове кит есть запятая над к Обозначают -Потому что он мягкий Обозначают слова: двое у доски, остальные в тетрадях |
Физминутка | Выполняют физминутку | |
5. Первичное закрепление | На слайде: [м] [ы][ш][к][а] - Какое это слово? - А если мы звук [ы] заменим звуком [и], изменится ли смысл слова? - Верно, если мы звук [ы] заменим звуком [и], то смысл слово изменится и у нас получится не мышка, а мишка (медвежонок). - В слове каждый звук и каждая буква имеют свое место! И если ты заменишь один звук или букву в слове, то либо изменится смысл слова, либо слова не получится. - Откроем учебники на странице 50 и выполним задание под номером 9. - Прочитайте скороговорку медленно, теперь быстрее, и очень быстро. - Спишите эту скороговорку себе в тетрадь. У киски в миске – рис и сосиски. - Подчеркните в словах буквы, которые повторяются. - Одинаковые ли звуки обозначены этими буквами? - Произнесите звук, который обозначает каждая подчеркнутая буква. | - Мышка - Да Слушают учителя Читают скороговорку, записывают ее, обозначают буквы которые повторяются Произносят звуки |
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | - Сейчас я раздам вам карточки (упр.8 страница 50) - Прочитайте слова. В каждом слове «спряталось» еще одно слово. Вам нужно найти слова, которые «спрятались» и подчеркнуть их. - Чтобы вам было легче выполнять, разберём первое слово: ласточка – точка, подчеркиваем слово точка. Всем понятно, как делать это задание? - Приступаем к выполнению, затем проверим. Проверка. На слайде правильные ответы. - Обменяйтесь карточками с соседом по парте. - Читаем слово, и проверяем со слайда, если правильно, ставим + над словом. - У кого нет ни одной ошибки? - А кто допустил ошибку? - Вспомним девиз нашего урока: «Не беда ошибиться, беда не исправиться» - Исправили свои ошибки? Значит не беда, в следующий раз вы уже не допустите ошибок. | Выполняют задание по карточкам Проверяют в парах по эталону Отвечают на вопросы |
7. Итог урока и рефлексия | - Поиграем в игру, которая называется «Да или нет» - Я буду называть вам утверждения, а вы показывать мне светофорчики: зеленый – согласны, красный – не согласны. 1.Звуки произносим и слышим, а буквы пишем и видим. (З) 2.Гласный звук состоит только из голоса. (З) 3.Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса. (З) 4. Согласный звук может быть ударным и безударным. (К) 5. Гласный звук может быть твердым или мягким.(К) 6. Сколько в слове гласных, столько и слогов. (З) 7. Звук мы видим. (К) 8. Букву мы можем написать. (З) - Молодцы! И с этим заданием справились. - Вернемся к задачам урока: - Прочитайте 1 задачу: 1. Повторить пройденный материал о звуках и буквах. - Что такое буква? Что такое звук? В чем отличие звуков от букв? - Прочитайте 2 задачу: 2. Формировать умения обозначать звуки речи. - Как обозначаются звуки речи на письме? - Прочитайте 3 задачу: 3. Научиться распознавать условные обозначения звуков речи. - Как условно обозначить звук? - Как показать мягкость звука? - Что нового вы сегодня узнали? - Что показалось вам интересным? - Оцените достижения на уроке. У вас на партах лежат светофорчики, поднимите зеленый, если вам на уроке было все понятно, узнали что-то новое; красный, если вам многое было не понятно, вы испытывали трудности при выполнении заданий. | Слушают утверждения, показывают свое согласие или несогласие с ним с помощью сигнальных карточек Читают Отвечают Читают - Буквами - Буквой в квадратных скобках - Мягкость обозначается запятой над буквой Оценивают свою работу на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык Тема: Звуки и буквы. Гласные звуки.
Здесь представлен подробный конспект урока Русскогоязыка в 3 классе по УМК "Школа России" В.П.Канакина В.Г.Горецкого. Звуки и буквы. Гласные звуки. С материалом для учителя и раздаточным материа...
Презентация к уроку русского языка. Тема: Звуки и буквы. УМК "Школа России". 1 класс.
Эта презентация содежит в себе все основные этапы современного урока. Помогают провести урок герои из русской народной сказки "Рукавичка", с которой познакомились на уроке литературного чт...
Русский язык. Тема"Звуки и буквы.Согласные звуки".
Урок в 3 классе....
Конспект урока русского языка ««Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Слогообразующая и смыслоразличительная роль гласных звуков»» (УМК "Школа России"1 класс)
Цели: формирование умений отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и букв в слове....
Урок русского языка "Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными", 1 класс
Урок русского языка в 1 классе....
Конспект урока по русскому языку «Повторение. Звуки и буквы» (2 класс) (УМК Школа России)
Цели деятельности учителя: создание условий для закрепления знаний о звуках и буквах.Планируемые результаты:Предметные:Уметь различать гласные и согласные; твёрдые и мягкие, глухие и звонкие звуки;Уме...
Урок по русскому языку "Гласные звуки и буквы" 3 класс
Цель: закрепить знания гласных звуков и букв.Тип урока: ЗакреплениеРегулятивные: развивать эстетические потребности, ценности и чувства.Познавательные: контролировать и оценивать процесс и р...