Урок русского языка по теме "Непроизносимые согласные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Яковлева Наталья Александровна

Урок русского языка в 3 классе по теме "Непроизносимые согласные".

(изучение нового материала)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass_neproiznosimye_soglasnye.docx29.82 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ  ЯЗЫК

3 КЛАСС

ТЕМА:      Непроизносимые согласные

ЦЕЛЬ: дать представление о непроизносимых согласных в корне слова

Задачи: 

предметные УУД: формировать умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова

метапредметные – познавательные: формировать умения структурировать знания; развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать;

регулятивные: формировать способность принимать и сохранять цель и

учебную задачу; понимать выделенные ориентиры действий при работе с учебным материалом; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; контролировать и оценивать учебные действия;

коммуникативные: развивать навыки коллективного сотрудничества с одноклассниками и учителем; умения формулировать собственное мнение, выражать свои мысли;

личностные: способствовать воспитанию положительного отношения к учебной деятельности, интереса к учебному предмету; развитию внимания, мышления, памяти, воображения.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в парах, карточки с дифференцированными заданиями, карточки для самопроверки и взаимопроверки,

развивать речь, мышление, воображение, память, внимание, орфографическую зоркость, творческие способности,

прививать навык правильного письма,

воспитывать аккуратность, точность при выполнении заданий, самостоятельность, умение общаться друг с другом, слушать друг друга, интерес к предмету.

ХОД УРОКА.

I.  Организационный момент. Психологический настрой.

Встали ровненько, красиво!

Посмотрю-ка я на вас!

Ах, какой хороший класс!

А теперь тихонько сели, друг на друга посмотрели,

Улыбнулись – ну, друзья,

За работу нам пора!

- Для чего мы это выполнили? ( чтобы настроиться на работу )

II. Актуализация знаний. Проверка д/з.

- Сегодня на уроке мы отправляемся в одно из царств русского языка. А название этого царства вы мне скажите сами чуть позже.

- Для того, чтобы попасть в это царство, необходимо повторить ранее изученный материал, а для этого проверим д/з.

- В это время некоторые ученики будут работать по карточкам.

Ваша задача: вспомнить изученные орфограммы и вставить нужные буквы.

 ( Перфокарты для слабых об-ся, орфограммы: безударные гласные, парные согласные ).  

- А остальные проверяют д/з. Откройте дом. тетради. Посмотрите на слайд.

- Глазками проверили, всё ли верно?

- Что заметили?

- На какие 2 группы можно разделить выделенные слова?

- Какое правило надо знать, чтобы правильно написать слова с без. глас. в корне?

-  Как проверить парную согласную?

- Что общего в способах проверки безударной гласной и парной согласной в корне слова?

- В чём различие?

- Для чего нам нужно знать правила?

( Творческое задание )

- Дома вы выполняли творческое задание: сочиняли загадки, в отгадках которых встречаются данные орфограммы. Какие же загадки у вас получились? Загадайте их нашим гостям.

- На какие же 2 группы мы можем разделить слова-отгадки?

- Что объединяет эти орфограммы? В какой части слова они находятся? (в корне слова)

- У наших гостей хорошее мышление. А теперь посмотрим, как развито мышление у вас.

III. Постановка темы, цели урока.  Минутка чистописания.

- Мы повторили ранее изученный материал и попали в царство. Какое же название имеет это царство? Чтобы узнать название, мы проведём минутку чистописания.

Я буду называть слова, обозначающие качества человека, которые мне хотелось бы видеть в вас.

Ваша задача: правильно и красиво написать заглавную букву, соединив её со строчной.

Организованность, решительность, гостеприимность, рассудительность, аккуратность, милосердие, активность, мудрость, отзывчивость

- Из написанных букв составьте слово. Какой  буквы не хватает? ( Ф )

- Кто догадался, какое название имеет это царство? ( Царство орфограмм)

- О чём же будем говорить на уроке?  ( об орфограммах)

- Какие орфограммы в корне слова мы повторили?

- Как вы думаете, все ли орфограммы в корне слова мы изучили?

- Значит, мы должны приобрести новые знания и познакомиться с новой орфограммой.

- А чтобы приобрести новые знания,

ваша задача: на уроке быть очень внимательными, чтобы ничего не пропустить, всё запомнить, увидеть и услышать.

III. Словарная работа.

- Для этого проверим, хороша ли ваша память.

Диктант – цепочка «Кто больше запомнит?»

- Я буду диктовать по 3 слова, ваша задача: запомнить слова, записать их, выделив орфограммы.

огурец, помидор, овощи,

картофель, капуста, горох,

пшеница, овёс, петрушка,

солнце, огород, ягодка

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Возьмите карточки для взаимопроверки.  Ваша задача: проверить работу своего соседа.

- Оцените друг друга.

без ошибок – 5

  1-2 ошибка  –4

  3-5 ошибки  –3

  больше 5 ошибок  – 2

- Кто получил 5? 4? 3? 2?

- Кто запомнил все слова?

- Молодцы! У вас хорошая память!

- Что объединяет эти слова? (словарные, им. сущ., вопрос – что?)

- Подумайте, в чём различие этих слов? Для этого разделите слова на группы.

- Какие слова отнесли к 1 группе?

- Ко 2 группе?

- Чем же отличаются данные слова?

 ( разные орфограммы)

- Какое слово не вошло ни в одну группу, оказалось «лишним»? Почему?

- Давайте сравним произношение и написание этого слова.

- Что необычного вы заметили? Все ли согласные звуки произносятся в этом слове?

- Какой звук не произносится?

- Что же получается, звук не произносится, а буква пишется?

- Может, это ошибка? Как вы думаете?

- Какой вопрос у вас возникает? ( Надо ли писать букву, если звук не произносится?)

Иногда согласные играют с нами в прятки.

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

- А как бы вы назвали согласные, которые не произносятся?

- Определите тему нашего урока.

(Непроизносимые согласные)

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

(         )

IV. Физкультминутка для глаз.

Но наши глазки уже устали и хотят сделать гимнастику.

Ваша задача: следить глазками за движением персонажей на слайде.

V. Изучение нового материала.

-  Итак, наше путешествие продолжается и мы очутились в царстве Орфограмм.

 Что же там происходит?

В этом царстве стоит замок. А живут в нём …, как вы думаете, какие жители?

(слова с непроизносимыми согласными)

Работа в парах ( карточки  со словами)

- Давайте выясним, какие согласные могут быть непроизносимыми?

- Поработаем в парах. Возьмите карточки «Работа в парах».

Ваша задача: прочитайте слова, рядом с каждым словом запишите его транскрипцию и сделайте вывод: какие согласные могут быть непроизносимыми? 

сердце - _____________

грустный - _______________

здравствуй - ______________

солнце - _________________

- Что вас удивило? ( согласный звук не произносится, а буква пишется)

- Какие согласные могут быть непроизносимыми? ( д т в л )

Чтобы непроизносимые согласные не играли с нами в прятки,

Мы запишем их в тетрадке.  Д Т В Л

- Обратите внимание, а когда эти согласные звуки не произносятся? Где стоит непроизносимый согласный?   ( между 2-мя согласными звуками)

- Но, если согласный не произносится, как же мы напишем слово без ошибок?

- Как вы думаете, что надо для этого сделать?   ( надо проверить)

- А как? (предположения детей)

- А вот как на этот вопрос ответили герои сказки. Послушайте её.

(инсценирование)

Согласные звуки затеяли игру в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться!

Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звёздный, праздник, здравствуй!» Опять тишина.

Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти.

Вдруг один звук говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах.

- Что вы узнали из сказки?

- Как же найти звук, который не произносится?

- Как будем проверять слова с непроизносимой согласной?

- К какому же выводу мы пришли: как проверить слово с непроизносимым согласным звуком в корне слова?

- Сравним наш вывод с выводом в учебнике на с.

- Правильно ли мы сделали вывод?

- Повторите ещё раз ( друг другу в парах) и запомните!

VI. Физкультминутка. Первичное закрепление.

- А сейчас немного отдохнём.

- Слушайте внимательно слова, которые я буду называть.

Если я назову слово с непроизносимой согласной – наклон вперёд.

Если непроизносимой согласной в слове нет – приседание.

Солнце, осина, звёздный, травка, сердце, известный, красный, местный

- Молодцы! Вы не только отдохнули, но и закрепили умение различать слова с непроизносимыми согласными.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 -  Посмотрите, что мы видим?

 К замку подплывает множество кораблей. Это непростые корабли. Они везут с собой задания, которые вам необходимо выполнить самостоятельно.

( Дифференцированные задания ).

- Кто считает, что понял тему очень хорошо – выбирает задание под зелёным кружком.

-  Кто считает, что понял тему  хорошо – выбирает задание под жёлтым кружком.

- Кто считает, что понял тему не очень хорошо – выбирает задание под красным кружком.

Ваша задача: внимательно прочитайте задание и, применив полученные знания, правильно его выполните.

1. Запиши, вставляя, где нужно буквы, подбери проверочные слова.

капус_ный                                          

 счас_ливый               

крепос_ная  

свис_нул 

2. Запиши предложения, дополнив их словами для справок, в скобках запиши проверочные слова.

Наступила …..осень, совсем скоро ее сменит зима. На улицах в это время мы видим

…..картину. Часто моросит холодный дождь. …… не светит ярко. В ….. погоду хорошо сидеть дома и ждать ….. событий.

 Слова для справок: солнце, радостный, грустный, поздний, ненастный.

3. Выпиши из текста слова с непроизносимыми согласными и перед ними запиши проверочные слова.

Обида.

До чего ж сегодня день прелестный,

Солнце, будто в праздник, так горит!

Освещает местность и окрестность

И теплом своим сердца бодрит.

Но стоит прекрасная корова –

Смотрят грустные ее глаза.

Значит, ей пастух суровый

«Здравствуйте» сегодня не сказал.

- Возьмите карточку для самопроверки. Проверьте, верно ли вы выполнили задание.

- А теперь оцените свою работу.

без ошибок – 5

1-2 ошибка  –4

3-4 ошибки  –3

больше 4 ошибок  – надо ещё поработать

- Кто получил 5? 4? 3? Кому  надо ещё поработать над темой?

Итог: - Молодцы!

- Какое же умение вы отработали?  А зачем нам это нужно?

(отработали умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными)

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

- Наше путешествие подошло к концу.

 Закройте глазки, мысленно пробегитесь по всему уроку, вспомните и скажите:

(возвращаемся к поставленным в начале урока задачам)

- Со всеми поставленными задачами вы справились?

- Чему вы научились на уроке?

- А теперь проверим, какими вы были внимательными и как усвоили тему.

ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ.

( я буду называть слова, а вы в тетради записываете только нужную цифру).

1 – слово с безударной гласной в корне

2 – слово с парной согласной в корне

3 – слово с непроизносимой согласной в корне

Морковка, радостный, счастливый, бежать, ловкий, зелёный

Самопроверка. ( 2, 3, 3, 1, 2, 1 )

Самооценка.   ( без ошибок – «5», 1-2ошибки – «4», 3 ошибки – «3» ).

- Кто поставил 5? 4? 3? Кто не усвоил тему?

- Молодцы! Хорошо поработали на уроке.

- Как вы думаете, могу ли я завтра дать контрольный диктант по данной теме? Чем же будем заниматься на следующем уроке русского языка?

IX. Д/з.

- В качестве упражнения для отработки полученных знаний дома предлагаю вам выбрать следующие задания:

1) стр.     правило

2) Кто считает, что понял тему очень хорошо, всё усвоил – с. 118 № 226

-  Кто считает, что понял тему  хорошо, но есть небольшие сомнения – с. 118 № 225

- Кто считает, что понял тему не очень хорошо и нужна ещё помощь – с. 117 № 224

X.  Оценка  работы детей.

Сегодня на уроке вы хорошо работали, были активными, показали свои знания.

Молодцы! Я вами довольна!

XI. Рефлексия.

- А довольны ли вы уроком и своей работой?

 

- Если вы довольны –

- не очень довольны –

- не довольны –                                   - Молодцы!     Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Правописание парных согласных.

Данный урок посвящён открытию нового материала по русскому языку по программе "Школа 2100" 2 класс по теме "Правописание парных согласных"....

Урок русского языка «Правописание парных согласных»

Урок русского языка «Правописание парных согласных» (2 класс, программа УМК «Школа России», автор Л.М.Зеленина)Тип урока: совершенствование знаний и умений. В процессе урока учебно-познава...

Презентация к уроку русского языка «Правописание парных согласных в корне слова. Закрепление» 2 класс

Итегрированный урок русского языка и окружающего мира, куда входит материал о зоопарке....

Конспект урока русского языка «Правописание парных согласных в корне слова». ОС "Школа России"

Урок проведен по учебнику «Русский язык. 2 класс» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  Используется ИКТ: слайдовая презентация. Урок разработан на основе деятельностного метода. На учебном материале фо...

урок русского языка "Правописание парных согласных на конце слова" 2 класс

Тема урока: "Правописание парных согласных на конце слова". УМК "Россия"...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...