Урок русского языка по теме "Непроизносимые согласные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка в 3 классе по теме "Непроизносимые согласные".
(изучение нового материала)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass_neproiznosimye_soglasnye.docx | 29.82 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
3 КЛАСС
ТЕМА: Непроизносимые согласные
ЦЕЛЬ: дать представление о непроизносимых согласных в корне слова
Задачи:
предметные УУД: формировать умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова
метапредметные – познавательные: формировать умения структурировать знания; развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать;
регулятивные: формировать способность принимать и сохранять цель и
учебную задачу; понимать выделенные ориентиры действий при работе с учебным материалом; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; контролировать и оценивать учебные действия;
коммуникативные: развивать навыки коллективного сотрудничества с одноклассниками и учителем; умения формулировать собственное мнение, выражать свои мысли;
личностные: способствовать воспитанию положительного отношения к учебной деятельности, интереса к учебному предмету; развитию внимания, мышления, памяти, воображения.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в парах, карточки с дифференцированными заданиями, карточки для самопроверки и взаимопроверки,
развивать речь, мышление, воображение, память, внимание, орфографическую зоркость, творческие способности,
прививать навык правильного письма,
воспитывать аккуратность, точность при выполнении заданий, самостоятельность, умение общаться друг с другом, слушать друг друга, интерес к предмету.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Встали ровненько, красиво!
Посмотрю-ка я на вас!
Ах, какой хороший класс!
А теперь тихонько сели, друг на друга посмотрели,
Улыбнулись – ну, друзья,
За работу нам пора!
- Для чего мы это выполнили? ( чтобы настроиться на работу )
II. Актуализация знаний. Проверка д/з.
- Сегодня на уроке мы отправляемся в одно из царств русского языка. А название этого царства вы мне скажите сами чуть позже.
- Для того, чтобы попасть в это царство, необходимо повторить ранее изученный материал, а для этого проверим д/з.
- В это время некоторые ученики будут работать по карточкам.
Ваша задача: вспомнить изученные орфограммы и вставить нужные буквы.
( Перфокарты для слабых об-ся, орфограммы: безударные гласные, парные согласные ).
- А остальные проверяют д/з. Откройте дом. тетради. Посмотрите на слайд.
- Глазками проверили, всё ли верно?
- Что заметили?
- На какие 2 группы можно разделить выделенные слова?
- Какое правило надо знать, чтобы правильно написать слова с без. глас. в корне?
- Как проверить парную согласную?
- Что общего в способах проверки безударной гласной и парной согласной в корне слова?
- В чём различие?
- Для чего нам нужно знать правила?
( Творческое задание )
- Дома вы выполняли творческое задание: сочиняли загадки, в отгадках которых встречаются данные орфограммы. Какие же загадки у вас получились? Загадайте их нашим гостям.
- На какие же 2 группы мы можем разделить слова-отгадки?
- Что объединяет эти орфограммы? В какой части слова они находятся? (в корне слова)
- У наших гостей хорошее мышление. А теперь посмотрим, как развито мышление у вас.
III. Постановка темы, цели урока. Минутка чистописания.
- Мы повторили ранее изученный материал и попали в царство. Какое же название имеет это царство? Чтобы узнать название, мы проведём минутку чистописания.
Я буду называть слова, обозначающие качества человека, которые мне хотелось бы видеть в вас.
Ваша задача: правильно и красиво написать заглавную букву, соединив её со строчной.
Организованность, решительность, гостеприимность, рассудительность, аккуратность, милосердие, активность, мудрость, отзывчивость
- Из написанных букв составьте слово. Какой буквы не хватает? ( Ф )
- Кто догадался, какое название имеет это царство? ( Царство орфограмм)
- О чём же будем говорить на уроке? ( об орфограммах)
- Какие орфограммы в корне слова мы повторили?
- Как вы думаете, все ли орфограммы в корне слова мы изучили?
- Значит, мы должны приобрести новые знания и познакомиться с новой орфограммой.
- А чтобы приобрести новые знания,
ваша задача: на уроке быть очень внимательными, чтобы ничего не пропустить, всё запомнить, увидеть и услышать.
III. Словарная работа.
- Для этого проверим, хороша ли ваша память.
Диктант – цепочка «Кто больше запомнит?»
- Я буду диктовать по 3 слова, ваша задача: запомнить слова, записать их, выделив орфограммы.
огурец, помидор, овощи,
картофель, капуста, горох,
пшеница, овёс, петрушка,
солнце, огород, ягодка
- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Возьмите карточки для взаимопроверки. Ваша задача: проверить работу своего соседа.
- Оцените друг друга.
без ошибок – 5
1-2 ошибка –4
3-5 ошибки –3
больше 5 ошибок – 2
- Кто получил 5? 4? 3? 2?
- Кто запомнил все слова?
- Молодцы! У вас хорошая память!
- Что объединяет эти слова? (словарные, им. сущ., вопрос – что?)
- Подумайте, в чём различие этих слов? Для этого разделите слова на группы.
- Какие слова отнесли к 1 группе?
- Ко 2 группе?
- Чем же отличаются данные слова?
( разные орфограммы)
- Какое слово не вошло ни в одну группу, оказалось «лишним»? Почему?
- Давайте сравним произношение и написание этого слова.
- Что необычного вы заметили? Все ли согласные звуки произносятся в этом слове?
- Какой звук не произносится?
- Что же получается, звук не произносится, а буква пишется?
- Может, это ошибка? Как вы думаете?
- Какой вопрос у вас возникает? ( Надо ли писать букву, если звук не произносится?)
Иногда согласные играют с нами в прятки.
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
- А как бы вы назвали согласные, которые не произносятся?
- Определите тему нашего урока.
(Непроизносимые согласные)
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
( )
IV. Физкультминутка для глаз.
Но наши глазки уже устали и хотят сделать гимнастику.
Ваша задача: следить глазками за движением персонажей на слайде.
V. Изучение нового материала.
- Итак, наше путешествие продолжается и мы очутились в царстве Орфограмм.
Что же там происходит?
В этом царстве стоит замок. А живут в нём …, как вы думаете, какие жители?
(слова с непроизносимыми согласными)
Работа в парах ( карточки со словами)
- Давайте выясним, какие согласные могут быть непроизносимыми?
- Поработаем в парах. Возьмите карточки «Работа в парах».
Ваша задача: прочитайте слова, рядом с каждым словом запишите его транскрипцию и сделайте вывод: какие согласные могут быть непроизносимыми?
сердце - _____________
грустный - _______________
здравствуй - ______________
солнце - _________________
- Что вас удивило? ( согласный звук не произносится, а буква пишется)
- Какие согласные могут быть непроизносимыми? ( д т в л )
Чтобы непроизносимые согласные не играли с нами в прятки,
Мы запишем их в тетрадке. Д Т В Л
- Обратите внимание, а когда эти согласные звуки не произносятся? Где стоит непроизносимый согласный? ( между 2-мя согласными звуками)
- Но, если согласный не произносится, как же мы напишем слово без ошибок?
- Как вы думаете, что надо для этого сделать? ( надо проверить)
- А как? (предположения детей)
- А вот как на этот вопрос ответили герои сказки. Послушайте её.
(инсценирование)
Согласные звуки затеяли игру в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться!
Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звёздный, праздник, здравствуй!» Опять тишина.
Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти.
Вдруг один звук говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах.
- Что вы узнали из сказки?
- Как же найти звук, который не произносится?
- Как будем проверять слова с непроизносимой согласной?
- К какому же выводу мы пришли: как проверить слово с непроизносимым согласным звуком в корне слова?
- Сравним наш вывод с выводом в учебнике на с.
- Правильно ли мы сделали вывод?
- Повторите ещё раз ( друг другу в парах) и запомните!
VI. Физкультминутка. Первичное закрепление.
- А сейчас немного отдохнём.
- Слушайте внимательно слова, которые я буду называть.
Если я назову слово с непроизносимой согласной – наклон вперёд.
Если непроизносимой согласной в слове нет – приседание.
Солнце, осина, звёздный, травка, сердце, известный, красный, местный
- Молодцы! Вы не только отдохнули, но и закрепили умение различать слова с непроизносимыми согласными.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Посмотрите, что мы видим?
К замку подплывает множество кораблей. Это непростые корабли. Они везут с собой задания, которые вам необходимо выполнить самостоятельно.
( Дифференцированные задания ).
- Кто считает, что понял тему очень хорошо – выбирает задание под зелёным кружком.
- Кто считает, что понял тему хорошо – выбирает задание под жёлтым кружком.
- Кто считает, что понял тему не очень хорошо – выбирает задание под красным кружком.
Ваша задача: внимательно прочитайте задание и, применив полученные знания, правильно его выполните.
1. Запиши, вставляя, где нужно буквы, подбери проверочные слова.
капус_ный
счас_ливый
крепос_ная
свис_нул
2. Запиши предложения, дополнив их словами для справок, в скобках запиши проверочные слова.
Наступила …..осень, совсем скоро ее сменит зима. На улицах в это время мы видим
…..картину. Часто моросит холодный дождь. …… не светит ярко. В ….. погоду хорошо сидеть дома и ждать ….. событий.
Слова для справок: солнце, радостный, грустный, поздний, ненастный.
3. Выпиши из текста слова с непроизносимыми согласными и перед ними запиши проверочные слова.
Обида.
До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце, будто в праздник, так горит!
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
Но стоит прекрасная корова –
Смотрят грустные ее глаза.
Значит, ей пастух суровый
«Здравствуйте» сегодня не сказал.
- Возьмите карточку для самопроверки. Проверьте, верно ли вы выполнили задание.
- А теперь оцените свою работу.
без ошибок – 5
1-2 ошибка –4
3-4 ошибки –3
больше 4 ошибок – надо ещё поработать
- Кто получил 5? 4? 3? Кому надо ещё поработать над темой?
Итог: - Молодцы!
- Какое же умение вы отработали? А зачем нам это нужно?
(отработали умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными)
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
- Наше путешествие подошло к концу.
Закройте глазки, мысленно пробегитесь по всему уроку, вспомните и скажите:
(возвращаемся к поставленным в начале урока задачам)
- Со всеми поставленными задачами вы справились?
- Чему вы научились на уроке?
- А теперь проверим, какими вы были внимательными и как усвоили тему.
ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ.
( я буду называть слова, а вы в тетради записываете только нужную цифру).
1 – слово с безударной гласной в корне
2 – слово с парной согласной в корне
3 – слово с непроизносимой согласной в корне
Морковка, радостный, счастливый, бежать, ловкий, зелёный
Самопроверка. ( 2, 3, 3, 1, 2, 1 )
Самооценка. ( без ошибок – «5», 1-2ошибки – «4», 3 ошибки – «3» ).
- Кто поставил 5? 4? 3? Кто не усвоил тему?
- Молодцы! Хорошо поработали на уроке.
- Как вы думаете, могу ли я завтра дать контрольный диктант по данной теме? Чем же будем заниматься на следующем уроке русского языка?
IX. Д/з.
- В качестве упражнения для отработки полученных знаний дома предлагаю вам выбрать следующие задания:
1) стр. правило
2) Кто считает, что понял тему очень хорошо, всё усвоил – с. 118 № 226
- Кто считает, что понял тему хорошо, но есть небольшие сомнения – с. 118 № 225
- Кто считает, что понял тему не очень хорошо и нужна ещё помощь – с. 117 № 224
X. Оценка работы детей.
Сегодня на уроке вы хорошо работали, были активными, показали свои знания.
Молодцы! Я вами довольна!
XI. Рефлексия.
- А довольны ли вы уроком и своей работой?
- Если вы довольны –
- не очень довольны –
- не довольны – - Молодцы! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Правописание парных согласных.
Данный урок посвящён открытию нового материала по русскому языку по программе "Школа 2100" 2 класс по теме "Правописание парных согласных"....
Урок русского языка «Правописание парных согласных»
Урок русского языка «Правописание парных согласных» (2 класс, программа УМК «Школа России», автор Л.М.Зеленина)Тип урока: совершенствование знаний и умений. В процессе урока учебно-познава...
Презентация к уроку русского языка «Правописание парных согласных в корне слова. Закрепление» 2 класс
Итегрированный урок русского языка и окружающего мира, куда входит материал о зоопарке....
Конспект урока русского языка «Правописание парных согласных в корне слова». ОС "Школа России"
Урок проведен по учебнику «Русский язык. 2 класс» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Используется ИКТ: слайдовая презентация. Урок разработан на основе деятельностного метода. На учебном материале фо...
урок русского языка "Правописание парных согласных на конце слова" 2 класс
Тема урока: "Правописание парных согласных на конце слова". УМК "Россия"...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Разработка урока русского языка по теме "Согласный звук Й ".Презентация и технологическая карта урока.
Разработка урока русского языка.Тема "Согласный звук й "...