Словарные слова
материал по русскому языку (3, 4 класс)
Упражнения для работы со словарными словами в 3-4 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_so_slovarnymi_slovami_na_urokah.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа со словарными словами на уроках.
№ 1. Подберите словарные слова с безударными гласными в корне:
- а - - а – а -
Например: завод Например: магазин
--------- а --------- -------- а ------ а -------
--------- а --------- -------- а ------ а -------
--------- а --------- -------- а ------ а -------
№ 2. Подберите словарные слова с безударными гласными в корне:
- о - - о – о -
Например: овёс Например: сорока
-------- о ---------- -------- о ------ о -------
-------- о ---------- -------- о ------ о -------
-------- о ---------- -------- о ------ о -------
№ 3. Подберите словарные слова с безударными гласными в корне:
- е - - и -
Например: берёза Например: сирень
-------- е ----------- --------- и ----------
-------- е ----------- -------- и -----------
-------- е ----------- --------- и ----------
№4. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
В д..к..бре м..роз сердился, серый дым над крышей вился. В ..нваре м..ро.. тр..скучий, и валится снег сыпучий. В ф..врале у нас в оконце засв..ркало ярче сол..це.
• Какие существительные, дающие названия месяцам года, помимо встречающихся в тексте, являются словарными словами?
№5. Прочитайте. Объясните написание орфограмм. Распределите слова с орфограммами в два столбика.
Здра..ствуй, ос..нь з..л..тая!
Школа, со..нцем зал..тая!
Наш просторный светлый кла..,
Ты опять встр..ч..ешь нас.
В. Лебедев-Кумач
• Продолжите каждый ряд словарных слов:
з..л..тая
кла..
Здра..ствуй
№6. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Л..сной ..рех, пш..ничное з..рно, к..лосья пш..ницы, в..ренье из ябл..к, ур..жай хл..бов, с..довая м..лина, под..рить к..ртину, т..мно в комн..те, з..лёный ..гурец, кр..сноватый п..мидор, заб..вает м..лотком, посп..вают ов...щи, пол..вают ..город, цв..тная к..ртина.
- На какие две группы можно разделить слова? Подберите проверочные слова, где возможно.
- Подберите однокоренные слова к словарным.
№7. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Пог..ворить с ..тцом, п..года перем..нилась, сб..жать с лес..ницы, под..рить к..ртину, прекрасный ур..жай пш..ницы и ..вса, запл..тить за уж..н, св..тлеет в..сток, поздравлять г..роя, покр..снели п..м..доры, прод..вали к..пусту и ..гурцы, переспр..сить товарища, осмотреть комн.лу, разбивать ..рехи м..л..тком, сгребать с..лому, пол..вать комн..тные р..стения.
№8. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Ру..кий н..род создал ру..кий ..зык, яркий, как радуга после в..сеннего ливня, меткий, как стрелы, п..вучий и б..гатый, задушевный, как песня над колыбелью... (А. Толстой)
• Подберите к прилагательному богатый антоним.
№9. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Яркое, солнеч..ное утро разбудило р..бят. По..зд мч.,лся мимо з..л..тых п..лей пшеницы, мимо з.лёных лугов. К..ровы л..жали в густой тр..ве. Прыгали м..лоч..но-ж..лтые т..лята. Цвела розовая гр..чиха. Сиреневые шарики клевера сл..вались в один пуш..стый к..вёр. С..нел лес. Под м..стом покачивались на в..де кувш..нки.
(По В. Осеевой.)
№10. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
День пригреет - возле дома
Пахнет поз..нею тр..вой,
Яровой, сухой с..ломой
И картофельной ботвой.
А. Твардовский
По ..врагам, по обрывам,
Через пальцы ивняка
Л...ется тихо и пугливо
Ж..лтолистая р..ка.
М. Исаковский
• Подберите однокоренные слова:
работа рабочий
желтизна ……….
солома ……….
……….. картофельная
№11. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Мне приходилось ездить на автомобилях, тр..ваях, на л..ш..дях. 2. В п..ртфеле л..жат книги и т...дради. 3. Была глубокая ночь, когда мы добрались до д..ревни. 4. Из д..ревни доносился лай с..бак. 5. Мы поехали по шо..е.
№12. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Мы строим
Х..р..шо, что есть на свете
Камень, глина и п..сок!
Х..р..шо, что есть на свете
Клещи, гвозди, м..л..ток.
Нитки есть и есть л..пата -
Можно шить и можно рыть!
Уважайте труд, р..бята!
Приучайтесь труд любить!
С. Михалков
• Заполните пропуски: П…сок п…сочек
М...л…ток …………
Л…пата …………
Р..бята …………
№13. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Ноч..ю выпал на д..рев..я ин..й с палец толщиной. Стала сказоч..ной д..ревня и такой р..дной-р..дной! (Т. Белозеров) 2. Будто со..нцу улыбаясь, на с...ломке з..лотой дремлет, медленно качаясь, ржи к..лосик м.лодой. (В. А. Жуковский) З.Д..леко, д..леко колокольчик звенит. (И. Никитин)
• Подчеркните словарные слова.
№14. Прочитайте. Найдите и исправьте ошибки.
Тебя окружают дама, жилезные дароги, самалёты, замечятельные картины, цветущие сады, гарода, маеты, титратки и ручьки, книги и музыка. Всё это создано трудом челавека. Трут нужен чиловеку, как воздух, как вода, как хлеп .
(По Ю. Яковлеву.)
• Подчеркните словарные слова.
№15. Прочитайте. Найдите и исправьте ошибки.
1. Давным-давно жыл один челавек багатый. У него были прекрасные дама, множество слуг, залатая и серебряная пасуда, залачёные кареты и великолепные кони. 2. Оставив гастей, она побижала вниз по потайной леснице. Прибежав к потайной комноте, она остановилась. 3. Опомнившись, она подняла ключ, пошла в свою
комнотку. 4. «Где ключ от маленькой комнотушки?» - спросил Синяя Борода.
• Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу.
№16. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Душ..стые яг..ды з..мл...ники, жареный к..ртоф..ль, свеж..и ..гурец, соч..ный п..м..дор, замеч..тельный т..пор, х..рош..й коч..н к..пусты, стуч..ть м..л..тком, угощ.лъ ябл..ком.
• Подчеркните орфограммы в словарных словах.
№17. Запишите, вставляя пропущенные буквы:
А..ея, шо..е, ка..а, па..ажир, су..ота, хо..ей, гру..а.
• Подчеркните двойные согласные.
№18. Спишите, правильно обозначая начало и конец предложений.
Хорошо было за городом стояло лето на полях золотилась рожь овёс зеленел сено было смётано в стога по зелёному лугу расхаживал аист.
(По Г.-Х. Андерсену.)
• Выделите орфограммы в словарных словах.
№19. Прочитайте. Найдите и исправьте ошибки.
По бирёзовой але горада чепуховска быстро ехал афтобус. Вдруг он остановился. Вокруг него вместе с варабями весело запрыгали сароки и вороны. На вастоке от горада была диревня. В ней жили рибята, лиса, медведь, заец, питух, собака и другие удивительные жывотные. В лесу на асине росли арехи, горячие пироги и молоко в пакетах. Мидведь на огароде выращивал авёс и пшиницу, а у зайца в саду росли оващи: морковь, помедоры, огурцы, гарох, капуста и картофель. У лисы в поле росли яблани, кусты малины и молодые ростения зимленики.
Мидведь и леса носили адежду, а заиц ходил в сопагах и польте. Народ удивлялся. На заводе учиниками работали питух и сабака.
Однажды зимой в панидельник стояла марозная пагода. Лиса, заяц и медведь покатались на коньках и пошли греться в квартиру. Поели, попили, пасуду помыли и спали до пятнецы. В читверг проснулись, взяли пинал с карандашами, нарисовали картину «Карзина с цветами». Поехали на машыне давать телеграму: «Дети, приезжайте! Все исправьте!»
Потом вернулись дамой, поднялись по леснице, взяли в руки лапаты и написали этот раскас. Для вас. Если хотите, сами допишыте.
• Подчеркните словарные слова.
№20. Спишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя орфограммы.
Ру…кий ..зык, кла..ный журнал, м..ш..нное масло, осенние ябл...ки, утренний м..роз, ранние ов..щи, су..отний вечер, длинный ..гурец, рассада к..пусты, идти на су..отник, рассказ о м..лине, коллекция к..ртин.
№21. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
В нашем доме две комн..ты. В первой комн..те стоит столик, два стульчика и кр..ватка. На столе лежат книжки, т..традки и к..рандаши. В этой комн..те живёт моя сестра.
№22. Дополните предложения подходящими по смыслу словами.
... в музей была очень интересной.
Наш... улетает через час.
Слова для с п р а в о к: самолёт, экскурсия.
№23. Запишите, расставляя ударения.
Портфель, магазин, свёкла, шофёр, стаканы, алфавит.
№24. Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Выпишите словарные слова.
В п..н..дельник ровно в час мы зажжём на кухне газ. А во вторник утром рано поб..жит в..да из крана. В среду будем печь пиро.., купим сах..р и тв..рог. Вым..ем в ч..тверг ..кошки, блюдца, ч..шки, вилки, ло..ки. Скатерть в пятницу погладим и за стол в су..оту сядем. Прих..дите на в..селье: в воскресенье новоселье! Вход в кв..ртиру со дв..ра. Вот и кончена игра.
(По О.Дризу.)
жареный
зелёный
старинная
красный
богатый
зимнее
№25. Прочитайте. К каждому слову первого столбика подберите подходящее по смыслу слово второго столбика.
Помидор
картофель
мебель
пальто
урожай
огурец
• Подчеркните в каждом слове «опасные» буквы.
№26. Составьте из слов словосочетания, меняя окончания.
Золотой, лёгкий, ветерок, листья.
• В каком значении употреблены полученные словосочетания? Составьте с ними предложения. Разберите по составу словарные слова.
№27. Вспомните правило о двойных согласных. Спишите слова, разделяя для переноса.
Грамматика, металл, телеграмма, пассажир, аллея, суббота, класс.
№28. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Ст..ит ясная м..розная п..года. Ин..й запуш.л в л..су б..рёзки, ..синки и старую ольху. Ож..ла л..сная п..лянка. Сюда прил..тели сн..гири и синички. Стучит дят..л, стрекочет с..рока. Под елью за..ц зарылся в снег.
№29. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Вет..р, м..тель, кв..ртира, комн..та, м..газин, р..бота, п..суда, ст..кан, л..пата, м..бель, уч..ник, сах..р.
№30. Объясните лексическое значение фразеологизмов.
Белое золото невозможные обещания
Черное золото трудолюбивый
Золотой работник хлопок
Золотые горы нефть
№31. Составьте из слов словосочетания, меняя окончания.
Календарь художник
ремонт деревня
окраина ученик
рассказ петух
портфель писатель
тетрадь погода
хвост квартира
клюв подруга
ветка земляника
запах яблоня
портрет ворона
• Подчеркните «опасные» буквы.
№32. Объясните значение фразеологизмов. Найдите соответствие.
Одного поля ягоды. - Не говорить лишнего.
Это цветочки, & ягодки будут впереди. - Вкусно.
Держать язык за зубами. - О болтуне.
Длинный язык. - Дальше будет ещё хуже.
Злые языки. - Что думает, то и говорит.
Что на уме, то и на языке. - Умеет хорошо говорить.
Придержать язык. - Много говорит.
Язык без костей. - Не сказать лишнего.
Язык хорошо подвешен. - О том, кто болтает недоброе.
Можно язык проглотить. - О схожести в поведении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронный тренажер. Система работы со словарными словами "Восстанови слово"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-27664-20...
Презентация-тренажер "Система работы со словарными словами "Словарные слова от А до Я"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-27643-20...
Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
ВСТУПЛЕНИЕ. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...
Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)
Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....
Конспект урока "Словарные слова. Словарный диктант.
Цель урока: закрепить правописание словарных слов.Образовательные задачи: упражнять в правописании словарных слов, составлении и записи словосочетаний и предложений со словарными словами, закрепление ...
Методика запоминания словарных слов. Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов.
Автобус и троллейбус, огурец и помидор, капуста и морковь… Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов....
Нетрадиционные методы и приёмы словарной работы, способствующие прочному запоминанию правильного написания словарных слов
Как сделать процесс усвоения правописания непроверяемых слов более эффективным...