Словарные слова
материал по русскому языку (3, 4 класс)

Наянова Светлана Александровна

Упражнения для работы со словарными словами  в 3-4 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_so_slovarnymi_slovami_na_urokah.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Работа со  словарными   словами  на уроках.

№ 1. Подберите словарные слова с безударными  гласными в корне:

                  - а -                                                                    - а – а -

Например: завод                                                     Например: магазин

--------- а ---------                                                    -------- а ------ а -------

--------- а ---------                                                    -------- а ------ а -------

--------- а ---------                                                    -------- а ------ а -------

№ 2. Подберите словарные слова с безударными  гласными в корне:

           - о -                                                                             - о – о -

Например: овёс                                                      Например:  сорока

-------- о ----------                                                    -------- о ------ о -------

-------- о ----------                                                    -------- о ------ о -------

-------- о ----------                                                    -------- о ------ о -------

№ 3. Подберите словарные слова с безударными  гласными в корне:

            - е -                                                                             - и -

Например: берёза                                                   Например: сирень

-------- е -----------                                                     --------- и ----------

-------- е -----------                                                      -------- и -----------

-------- е -----------                                                      --------- и ----------

№4. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

В д..к..бре м..роз сердился, серый дым над крышей вился. В ..нваре м..ро.. тр..скучий, и валится снег сыпучий. В ф..врале у нас в оконце засв..ркало ярче сол..це.

•        Какие существительные, дающие названия месяцам года, помимо встречающихся в тексте, являются словарными словами?

№5. Прочитайте. Объясните написание орфограмм. Распределите слова с орфограммами в два столбика.

     Здра..ствуй, ос..нь  з..л..тая!
Школа, со..нцем зал..тая!
          Наш просторный светлый кла..,
 Ты опять встр..ч..ешь нас.

                                                               В. Лебедев-Кумач

•        Продолжите каждый ряд словарных слов:

з..л..тая

кла..

Здра..ствуй

№6. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Л..сной ..рех, пш..ничное з..рно, к..лосья пш..ницы, в..ренье из ябл..к, ур..жай хл..бов, с..довая м..лина, под..рить к..ртину, т..мно в комн..те, з..лёный ..гурец, кр..сноватый п..мидор, заб..вает м..лотком, посп..вают ов...щи, пол..вают ..город, цв..тная к..ртина.

  • На какие две группы можно разделить слова? Подберите проверочные слова, где возможно.
  • Подберите однокоренные слова к словарным.

№7. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Пог..ворить с ..тцом, п..года перем..нилась, сб..жать с лес..ницы, под..рить к..ртину, прекрасный ур..жай пш..ницы и ..вса, запл..тить за уж..н, св..тлеет в..сток, поздравлять г..роя, покр..снели п..м..доры, прод..вали к..пусту и ..гурцы, переспр..сить товарища, осмотреть комн.лу, разбивать ..рехи м..л..тком, сгребать с..лому, пол..вать комн..тные р..стения.

№8. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Ру..кий н..род создал ру..кий ..зык, яркий, как радуга после в..сеннего ливня, меткий, как стрелы, п..вучий и б..гатый, задушевный, как песня над колыбелью... (А. Толстой)

•        Подберите к прилагательному богатый антоним.

№9. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Яркое, солнеч..ное утро разбудило р..бят. По..зд мч.,лся мимо з..л..тых п..лей пшеницы, мимо з.лёных лугов. К..ровы л..жали в густой тр..ве. Прыгали м..лоч..но-ж..лтые т..лята. Цвела розовая гр..чиха. Сиреневые шарики клевера сл..вались в один пуш..стый к..вёр. С..нел лес. Под м..стом покачивались на в..де кувш..нки.

                                                                                                                                          (По В. Осеевой.)

№10. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

    День пригреет - возле дома
Пахнет поз..нею тр..вой,
Яровой, сухой с..ломой
И картофельной ботвой.

                                            А. Твардовский

      По ..врагам, по обрывам,
Через пальцы ивняка
  Л...ется тихо и пугливо

Ж..лтолистая р..ка.

                                                 М. Исаковский

•        Подберите однокоренные слова:
                                                  работа                         рабочий

                                                  желтизна                      ……….                

                                                  солома                           ……….                

                                                  ………..                       картофельная

№11. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Мне приходилось ездить на автомобилях, тр..ваях, на л..ш..дях. 2. В п..ртфеле л..жат книги и т...дради. 3. Была глубокая ночь, когда мы добрались до д..ревни. 4. Из д..ревни доносился лай с..бак. 5. Мы поехали по шо..е.

№12. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

                  Мы строим

                      Х..р..шо, что есть на свете
                 Камень, глина и п..сок!
                     Х..р..шо, что есть на свете
                  Клещи, гвозди, м..л..ток.
                     Нитки есть и есть л..пата -

                         Можно шить и можно рыть!
                Уважайте труд, р..бята!
                     Приучайтесь труд любить!

                                                                           С. Михалков

•        Заполните пропуски:            П…сок                        п…сочек

                                                       М...л…ток              …………        

                                                      Л…пата                         …………        

                                                        Р..бята                         …………

        

№13. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Ноч..ю выпал на д..рев..я ин..й с палец толщиной. Стала сказоч..ной д..ревня и такой р..дной-р..дной! (Т. Белозеров) 2. Будто со..нцу улыбаясь, на с...ломке з..лотой дремлет, медленно качаясь, ржи к..лосик м.лодой. (В. А. Жуковский) З.Д..леко, д..леко колокольчик звенит. (И. Никитин)

•        Подчеркните словарные слова.

№14. Прочитайте. Найдите и исправьте ошибки.

Тебя окружают дама, жилезные дароги, самалёты, замечятельные картины, цветущие сады, гарода, маеты, титратки и ручьки, книги и музыка. Всё это создано трудом челавека. Трут нужен чиловеку, как воздух, как вода, как хлеп .

                                                                                                                       (По Ю. Яковлеву.)

•        Подчеркните словарные слова.

№15. Прочитайте. Найдите и исправьте ошибки.

1. Давным-давно жыл один челавек багатый. У него были прекрасные дама, множество слуг, залатая и серебряная пасуда, залачёные кареты и великолепные кони. 2. Оставив гастей, она побижала вниз по потайной леснице. Прибежав к потайной комноте, она остановилась. 3. Опомнившись, она подняла ключ, пошла в свою
комнотку. 4. «Где ключ от маленькой комнотушки?» - спросил Синяя Борода.

•        Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу.

№16. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Душ..стые яг..ды з..мл...ники, жареный к..ртоф..ль, свеж..и ..гурец, соч..ный п..м..дор, замеч..тельный т..пор, х..рош..й коч..н к..пусты, стуч..ть м..л..тком, угощ.лъ ябл..ком.

•        Подчеркните орфограммы в словарных словах.

№17. Запишите, вставляя пропущенные буквы:

А..ея, шо..е, ка..а, па..ажир, су..ота, хо..ей, гру..а.

•        Подчеркните двойные согласные.

№18. Спишите, правильно обозначая начало и конец предложений.
Хорошо было за городом стояло лето на полях золотилась рожь овёс зеленел сено было смётано в стога по зелёному лугу расхаживал аист.

                                                                                                       (По Г.-Х. Андерсену.)

•        Выделите орфограммы в словарных словах.

№19. Прочитайте. Найдите и исправьте ошибки.

По бирёзовой але горада чепуховска быстро ехал афтобус. Вдруг он остановился. Вокруг него вместе с варабями весело запрыгали сароки и вороны. На вастоке от горада была диревня. В ней жили рибята, лиса, медведь, заец, питух, собака и другие удивительные жывотные. В лесу на асине росли арехи, горячие пироги и молоко в пакетах. Мидведь на огароде выращивал авёс и пшиницу, а у зайца в саду росли оващи: морковь, помедоры, огурцы, гарох, капуста и картофель. У лисы в поле росли яблани, кусты малины и молодые ростения зимленики.

Мидведь и леса носили адежду, а заиц ходил в сопагах и польте. Народ удивлялся. На заводе учиниками работали питух и сабака.

Однажды зимой в панидельник стояла марозная пагода. Лиса, заяц и медведь покатались на коньках и пошли греться в квартиру. Поели, попили, пасуду помыли и спали до пятнецы. В читверг проснулись, взяли пинал с карандашами, нарисовали картину «Карзина с цветами». Поехали на машыне давать телеграму: «Дети, приезжайте! Все исправьте!»

Потом вернулись дамой, поднялись по леснице, взяли в руки лапаты и написали этот раскас. Для вас. Если хотите, сами допишыте.

•        Подчеркните словарные слова.

№20. Спишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя орфограммы.
Ру…кий     ..зык, кла..ный журнал, м..ш..нное масло,   осенние ябл...ки, утренний м..роз, ранние ов..щи, су..отний вечер, длинный ..гурец, рассада к..пусты, идти на су..отник, рассказ о м..лине, коллекция к..ртин.

№21. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

В нашем доме две комн..ты. В первой комн..те стоит столик, два стульчика и кр..ватка. На столе лежат книжки, т..традки и к..рандаши. В этой комн..те живёт моя сестра.

№22. Дополните предложения подходящими по смыслу словами.
... в музей была очень интересной.

Наш... улетает через час.

Слова для с п р а в о к: самолёт, экскурсия.

№23. Запишите, расставляя ударения.

Портфель, магазин, свёкла, шофёр, стаканы, алфавит.

№24. Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Выпишите словарные слова.

В п..н..дельник ровно в час мы зажжём на кухне газ. А во вторник утром рано поб..жит в..да из крана. В среду будем печь пиро.., купим сах..р и тв..рог. Вым..ем в ч..тверг ..кошки, блюдца, ч..шки, вилки, ло..ки. Скатерть в пятницу погладим и за стол в су..оту сядем. Прих..дите на в..селье: в воскресенье новоселье! Вход в кв..ртиру со дв..ра. Вот и кончена игра.

                                                                                                                (По О.Дризу.)

жареный

зелёный

старинная

красный

богатый

зимнее

№25. Прочитайте. К каждому слову первого столбика подберите подходящее по смыслу слово второго столбика.

Помидор

картофель

мебель

пальто

урожай

огурец

•        Подчеркните в каждом слове «опасные» буквы.

№26. Составьте из слов словосочетания, меняя окончания.
Золотой, лёгкий, ветерок, листья.

•        В каком значении употреблены полученные словосочетания? Составьте с ними предложения. Разберите по составу словарные слова.

№27. Вспомните правило о двойных согласных. Спишите слова, разделяя для переноса.

Грамматика, металл, телеграмма, пассажир, аллея, суббота, класс.

                   

№28. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Ст..ит ясная м..розная п..года. Ин..й запуш.л в л..су б..рёзки, ..синки и старую ольху. Ож..ла л..сная п..лянка. Сюда прил..тели сн..гири и синички. Стучит дят..л, стрекочет с..рока. Под елью за..ц зарылся в снег.

№29. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Вет..р, м..тель, кв..ртира, комн..та, м..газин, р..бота, п..суда, ст..кан, л..пата, м..бель, уч..ник, сах..р.

№30. Объясните лексическое значение фразеологизмов.

Белое золото         невозможные обещания

Черное золото        трудолюбивый

Золотой работник         хлопок

Золотые горы          нефть

№31. Составьте из слов словосочетания, меняя окончания.

   Календарь           художник

ремонт        деревня

                                                  окраина                                          ученик

                                                   рассказ                                          петух

 портфель         писатель

                                                  тетрадь                                         погода

  хвост          квартира

                                                   клюв                                        подруга

    ветка            земляника

                                                  запах                                         яблоня

                                                  портрет                                         ворона

•        Подчеркните «опасные» буквы.

№32. Объясните значение фразеологизмов. Найдите соответствие.

Одного поля ягоды. - Не говорить лишнего.

Это цветочки, & ягодки будут впереди. - Вкусно.

Держать язык за зубами. - О болтуне.

Длинный язык. - Дальше будет ещё хуже.

Злые языки. - Что думает, то и говорит.

Что на уме, то и на языке. - Умеет хорошо говорить.

Придержать язык. - Много говорит.

Язык без костей. - Не сказать лишнего.

Язык хорошо подвешен. - О том, кто болтает недоброе.

Можно язык проглотить. - О схожести в поведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....

Конспект урока "Словарные слова. Словарный диктант.

Цель урока: закрепить правописание словарных слов.Образовательные задачи: упражнять в правописании словарных слов, составлении и записи словосочетаний и предложений со словарными словами, закрепление ...

Методика запоминания словарных слов. Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов.

Автобус и троллейбус, огурец и помидор, капуста и морковь… Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов....