Обобщение опыта по теме : " Словарные слова в начальной школе" ФГОС
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Кулешова Елена Михайлова

Из опыта работы по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа над словом27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме «Словарная работа в начальной школе как залог успешного обучения русскому языку». Тема по самообразованию учителя начальных классов МБОУ Калиновская сош Кулешовой Елены Михайловны.

           Нет необходимости доказывать,  чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.  Словарная работа - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести. Работа по расширению словаря учащихся мною проводится не только на уроках по развитию речи и литературного чтения, но и русского языка. Словарно орфографическая работа является элементом каждого урока в начальной школе. Изучение русского языка начинается с первого класса, сразу же после букварного периода. Перед детьми стоит задача, как можно прочнее запомнить написание новых слов, а для этого надо постоянно уточнять толкование того или иного слова.  Чаще всего дети хорошо знают правила орфографии, алгоритм подбора орфограммы, но по причине скудного словаря не могут подобрать проверочного слова.

   Хочу поделиться, как на своих уроках  даю возможность обогатить словарный запас обучающихся начальной школы.  Прежде всего,  это работа над словами с непроверяемыми написаниями. Эту работу разбиваю на  три этапа: подготовительный, тренировочно – закрепительный, заключительный.                

 На первом этапе, происходит  ознакомление с новым словом. У каждого ребенка в конце учебника   вклеен лист, в который записываем новые изучаемые слова, это удобно тем, что не нужно постоянно перелистывать страницы учебника с целью повторения. На этом этапе вместе с детьми ставим  такие цели:

1.Раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова;

2. Добиваться правильного произношения и написания этих слов;

3. Умение употреблять слово не только в устной, но и письменной речи; 4.Развивать умение правильно писать орфограмму и в однокоренных словах.                     Начинаю записывать слова со 2 класса, т.к. в 1 классе таких слов немного. Знакомство с новым словом происходит поэтапно: 1) Предъявление слова, чаще всего через загадку или вычленения из группы ранее изученных словарных слов. Например: Летом наедается.

                   Зимой отсыпается. (Медведь)

Ранее изученные слова: корова, ворона, сорока, воробей - медведь, среди них новое слово.

2) Проговаривание  слова вслух, определение звуков, букв, количество слогов. Затем письмо слова в тетрадях, разбор слова по составу, подбор родственных слов, этимологический анализ (если возможно и необходимо), составление с данными словами словосочетания, предложения (устно и письменно).

3)Сравнивают произношение и написание  слова (орфография и орфоэпия)   [карова] – корова;

4)Решение орфографической задачи (нахождение опасного места);

5) Запись слова;

6) Составление словосочетаний, предложений, фонетический разбор слова, в группе или паре составление мини рассказа с новым словом;

На этом этапе обращается внимание на осмысление значения слова – предмета, на признак, а затем связываю с орфограммой.

Воробей, птица по своему поведению напоминает вора, схватила еду и быстро улетела. ( Воробей – воров бей!). Именно на этом этапе привлекаются слуховая, потом зрительная и моторная память. Большую помощь на этом этапе оказывает пособие О.В. Узоровой,  Е.А.Нефедовой « Словарные слова» 2-4 классы.

Второй этап тренировочно – закрепительный. Этому этапу уделяю достаточно длительное время, так как именно на этом этапе использую многократное, четкое проговаривание слов, при этом огромное значение имеют зрительные, слуховые ощущения. Значит, упражнения должны опираться на различные восприятия слов, должны быть разнообразными. Приведу ряд упражнений тренировочного характера:

  1. Выписать слова, в которых есть мягкие согласные. Б.рёза, вес. ло, г. рох, с. пог, уч. ник, к. пуста, .рех.
  2. Запишите слова в алфавитном порядке. Вставь орфограмму.

б. рёза, адр. с, М.сква, яг. да, к.р. ндаш, уч. ник, т. варищ.

    3) Запишите слова, начинающиеся на букву (а, б, в, г).

   4) Вспомни и запиши слова, которые хорошо знаешь.

   5) Запиши понравившиеся (любимые) тебе слова.

   6) Работа с перфокартами.

   7) Выписать слова в два столбика в один с глухими согласными на конце, в другой с звонкими согласными на конце.

  8) Записать слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.

  9) Слова у ударным гласным,  падающим на первый, второй, третий слоги.

 10) Игра « Узнай слово»

О

О

(молоко,  сорока,  корова,  ворона …)

 11) Чайнворды: начало слова последняя буква предыдущего.

 12) Игра с клубком « Орфоэпия - орфография».

 13) Игра «Сорви орфографическое яблоко».

Берут с яблони нужное яблоко орфограмму и подставляют в слово.

14) Ребусы  КОМ  и другие.

                      ТА

15) Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.

Требования к ассоциативному образу.

а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Модель: Сл. слово - Ас. образ

признак - признак

Ассоциативная связь может быть по:

- цвету; - месту расположения;

- форме; - звучанию;

- действию; - вкусу;

- материалу; - назначению;

- количеству; - и т.д.

б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:

Сл. слово - Ас. образ

береза – по цвету Белая

береза – кудрявая нужен грЕбень –

чтобы расчесать

по форме, как буква Е

результат: бЕреза – бЕлая

- гребень (Е)

 Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).

 Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

Примеры словарных слов и ассоциативный образ:

гАзета – бумАга

дИректОр – крИк, рОт

зАвод – трубА

инЕй – бЕлый, снЕг

кАпуста – зАяц

кАрандаш – грАнь, бумАга

кАрман – дырА

кОнцерт – нОта, дО, хОр

кОрабль – вОлны, бОцман, кОк

лАдонь – лАпа

мАшина – шинА

сОбака – хвОст

в н

к О рабль к О нцерт

лны та

Метод звуковых (фонетических) ассоциаций используется при удачном созвучии фразы и словарного слова:

Дед в деревне, завтра на завод, машина у Маши, Костя в костюме, а Павел в пальто.

Нельзя навязывать ученику своей ассоциации.

Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

 16) Выборочный диктант записать или выписать слова из словарика.

 17) Выписать или записать слова на тему: « школа», «огород»,   «семья»,                   « инструменты» и другие. Задания носят разно уровневый характер одни составляют предложения, другие  составляют рассказ, третьи пишут текст с применение большего количества словарных слов.

18) Выделение изучаемого нового словарного слова из текста . На заключительном этапе проверяю способность детей правильно писать слова в письменной работе, как правильно это бывают задания письмо под диктовку.

Кроме того, использую в своей работе над словами с непроверяемым написанием  замену развернутого определения одним словом из словаря.  При закреплении изучаемого нового слова, опроса, самостоятельной работы учащиеся получают задания на обобщение :

«Комната для занятий в школе;

Человек, который едет в поезде;

Перечень номеров, с которыми выступают на концерте;

Дорога с рядами деревьев по обеим сторонам;

Площадка, с которой производится посадка на поезд».

 Или  задание на систематизацию :

1. Ответить на вопросы, ответы записать.

Кто продает билеты в кассах? Какую единицу массы составляет тысяча граммов? Как называется группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами? Как называется рисунок в книге?

2. При списывании вставить вместо точек нужные по смыслу слова.

1) Сообщение по телеграфу -… .

2) Килограмм – это тысяча… .

3) Смотр готовности войск -… .

4) Рисунок в книге -… .

5) Специалист в области земледелия и сельского хозяйства -… .

6) Огородное растение, растущее кочаном -… .

7) Старый воин или человек, который долго где-либо работал -… .

8) Книга, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года и события -… .

3. Вписать в предложения подходящие по смыслу слова из «Словаря».

1) Сапоги, ботинки – это обувь, а … - это одежда.

2) Заяц, … - это звери, а …, … - это птицы.

3)Пенал … - это учебные принадлежности, а …, … - это инструменты.

4) Морковь, …, … - это овощи.

Работа над словом проводится при изучении всех разделов русского языка. Состав слова , важнейший раздел школьного курса морфологии. В плане расширения словарного запаса мною были использованы такие виды упражнений, как объяснение значений слов, разбор слова по составу, подбор однокоренных слов, образование слов с данными приставками и суффиксами, подбор синонимов и антонимов, фразеологических оборотов,  употребление лов в прямом и переносном значении.

  1. Объяснить значение слов плодовый,  находиться. Поставить знак ударения.
  2. Подчеркнуть корень в словах наградить, правдивый, читатель. Составить с данными словами предложения.
  3. Подобрать проверочные слова для проверки безударных гласных.  Оградить,  мириться, пригородный, оголились и др. Составить с данными словами предложения, текст, эссе.
  4. Составить сочетания со словами запивать- запевать, спеши – спиши, посидел – поседел.

Самой благодатной почвой для изучения слов из словаря. Является тема – имя существительное. Здесь можно использовать задания такого характера:

-  Кто больше подберет родственных слов? (большой, больше, большущий, большевик).

- Привести примеры пословиц и поговорок со словами. (мать, глаз, голова, книга).

- Подбор синонимов (Произведение- сочинение, работа- труд).

- Образование множественного числа существительных, в которых часто допускаются ошибки. (конюх конюхи, паспорт - паспорта).

     Когда начинаем изучать тему имя прилагательное, а начинается изучение с самых первых ступеней русского языка, много внимания уделяю согласованию прилагательных. С этой целью обучающимся предлагаются упражнения на подбор и составление предложений и словосочетаний, замену одних прилагательных другими, редактированию текстов. Приведу примеры таких упражнений:

  1. По широкому  полю шли  комбайны. (дополняют самыми различными прилагательными  колхозному, зерноуборочные, молотильные, степному).
  2. Составить предложение с прилагательным  снежный, мраморный, хрустальный.
  3. Дописать окончания прилагательных

парн… молоко

вкусн…кофе,

молочн…коктейль

капронов…тюль

          4.Подобрать синонимы к прилагательным глупый , глухой, тихий добрый…

        На упражнениях такого вида сразу провожу знакомство с « Школьным словарем антонимов русского языка» М.Р.Львова.

        5.Составление предложений со словами военный- воинский, водный- водяной.

В целях обогащения словаря и закрепления  орфографических навыков обучающихся  были предложены и такие упражнения.

Образовать сложные прилагательные от данных сочетаний гриб, находящийся около березы подберёзовик.

В данных прилагательных заменить синонимами (железный характер – твердый характер).

Подобрать однокоренные прилагательные родимый, родственный, родной, родненький.

Найти и записать пословицы и поговорки с данными прилагательными смелый…., сильный…, умный….. Тема «Глагол» сама по себе сложная тема и словарную работу в основном провожу  над словообразованием слов с различными приставками (сходить выходить, собрать, подобрать), при этом всегда уточняется значение того или иного составленного слова.  Мне и моим обучающимся очень нравится работа, которую мы называем «Оъясняйка». Даю ряд глаголов таких как,  недосыпать, дети находят «объясняйку» -мало спать. Еще есть такой вид работы , как найди пару. В два столбика записаны слова, в один глаголы, а в другой существительные, дети находят подходящую по смыслу пару слов. Помимо всего вышесказанного не забываю и про методику С.Н.Лысенковой  ( по принципу, все новое хорошо забытое старое).  Мною было подсчитано, что за один учебный месяц младший школьник обогащает свой словарный запас примерно на 40-50 словами, так называемых трудных слов.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО »

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО »...

Обобщение опыта на тему "Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС".

Современный урок –урок действенный,имеющий непосредственное отношениек интересам, личности ребенка,его родителей, общества, государства. Структура урока в начальной школе:I этап. Организация клас...

Обобщение опыта по теме «Формирование УУД в начальной школе при помощи современных образовательных технологий »

В работе описаны приемы и задания, используемые для формирования УУД. Методики для отслеживания сформированности УУД...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе". К конкурсу "Учитель года - 2016"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе"...

Обобщение опыта по теме " Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе"

Обобщение опыта по теме " Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе"...

Обобщение опыта по теме: Проектная деятельность в начальной школе.

В работе говорится опроектах над которыми я работаю с детьми  в начальной школе. Уделяется внимание педагогическому проекту....

Обобщение опыта по теме : Развитие речи учащихся начальной школы на уроках

Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь.Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где ...