Обобщение опыта по теме " Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе"
статья по русскому языку

Танктырова Наталья Васильевна

Обобщение опыта по теме " Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов МОКУ «Чильчинская СОШ» Танктыровой Натальи Васильевны по теме: «Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах»

    Современная начальная школа видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе решаются в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых " словарных " слов, т.е. слов с непроверяемыми написаниями.

     Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

      Я пришла к этой теме, так как столкнулась с проблемой усвоения слов с непроверяемым и трудно проверяемым написанием слов учащимися, работаю по ней второй год. Актуальность данной проблемы в том, что на уроках мы часто сталкиваемся с ответами, бедными в лексическом отношении. В программе « Перспектива» предусматривается усвоение определенного количества слов в каждом классе. Эти слова в учебнике  заключены в рамки.  Но слова в рамках в учебниках даются без всякой системы, только в связи с употреблением на данной странице, да и то не всегда. Потом эти слова встречаются только в словарном диктанте, завершающем изучение темы. А одноразовая встреча со словом, даже если учитель провел серьезную работу, дает небольшой эффект.

Актуальность проблемы определила цель: создание системы словарной работы на уроках русского языка.

Для достижения цели были поставлены задачи:

  1. формировать умения и навыки грамотного написания словарных слов;
  2. развивать письменную и устную речь учащихся;
  3. формировать умение пользоваться словарями.

   Свою работу начала с того, что мы с ребятами завели орфографический словарь  куда записываем слова, изученные на уроке. Прежде чем записать слово, мы с ребятами произносим орфоэпически, затем орфографически.

        Существует много разнообразных форм  работы,  я же в своей  работе остановилась на следующих: запись слов в алфавитном порядке, диктант с использованием  загадок, лексический  диктант, диктант по памяти, выборочный диктант.

  1. Запись слов в алфавитном порядке  ( пишу на доске вразброс слова из словарика, даю задание записать их в алфавитном порядке.)

   Например: Морковь, праздник, сумма, автобус, вагон, валенки, космонавт.

  1. Диктант с использованием загадок (читаю загадки, а учащиеся записывают отгадки)

Например: фрагмент урока по теме « Приставки» 3 класс

Задание: Запишите  отгадки

1.Расселась барыня на грядке

Одета  в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

2. Самый кислый он, друзья,
Утверждаю это я.
Нужно сахара вагон,
Чтоб с улыбкой съесть…

3. На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный.

4. На жарком солнышке подсох
И  рвётся из стручков…

5. Носил мальчик

Зелёный кафтанчик,

Стал паном –

Обзавёлся красным кафтаном.

6. Круглое, румяное

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

-Почитайте слова. Назовите орфограмму.

- Как можно поверить написание этих слов? (Написание этих слов надо запомнить, так как проверить нельзя. Это словарные слова.)

3. Лексический  диктант ( диктую слова, учащиеся должны дать толкование словам)

 Например: Рабочий, аллея, квартира, метро, молоток, корзина, аптека.

4.Диктант по памяти ( даю задание на дом повторить слова,  изученные ранее.) На уроке учащиеся пишут по памяти)  

5. Выборочный диктант ( читаю вслух текст, а учащиеся, выслушав предложение, записывают, встретившиеся в нем слова с данной орфограммой. Стараюсь предложения брать из  произведений русской классики).

Например: Мороз и солнце; день чудесный! Вся комната янтарным блеском озарена. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед. Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. Он крадется по аллее, на которой шум умолк.  

        В своей работе также использую ребусы, карточки, кроссворды.

        Работая над темой, заметила, что систематическая работа над словарными словами дает положительные результаты. Учащиеся меньше делают ошибок в написании словарных слов,  формируется память, зоркость, мышление.

        Свое обобщение хотела бы закончить словами А.В.Текучева  «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с первого по одиннадцатый класс»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Приложение.

Технологическая карта урока.

1.  ФИО

2.  Место работы

3.  Должность

4.  Предмет

5.  Класс

6.  Тема и номер урока в теме

7.  Базовый учебник

Танктырова Наталья Васильевна

МОКУ «Чильчинская СОШ» Тындинского района

Учитель начальных классов

Русский язык

3

Приставка  (урок получения новых знаний)

Л.Ф.Климанова ,Т.В. Бабушкина. Русский язык 3 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2017

Цели урока:

1. Создание условий для получения учащимися новых знаний по теме.

2.Расширить знания детей о приставке.

3. Стимулировать интерес к русскому языку, его многообразию.

Задачи:

Образовательные: сформировать умение находить в словах приставки.

Развивающие: развивать  речь учащихся  при составлении и пересказе текста.

Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи; прививать аккуратность, усидчивость, умение активно работать на уроке.

Используемые технологии: технология коллективного взаимодействия, информационно-коммуникационные технологии, технология проблемного обучения.

Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Тип урока: комбинированный.

Дидактические средства:

Для учителя: средства ИКТ (презентация), карточки с заданием.

Для обучающегося: тетрадь, учебник, оценочные смайлики.

Название этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Цель: Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности

Орг. момент

Кто вечно хнычет и скучает,

Тот ничего не замечает,

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает,

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

 Слайд №2

- У нас есть такие?

- Хорошо. Начинаем работать?

- Открываем тетради, записываем число

Слайд 3

Третье декабря.

Классная работа.

Ученики открывают учебники, тетради, готовятся внимательно слушать учителя.

-Нет

- Да

Регулятивные: волевая саморегуляция

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: Актуализация представления о приставке как части слова.

Словарная работа

Знакомство с новым словом.

Задание: Запишите  отгадки

1.Расселась барыня на грядке

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

2. Самый кислый он, друзья,
Утверждаю это я.
Нужно сахара вагон,
Чтоб с улыбкой съесть…

3. На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный.

4. На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков…

5. Носил мальчик

Зелёный кафтанчик,

Стал паном –

Обзавёлся красным кафтаном.

6. Круглое, румяное

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

Слайды 4-9

Слайд 10

-Прочитайте слова. Назовите орфограмму.

- Как можно проверить написание этих слов?

Дом по улице идет, на работу всех везет, не на курьих ножках, а в резиновых сапожках.

Слайд № 11

- Назовите значение этого слова.

- Произнесите слово орфоэпически.

- Произнесите слово орфографически.

Запишите слово в словарик, подчеркните букву непроверяемой безударной гласной.

- Давайте составим предложение с этим словом.

Капуста, лимон, огурцы, горох, помидор, яблоко

Написание этих слов надо запомнить, так как поверить нельзя. Это словарные слова.

Автобус

Составление предложений

Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Постановка цели.

Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Работа по учебнику

-Какие это буквы?

Р,с,и,т,в,а,п,а,к

-Запишите их в строчку и расположите в правильном порядке.

- Какое слово здесь зашифровано? Слайд 12-13

- О чем сегодня будем говорить?

-Сформулируйте тему урока.

- На какие вопросы мы должны ответить?

Бег – забег, побег, разбег, набег, пробег Слайд 14

- Как назвать эти слова? Почему? Назовите корень. Есть ли разница между словами? Отчего она зависит? Слайд 15

- Может быть, кто-то из вас знает, как называется часть слова, которая внесла новый оттенок значения и образовала новые слова?

- Обратите внимание, где находится приставка. Почему так приставку назвали? Слайд 16

Стр.103

- Прочитайте  « Узелки на память».

- Что такое приставка?

- Почему она так называется?

- Для чего служит приставка?

Приставка

- Что такое приставка?

-Где стоит приставка?

- Для чего служит приставка?

- однокоренные

-бег-

- приставка

- перед корнем

- Ответы учащихся.

Физкультминутка

Слайд17

Слова: дать, сдать, писать, написать, записать, лез, влез,  вывез, привез, занес, нес,   переложить, выложить.

- Если в слове есть приставка, поворачиваемся друг к другу лицом и обмениваемся хлопками, если в слове нет приставки- приседаем.

Выполняют движения под руководством учителя

Закрепление знаний и способов действий.

Цель- закрепить умение образовывать новые слова при помощи приставок и выделять приставки в словах.

Самосто-ятельная работа  

Карточки

Взаимо-проверка 

 А теперь самостоятельно выполните упр.177 на стр.104.

- Последнее предложение разберите по членам. Сколько в предложении подлежащих, сказуемых?

 В каждом ряду найди слово без приставки. Подчеркни его. В остальных словах выдели приставку.

Заяц,  закладка, записать. Полка, помыть, починить. Обрубить, обувь, обставить. Сшить, связать, свет. Проплыть, прочитать, пробка. Долг, доехать, добежать. Слайд 18

- А, сейчас поиграем в игру « Замена»

1. Сменить место проживания.

2. Проглотить таблетку с водой.

3. Пропустить урок.

4. Начать исполнять песню.

5. Удалиться на некоторое расстояние.

6.Быстро войти в помещение.

7. Взобраться быстро вверх.

Выполняют самостоятельно упражнение.

- переехать

- запить

- прогулять

- запеть.

- отъехать

- забежать

- залезть

Рефлексия учебной деятельности.

Цель - подвести итог урока.

Как звучала тема нашего урока? Какие задачи вы ставили перед собой?

- Все ли, поставленные задачи мы решили? Давайте проверим, насколько продуктивно вы работали на уроке.

Я узнал(а), что…

приставка - это…- стоит… - служит…

 Выводом нашего урока послужит следующее стихотворение (читают хором):

Слайд 19

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она,

А при помощи приставки

Образуются слова.

Слайд 20

Оценка своей работы: Смайлики

- Что такое приставка?

-Где стоит приставка?

- Для чего служит приставка?

Домашнее задание.

-Выучить правило на стр.105. выполнить упр. №181


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему "Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения"

Различные упражнения, тесты. а также расматривается особенность словарной работы, различные приемы ознакомления со словами и их значениями.......

«Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе»

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка...

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

Квалификационная работа           по обобщению собственного                педагогического опыта...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ»

Цель данного проекта: разработка системы упражнений  для словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах....

Выступление на МО "Организация и проведение словарной работы на уроках русского языка в начальной школе" (обмен опытом)

Организация и проведение словарной работы на уроках русского языка в начальной школе(обмен  опытом)...