Обобщение опыта по теме " Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе"
статья по русскому языку
Обобщение опыта по теме " Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов МОКУ «Чильчинская СОШ» Танктыровой Натальи Васильевны по теме: «Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах»
Современная начальная школа видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе решаются в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых " словарных " слов, т.е. слов с непроверяемыми написаниями.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Я пришла к этой теме, так как столкнулась с проблемой усвоения слов с непроверяемым и трудно проверяемым написанием слов учащимися, работаю по ней второй год. Актуальность данной проблемы в том, что на уроках мы часто сталкиваемся с ответами, бедными в лексическом отношении. В программе « Перспектива» предусматривается усвоение определенного количества слов в каждом классе. Эти слова в учебнике заключены в рамки. Но слова в рамках в учебниках даются без всякой системы, только в связи с употреблением на данной странице, да и то не всегда. Потом эти слова встречаются только в словарном диктанте, завершающем изучение темы. А одноразовая встреча со словом, даже если учитель провел серьезную работу, дает небольшой эффект.
Актуальность проблемы определила цель: создание системы словарной работы на уроках русского языка.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- формировать умения и навыки грамотного написания словарных слов;
- развивать письменную и устную речь учащихся;
- формировать умение пользоваться словарями.
Свою работу начала с того, что мы с ребятами завели орфографический словарь куда записываем слова, изученные на уроке. Прежде чем записать слово, мы с ребятами произносим орфоэпически, затем орфографически.
Существует много разнообразных форм работы, я же в своей работе остановилась на следующих: запись слов в алфавитном порядке, диктант с использованием загадок, лексический диктант, диктант по памяти, выборочный диктант.
- Запись слов в алфавитном порядке ( пишу на доске вразброс слова из словарика, даю задание записать их в алфавитном порядке.)
Например: Морковь, праздник, сумма, автобус, вагон, валенки, космонавт.
- Диктант с использованием загадок (читаю загадки, а учащиеся записывают отгадки)
Например: фрагмент урока по теме « Приставки» 3 класс
Задание: Запишите отгадки
1.Расселась барыня на грядке
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
2. Самый кислый он, друзья,
Утверждаю это я.
Нужно сахара вагон,
Чтоб с улыбкой съесть…
3. На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный.
4. На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков…
5. Носил мальчик
Зелёный кафтанчик,
Стал паном –
Обзавёлся красным кафтаном.
6. Круглое, румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
-Почитайте слова. Назовите орфограмму.
- Как можно поверить написание этих слов? (Написание этих слов надо запомнить, так как проверить нельзя. Это словарные слова.)
3. Лексический диктант ( диктую слова, учащиеся должны дать толкование словам)
Например: Рабочий, аллея, квартира, метро, молоток, корзина, аптека.
4.Диктант по памяти ( даю задание на дом повторить слова, изученные ранее.) На уроке учащиеся пишут по памяти)
5. Выборочный диктант ( читаю вслух текст, а учащиеся, выслушав предложение, записывают, встретившиеся в нем слова с данной орфограммой. Стараюсь предложения брать из произведений русской классики).
Например: Мороз и солнце; день чудесный! Вся комната янтарным блеском озарена. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед. Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. Он крадется по аллее, на которой шум умолк.
В своей работе также использую ребусы, карточки, кроссворды.
Работая над темой, заметила, что систематическая работа над словарными словами дает положительные результаты. Учащиеся меньше делают ошибок в написании словарных слов, формируется память, зоркость, мышление.
Свое обобщение хотела бы закончить словами А.В.Текучева «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с первого по одиннадцатый класс»
Приложение.
Технологическая карта урока.
1. ФИО 2. Место работы 3. Должность 4. Предмет 5. Класс 6. Тема и номер урока в теме 7. Базовый учебник | Танктырова Наталья Васильевна МОКУ «Чильчинская СОШ» Тындинского района Учитель начальных классов Русский язык 3 Приставка (урок получения новых знаний) Л.Ф.Климанова ,Т.В. Бабушкина. Русский язык 3 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2017 |
Цели урока:
1. Создание условий для получения учащимися новых знаний по теме.
2.Расширить знания детей о приставке.
3. Стимулировать интерес к русскому языку, его многообразию.
Задачи:
Образовательные: сформировать умение находить в словах приставки.
Развивающие: развивать речь учащихся при составлении и пересказе текста.
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи; прививать аккуратность, усидчивость, умение активно работать на уроке.
Используемые технологии: технология коллективного взаимодействия, информационно-коммуникационные технологии, технология проблемного обучения.
Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Тип урока: комбинированный.
Дидактические средства:
Для учителя: средства ИКТ (презентация), карточки с заданием.
Для обучающегося: тетрадь, учебник, оценочные смайлики.
Название этапа | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) Цель: Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности | Орг. момент | Кто вечно хнычет и скучает, Тот ничего не замечает, Кто ничего не замечает, Тот ничего не изучает, Кто ничего не изучает, Тот вечно хнычет и скучает. Слайд №2 - У нас есть такие? - Хорошо. Начинаем работать? - Открываем тетради, записываем число Слайд 3 Третье декабря. Классная работа. | Ученики открывают учебники, тетради, готовятся внимательно слушать учителя. -Нет - Да | Регулятивные: волевая саморегуляция |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: Актуализация представления о приставке как части слова. | Словарная работа Знакомство с новым словом. | Задание: Запишите отгадки 1.Расселась барыня на грядке Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка. 2. Самый кислый он, друзья, 3. На грядке длинный и зелёный, 4. На жарком солнышке подсох 5. Носил мальчик Зелёный кафтанчик, Стал паном – Обзавёлся красным кафтаном. 6. Круглое, румяное Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки. Слайды 4-9 Слайд 10 -Прочитайте слова. Назовите орфограмму. - Как можно проверить написание этих слов? Дом по улице идет, на работу всех везет, не на курьих ножках, а в резиновых сапожках. Слайд № 11 - Назовите значение этого слова. - Произнесите слово орфоэпически. - Произнесите слово орфографически. Запишите слово в словарик, подчеркните букву непроверяемой безударной гласной. - Давайте составим предложение с этим словом. | Капуста, лимон, огурцы, горох, помидор, яблоко Написание этих слов надо запомнить, так как поверить нельзя. Это словарные слова. Автобус Составление предложений | Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
Постановка цели. Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | Работа по учебнику | -Какие это буквы? Р,с,и,т,в,а,п,а,к -Запишите их в строчку и расположите в правильном порядке. - Какое слово здесь зашифровано? Слайд 12-13 - О чем сегодня будем говорить? -Сформулируйте тему урока. - На какие вопросы мы должны ответить? Бег – забег, побег, разбег, набег, пробег Слайд 14 - Как назвать эти слова? Почему? Назовите корень. Есть ли разница между словами? Отчего она зависит? Слайд 15 - Может быть, кто-то из вас знает, как называется часть слова, которая внесла новый оттенок значения и образовала новые слова? - Обратите внимание, где находится приставка. Почему так приставку назвали? Слайд 16 Стр.103 - Прочитайте « Узелки на память». - Что такое приставка? - Почему она так называется? - Для чего служит приставка? | Приставка - Что такое приставка? -Где стоит приставка? - Для чего служит приставка? - однокоренные -бег- - приставка - перед корнем - Ответы учащихся. | |
Физкультминутка | Слайд17 Слова: дать, сдать, писать, написать, записать, лез, влез, вывез, привез, занес, нес, переложить, выложить. - Если в слове есть приставка, поворачиваемся друг к другу лицом и обмениваемся хлопками, если в слове нет приставки- приседаем. | Выполняют движения под руководством учителя | ||
Закрепление знаний и способов действий. Цель- закрепить умение образовывать новые слова при помощи приставок и выделять приставки в словах. | Самосто-ятельная работа Карточки Взаимо-проверка | А теперь самостоятельно выполните упр.177 на стр.104. - Последнее предложение разберите по членам. Сколько в предложении подлежащих, сказуемых? В каждом ряду найди слово без приставки. Подчеркни его. В остальных словах выдели приставку. Заяц, закладка, записать. Полка, помыть, починить. Обрубить, обувь, обставить. Сшить, связать, свет. Проплыть, прочитать, пробка. Долг, доехать, добежать. Слайд 18 - А, сейчас поиграем в игру « Замена» 1. Сменить место проживания. 2. Проглотить таблетку с водой. 3. Пропустить урок. 4. Начать исполнять песню. 5. Удалиться на некоторое расстояние. 6.Быстро войти в помещение. 7. Взобраться быстро вверх. | Выполняют самостоятельно упражнение. - переехать - запить - прогулять - запеть. - отъехать - забежать - залезть | |
Рефлексия учебной деятельности. Цель - подвести итог урока. | Как звучала тема нашего урока? Какие задачи вы ставили перед собой? - Все ли, поставленные задачи мы решили? Давайте проверим, насколько продуктивно вы работали на уроке. Я узнал(а), что… приставка - это…- стоит… - служит… Выводом нашего урока послужит следующее стихотворение (читают хором): Слайд 19 Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она, А при помощи приставки Образуются слова. Слайд 20 Оценка своей работы: Смайлики | - Что такое приставка? -Где стоит приставка? - Для чего служит приставка? | ||
Домашнее задание. | -Выучить правило на стр.105. выполнить упр. №181 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта на тему "Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения"
Различные упражнения, тесты. а также расматривается особенность словарной работы, различные приемы ознакомления со словами и их значениями.......
«Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе»
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка...
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...
Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»
В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...
Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ»
Цель данного проекта: разработка системы упражнений для словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах....
Выступление на МО "Организация и проведение словарной работы на уроках русского языка в начальной школе" (обмен опытом)
Организация и проведение словарной работы на уроках русского языка в начальной школе(обмен опытом)...