Технологическая карта урока по обучению грамоте по теме «Звуки [ж]. Буква «Жж» (1 класс) УМК Школа России
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Жанабаева Индира Маратовна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: Знакомство со звуками [ж] и обозначающей их буквой «Жж»; учить читать слоги с новой буквой с ориентацией на последующую гласную

Задачи урока

Дидактические:

1. Учить различать согласные звуки [ж],  характеризовать их.

2. Учить читать слоги, слова с буквой «Жж».

3. Учить выполнять слого-звуковой анализ и выделять звук [ж].

Развивающие:

1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя.

2. Развивать умение работать в парах.

Воспитательные:

1.    Воспитывать любовь к чтению.

2. Воспитывать уважительное отношение к товарищам

Планируемые результаты

Предметные:

1. Усвоить образ буквы «Жж».

2. Учиться различать звук [ж] между собой и среди других звуков.

3. Учиться выполнять слого-звуковой анализ.

4. Учиться выполнять гигиенические правила.

Личностные:

1. Формирование уважительного отношения к ответам своих товарищей.

2. Формирование заинтересованности       при    выполнении заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Дата: 15.12.2023

Школа: МАОУ Многопрофильный лицей №148 г. Челябинска»

Класс: 1 «Г»

Урок: 1

Время: 8:00-8:40 Кабинет: 113

Студент: Жанабаева Индира Маратовна

Группа: 45

Учитель: Гужова Юлия Эдуардовна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока: «Звуки [ж]. Буква «Жж»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: Знакомство со звуками [ж] и обозначающей их буквой «Жж»; учить читать слоги с новой буквой с ориентацией на последующую гласную

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Учить различать согласные звуки [ж],  характеризовать их.

2. Учить читать слоги, слова с буквой «Жж».

3. Учить выполнять слого-звуковой анализ и выделять звук [ж].

Предметные:

1. Усвоить образ буквы «Жж».

2. Учиться различать звук [ж] между собой и среди других звуков.

3. Учиться выполнять слого-звуковой анализ.

4. Учиться выполнять гигиенические правила.

Развивающие:

1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя.

2. Развивать умение работать в парах.

Личностные:

1. Формирование уважительного отношения к ответам своих товарищей.

2. Формирование        заинтересованности        при        выполнении заданий.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к чтению.
  2. Воспитывать уважительное отношение к товарищам

УМК: «Школа России» Азбука: 1 кл., 1 ч./Горецкий В.Г., Федосова Н.А.

ХОД УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности 
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно - значимом уровне

Ф

Методы: Словесный: монолог.

Приветствие.

1. Учитель приветствует учеников. 

2.Создает эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Индира Маратовна. Сегодня урок обучения грамоте у вас проведу я. Садитесь.

1.Приветствуют учителя

2.Настраиваются на работу.



Мнение обучающихся

Л: осознание и принятие на себя роли обучающегося; мотивация; самоопределение к деятельности.

Учебная презентация

Слайд № 1,2

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Методы: Словесный: беседа, анализ.

 

1.Мотивирование обучающихся к учебному процессу.

- Не смотря на то, что мы с вами проучились в школе совсем немного времени, чуть больше трёх месяцев, мы с вами кое-чему уже научились. Давайте кое-что вспомним, что мы уже знаем.

-Напомните, пожалуйста, какую букву мы недавно изучили?

-Каким звуком она обозначается?

-Охарактеризуйте этот звук.

-Прочтите слово (На карточке ШИТЬ)

-Какое правило есть в этом слове?

-Ребята, сейчас поработаем в парах. У вас на партах лежат схемы.(на доске эти же схемы большие)

- Ваша задача найти звуковую схему слова шить.

-Какая пара готова выйти, показать схему и охарактеризовать звуки?

-Кто согласен с выбором схемы? У кого такая же схема?  

-Охарактеризуйте звуки

Повторяют материал прошлого урока.

- -Ша

-[ш]

-Согласный, всегда твёрдый, глухой

-ШИ пиши с буквой И

- Ш-согл., тв., глух.; Ы-гл.; Ть-согл., мягк., глух

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: осознанное и

произвольное

построение

речевого

высказывания.









Постановка учебной задачи
(5 мин)




Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока





Ф

Методы:

Словесный: беседа.

Подводит к формулировке темы детьми.

- -Отгадайте загадку.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.  (слайд- картинка жука)

- Произнесите первый звук отгадки.

- Какой звук в этом стихотворении чаще повторяется?

- Произнесите, как жужжит жук.

-Звук ж мы ещё не изучали. Так что же мы сегодня узнаем?

-Да. Тема нашего урока: Звук [ж]. Буквы Ж, ж. (Слайд с темой)

- Каковы цели нашего урока?

Формулируют тему, цель и задачи урока с помощью учителя.


- жук

-жжж

-узнаем букву ж и каким звуком обозначается

-1.познакомиться со  звуком  [ж]  и буквой Ж.  2.научиться читать   слоги, слова, тексты с новой буквой

К: высказывание

Предположений

К: планирование

учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Учебная презентация, слайд № 3,4





"Открытие" детьми нового знания
  (10 мин)




















Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Методы:

Словесный: беседа

Практический: наблюдение,

демонстрация

опыта

1.Организовывает        «открытие» новых знаний. 

-Откройте учебники по закладке.

-Итак, первый пункт плана: познакомиться с характеристикой звука Ж. (Слайд)

Характеристика нового звука. (Слайд. Гласный-согласный, звонкий-глухой, твёрдый-мягкий)

- Нам нужно охарактеризовать  звук  [ж] .

- Произнесите ещё раз этот звук и скажите: гласный он или согласный?

- Кто согласен?

(Слайд. Остаётся только СОГЛАСНЫЙ)

- Почему он согласный? Как вы это определили?

- Теперь давайте определим: звонкий он или глухой. Приложите наушники. Какой?

- Почему звонкий?

(Слайд. Остаётся только ЗВОНКИЙ)

- Давайте одевать нашего звуковичка.

- Что ещё нам нужно определить?

-Вспомните слова, которые начинаются на букву Ж, и назовите в словах первый звук

-Какой первый звук везде был?

-Попробуйте его произнести мягко.  (…)  Получилось? (нет)

- Вывод…

(Слайд. Остаётся только ТВЁРДЫЙ)

- Обуваем звуковичка

- Итак, теперь дайте полную характеристику нашему сегодняшнему звуку ж.  

(Пустой слайд)

- Теперь поиграем в игру « Поймай звук». Я буду называть слова. Если вы услышите наш новый звук-один раз хлопните, если нет- ничего не делаете.

(Железо, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба, Жанна.)

- Итак, первый пункт плана мы выполнили-звук Ж охарактеризовали. Какой второй пункт плана? (Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук Ж) –Слайд.

-Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]?  Повторите Ж.

- Посмотрите на неё. (слайд- крупная Ж)

- На кого похожа буква Ж?

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!                (С.Я.Маршак)

-(Показ Ж в алфавите) (Слайд) Вот буква Ж в алфавите. Перед ней стоит буква, которую мы ещё не изучали- буква Ё, а следует за буквой Ж буква З.

-На ленте букв буква Ж располагается вот здесь. (Показываю)

-Над какой буквой она расположилась? (ш) Значит они… (парные)

- Буква Ша, нашли мы тебе пару. (Вручаю букву Ж ученику).Выйдите теперь пара. Назовите свои звуки  (Ж-Ш) Садитесь.

- Работа в парах. У вас на партах лежат полоски из бумаги. Составьте вместе с соседом по парте 2 буквы Ж. Обратите внимание на длину полосок. (Кто закончил-поднимают замочки.)

- Какие они у вас получились?

(слайд – Жж из полосок)

- У кого такие буквы получились? Молодцы.

- Для чего нужна заглавная Ж?

- Назовите слова, которые будут писаться с большой буквы Ж.

-Теперь слова на строчную ж.

- Продолжаем работу по плану. Звук изучили, букву узнали. Что теперь? ( Слайд)

Чтение слогов с буквой «Ж, ж».

Букву новую узнали

Образ мы её создали,

А теперь вперёд, друзья,

            Сможем мы прочесть слоги и слова.

- Покажите в учебнике пальчиком нашу сегодняшнюю новую букву.  Каким звуком она обозначается? Этот звук всегда…? (твёрдый) И читать мы его будем твёрдо, не зависимо от того, какой звук следует за ним.

- Найдите слоги.(Слайд)  Повторяйте за мной по одному слогу. (жа жо жу)

-А следующие  2 слога- особенные. Несмотря на то, что после Ж следуют Е и И, звук Ж произносится твёрдо. (ЖЕ, ЖИ)

- Запомните: жи пиши с буквой и. А схожее правило напомните нам.

- Теперь соединяем эти 2 правила: ЖИ – ШИ пиши с буквой И. (Карточку повесить) Повторите.

Отвечают на вопросы

 согласный

- Воздух встречает преграду, звук не поётся

- звонкий

- слышим свой голос

(выходит ученик и, объясняя, прикрепляет шапку с колокольчиком)

- жираф – Ж, жизнь-Ж……

- твёрдый

- Звук Ж всегда твёрдый

(выходит ученик, прикрепляет ботинки синие)

- согласный, звонкий, твёрдый

(дети, если услышали в слове звук Ж-хлопают)


- Язык является преградой для воздуха

- Язык является преградой для воздуха

- Разные








- Буква «гэ»

- Подъемный кран, гусь, коса, кочерга,

- Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук Ж

-на жука

(выходят дети с буквами Ж и Ш)

(составляют из полосок 2 буквы Ж)

- большая и маленькая

- писать имена, фамилии, названия рек, городов, клички, начало предложения

- Женя-это имя, Жучка-кличка,…

- живот, журнал,…

- Научиться читать с новой буквой слоги, слова и предложения

(читают слоги)

- ши пиши с буквой и

- ЖИ – ШИ пиши с буквой И

П: структурирование полученных знаний; логический анализ.

К: выражение своих

мыслей с

достаточной

полнотой и

точностью

П: построение

речевого

высказывания по

образцу; выполнение

действий по

алгоритму; структурирование знания, логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Учебная презентация, слайд № 5,6,7, 8, 9, 10, 11



Первичное закрепление
(6 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, П

Методы:

Практический:

Выполнение упражнений.

- Теперь прочтём слова по группам в учебнике. Что про них сможете сказать? (Слайд со словами)

-Читаем хором первую группу. (…) Теперь их прочтёт …(…) Итак, что про них можете сказать?

-Вторую группу хором(…) Один… (…) –А они? (не близкие по смыслу)

-Третью…

-Четвёртую… ( Пустой слайд)

Один ученик читает в учебнике

читают слова)

- Близкие по смыслу






П: построение

речевого

высказыванияК: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Л: включение в активную деятельность. 

Учебная презентация, слайд № 12 Учебник








Динамическая пауза

(2 мин)

Выполнение детьми динамической паузы

Ф

Методы:

Практический:

Выполнение упражнений.

Проводит физминутку.

- Отлично, можете сесть.

Выполняют движения физминутки.


П: выполнение

действий

Самостоятельная работа с самопроверкой
(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

- Сейчас ваша задача составить звуковую схему слова «стриж».

- У вас на партах у каждого должен быть листок, точнее полоска, в которой вы составите звуковую схему.
- На выполнение 3 минуты.
 

- Можете приступать к выполнению задания.

- Обменяйтесь с соседом по парте листочками, поставьте «+», если все верно, «-», если не верно.

- Поднимите руку, у кого верный ответ. У кого какие были ошибки?

 

Выполняют сам.ра.

Взаимопроверка

П: структурирование знания, логический анализ объектов 

Р: контроль выполнения заданий с заданным эталоном

Учебная презентация, слайд № 13








Включение в систему знаний, повторение

(5 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

П

Методы: практический – выполнение упражнения

-Теперь прочитаем текст в учебнике. (Слайд с текстом)

-Я вам его сейчас прочту, а вы подумайте, как можно озаглавить этот текст? (Читаю)

-В какую игру играли дети? (жмурки)

-Как можно озаглавить текст? (Жмурки)

-Кому знакома эта игра?

-Какие правила этой игры? (…)

- Мы можем в неё играть в классе? (нет) А где можем?

- Какое слово спряталось у нас на страничке в звуковой схеме. Найдите. (жмурки)

-Какой по счёту наш звук Ж? (первый)

-Давайте определим ударный звук. Хором (…) (у)

-Теперь этот текст читаете вы по предложениям. Все следим (…

- Отлично!

-жмурки

-первый

(Читают текст)

П: усвоение пройденного материала и применение полученных знаний.

Учебная презентация, слайд № 14, 15

Рефлексия деятельности

(5 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Методы: Словесный:

обобщающая

беседа

Подводит итог урока вместе с детьми.

-Вот и заканчивается наш урок. Все пункты плана мы выполнили. Давайте подводить итоги.

-Какая была тема урока?

-Какие цели мы ставили перед собой?  

-Поднимите руки те, кто достиг этих целей.

-Кто испытывал затруднения?

- Ребята, поднимите зеленый карандаш, если тему хорошо поняли, красный – не поняли тему урока

- Молодцы, ребята! Вы отлично сегодня потрудились. Спасибо за урок!

Анализируют свою работу на уроке. Проводят эмоциональную рефлексию.

- Звук Ж. Буквы Жж

-1.познакомиться со  звуком  [ж]  и буквой Ж.  2.научиться читать   слоги, слова, тексты с новой буквой

Р: анализ собственной работы.

Л: самооценка

деятельности

Учебная презентация, слайд № 16, 17


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

15 декабря.

Слайд 2

ШИТЬ

Слайд 4

Звук [ж]. Буквы Ж, ж.

Слайд 5

Звук [ж]. Буквы Ж, ж. Цели: 1.Познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж. 2.Научиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой Ж.

Слайд 6

ПЛАН. 1.Дать характеристику звука [ж]. 2.Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук [ж]. 3.Научиться читать с новой буквой слоги, слова и предложения.

Слайд 7

1.Познакомиться с характеристикой звука [ж]. СОГЛАСНЫЙ ? ГЛАСНЫЙ ЗВОНКИЙ ? ГЛУХОЙ ТВЁРДЫЙ ? МЯГКИЙ

Слайд 8

1.Познакомиться с характеристикой звука [ж]. СОГЛАСНЫЙ ЗВОНКИЙ ? ГЛУХОЙ ТВЁРДЫЙ ? МЯГКИЙ

Слайд 9

1.Познакомиться с характеристикой звука [ж]. СОГЛАСНЫЙ ЗВОНКИЙ ТВЁРДЫЙ ? МЯГКИЙ

Слайд 10

1.Познакомиться с характеристикой звука [ж]. СОГЛАСНЫЙ ЗВОНКИЙ ТВЁРДЫЙ

Слайд 12

Ж

Слайд 13

2.Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук [ж].

Слайд 16

3.Научиться читать с новой буквой слоги, слова и предложения.

Слайд 17

3.Научиться читать с новой буквой слоги, слова и предложения. жа жо жу же жи

Слайд 18

3.Научиться читать с новой буквой слоги, слова и предложения. друг жук дружок Жучка могу телега может тележка

Слайд 20

СТРИЖИ

Слайд 22

Стали дети играть в жмурки. Завязали Жене глаза платочком и разбежались в разные стороны. Никого Женя догнать не может. Осторожно! – кричат ему. - Лужа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Где живут белые медведи?" 1 класс ФГОС Школа России

технологическая карта урока составлена по программе "Школа России" по теме " Где живут белые медведи?"  1 класс...

Технологическая карта урока по обучению грамоте на тему "Буква и звук Я"

Тема урока: "Буква и звук Я"Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирования знаний у обучающихся о букве Я и ее звуках в начале слова и после гласных.Задачи урока...

Технологическая карта урока по обучению грамоте «Знакомство со звуками [м], [м’] и буквой Мм» (1 класс, УМК "Школа России)

Цель урока: формирование представления у обучающихся о согласных звуках [м], [м‘] и способом его графического обозначения с помощью букв Мм.Задачи урока:Дидактические:1 Познакомить обучающихся с...

Конспект урока обучения грамоте: «Знакомство со звуком и буквой Ы», 2 класс, УМК: «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование различий и чёткого произношения звука Ы в слогах, словах, предложениях, знакомство с буквой Ы.Задачи урокаДидактические:Познаком...

Технологическая карта урока обучения письму по теме: «Письмо заглавной буквы Ч» (1 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование графического навыка написания заглавной буквы Ч, соединений строчной и заглавной буквы Ч с другими буквами.Задачи урока:Дид...

Технологическая карта урока по обучению грамоте по теме «Звуки [д] [д’]. Буква «Д д»» (1 класс), УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: познакомить со звуками [д] [д’]и буквой Д д; учить читать слоги с новой буквой с ориентацией на последующий гласный звук. Задачи у...

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Воздух и его охрана" (3 класс) УМК Школа России

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о составе и основными физическими свойствами воздухаЗадачи урокаДидактические:Ознакомление обучающихся с по...