РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для 3 класса "Тайны русского языка"
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Актуальность программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_3_ka.doc | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности для 3 класса
«Тайны русского языка»
Цели и задачи курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Сроки реализации программы 1 год.
Занятия проводятся 1 час в неделю ; 17 недель ; 17 часов в год. (1 полугодие)
2. Содержание рабочей программы
1 час в неделю ; 17 недель ; 17 часов в год.
Наименование темы | Количество часов | Содержание учебного материала | Формы организации и виды деятельности |
Тема 1.Сказочное царство слов . | 1 | Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок . | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес . Оценивать конкретные примеры добрых слов Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет. Технологии, методики:
Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес . Оценивать конкретные примеры добрых слов Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет. Технологии, методики:
Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа. |
Тема 2. Путешествие в страну Слов. | 1 | Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово» | |
Тема 3. Чудесные превращения слов. | 1 | Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка. | |
Тема 4.В гостях у слов- родственников. | 1 | Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников. | |
Тема 5.Добрые слова. | 1 | Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему. | |
Тема 6.Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | 1 | Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов | |
Тема 7.Новые слова в русском языке. | 1 | Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка». | |
Тема 8. Встреча с зарубежными друзьями. | 1 | Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть». | |
Тема 9.Синонимы в русском языке. | 1 | Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте. | |
Тема 10. Слова- антонимы. | 1 | Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке. | |
Тема 11. Крылатые слова. | 1 | Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера». | |
Тема 12. В королевстве ошибок. | 1 | Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?». | |
Тема 13, В стране Сочинителей. | 2 | Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле . | |
Тема 14 Искусство красноречия. | 1 | Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей. | |
Тема 15. Праздник творчества и игры. | 1 | Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». | |
Тема 16.КВН по русскому языку. | 1 | Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку. | |
Итого | 17 | ||
3.Тематическое планирование. (17 часов)
№ | Тема занятия | Количество часов | Резерв |
1 | Сказочное царство слов . | 1 | - |
2 | Путешествие в страну Слов. | 1 | - |
3 | Чудесные превращения слов. | 1 | - |
4 | В гостях у слов- родственников. | 1 | - |
5 | Добрые слова. | 1 | - |
6 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | 1 | - |
7 | Новые слова в русском языке. | 1 | - |
8 | Встреча с зарубежными друзьями. | 1 | - |
9 | Синонимы в русском языке. | 1 | - |
10 | Слова- антонимы. | 1 | - |
11 | Крылатые слова. | 1 | - |
12 | В королевстве ошибок. | 1 | - |
13-14 | В стране Сочинителей. | 2 | - |
15-16 | Искусство красноречия. | 2 | - |
17 | Праздник творчества и игры. | 1 | - |
26- 27 | Трудные слова. | 2 | - |
28- 29 | Анаграммы и метаграммы. | 2 | - |
30- 31 | Шарады и логогрифы. | 2 | - |
32 | Откуда пришли наши имена. | 1 | - |
33 | Занимательное слообразование. | 1 | - |
34 | КВН по русскому языку. | 1 | - |
Итого 34 часа |
4.Календарно-тематическое планирование.
17 недели;1 час в неделю;17 часов.
№ п\п | Тема занятия | Дата по плану | Коррекция КТП | Дополнительная информация с учетом специфики курса |
1 | Сказочное царство слов . | |||
2 | Путешествие в страну слов.
| |||
3 | Чудесные превращения слов. | |||
4 | В гостях у слов родственников. | |||
5 | Добрые слова | |||
6 | Экскурсия в прошлое | |||
7 | Новые слова в русском языке | |||
8 | Встреча с зарубежными друзьями | |||
9 | Синонимы в русском языке | |||
10 | Слова- антонимы | |||
11 | Крылатые слова | |||
12 | В королевстве ошибок | |||
13 | В стране Сочинителей | |||
14 | Искусство красноречия | |||
15 | Праздник творчества и игры | |||
16 | Трудные слова. | |||
17 | КВН по русскому языку. |
5.Планируемые результаты изучения курса(личностные, метапредметные, предметные )
Личностные результаты
Обучающийся научится:
- эмоциональности; умению осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатии – умению осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувству прекрасного – умению чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любви и уважению к Отечеству, его языку, культуре;
Обучающийся получит возможность научиться:
- интересу к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интересу к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интересу к изучению языка;
- осознанию ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Обучающийся получит возможность научиться:
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Обучающийся получит возможность научиться:
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные:
Обучающийся научится:
знать:
-произведения устного народного творчества
-знать пословицы и поговорки о языке
-тематические группы слов;
-правила составления тематического словаря;
- правила превращения слов;
- отличительные признаки родственных слов
-добрые слова;
--правила вежливого поведения
-слова-историзмы;
-слова-архаизмы;
-значение устаревших слов
-откуда берутся новые слова;
- откуда берутся заимствованные слова; признаки данных слов
-значение слов-синонимов:
-признаки данных слов;
-правила подбора омонимов
-значение «крылатых выражений»;
-смысл понятия «красноречие
-где и как можно найти значение трудных слов
- историю изобретения анаграмм и метаграм
-как составлять и разгадывать шарады и логогрифы
-историю происхождения имён
-как образовывать новые слова;
-как разгадывать шарады
Обучающийся получит возможность научиться:
-как создавать свои речи
как находить исчезнувшие
-как подбирать родственные слова
-как сочинять сказки
-уметь находить данные слова в текстах;
-находить синонимы в тексте
-как подбирать антонимы
-как подбирать «крылатые выражения» в названиях текста
-как искать и исправлять ошибки
-как сочинять стихи-загадки по заданной рифме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Fairy English» (английский язык)
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс «Занимательный русский язык»
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Занимательный русский язык"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Царство китайского языка"
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Царство китайского языка"...
Программа внеурочной деятельности по математике "Знатоки русского языка" 3 класс
Программа внеурочной деятельности по русскому языку....
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Секреты русского языка» направление общеинтеллектуальное для 4 класса
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных инт...
Рабочая программа внеурочной деятельности к курсу «Занимательный русский язык»
Программа ВУД для 4 класса....