Проектно-исследовательская работа.«Правописание «НЕ» с глаголами слитно и раздельно»
проект по русскому языку (3 класс)
Данная проектная работа проводилась в 3 классе.
Цель:узнать глаголы, которые пишутся с «не» слитно, значение этих слов, создание словаря глаголов, которые пишутся с «не» слитно.
Задачи:
изучить и проанализировать учебную и справочную литературу по данной теме;
узнать глаголы, которые пишутся с «не» слитно и дать их толкование;
разработать анкету и выяснить, знают ли мои сверстники глаголы, которые пишутся с «не» слитно;
проанализировать и описать полученные результаты исследования;
обобщить собранные материалы и создать толковый словарь слов глаголов, которые пишутся с частицей «не» слитно для удобства изучения их в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_rabota._pravopisanie_ne_s_glagolami_slitno_i_razdelno.docx | 815.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
с углублённым изучением английского языка
Невского района Санкт-Петербурга
Адрес: 193230, Санкт-Петербург, улица Дыбенко, дом 17, корпус 3, литер Ж
Телефон/факс: (812) 585-33-28;
e-mail: school13spb@inbox.ru
Направление:
гуманитарное (русский язык)
«Правописание «НЕ» с глаголами
слитно и раздельно»
проектно-исследовательская работа
Руководитель проекта:
Дьячкова Нина Ивановна
учитель начальных классов
ГБОУСОШ № 13
с углублённым изучением
английского языка
Невского района
Санкт-Петербурга
Работу выполнила:
ученица 3«В» класса
Сметанина Вероника
Санкт-Петербург
2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………….……………………………………………………3
Глава 1. Основная часть…..……………………………………………………. ………………4
1.1. Что такое частица НЕ……… ………………………………………………………………4
1.2. Когда НЕ с глаголами пишется раздельно…………………………………………………4
1.3. Когда НЕ с глаголами пишется слитно………………………………………………...… 5
Глава 2. Практическая часть ……………………………………………………………………9
2.1. Анкетирование обучающихся 3 и 4 классов и результаты опроса………………………9
2.2. Создание словаря………………………………………………………………………… 10
Выводы …………….…………………………………………………………………………....11
Список использованной литературы и интернет ресурсов …………………....………….....12
ВВЕДЕНИЕ
Мне очень интересно изучать русский язык. Хотя я всего лишь в третьем классе, но мне стало любопытно разобраться в одном вопросе: «А есть ли слова – глаголы, которые с «не» пишутся слитно?». Ведь есть правило, что частица «не» с глаголами пишется раздельно. Можно сказать «Золотое правило» русского языка, которое дети проходят в конце второго класса.
На мой взгляд, работа актуальная. Актуальность работы заключается в том, что она нужна для учеников и для учителей начальной школы для того, чтобы при написании этих слов не допускать ошибок, уметь использовать их, грамотно строить свою речь, да и просто знать их.
Цель проектно-исследовательской работы - узнать глаголы, которые пишутся с «не» слитно, значение этих слов, создание словаря глаголов, которые пишутся с «не» слитно.
Для достижения цели мною были поставлены задачи:
- изучить и проанализировать учебную и справочную литературу по данной теме;
- использовать интернет- ресурсы;
- узнать глаголы, которые пишутся с «не» слитно и дать их толкование;
- Разработать анкету и выяснить, знают ли мои сверстники глаголы, которые пишутся с «не» слитно;
- проанализировать и описать полученные результаты исследования;
- обобщить собранные материалы и создать толковый словарь слов глаголов, которые пишутся с частицей «не» слитно для удобства изучения их в начальной школе;
- провести обсуждение с классным руководителем и родителями для более глубокого понимания темы и погружения в неё.
Объектом исследования является: «Правописание глаголов с частицей не»
В данной работе были использованы следующие методы исследования:
- Анализ справочной литературы и Интернет-источников поданной теме;
- Метод проектирования – создание анкеты для опроса одноклассников;
- Опрос;
- Качественный и количественный анализ полученных данных;
- Наблюдение.
Практическая значимость исследования заключается в том, что созданный толковый словарик может использоваться учителями и ребятами на уроках русского языка при изучения темы: «Глагол» для обогащения словарного запаса учащихся; полученные знания помогут ученикам грамотно использовать в речи данные глаголы
Глава 1. Основная часть
1.1 Что такое частица – «НЕ»?
Данная частица служит для выражения отрицания при разных частях речи.
а) Придаёт слову противоположное значение (например, неприятель (враг), невеселый (грустный));
б) то же, но с оттенком умеренности качества, например: неплохой, нехотя;
в) значение лица или предмета неспособного совершить действие, обозначенное основой или корнем, например: неумеха, незнайка, непоседа, неуч, непроливашка;
г) значение противопоставления, отрицания, отсутствия (того, что заключено в значении слова или основы без «не»), например: неаккуратный, несемейный, неоконченный труд.
Образует местоименные слова со значением отрицательным или неопределенности, например: негде, некогда, незачем, некоторый, несколько, нечто.
1.2 Когда «не» с глаголами пишется раздельно?
Сейчас узнаем, как пишется «не» с глаголами в русском языке. Сначала расскажем про раздельное написание, а потом — про слитное.
Сравните две части пословицы
- «Серьёзный человек откладывает безделье, да не откладывает дело». (с)
Какое маленькое слово (частица) помогает создать противоположное значение?
- Частица НЕ придаёт словам отрицательное значение: любит – не любит, видит – не видит.
Если вы встретили в одном предложении частицу «не» и глагол, чтобы избежать ошибку, нужно вспомнить правило орфографии русского языка.
«Не» пишется раздельно с глаголами и глагольными формами.
Чтобы запомнить правило, сравним два предложения:
- Солнце взошло над горой.
- Солнце еще не взошло над горой.
В первом предложении мы используем глагол «взошло», который поясняет существительное «солнце». У этого предложения утвердительное значение.
Во втором предложении этот же глагол стоит рядом с частицей «не», которая придает отрицательный смысл: «солнце не взошло».
Частица «не» — это самостоятельное слово служебной части речи, которое пишется раздельно с глаголами в разных грамматических формах.
Частица «не» вместе с глаголами выражает отрицание действия или запрет.
Например:
НЕ написал письмо;
НЕ заметил ошибку;
НЕ пришла вовремя;
НЕ буду отвечать.
При двойном отрицании у глагола появится положительное значение:
- не могу не поехать = должен поехать;
- не могу не согласиться = соглашаюсь.
«Не» со всеми глаголами пишется раздельно, но есть случаи, когда следует написать «не» слитно.
1.3 Когда «НЕ» с глаголами пишется слитно?
Теперь давайте поговорим о другом написании «НЕ» с разными глаголами. Отрицательная частица «НЕ» с большинством глаголов пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ- не употребляются.
Приведем примеры глаголов, которые с «НЕ» пишутся слитно. Узнаем, почему такие глаголы с «НЕ» следует писать слитно.
В русском языке в соответствии с орфографическим правилом глагольные формы с отрицательной частицей «НЕ» пишутся раздельно, несмотря на это в некоторых случаях «НЕ» с глаголами пишется слитно.
Это происходит в написании тех слов, в морфемном составе которых НЕ- является приставкой или частью корня, то есть без НЕ- эти слова не существуют как самостоятельные лексические единицы. Без начального НЕ- они не употребляются в речи.
Отсюда можно сделать вывод и получить правило:
«НЕ» с глаголами пишутся слитно тогда, когда без «НЕ» такие слова не употребляются.
Глаголы, которые без «не» не употребляются:
Недоумевать - находиться в недоумении. Например, по поводу отказа.
Небречь – пренебрегать кем или чем-либо. Не заботиться о ком-чём-либо.
Неистовствовать - находиться в состоянии неистовства – Быть в состоянии безудержной ярость, буйстве.
Нежничать – быть нежным в обращении с кем-либо; говорить нежные слова;быть слишком мягким, деликатным в обращении с кем-либо
Невеститься - становиться невестою, достигать брачного возраста (о девушке).
Небрежничать – быть небрежным, проявлять небрежность в чём-либо
относящийся к своим делам, обязанностям без должного внимания, старательности;
-выражающий невнимание к кому-либо, чему-либо, пренебрежение кем-либо, чем-либо.
-неряшливый, неаккуратный.
Невежничать – поступать невежливо.
Неглижировать - устаревшее. ироничное. относиться (отнестись) к кому-либо или к чему-либо без должного внимания; пренебрегать (пренебречь)
Нежить - содержать в неге холить, баловать.
Написание глаголов с «недо-» и «не до-»
В составе некоторых глаголов можно встретить приставку «НЕДО-», которая всегда пишется слитно (это же приставка!). Такие глаголы обозначают действие, которое сделали некачественно, не соответствующее какому-то уровню, выполненное ниже нормы, например В таких словах частица «НЕ» является частью сложной приставки НЕДО-
Примеры таких слов:
- недовесить (взвесить меньше положенного);
- недоедать - -аю, -аешь; несов. Есть недостаточно, плохо питаться. IIсущ. недоедание, -я, ср.
- недосыпать (спать мало);
- недослышать (плохо слышать).
- недолюбливать– чувствовать нерасположение, неприязнь к кому-нибудь.
Если возникли сомнения, можно использовать такой прием: заменить «недо-» на приставку с противоположным значением «пере-». Если звучит хорошо, значит, «недо» точно нужно писать слитно с глаголом. Вот так:
- недоварить кашу — переварить кашу;
- недооценить противника — переоценить противника.
- недожарить пирожки — пережарить пирожки;
- недовыполнить план — перевыполнить план;
- недолить молока — перелить молоко;
Но помните: бывают и случаи-исключения, в которых этот прием не работает.
Например: Мне тебя недостает.
Частица «не» пишется раздельно с глаголом с приставкой «до», если он обозначает, что действие начато, но не доведено до конца. Сравним:
- недожарить рыбу (рыба сырая) — не дожарить рыбу (оставить на потом);
- недослышать (плохо слышать) — не дослушать историю (закончить слушать);
- недосчитаться денег — не досчитать до ста.
У таких глаголов часто есть дополнение с предлогом «до»:
- не донести (до чего?) до дома;
- не дочитать книгу до конца.
Следует различать написание слов «недоставать» в значении «не хватать» и «не доставать» в значении «не дотягиваться, не достигать чего-либо», например:
- ему недоставало в жизни удачи;
- рыболов не достает веслом до дна речки.
Приведем список глаголов, которые без не- не употребляются:
- недовыполнить
- недомогать
- недолюбливать
- недооценить
- недослышать
- недопонимать
- недополучить
- недоучесть
Глава 2. Практическая часть
2.1. Анкетирование 3 и 4 классов и его результаты
На этом этапе работы мной была подготовлена анкета для выявления знаний наших сверстников по теме: «НЕ» с глаголами: слитно или раздельно?
В опросе участвовали ребята из 3 и 4 классов нашей школы, всего в анкетировании участвовало ‒ 52 ученика 3 классов и 54 ученика 4 классов. Общее количество участников – 106 человек.
Всем обучающимся мы предлагали ответить на 4 вопроса:
- Какой частью речи является слово НЕ в русском языке?
2. Какое значение имеет слово НЕ?
3. Как пишутся глаголы со словом НЕ? Примеры.
4. Знаешь ли ты глаголы, которые пишутся с НЕ слитно? Приведи примеры.
Результаты анкетирования 3-их и 4-ых классов (см. таблицу)
| 3-и классы | 4-ые классы | ||
52 ученика | 54 ученика | |||
Верно | Неверно | Верно | Неверно | |
Какой частью речи является слово НЕ в русском языке? | 27% | 73% | 39% | 61% |
Какое значение имеет слово НЕ? | 15% | 85% | 41% | 59% |
Как пишутся глаголы со словом НЕ? Примеры. | 67% | 33% | 93% | 7% |
Знаете ли вы глаголы, которые пишутся с НЕ слитно? Приведите примеры | 0% | 100% | 11% | 89% |
По результатам опроса учащихся 3-4 классов мы видим, что ученики 3 классов плохо знают, какой частью речи является слово НЕ в русском языке (73%) и какое оно имеет значение (85%). Меня порадовало, что ученики моей школы в 3 классах неплохо знают правило, что глаголы со словом НЕ пишутся раздельно и могут привести примеры (67%).
Но опрос показал, что глаголов, которые пишутся с НЕ слитно не знает никто из опрошенных. И привести соответственно примеры никто не смог.
В 4 классе дети владеют большей информацией по разным вопросам: 93% из 100% знают как пишутся глаголы со словом НЕ и привели разные примеры. Почти половина опрошенных учеников 4 классов знают, какое значение имеет слово НЕ в русском языке (41%) и какой частью речи оно является (39%). И всего 11% знают глаголы, которые пишутся с НЕ слитно.
2.2 Создание словаря
ВЫВОДЫ:
Задавшись целью узнать про глаголы с НЕ, которые пишутся слитно и проведя анкетирование среди учеников моей школы, я пришла к выводу, что ученики 3-4 классов знакомы с частицей «НЕ» и относительно хорошо знают правило, что глаголы с НЕ
пишутся раздельно. Но вот о том, что есть глаголы, которые пишутся с НЕ слитно, почти никто не знает и не может привести примеры. Теперь можно смело сказать, что значимость данного проекта оказалось очень высока и изготовление и применение словаря стало необходимым и важным для применения учениками начальных классов.
Список использованной литературы и интернет ресурсов:
1.Д.Э. Розенталь Универсальный справочник по русскому языку.
2.С.И.Ожегов Словарь русского языка
3. Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина «Русский язык» учебник для общеобразовательных организаций в двух частях.
4. https://russkiiyazyk.ru/orfografiya/primeryi-glagolov-kotoryie-ne-pishutsya-slitno.html
5. https://skysmart.ru/articles/russian/pravopisanie-chasticy-ne-s-glagolami
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»
Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающегося и роста профессионального мастерства учителя. Методические основы технологии проектного обучения.
Методические основы технологии проектного обучения...
Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.
Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...
Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.
Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...